Программа элективного курса "Алгоритмизация. Изучение с использованием Лего - технологий"
элективный курс (информатика и икт, 8 класс) по теме

Мартыненко Гульнара Ришадовна

Программа элективного  курса "Алгоритмизация. Изучение с использованием Лего - технологий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 40

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 элективного курса «Алгоритмизация. Изучение с применением Лего – технологий»

 8  класс

Составитель: учитель
информатики 1 кв. категории

МКОУ СОШ № 40

Мартыненко Г.Р.

2012 - 2013 уч .год

г.Сатка

Пояснительная записка

Изучение темы алгоритмизация и программирование связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение данной темы развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приёмов умственной деятельности. Изучая среду графического исполнителя, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

На изучение темы алгоритмизация и программирование в школьной программе по информатике отводится очень мало часов, а изучение языка программирования возможно только в 9 классе. Наряду с этим олимпиады по информатике содержат задания только по программированию.  Программа предложенного элективного курса позволяет закрепить и расширить знания учащихся в области алгоритмизации и приступить к более раннему изучению языка программирования Паскаль.

Элективный курс рассчитан на 35 ч. и состоит из двух частей:

  1. Запись алгоритмов с помощью блок-схем.
  2. Программирование в среде графического исполнителя.

Во второй части курса планируется применение Лего технологий для изучения следующих тем: Следование, ветвление, повторение; Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм, этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование.

Применение лего роботов  в рамках данного курса позволяет использовать деятельностный подход, который способствует развитию у учащихся таких способностей  как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений, а так же способность решать в неопределенных жизненных ситуациях разные классы задач.

Данный курс рассчитан на учащихся 8 класса.

Цели курса:

  1. формирование операционного стиля мышления (элементов информационной культуры, развития коммуникативных умений и навыков) и творческих способностей учащихся;
  2. получение практических навыков работы с компьютером;
  3. обучение учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы привлекая  для этого знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Задачи курса:

  1. заинтересовать учащихся изучением информатики;
  2. создать условия для формирования алгоритмического мышления учащихся;
  3. закреплять полученные навыки работы на компьютере;
  4. развивать у школьников умения записывать алгоритмы с помощью блок-схем;
  5. развивать у школьников умения составлять программы для исполнителя;
  6. создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения и представлять их в формализованном виде;
  7. дать основные знания в области механики, конструирования и основах автоматического управления;
  8. обучить технологии работы в среде программирования для роботов NXT.

1 часть     «Запись алгоритмов с помощью блок-схем»

 

  1. Программа

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.Основы алгоритмизации. Построение

блок-схем для линейных алгоритмов. Решение задач с использованием алгоритмов линейной структуры.

1

0,5 

0,5 

II. Построение блок-схем для алгоритмов ветвления.

Решение задач с использованием ветвлений.

2

0,5

1,5

III.Построение блок-схем для циклических алгоритмов.

Решение задач с использованием циклов.

3

0,5

2,5

IV.  Решение задач с использованием процедур.

1

0,5

0,5

  1. Итого

7

2

5

  1.  

  1. После изучения 1 части учащиеся должны 
  2. Знать:
  1. понятие алгоритма;
  2. виды алгоритмов;
  3. определения и правила записи основных алгоритмических конструкций.
  1. После изучения 1 части учащиеся должны 
  2. Уметь:
  1. строить блок-схемы для линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов, а так же алгоритмов содержащих процедуру;
  2. формулировать условия задачи по готовым блок-схемам;
  3. определять результат выполнения алгоритма по блок-схеме или её части.

2 часть     «Программирование в среде исполнителя»

  1. Программа

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I. Исполнитель Робот

9

2

7

II. Исполнитель Черепаха

5

2

3

III. Исполнитель Чертежник

6

2

4

IV.Исполнитель Lego NXT

8

1,5

6,5

  1. Итого

28

7,5

20,5

  1.  
  1. После изучения 2 части учащиеся должны 
  2. Знать:
  3. Исполнитель  Робот
  4. • среду системы Исполнители: окно, меню, кнопки.
  5. • среду Робота: объекты и правила прохождения лабиринта;
  6. • систему команд Робота и ошибки выполнения команд;
  7. • виды и структуру циклов;
  8. • структуру и правила использования условного оператора;
  9. • структуру и синтаксис программы и способы её выполнения (пошагово, до курсора, полностью);

  1. Исполнитель  Черепаха
  2. • среду Черепахи;
  3. • систему команд Черепахи;
  4. • прямоугольную систему координат;
  5. • углы: прямой, развернутый, острый, тупой;
  6. • направления поворота вправо-влево;
  7. • понятия «радиус окружности», «центр окружности»;
  8. • коды основных цветов и правила закрашивания объектов;
  9. Исполнитель  Чертежник
  10. • среду Чертёжника;
  11. • систему команд Чертёжника;
  12. • понятие «вектор»;
  13. • два формата для задания цвета;
  14. • понятие «процедура»;
  15. Исполнитель  Lego NXT

  1. • основы программирования в среде  программирования в компьютерной среде Mindstorms nxt 2.0;
  2. • принцип работы двигателей;
  3. • назначение и правила использования датчиков;  
  4. • структуру и синтаксис программы, и способы её выполнения;

  1. Уметь:
  2. Исполнитель  Робот

  1. находить в каталоге готовые лабиринты и программы;
  2. создавать программы для ;
  3. создавать программу для данного лабиринта и редактировать её;
  4. сохранять свои лабиринты и программы;
  5. пользоваться шаблонами;
  6. различать задачи с различными алгоритмическими структурами;
  7. отличать цикл «Повтори» от цикла «Пока».

  1. Исполнитель  Черепаха

  1. • определять координаты точки в плоскости перемещения Черепахи;
  2. • определять точно или приближенно угол поворота Черепахи;
  3. • задавать цвет линии и цвет заливки замкнутой области;
  4. • задавать параметры окружности;
  5. • создавать модели для расчета расстояний, углов поворота и размещения объектов;
  6. • создавать программы для рисования данного объекта или группы объектов с использованием различных алгоритмических структур.

  1. Исполнитель  Чертежник

  1. • определять направление и рассчитывать длину вектора;
  2. • задавать цвет с помощью формата  RGB;
  3. • использовать процедуры;
  4. • создавать программы для рисования данного объекта или группы объектов с использованием различных алгоритмических структур.

  1. Исполнитель  Lego NXT
  1. Создавать программу в среде Mindstrom и редактировать ее;
  2. Собирать  простого робота;
  3. пользоваться шаблонами, предложенными инструкциями;
  4. творчески подходить к решению задачи;
  5. довести решение задачи до работающей модели;
  6. излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  7. работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Календарно-тематический план элективного курса «Алгоритмизация»

8 класс (35 часов/1 час в неделю)

Тема урока                                  

Дата

Корректи-ровка

1

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы описания алгоритмов. Линейный алгоритм.

2

Алгоритм с ветвлением.

3

Решение задач с использованием ветвлений

4

Циклический алгоритм

5

Решение задач с использованием цикла

6

Решение задач с использованием цикла

7

Решение задач с использованием процедур

8

Исполнитель Робот. Среда и система команд Робота. Среда системы «Исполнители».

9

Простейшая задача для робота. Создание задачи для робота

10

Решение линейных задач для робота

11

Цикл с заранее известным числом ходов

12

Цикл с заранее известным числом ходов

13

Цикл с условием

14

Цикл с условием

15

Условный оператор

16

Условный оператор

17

Исполнитель Черепаха. Среда и система команд Черепахи. Углы. Работа с углами

18

Многоугольники. Рисование многоугольников

19

Цвет

20

Окружность. Рисование окружности

21

Решение задач для Черепахи

22

Исполнитель Чертежник. Среда и система команд Чертежника

23

Вектор. Решение задач с применением вектора

24

Решение задач для Чертежника

25

Форматы цвета

26

Процедуры. Использование процедур

27

Решение задач для Чертежника

28

Лего – робот, как пример исполнителя. Знакомство со средой программирования Lego NXT 2.0 Mindstorms

29

Написание линейного алгоритма движения Лего – робота. Демонстрация.

30

Написание алгоритма ветвления движения Лего – робота. Демонстация

31

Создание циклов «повторить n раз»  в среде  Lego Mindstorms

32

Создание циклов «пока» в среде  Lego Mindstorms

33

Создание циклов «пока» в среде  Lego Mindstorms

34

Решение задачи.

35

Решение задачи.

        

Перечень учебно-методических средств обучения

   1.  Гаврюкова Г.А. Дидактические материалы по теме «Исполнители». – Рязань, 2011.

   2. Поляков К.Ю. Алгоритмы и исполнители. – СПб, 2000-2010.

    3. Поляков К.Ю. Система "Исполнители", версия 2.5. – СПб, 2000-2007.

   4. http://kpolyakov.narod.ru.

   5. Семакин И.Г. Информатика. Задачник-практикум. Т.1. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.

6. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010 г. № 103/3976 «О встраивании робототехники в образовательный процесс в образовательных учреждениях Челябинской области в 2010 – 2011 учебном году».

Аппаратные и программные средства:

  1. Компьютеры
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. ОС Windows
  5. Программы Microsoft Office
  6. Система «Исполнители»
  7. Конструкторы Лего NXT 2.0
  8. Среда программирования Mindstorms

Рассмотрено

Руководитель ШМО

_________/ ____________/

протокол №_________от


«___» ____________ 2012г.

«Согласовано»

Зам. директора по УBР


_________/______________ /


«___» сентября 2012г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №40


__________/  ___________ /  


«___» сентября 2012г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".

Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....

УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО «РОБОТОТЕХНИКА» ТЕХНОПАРКА «ЭНИГМА»

Первая часть учебно-методического пособия содержит две дополнительные общеобразовательные программы технической направленности по использованию лего-технологий в образовательной деятельности конструкт...

Использование ЛЕГО-технологий на уроках русского языка и литературы.

Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, ...

Лего технологии и их использование на уроках английского языка

Современное образование сейчас претерпевает существенные перемены. Взаимодействие, сотрудничество и взаимопонимание ученика с учителем является важнейшим условием образовательного процесса. Необходимо...

Конспект занятия «Осеннее путешествие с тетушкой Совой» по дополнительной общеразвивающей программе «Интерактивное обучение» с использованием MIMIO- технологии.

Аннотация. Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль ...

Использование Лего-технологий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В настоящее время коррекционно-образовательный процесс представлен большим разнообразием инновационных технологий. Одной из которых, является Лего-конструирование....