Использование Лего-технологий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учебно-методический материал

Яшкина Татьяна Юрьевна

В настоящее время коррекционно-образовательный процесс представлен большим разнообразием инновационных технологий. Одной из которых, является Лего-конструирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_legokonstruirovaniya_doklad.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Использование Лего-технологий в работе с детьми

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

        В настоящее время коррекционно-образовательный процесс представлен большим разнообразием инновационных технологий. Одной из которых, является Лего-конструирование.

Мой выбор в использовании данной технологии в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) был не случайным. Учитывая тот факт, что психофизическое развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) значительно отстаёт от их (так называемого) паспортного возраста, игровая деятельность по-прежнему остается ведущей в образовательном процессе. Лего-конструирование – это игра нового поколения. Она помогает решать многие коррекционно-развивающие задачи.

Занятия с Лего-конструктором способствуют:

- развитию сенсорных представлений, поскольку в игре дети используют детали разной формы, цвета, величины;

- развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления).

- развитию мелкой моторики;

- формированию навыков пространственной ориентации (ребёнок лучше усваивает такие понятия, как «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», «между» и др.)

- формированию элементарных математических представлений (пересчёт деталей, понятий длинный – короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, большой - маленький)

- развитию речи (это и коммуникативное взаимодействие во время игры и рассказ о постройке, и звукоподражание при сюжетно-ролевой игре, например: в лего-ферму, когда ребёнок подражает звукам животных или трактора)

-развитию творческого воображения.

В работе с детьми я использую разные виды конструктора Лего (и его аналоги): наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей; конструкторы средних размеров; классический конструктор-Лего.

Дети быстро теряют интерес к тем игрушкам, которые не трансформируются. А игрушки, которые можно модифицировать и модернизировать, привлекают интерес ребёнка и подталкивают к новым экспериментам. Это активизирует физическую и умственную деятельность.

Поскольку конструктор можно располагать не только на столе, но и на полу, ребёнку во время занятий нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для наших детей.

Развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением Лего делает коррекционно-развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению словесных инструкций.

         Свою работу с обучающимися я начинаю со знакомства детей с конструктором, его разнообразием, с правилами и приёмами работы, с техникой безопасности, с названием деталей, способами крепления деталей.

Практическую работу начинаю с создания несложных конструкций по образцу. Ребёнку показывается образец того, что нужно сделать, и как это построить из деталей конструктора. Обучающийся должен повторить за педагогом. Играя таким способом, ребёнок учится подражать, что в дальнейшем подталкивает его к самостоятельному творческому процессу. Также для стимуляции творческой фантазии я предлагаю ребёнку самостоятельно дополнить образец каким-либо элементом.

Затем я учу детей строить по модели. Ребенку показывается образец. При этом он не видит у модели, все её элементы. Ребёнку предлагается воспроизвести модель из имеющихся материалов самостоятельно. То есть задача есть, а решения нет. Такой вид игры очень эффективное средство для развития мышления.

Также детям я предлагаю построение по условиям. Здесь нет образца, нет рисунков, нет схем, есть только словесные условия и словесные описания. В этих условиях обговаривается, что должно получиться и какое практическое назначение модели. (Например: давай построим машину, пусть она будет зеленого цвета и т.д.) Играя по таким правилам у ребёнка вырабатывается умение анализировать, а также развивается изобретательское конструирование.

 Ребята постарше могут построить модели по замыслу или по теме. В такой игре ребёнок сам выбирает материалы способы выполнения своих идей.  

Вместе с детьми я использую построенные модели в сюжетно-ролевых играх, развивая и активизируя речь ребёнка.

Использование элементов лего-конструирования в коррекционно-развивающем обучении детей с умственной отсталостью положительно влияет на их общее развитие, способствует коррекции недостатков их психического развития, формированию элементарных коммуникативных умений и навыков. Лего позволяет учиться играя и обучаться в игре.

Список использованных источников:

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- Спб., КАРО, 2007
  2. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. – М., Просвещение, 1991.
  3. Коноваленко С.В. Конструктивная деятельность детей (ДЦП). – М., Книголюб, 2007
  4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Фундамент здоровья закладывается с детства, и забота о здоровье детей касается не только медиков, но и нас – ...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...

Методическая разработка "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать ...

Использование современных технологий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Учитель использует для обучения детей с  умственной отсталостью (и...