Использование технологии «мультимедийная мастерская» в рамках компетентностного подхода
статья по информатике и икт по теме

Преображенская Людмила Юрьевна

Данная статья носит название  Использование технологии «мультимедийная мастерская» в рамках компетентностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_sbornike.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии «мультимедийная мастерская»

в рамках компетентностного подхода

Развитие современного общества, происходящие в нем глобальные социально-экономические перемены, направленные на преимущественное развитие интеллектуальных и наукоемких отраслей, переработку и использование информации, необходимой для постоянного повышения эффективности труда в различных сферах деятельности человека, неразрывно связаны с системой образования: именно в сфере образования закладываются социальные, психологические,  общекультурные и профессиональные предпосылки общественного развития.

Современная школа характеризуется переходом к  компетентностному подходу в образовании: теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством, обеспечивающим успешность человека в избранной им сфере деятельности. В этом контексте компетенция рассматривается как общая готовность человека (специалиста, выпускника, обучаемого) установить связь между знанием и ситуацией, сформировать процедуру решения проблемы.

Одним из основных механизмов, обеспечивающих модернизацию образования в нашей стране, является информатизация образования, рассматриваемая как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на совершенствование механизмов управления системой образования, обновление методологии и организационных форм обучения, реализацию интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, создание и использование компьютерных методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Эффективное использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса.

ИКТ-компетенцией учащегося назовем его готовность использовать  в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию); обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации); интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление); оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации); создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.

Один из способов развития ИКТ-компетенции – применение новых информационных технологий на уроках, в частности такой технологии, как Мультимедийная мастерская.

Ведущая идея: расширение педагогического пространства урока средствами мультимедиа с целью создания условий для личностного роста школьника (медиаобразованности).

Цель «Мастерских» - научить детей мыслить творчески и раскованно, самостоятельно выстраивать свое знание.

Структура мультимедийной мастерской:

  1. Вводная часть (определение темы занятия) - на которой школьникам предлагается самостоятельно сформулировать тему урока. Для этого учитель предлагает учащимся разнообразные подсказки, которые позволяют учащимся понять тему предстоящего занятия. В этой части урока школьники активизируют мыслительные процессы для обозначения темы.
  2. Вызов («мозговой штурм») – вызов учащиеся получают задание путем мозговой атаки определить, что они знают, или думают, что знают. Принимаются все идеи, независимо от того, правильны они или нет. После чего преподаватель может задавать вопросы учащимся о том, что не обсуждалось, но имеет непосредственное отношение к изучаемому. Во время этой части занятия роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника конкретных новых идей, способствующих развитию мыслительной деятельности  учащихся, при этом внимательно выслушивая каждое соображение учащихся. В этой части урока осуществляется несколько важных познавательных видов деятельности. Школьники анализируют собственные знания по заданной теме, демонстрируют первичные знания (себе и партнеру) посредством устной и письменной речи.
  3. Осмысление нового - учащийся вступает в контакт с новой информацией или идеями. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступления или выполнения опытов. Учащимся предлагаются мультимедиа (учебные пособия, порталы и сайты в Интернет).
  4. Практикум - имеет своей целью проанализировать информацию по изучаемой теме, из разных источников средств массовой коммуникации, (подбор мультимедийных информационных сообщений учителем осуществляется заранее) и разработать собственный мультимедиапродукт по данной теме.
  5. Рефлексия завершает каждое занятие: за короткое время осмысливается значимость проведенной работы для каждого участника мультимедийной мастерской.

Пример урока с использованием технологии «мультимедийная мастерская».

Тема урока: Представление числовой информации с помощью систем счисления. Непозиционные системы счисления.

Цели урока:

  1. образовательная –познакомить учеников с примерами непозиционных систем счисления;
  2. развивающая – развитие памяти, логического мышления;
  3. воспитательная – воспитание критичности и самокритичности мышления, способности спокойно отказываться от заблуждений, не настаивать на них.

Этапы урока:

  1. Вводная часть

Дидактическая задача: определение темы занятия.

  1. Вызов.

Дидактическая задача: способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся.

  1. Осмысление.

Дидактическая задача: помочь учащимся познакомиться с новым материалом.

  1. Практикум

Дидактическая задача: проверить, как учащиеся разбираются в новом материале.

  1. Рефлексия

Дидактическая задача: осознание всего изученного на уроке.

  1. Формулировка домашнего задания.

Дидактическая задача: проверить, насколько учащиеся разобрались в новом материале.

Ход урока:

  1. Вводная часть

С учащимися повторяется определение системы счисления, непозиционной системы счисления Далее учащимся предлагается определить, какие цифры скрыты в примере.

 Учащиеся решают пример. Ответ транслируется на доску:

 - 1,    - 10,  - 100,  - 1000,  - 10000.

После того, как учащиеся демонстрируют решения, говорится о том, что данные обозначения использовались древними египтянами для записи чисел (древнеегипетская непозиционная система счисления).

С учащимися определяется цель последующего урока.

  1. Вызов

Учащимся предлагается записать другие непозиционные системы счисления.

  1. Осмысление.

Учащиеся разбиваются на группы (4 группы по 3-4 человека в группе). Каждая группа получает листок пустой таблицей, которую необходимо заполнить, используя ресурсы Интернета. По окончании заполнения таблицы вывешиваются на доску. Происходит обсуждение различных непозиционных систем счисления. Учащиеся дописывают те системы счисления, которые не нашли в Интернете.

Современные числа

Числа в различных непозиционных системах счисления



  1. Практикум

Учащимся предлагается решить примеры с использованием различных систем счисления.

№1. Древний человек поймал на завтрак несколько рыб. Придя к себе в пещеру, он зарисовал свой улов на стене следующим образом: | | | | |. Сколько рыб поймал на завтрак первобытный человек?

№2. Запишите, чему равно число, записанное в славянской системе счисления в виде .

№3. Запишите в славянской записи число 32.

№4. Запишите число 658 в римской системе счисления.

№5. Дано число в римской системе счисления: MDCLXXXIV. Запишите это число в десятичной системе счисления.

№6. Запишите число 937  в греческой системе счисления.

Ответы с решениями транслируются на доску.

  1. Рефлексия

«Букет настроения». Каждому  учащемуся до начала урока были розданы цветы – 3 синих и 3 красных. После каждого вида деятельности учитель просил учеников положить в вазу тот цветок, который характеризовал бы их настроение на настоящий момент урока: красный цветок – положительные эмоции, синий – отрицательные. В конце урока учитель собирает вазы цветов.

  1. Формулировка домашнего задания

Дома: Переведите дату своего рождения в римскую, египетскую и славянскую системы счисления.

Расширение рамок урока за счет мультимедиа позволяет решить дидактические вопросы с большим образовательным эффектом, повысить эффективность обучения, значительно сократить время, отведенное на изучение учебного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....

Реализация учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода на уроках физической культуры

Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между ...

"ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ФГОС"

Методические приёмы формирующие критическое мышление:Ø кластерØ мозговой штурмØ синквейнØ «знаем /хотим узнать / узнали»Ø учимся вместеØ ажурная пилаØ зигзагØ инсертØ 5-“w”Ø Бриллиант...

Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Современные образовательные технологии в рамках компетентностного подхода

Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию разл...

«Образовательный веб - квест в рамках компетентностного подхода к образованию»

В статье рассматривается  компетентностный подход к образовательномк квесту....