Использование ЛЕГО-технологий на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку на тему

Зинатулина Гузель Рамиловна

Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_tehnologii.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЛЕГО-технологий на уроках русского языка и литературы.

Зинтулина Гузелия Рамиловна,

                                              учитель русского языка и литературы,

                                              МБОО  СОШ №25,

                                             г. Альметьевск, Республика Татарстан

ЛЕГО-педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени; способствует укреплению здоровья детей. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения во многих образовательных учреждениях.

Основные области применения ЛЕГО-педагогики:

  • начальное образование (математика, развитие речи, знакомство с окружающим миром);
  • технология и интегрированные модули технологии и естественнонаучных дисциплин;
  • начальное профессиональное образование;
  • образование для детей с проблемами в адаптации; проблемами физического и умственного развития;

Применение ЛЕГО-технологий на уроках позволяет:

  • обеспечить комфортную атмосферу на уроке для каждого ученика,
  • ускорить адаптационный период,
  • развивать мышление, внимание, мелкую моторику ребенка,
  • обеспечить непрерывную обратную связь между учеником и учителем,
  • организовать процесс профессиональной ориентации начиная с I ступени обучения.

Применение ЛЕГО - технологий  на базе ГОУ СОШ №650

  • в  рамках урока (методика «Пишем, не зная букв»),
  • во внеурочной деятельности (Лего-проекты).

Результатом широкого применения ЛЕГО-технологий стала положительная динамика роста качества образования, которая выражена в следующих достижениях:

  • ускорился процесс адаптации и формирования учебной мот
  • внимание,
  • появились значительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику),
  • более 50% учащихся перестали испытывать трудности в звуко-буквенном анализе слов, построении моделей задач уже на 2-й неделе использования ЛЕГО- технологий при изучении данных тем.

Такие результаты позволили сделать вывод, что применение  ЛЕГО-технологий  позволяет способствовать формированию прочной базы ЗУН  с первых дней обучения и может являться неотъемлемым средством повышения качества образования

В настоящее время сказки пользуются огромной популярностью у людей различных возрастов. История использования сказок в учебно-воспитательном процессе богата и разнообразна. Поэтому мы решили все декорации сделать из Лего-конструктора. Несмотря на то, что мы работаем с  детьми, у них хорошо развито мышление, воображение. Они с удовольствием и достаточно умело справлялись с Лего-конструктором, т.к. они работают с ним часто.

Проектная деятельность на уроках литературного чтения

Чтение начинается с первого дня обучения в школе. На уроке литературного чтения знакомство с детской художественной книгой происходит постоянно. Таким образом, ребенок  систематически знакомится с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы, учится ориентироваться в книге и среди книг, предугадывать примерное содержание детской книги до чтения, различать книги по существенным признакам (тема, автор, заголовок).

Цель курса «Литература»  — нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения её теории и практики анализа художественного текста. Это значит, что у учащихся формируется интерес к  книге, желание и привычка читать.

В этом году мы поставили перед собой задачи:

  1. Закрепить знания детей о сказках.
  2. Развивать любознательность, интерес к народному творчеству.
  3. Формировать у детей выдумку, фантазию.
  4. Расширять словарный запас.
  5. Совершенствовать навыки работы учащихся с различными поисковыми системами
  6. Создать проекты по сказкам.

Читая и анализируя произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания.

Жанровое богатство, высокая художественность текстов и накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности за годы обучения в начальной школе позволяют усложнить и расширить тематику и формы творческих работ учащихся. От работы «по авторской модели» они переходят к сочинению собственных сказок и рассказов.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.

Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Тематика проектов может быть самая разнообразная. Проектная деятельность отличается, от учебной, своей практической направленностью, она завершается созданием творческих работ и обязательной презентацией результатов.

Сначала мы выбрали сказки, героев, рассказали, какими они будут, описали их внешний вид, настроение. Потом все вместе стали обсуждать: "С чего начнется проект? Как будут развиваться события? Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?" Свои ответы-продолжения мы высказывали по цепочке, друг за другом.

При распределении ролей учитывались индивидуальные особенности и возможности детей, а также используемых игрушек, обсуждались характеры персонажей. В репетицию так же вовлеклись все учащиеся.

Изготовление декораций из Лего- конструктора – стало важным этапом в работе над проектом. Это привлекло внимание маленьких участников к тем деталям, которые чаще всего ускользают от детского внимания: место действия и его смена, средства передачи атмосферы сказки, настроения (страшно, мрачно или светло, весело).

Участие взрослых в проекте позволяет развить у малышей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к сотрудничеству.

Жизнь ребенка – непрерывная творческая игра. Необходимо, чтобы воедино были связаны обучение, игра и творчество. На занятиях с конструктором ЛЕГО ребенок учится фантазировать и видеть необычное в самом простом и привычном, передает с помощью конструктора образцы реальной жизни. Часами дети могут создавать удивительные проекты. Так развиваются не только творческие способности, но и воспитывается личность ребенка, способность самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные решения. В ходе таких занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, мотивация к обучению, улучшается память. Необходимо помнить, что работа с мелкими деталями положительно влияет на мелкую моторику.

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.

Но в современном мире роль книги ушла на второй план. Поэтому всеми средствами мы стараемся приобщить к миру литературы.

        

        Список использованной литературы:

  1. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего . Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
  2. Комарова Л. Г. Строим из лего, Москва  «ЛИНКА-ПРЕСС» ,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Использование метода проектов на уроках русского языка и...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным.  Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...