Исполнители алгоритмов: МАШИНИСТ (занятие по курсу "Роботландия" 3 класс)
план-конспект занятия по информатике и икт по теме

Фомичева Ольга Николаевна

  Исполнители алгоритмов: МАШИНИСТ (открытое занятие по курсу "Роботландия" 3 класс)

Цель: организовать деятельность учащихся по повторению темы  «Исполнители алгоритмов»
Задачи:
Образовательная:
  • Повторение изученного  материала по теме «Исполнители алгоритмов».
  • Проверка умений  составлять и выполнять алгоритмы для известных исполнителей.
Развивающая:
  • Развивать логическое мышление учащихся, память, внимание, воображение, познавательную активность, способность быстро воспринимать информацию.
Воспитательная:
  • Воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, правила поведения.
Тип урока: Учебное занятие повторение и закрепление  полученных знаний, умений и навыков.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
  1. Компьютер;
  2. Проектор;
  3. Карточки с индивидуальными заданиями;
  4. Рисунки вагонов (заготовки для задач).
  5. Программное обеспечение – «Роботландия»: Алгоритмика / Исполнители.
  6. Презентация (+ схема знакомства с исполнителем)

Конспект занятия и презентация опубликованы на сайте http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98660774

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по курсу «Роботландия»
в 3А классе

Тема: «Исполнители алгоритмов»

Цель: организовать деятельность учащихся по повторению темы  «Исполнители алгоритмов»

Задачи:

Образовательная: 

  1. Повторение изученного  материала по теме «Исполнители алгоритмов».
  1. Проверка умений  составлять и выполнять алгоритмы для известных исполнителей.

Развивающая:

  1. Развивать логическое мышление учащихся, память, внимание, воображение, познавательную активность, способность быстро воспринимать информацию. 

Воспитательная:

  1. Воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, правила поведения. 

Тип урока: Учебное занятие повторение и закрепление  полученных знаний, умений и навыков.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

  1. Компьютер;
  2. Проектор;
  3. Карточки с индивидуальными заданиями;
  4. Рисунки вагонов (заготовки для задач).
  5. Программное обеспечение – «Роботландия»: Алгоритмика / Исполнители.
  6. Презентация (+ схема знакомства с исполнителем)

Логика занятия:

  1. Мотивация                                         – 1 мин
  2. Актуализация знаний                         – 10 мин
  3. Игра                                                 – 5 мин
  4. Физминутка                                         – 1 мин
  5. Закрепление знаний                                 – 10 мин
  6. Индивидуальная работа на компьютерах – 12 мин
  7. Итог занятия                                         – 1 мин

Ход урока

  1. Организационное начало урока (1 мин.)

Здравствуйте, рада вас видеть! Все удобно сели, спинки выпрямили.

Посмотрите, друг на друга  и мысленно пожелайте каждому добра!

Ну а теперь сосредоточились. Внимание на экран.

II.        Актуализация знаний (10 мин)

Даны различные последовательности. Определите, что это такое. Дайте название каждому столбику.        (слайд1)

  1. Приезд в деревню.
  2. Помощь бабушке.
  3. Летние забавы.
  4. Каникулы кончились.
  1. Достать ключ.
  2. Вставить ключ в замочную скважину.
  3. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.
  4. Вынуть ключ.

Чем алгоритм отличается от плана?

(Алгоритм – это упорядоченная последовательность действий, приводящая к конечному результату.)

А для кого составляются алгоритмы (для исполнителей, то есть тех, кто будет выполнять эти алгоритмы)

(слайд2) Сегодня на уроке мы должны повторить с вами тему «Исполнители алгоритмов». Тема непростая, но мы с вами очень старательно её изучали и многому научились.  

(слайд3) Давайте посмотрим на экран, что здесь изображено? (сказочная избушка на курьих ножках). Можно ли утверждать, что избушка является исполнителем? (Да.)

Вспомните, как выбравшись из чащи леса на полянку, Иван-царевич видит избушку на курьих ножках. Какую команду при этом произносит Иван-царевич?

(- ИЗБУШКА, ИЗБУШКА! ВСТАНЬ КО МНЕ ПЕРЕДОМ, А К ЛЕСУ ЗАДОМ!)

И волшебная избушка поворачивается, т.е. точно исполняет заданную команду.

        Исполнители знакомы вам не только по сказкам.

(слайд4)   Посмотрите на рисунки. Объясните, кто здесь является исполнителем, почему?

1. Дрессированная собачка – исполнитель: она понимает и исполняет те команды, которым научил ее хозяин.

2. Мальчик, который по просьбе мамы моет посуду на кухне, тоже можно назвать исполнителем.

3. Даже целый взвод солдат, в точности исполняющий указания командира, тоже исполнитель. (коллективный).

4.  Компьютер – техническое устройство, является исполнителем.

5. Статуя человека и будильник – не исполнители, так как не умеют понимать и выполнять команды.

        Много раз вам встречались исполнители на уроках информатики. Перевозчик, который по вашим командам перевозил на другой берег реки волка, козу и капусту, был одним из первых исполнителей, с которым вы познакомились. Исполнителями являются и Переливашка, и Конюх, и Монах.

(слайд5) Исполнителем называется человек, коллектив, животное или техническое устройство, которые понимают и умеют точно исполнять задаваемые им команды.

(слайд6) Набор понятных исполнителю команд называется системой команд этого исполнителя, или сокращенно СКИ.

Но знать названия команд – этого мало. Надо знать еще, как каждую из этих команд передать исполнителю, и как исполнитель выполняет эту команду.

Переливашке, например, мы писали команды с клавиатуры : А-Б;

Конюху: а1-с2;

Плюсику: запомни 5, запомни 4, умножь.

(слайд7)

(слайд8)  Ну а теперь поговорим о том, как исполнитель реагирует на такие команды:

А-Ю                 ВПИРЕТ                ПРИЦЕПЛЯЙ        

    НЕ ПОНИМАЮ         – так отвечают все роботы, когда им дают команду, не входящую в их СКИ. Ведь правильно писать команду ВПЕРЕД, а ВПИРЕТ в СКИ нет. Робот принимает команды к исполнению только тогда, когда они отданы так, как записано в СКИ.

        (слайд9) Но можно задать исполнителю команду имеющуюся в СКИ и, тем не менее, поставить его в затруднительное положение.

        Представьте себе, КОЗА находится на правом берегу реки, а вы отдаете Перевозчику команду: КОЗУ НА ПРАВЫЙ БЕРЕГ.

Исполнитель напишет на экране:    НЕ МОГУ              

Причем «не могу», у каждого исполнителя свое: Переливашка не может вылить воду из пустого ведра.

III.        Игра в РОБОТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ (5 мин)

Пусть роботом будет один из ребят, а другой дает ему различные команды. Но вначале нужно обсудить, какие команды будут входить в СКИ робота.

Например: (слайд10)

        Встань / Сядь

        Повернись (налево, направо)

        Подними/опусти (правую/левую) руку (ногу).

        Шаг (вперед/назад)

Задание:

  1. Дойти до стула, сесть на него. (2 чел.)
  2. Дойти до стула, обойти его и вернуться на место. (2 чел.)
  3. Выполнить зарядку . (5 чел)

IV.        Физкультминутка (1 мин)

Здравствуйте! Здравствуйте!

Хлопаем в ладоши.

Проходите, хвастайте!

Вы – направо,

Наклон головой вправо.

Вы – налево.

Наклон влево.

Вы – назад,

Наклон назад.

А вы – вперед.

Наклон вперед.

Вы – направо,

Наклон вправо.

Вы – налево.

Наклон влево.

Вы – назад,

Наклон назад.

А вы – вперед.

Наклон вперед.

Вот!

Хлопаем в ладоши.

Ну вот, мы поиграли с вами в роботов.

V.        Закрепление знаний (10 мин)

Ну а теперь поработаем с вами Машинистами на железнодорожной станции. Здесь идет напряженная работа. Машинист тепловоза должен, получив команды от дежурного по станции, рассортировать состав.  Для выполнения команд исполнитель располагает автоматическими устройствами, которые позволяют ему, не выходя из кабины локомотива, переводить стрелку, сцеплять и расцеплять вагоны.

(слайд11) Вспомните, какие команды умеет выполнять Машинист:

СКИ Машиниста

ВПЕРЕД

НАЗАД

СТРЕЛКА

ПРИЦЕПИ

ОТЦЕПИ

Вызов исполнителя МАШИНИСТ в программе Роботландия

Итак, пусть машинист получил задание:

  1. Переставить на нижнюю ветку платформу (П), ближайший к локомотиву вагон.

Алгоритм выполняет один из учеников на демонстрационном компьютере (комментарии делаются учителем устно).

ВПЕРЕД

ВПЕРЕД

ПРИЦЕПИ

НАЗАД

ВПЕРЕД

СТРЕЛКА

ВПЕРЕД

ОТЦЕПИ

НАЗАД

Продвижение локомотива до стрелки

Продвижение от стрелки до состава

Присоединение ближайшего вагона

Локомотив с вагоном отъезжают на основной путь

Продвижение состава до стрелки

Изменение положения стрелки, открыт нижний  путь

Продвижение к нижнему тупику

Вагон остается в нижнем тупике

Возврат локомотива в исходную позицию.

  1. Переставить на нижнюю ветку крытый вагон (В), самый дальний от локомотива.

Алгоритм выполняют три ученика по очереди на демонстрационном компьютере (комментарии делаются учителем устно).

Команда

Результат

ВПЕРЕД

На верхнюю ветку

ВПЕРЕД

ПРИЦЕПИ

Прицепить 3 вагона

ПРИЦЕПИ

ПРИЦЕПИ

НАЗАД

В исходную позицию

ВПЕРЕД

На нижнюю ветку

СТРЕЛКА

ВПЕРЕД

ОТЦЕПИ

Отцепили вагон

НАЗАД

В исходную позицию

ВПЕРЕД

На верхнюю ветку

СТРЕЛКА

ВПЕРЕД

ОТЦЕПИ

Вагоны в верхнем тупике

ОТЦЕПИ

НАЗАД

В исходную позицию

Домашнее задание: придумать своего робота, описать СКИ.

  1. Практическое задание на компьютерах (12 мин) –
    2 задачи на карточках + 1 дополнительно.

1)

2)

  1. Дополнительно:

  1. Итог занятия        (1 мин)

Чем же отличается исполнитель-робот от исполнителя человека?

- Дома за завтраком вы иногда говорите маме, сварившей вам манную кашу: «Не хочу!» Некоторые из вас говорят «Не хочу», когда бабушка просит сходить в магазин или сделать уборку в квартире. Любой из вас может сказать «Не хочу», когда предстоит посетить зубного врача. Таким образом, человек может отказаться выполнить команду, если она ему не нравится. Исправный робот – никогда. Это важное свойство исполнителя и есть одно из главных отличий человека от робота.

        Вывод: за действия робота-исполнителя отвечает управляющий им человек.

Если исполнителем является человек, то он сам отвечает за свои действия.

Спасибо за урок, дети.

До свидания.

КОМАНДЫ  

КАК ЗАДАЮТСЯ    

КАК ВЫПОЛНЯЮТСЯ КОГДА НЕ МОГУ    

СРЕДА

СКИ

ИСПОЛНИТЕЛЬ

Дано:

В Ц П

М

В

М

М

Надо:

Ц П

Надо:

В Ц

П

М

Дано:

В Ц П

М

Дано:

В Ц П

М

Надо:

Ц В П

М

Дано:

В Ц П

М

Надо:

П Ц В

М

Дано:

В Ц П

М

Надо:

В П Ц

© Фомичева О.Н., учитель информатики МОУ СОШ №121 г. Снежинск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»Цели урока:Систематизировать представления учащихся об исп...

Рабочая программа внеклассного занятия Исполнители алгоритмов 6-7 класс

Актуальность обучения программированию состоит в содействии воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.Необходимость введ...

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником».

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником»....