Рабочая программа внеклассного занятия Исполнители алгоритмов 6-7 класс
элективный курс по информатике и икт (6 класс) по теме

Журавлёва Елена Сергеевна

 

Актуальность обучения программированию состоит в содействии воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.

Необходимость введения курса  обусловлена  интересом обучающихся, а так же образовательными запросами родительской общественности, несоответствием действующих учебных планов и требований Государственного образовательного стандарта, по подготовке обучающихся к ЕГЭ.

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является развитие алгоритмического и логического мышления, творческого потенциала.

В ходе ее достижения решаются задачи:

Обучающие:

~        освоение первоначальных навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды “Исполнители”, 

~        обучение основам алгоритмизации и программирования,

~        приобщении к проектно-творческой деятельности.

Воспитательные

~        воспитание целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач

Развивающие

~        формировать представление о роль компьютерного программирования в развитии общества,

~      развитие логического мышления и памяти ребенка;

~        развитие навыков проектно-творческой деятельности

Особенность изучаемого курса состоит в разнообразии систем исполнителей,   которые могут быть использоваться в рамках содержательной линии в условиях дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа курса141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»


654011, РФ, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Новоселов,19, т.61 01 31

Рабочая программа

на оказание дополнительных образовательных услуг

наименование курса Исполнители алгоритмов

2012 - 2013 учебный год

Учитель Журавлёва Е.С.

Класс 6-7

Количество недельных  часов 1

Всего 34

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»


654011, РФ, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Новоселов,19, т.61 01 31

Рабочая программа внеклассного занятия

Исполнители алгоритмов

(наименование занятия)

2011 - 2012 учебный год

Учитель Журавлёва Е.С.

Класс 6-7

Количество недельных  часов 1

График занятий

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пояснительная записка

Актуальность обучения программированию состоит в содействии воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.

Необходимость введения курса  обусловлена  интересом обучающихся, а так же образовательными запросами родительской общественности, несоответствием действующих учебных планов и требований Государственного образовательного стандарта, по подготовке обучающихся к ЕГЭ.

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является развитие алгоритмического и логического мышления, творческого потенциала.

В ходе ее достижения решаются задачи:

Обучающие:

  1. освоение первоначальных навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды “Исполнители”,  
  2. обучение основам алгоритмизации и программирования,
  3. приобщении к проектно-творческой деятельности.

Воспитательные

  1. воспитание целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач

Развивающие

  1. формировать представление о роль компьютерного программирования в развитии общества,
  2. развитие логического мышления и памяти ребенка;
  3. развитие навыков проектно-творческой деятельности

Особенность изучаемого курса состоит в разнообразии систем исполнителей,   которые могут быть использоваться в рамках содержательной линии в условиях дополнительного образования.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как информатика, математика.

Курс рекомендован учащимся 6-7 классов.

Данная программа составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ для профильного уровня и на основе программы элективного курса "Построение алгоритмов в средах различных исполнителей" учителя информатики Югорского физико-математический лицея-интерната (г. Ханты-Мансийск), Колосова Дмитрия Николаевича.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

  1. системах программирования,  
  2. средах и языках программирования.

Знает:

  1. что такое формальные языки, как способ представления алгоритмов;
  2. что такое программирование и этапы решения задачи на ПК;
  3. понятие программы и её структуры;
  4. понятие команды в программе и правила записи команд в программе;
  5. назначение среды «Исполнители»;
  6. понятие команды и  входных параметров;

Умеет:

  1. приводить примеры представления алгоритмов на формальном языке;
  2. представлять алгоритмы на формальном языке (в блок-схеме, графически, с помощью пиктограмм);
  3. разрабатывать план решения задач;
  4. запускать ПО «Исполнители»;
  5. выбирать нужного исполнителя;
  6. запускать программу на исполнение;
  7. выполнять отладку программы;
  8. находить ошибки в тексте программе;
  9. рисовать простейшие фигуры, реализуя линейные алгоритмы.

Владеет:

  1. основами работы за компьютером
  2. умением строить алгоритмы
  3. умением запускать алгоритм в действие
  4. основами проектной деятельности

Владеет  основными понятиями:

  1. алгоритм; 
  2. свойства алгоритма (понятность, точность, конечность, дискретность, массовость); 
  3. исполнитель, СКИ, среда исполнителя; 
  4. величина – имя, тип, значение; 
  5. алгоритмические конструкции – следование, ветвление, цикл; 
  6. блок-схема; алгоритмический язык; 
  7. формальное исполнение алгоритмов. 

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

  1. « Введение»;
  2. «Алгоритмы»;
  3. «Исполнитель Робот»;
  4. «Исполнитель Чертёжник»;
  5. «Исполнитель Черепашка»;
  6. «Создание мультимедийных проектов»;

Программа предусматривает проведение установочных лекций, проведение практических занятий, практических конференций.

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (лекции, практические работы), выполнение внеурочных (домашних) заданий по созданию и разработке творческого проекта (самостоятельные работы, разработка и создание творческого проекта)

Курс завершается зачетом в конце года. При этом к зачету обучающийся должен представить творческий проект по выбранной теме.

Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 6-7 классе.

Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

всего

лекции

практика

1

Раздел 1. Введение

Итого по разделу:

1

1

1

1

2

Раздел 2. Алгоритмы  

2.1 Понятие алгоритм

2.2 Виды и способы  описания алгоритма

2.3 Решение линейных алгоритмов

2.4 Решение алгоритмов ветвления

2.5 Решение циклических алгоритмов

Итого по разделу:


1

1

1

1

1

5


1

1




2




1

1

1

3

Решение задач

3

Раздел 3. Исполнитель Робот

3.1 Среда обитания и СКИ Робот

3.2 Построение логических алгоритмов решения задач

3.3 Построение алгоритмов ветвления  при решении задач

3.4 Построение циклических алгоритмов решения задач

3.5 Вложенные циклы

3.6 Цикл ПОКА

3.7 Условный оператор

3.8 Творческий проект “Создание лабиринта и его решение”

Итого по разделу:


1

1


1


1


1

1

1

1

1

9


1

1






1

1




4





1


1




1

1

1

5

Творческий проект

4

Раздел 4.Исполнитель Чертёжник

4.1 Среда обитания и СКИ Чертёжник

4.2 Составить алгоритм решения задачи “МИР”

4.3 Составить алгоритм решения задачи.  

4.4 Создание фигур

4.5 Создание узоров

4.6 Использование процедур

4.7 Рисование цифр почтового индекса

4.8 Творческий проект “5 улиц из 6 домов”

Итого по разделу:


1

1

1

1

1

1

1

1

8


1





1



2



1

1

1

1


1

1

6

Зачёт

5

Раздел 5. Исполнитель Черепашка

5.1 Среда обитания и СКИ Черепашки

5.2 Как закрасить рисунок?

5.3 Создание окружности.

5.4 Циклы. Создание рисунка

5.5 Вложенные циклы. Создание рисунка

5.6 Процедуры. Создание рисунка

5.7 Создание узоров

5.8 Творческий проект “Аллея цветов”

Итого по разделу:


1

1

1

1

1

1

1

1

8


1



1


1



3



1

1


1


1

1

5

Самостоятельная работа

6

Раздел 6. Создание творческих проектов

6.1 Создание творческих проектов в среде исполнителя

6.2 Создание творческих проектов в среде исполнителя

6.3Защита проектов

Итого по разделу:


1


1


1

3


1


1


1

3


Творческий проект

Итого часов:

34

12

22

Календарно-тематический план


занятия

Дата

Тема

Формируемые УУД

Примечания

1

Введение

Алгоритмы  

2

Понятие алгоритм

Постановка учебной задачи

3

Виды и способы  описания алгоритма

Постановка учебной задачи

4

Решение линейных алгоритмов

Составление плана действий

5

Решение алгоритмов ветвления

Составление плана действий

6

Решение циклических алгоритмов

Составление плана действий

Исполнитель Робот

7

Среда обитания и СКИ Робот

Постановка учебной задачи

8

Построение логических алгоритмов решения задач

Составление плана действий

9

Построение алгоритмов ветвления  при решении задач

Составление плана действий

10

Построение циклических алгоритмов решения задач

Составление плана действий

11

Решение задач

Коррекция действий

12

Вложенные циклы

Структурирование знаний

13

Цикл ПОКА

Структурирование знаний

14

Условный оператор

Структурирование знаний

15

Творческий проект

“Создание лабиринта и его решение”

Контроль результата деятельности

Исполнитель Чертёжник

16

Среда обитания и СКИ Чертёжник

Постановка учебной задачи

17

Составить алгоритм решения задачи “МИР”

Смысловое чтение

18

Составить алгоритм решения задачи.  

Структурирование знаний

19

Создание фигур

Структурирование знаний

20

Создание узоров

Структурирование знаний

21

Использование процедур

Структурирование знаний

22

Рисование цифр почтового индекса

Выбор способов решения задач

23

Творческий проект

“5 улиц из 6 домов”

Контроль результата деятельности

Исполнитель Черепашка

24

Среда обитания и СКИ Черепашки

Постановка учебной задачи

25

Как закрасить рисунок?

Постановка учебной задачи

26

Создание окружности.

Постановка учебной задачи

27

Циклы. Создание рисунка

Построение логической цепи рассуждения

28

Вложенные циклы. Создание рисунка

Построение логической цепи рассуждения

29

Процедуры. Создание рисунка

Построение логической цепи рассуждения

30

Создание узоров

Построение логической цепи рассуждения

31

Творческий проект “Аллея цветов”

Самостоятельное решение проблемы творческого характера

Создание творческих проектов

32

Создание творческих проектов в среде исполнителя

Самостоятельное решение проблемы творческого характера

33

Создание творческих проектов в среде исполнителя

Самостоятельное решение проблемы творческого характера

34

Итоговый урок “Защита проектов”

Контроль результата деятельности

Итого часов:                                                                                              34

Содержание программы.

  1. Введение
  1. Введение в алгоритмизацию.
  2. Знакомство со средой программирования, программами решения алгоритмов.
  3. Знакомство с исполнителями алгоритмов, их видами, средой обитания.

  1. Алгоритмы
  1. Знакомство с понятием алгоритм, его свойствами и видами.
  2. Создание графического вида алгоритма и его решение.  

  1. Исполнитель Робот
  1. Знакомство с СКИ, средой обитания исполнителя.
  2. Построение и решение различных видов алгоритмов.
  3. Работа с циклами, условными оператора.
  4. Выполнение творческого проекта “Создание и решение алгоритмов”.

  1. Исполнитель Чертёжник
  1. Знакомство с СКИ, средой обитания исполнителя.
  2. Написание алгоритмов построения фигур и узоров.
  3. Работа с процедурами.
  4. Выполнение творческих проектов.

  1. Исполнитель Черепашка
  1. Знакомство с СКИ, средой обитания исполнителя.
  2. Работа с рисунком, задание цвета.
  3. Работа с циклами и процедурами.
  4. Выполнение творческих проектов.

  1. Защита творческих проектов

Создание и представление творческих объектов на выбранную тему.

Список литературы

  1. Поляков К.Е. Алгоритмы и исполнители.  [Текст] / К.Е. Поляков. – СПб, 2007. – 74с.
  2. Поляков К.Е. Исполнитель “Робот”.  [Текст] / К.Е. Поляков. – СПб, 2009. – 40с.

Список литературы учителя

  1. Поляков К.Е. Алгоритмы и исполнители.  [Текст] / К.Е. Поляков. – СПб, 2007. – 74с.
  2. Поляков К.Е. Исполнитель “Робот”.  [Текст] / К.Е. Поляков. – СПб, 2009. – 40с.

Список литературы обучающихся

  1. Поляков К.Е. Алгоритмы и исполнители.  [Текст] / К.Е. Поляков. – СПб, 2007. – 74с.

Электронные ресурсы:

  1. http://kpolyakov.narod.ru/school/robots/download.htm.
  2. http://www.klyaksa.net/htm/konspektsch/kumir/02.htm.
  3. http://matematika-informatika.ru/publ/informatika/programmirovanie/98.

Принято на  педагогическом совете

Протокол №       от _________20__ г

Утверждено

Директор МОУ СОШ №13

______________ В.А. Дробина

Рассмотрено на ШМО

учителей_____________________

_____________________________

Протокол № _____от _______20__г

Проверено заместителем директора по УВР

_____________________________

_____________________________

____________________________

Принято на  педагогическом совете

Протокол №      от _               2011г

Утверждено

Директор МОУ СОШ №13

______________ В.А.Дробина

Рассмотрено на ШМО

учителей_____________________

_____________________________

Протокол № _____от _______20__г

Проверено заместителем директора по УВР

_____________________________

_____________________________

____________________________