Рабочая программа по информатике 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) по теме

Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на основе авторской программы Н.В.Макаровой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_7_kl.doc348 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по учебному курсу «Информатика и ИКТ» для 7класса составлена  в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на основе авторской программы Н.В.Макаровой «Программа по информатике и ИКТ» (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер,2007г.

         При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно – методического  письма «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».

Цель программы:

-обеспечение базового уровня информационной культуры учащихся, приобретение навыков работы на компьютере.

Задачи программы:

  1. приобретение знаний об информационных процессах, объектах и их информационных моделях;
  2. закрепление и расширение знаний и умений по технологии работы в операционной системе;
  3. дальнейшее развитие алгоритмического мышления учащегося посредством изучения  основ алгоритмизации и программирования на базе среды ЛОГО;
  4. закрепление и расширение знаний по техническому обеспечению информационных технологий.

Аудиторное время  (работа в классе) организовано следующим образом: 50% времени составляет изучение теоретического и практического материала  и 50% -  практическая работа на компьютере.. Практические занятия полностью посвящаются освоению технологии работы на примере реализации заданий от простых до сложных.

Так как «Программа по информатике и ИКТ» (системно-информационная концепция). Н.В.Макаровой – СПб.: Питер,2007г рассчитана на 34 учебные недели, поэтому мною нагрузка в 2 часа (для 35 учебных недель)  в настоящей рабочей программе реализовывается в разделе «Повторение».

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

1. Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.: Лидер, 2009.

2. Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2009. 

3. Информатика. Задачник-практикум в 2т./Под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера: Том1.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

Программное обеспечение: ОС Linux, пакет OpenOffice.org, графический редактор GIMP.

Формой проведения занятий по программе является урок (традиционная и нетрадиционная форма).

Информатика  и ИКТ изучается в 7 классе 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Программа предусматривает наличие 2 контрольных работ в форме теста, 2 зачётных практических работ, 11 проверочных  практических работ и 24 обучающих практических работ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

Требования к уровню подготовки учащихся указаны  на страницах 7-9 авторской программы Н.В.Макаровой «Программа по информатике и ИКТ»  – СПб.: Питер,2007г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плано-

вые сроки

Приме-

чания

Теория

Компьютерный практикум

1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА

15 ч

1

Инструктаж по технике безопасности Понятие об информации.  

1

2

Представление информации

1

3

Информационная деятельность человека

1

4

Информационные процессы

1

5

Что такое объект

1

6

Свойства и параметры объекта

1

7

Свойства и параметры объекта

1

8

Действие как характеристика объекта

1

9

Действие как характеристика объекта

1

10

Среда существования объекта

1

11

Среда существования объекта

1

12

Понятие модели

1

13-14

Информационная модель объекта

2

15

Контрольное тестирование №1 по теме «Информационная картина мира»

1

16-63

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

48ч

16

Знакомство с операционной системой Linux

1

17

Графический интерфейс и его объекты

Практическая работа №1. Работа с окнами графического интерфейса

18

Информационные объекты :файл и папка

1

19

Практическая работа №2. Параметры файла и действия над файлом

1

20

Практическая работа №3. Параметры папки и действия над папкой

1

21

Рабочий стол

Практическая работа №4. Настройка параметров рабочего стола

1

22

Стандартные программы

Практическая работа №5. Запуск программ

1

23

Работа в Linux как в многозадачной среде

Практическая работа №6. Работа в Linux как в многозадачной среде

1

24

Оконная система и её реализация

Практическая работа №7. Работа с папками и файлами с помощью меню и панели инструментов Проводника

1

25

Практическая работа №8. Освоение способа обмена данными

1

26

Общая характеристика графического редактора. Особенности графического редактора

1

27

Графический редактор растрового типа

Практическая работа №9. Назначение инструментов

1

28

Объекты растровой графики и действия над ними. Фрагмент рисунка

Практическая работа №10. Знакомство с инструментами  растровой графики

1

29

Графические примитивы и их настройка

Практическая работа №11. Действия над фрагментами  рисунка  

1

30

Алгоритмы создания изображений

Практическая работа №12. Построение изображений по алгоритму

1

31

Повороты отражения фрагментов рисунка

Практическая работа №13. Повороты отражения фрагментов рисунка. Надписи на рисунке

1

32

Знакомство с инструментами  векторной графики

Практическая работа №14. Знакомство с инструментами  векторной графики. Типовые действия над графическими объектами

1

33

Объекты векторной графики и их свойства

Практическая работа №15. Объекты векторной графики и их свойства

1

34

Практическая работа №16. Специфические действия над векторными объектами

1

35

Зачётная практическая работа№1 по теме «Прикладная среда графического процессора»

36

История обработки текстовых документов. Макет документов

1

37

Практическая работа №17. Знакомство со средой текстового процессора, технологией создания и хранения текста

1

38

Интерфейс текстового процессора

Практическая работа №18. Создание  текстового документа

1

39

Назначение и характеристика текстового процессора.

Практическая работа №19. Объекты текстового документа

1

40

Практическая работа №20. Редактирование текстового документа

1

41

Практическая работа №21. Форматирование текста

1

42

Практическая работа №22. Форматирование текста (продолжение)

1

43

Практическая работа №23. Списки, колонки, колонтитулы, сноски

1

44

Практическая работа №24. Оформление текста в виде таблицы

1

45

Практическая работа №25. Включение в документ графических объектов. Форматирование рисунка

1

46

Зачетная практическая работа №2. по теме «Прикладная среда текстового процессора» 

1

47

Понятие алгоритма

1

48

Свойства алгоритмов

1

49

Формы представления алгоритма

1

50

Линейный алгоритм

1

51

Понятие программы

1

52

Подходы к созданию программы

1

53

Практическая работа №26. Информационная модель среды программирования

1

54

Практическая работа №27. Интерфейс и объекты среды программирования

1

55

Практическая работа №28. Команды для графического исполнителя

1

56

Практическая работа №29. Вычисления на компьютере

1

57

Практическая работа №30 Информационная модель среды программирования

1

58

Практическая работа №31. Рисование цифры 0

1

59

Практическая работа №32. Рисование цифры 1

1

60

Практическая работа №33.Рисование домика

1

61

Практическая работа №34. Построение правильного треугольника

1

62

Практическая работа №35. Построение правильного шестиугольника

1

63

Контрольное тестирование №2 по теме «Программное обеспечение информационных технологий»

1

64-68

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

5

64

Компьютер как средство обработки информации

1

65

Устройство памяти

1

66

Устройство памяти

1

67

Устройство ввода информации

1

68

Устройство вывода информации

1

69-70

ПОВТОРЕНИЕ

2

69

Повторение по теме «Информационная картина мира»

1

70

Повторение по теме «Программное обеспечение информационных технологий»

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Информационная картина мира(14ч +1 ч контрольная работа.)

Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды органолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение на примерах основных свойств информации: полезности, понятности, актуальности, полноты, достоверности.

Форма и язык представления информации. Назначение кода и кодирования информации. Понятие бита. Основные единицы измерения объема информации. Основные идеи кодирования информации в компьютере: числовой, текстовой, графической, звуковой. Понятие растрового и векторного изображения в компьютере.

Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств формируется при рассмотрении всевозможных примеров. Основные виды работ с информацией: сбор информации; обработка информации; передача информации; хранение информации; поиск информации; защита информации. Понятие о датчике. Входная и выходная информация. Представление об источнике, получателе, кодирующем и декодирующем устройстве, схеме передачи информации. Носители информации. Способы защиты информации.

Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе. Информационные процессы в живой природе. Информационные процессы в технике. Информационные технологии. Персональный компьютер как основное техническое средство информационной технологии.

Понятие объекта управления. Управляющее воздействие и обратная связь. Замкнутая схема управления. Разомкнутая схема управления. Примеры систем автоматического управления, неавтоматического управления, автоматизированных систем управления.

Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Все перечисленные понятия формируются в процессе рассмотрения предметов окружающего мира. Представление сведений об объектах в виде таблицы.

Понятие модели. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таблицы, названиями граф которой являются имя объекта, имена параметров, значения параметров, действия, среда. Примеры информационных моделей объектов.

Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий(45ч+3ч проверочных работа )

Тема «Освоение операционной системы Linux» (10ч.)

Назначение операционной системы Linux. Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом. Представление о папке. Параметры папки и действия над папкой. Работа с папками и файлами с помощью Основного меню и Панели инструментов. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола. Приложение и документ. Запуск приложений (программ). Работа в операционной системе Linux в как в многозадачной среде. Организация обмена данными. Создание архивных файлов.

Тема «Прикладная среда графического редактора» (9ч)  

Общая характеристика графического редактора. Особенности графического редактора. Графический редактор растрового типа Объекты растровой графики и действия над ними.

Фрагмент рисунка Графические примитивы и их настройка. Алгоритмы создания изображений. Повороты отражения фрагментов рисунка.  Знакомство с инструментами  векторной графики. Объекты векторной графики и их свойства. Специфические действия над векторными

 объектами

Тема  «Прикладная среда текстового процессора» (10ч)

История обработки текстовых документов. Макет документов. Знакомство со средой текстового процессора, технологией создания и хранения текста. Интерфейс текстового процессора. Назначение и характеристика текстового процессора. Объекты текстового документа. Редактирование текстового документа. Форматирование текста. Списки, колонки, колонтитулы, сноски. Оформление текста в виде таблицы. Включение в документ графических объектов. Форматирование рисунка.

Тема «Основы алгоритмизации» (4ч.)

Понятие и определение алгоритма Свойства алгоритмов. Формы представления алгоритма: словесная, графическая, табличная, программа Типовые алгоритмические конструкции: последовательность, ветвление. Стадии создания алгоритма. Линейный алгоритм

Тема «Представление о программе» (2ч)

Понятие программы. Подходы к созданию программы

Тема «Среда программирования ЛОГО» (10ч)

        Информационная модель среды программирования. Интерфейс и объекты среды программирования.

Команды для графического исполнителя. Вычисления на компьютере .Информационная модель

 среды программирования. Рисование цифры 0. Рисование цифры 1. Рисование домика. Построение

правильного треугольника. Построение правильного шестиугольника

Раздел 3. Техническое обеспечение информационных технологий (5ч)

Компьютер как средство обработки информации. Устройство памяти. Устройство ввода

информации. Устройство вывода информации

Раздел 4. Повторение(2ч.)

Повторение материала по темам «Информационная картина мира», «Программное обеспечение информационных технологий»

Вид практических работ

№ практи-ческой работы

Вид

№ практи-ческой работы

Вид

№ практи-ческой работы

Вид

№практи-ческой работы

Вид

1

О

11

П

21

О

31

О

2

О

12

О

22

П

32

П

3

П

13

П

23

О

33

О

4

О

14

О

24

О

34

О

5

О

15

О

25

П

35

П

6

О

16

П

26

О

7

П

17

О

27

З

8

О

18

П

28

О

9

О

19

О

29

П

10

О

20

О

30

О

Примечание:      О – обучающая практическая работа

                               П – проверочная практическая работа

Формы и средства контроля

 Контрольная работа№1 по теме «Информационная картина мира»

Вариант I

Часть А

А1 Даны следующие устройства для сбора информации:

а) воздушный зонд,

б) градусник,

в) эхолот,

г) телескоп,

д) весы.

Какое из них можно использовать (укажите соответствие), чтобы

  1. наблюдать звезды,
  2. исследовать звуки морских животных,
  3. определить состояние больного,
  4. сравнить массу тел,
  5. изучить направление ветра.

А2 Сколько дискет объемом 1,44 Мбайт потребуется для записи 100 Мбит информации?

а) 9,

б) 65,

в) 8.

А3 Совокупность условий существования объекта называют:

а) средой,

б) свойствами объекта,

в) действиями объекта.

А4 Отметьте действия для изменения параметров объектов:

Название характеристики

Действие

  1. Положение на плоскости
  1. Добавить
  1. Направление
  1. Долить
  1. Цвет
  1. Передвижение
  1. Объем жидкости
  1. Перекрасить
  1. Форма предмета
  1. Поворот
  1. Вес штанги
  1. Сломать

А5 Выберите объекты, которые могут быть моделью Солнца:

а) колесо;

б) точка;

в) обогреватель;

г) юла (волчок);

д) включенная лампочка;

е) атлас мира;

ж) рисунок: желтый круг на голубом фоне.

А6 Выберите из списка материальные модели объекта «семья»:

а) набор игрушек;

б) семейные предания;

в) генеалогическое дерево;

г) фотоальбом;

д) веник;

е) семейный портрет.

Часть В

В1 Поставьте в соответствие процессы и параметры, их характеризующие. Укажите в первом столбце таблицы название объекта, который участвует в процессе, а в последнем — другие возможные характеристики процесса:

Объект

Название

процесса

Название

параметра

Параметры

процесса

Строительство дома

Число голов

Проверка работы учащегося

Количество этажей за неделю

Уборка урожая (яблок)

Толщина колец

Рост

Количество килограммов за час

Футбольный матч

Количество ошибок

В2 Приведите примеры нескольких информационных моделей одного реального объекта, созданные с различными целями:

Реальный объект: футбольный клуб

Цель

Модель

Цель 1

Модель 1

Цель 2

Модель 2

Цель 3

Модель 3

В3 Перечислите способы организации храпения информации.

В4 Напишите определение информационной модели.

Часть С

С1 Приведите примеры способов передачи информации по схеме: Источник (человек)  Приемник (человек).

С2 Может ли одна информационная модель описывать различные оригиналы? Ответ подтвердите примерами.

Зачётная практическая работа №1

«Прикладная среда  графического процессора»

Вариант I

  1. Создайте в графическом редакторе или средствами текстового процессора Word следующий фрагмент:

  1. Копируя и отражая построенный фрагмент слева направо и сверху вниз постройте следующие рисунки:

  1. Сохраните результат работы в файле Мозаика.bmp или Мозаика.doc

Зачётная практическая работа №2

«Прикладная среда текстового процессора»

Вариант 1.

  1. В текстовом процессоре создайте документ по образцу, приведенному в левой части таблицы. Используйте информацию правого столбца таблицы.





Надпись (объект WordArt)

Фродо почувствовал, что продрог до костей, замерз смертельно, навсегда. А голос становился все различимее, и волосы Фродо встали дыбом, когда бормотание превратилось в заклинание:

Абзацный отступ – 1 см.

Шрифт – Times New Roman, размер – 12.

Выравнивание – по ширине

Властелин колец

Черный камень, черный лед

Сердце холодом скует;

Будет долог черный сон.

Лишь тогда прервется он,

Когда Солнце и Звезда

Омертвеют навсегда.

Абзацный отступ – 4 см.

Шрифт – Arial , размер – 12.

Выравнивание – по левому краю.

Откуда-то из-за головы послышался скребущий, царапающий звук. Опершись на руку, Фродо приподнялся и огляделся.

Абзацный отступ – 1 см.

Шрифт – Times New Roman, размер – 12.

Выравнивание – по ширине

Д. Толкиен

Шрифт – Times New Roman, размер – 12, курсив.

Выравнивание – по правому краю

2. Сохраните документ в собственной папке в файле Толкиен 1.

Контрольное тестирование №2 по теме

 «Программное обеспечение информационных технологий»

  1. Установите соответствие между значками стандартной панели и пунктами меню Файл.

1.

  1. А) Печать

2.

Б) Открыть

3.

В) Предварительный просмотр

4.

Г) Создать

5.

Д) Сохранить

  1. Установите соответствие между значками панели форматирования и действиями, которые совершаются при нажатии на эти значки.

1.

А) Цвет шрифта

2.

Б) верхний индекс

3.

В) Выравнивание по центру

4.

Г) Наклонный шрифт

5.

Д) Выравнивание по обоим краям

  1. Инструментами в графическом редакторе являются:

а) линия, круг, прямоугольник;

б) выделение, копирование, вставка;

в) карандаш, кисть, ластик;

г) наборы цветов.

  1. Палитрами в графическом редакторе являются:

а) линия, круг, прямоугольник;

б) выделение, копирование, вставка;

в) карандаш, кисть, ластик;

г) наборы цветов.

  1. Примитивами в графическом редакторе называются:

а) линия, круг, прямоугольник;

б) выделение, копирование, вставка;

в) карандаш, кисть, ластик;

г) наборы цветов.

  1. Минимальным объектом, используемом в векторном графическом редакторе, является:

а) точка экрана (пиксел);                                        б) объект (прямоугольник, круг и т.д.);

в) палитра цветов;                                                    г) знакоместо (символ).

  1. К основным операциям, возможным в графическом редакторе относятся:

а) линия, круг, прямоугольник;

б) выделение, копирование, вставка;

в) карандаш, кисть, ластик;

г) наборы цветов.

  1. Минимальным объектом, используемом в растровом графическом редакторе, является:

а) точка экрана (пиксель);                                            б) объект (прямоугольник, круг и т.д.);

в) палитра цветов;                                                        г) знакоместо (символ).

IX. Найдите ошибки:

вперед10

вправо 90

нов-курс 270

перо опусти

лв 90

  1. Нарисуй объект, который получится при выполнении последовательности команд:

по

направо 90 вперёд 40 налево 90  вперёд 50 направо 90 вперёд 20

налево 90 вперёд 10 налево 90 вперёд 60  налево 90 вперёд 60  

пп

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература:

Для учителя:

1. Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.: Лидер, 2009.

2. Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2009. 

3. М15 Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира / Под ред. проф. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2009. 

4. М15 Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий./ Под ред. проф. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2009. 

5. М15 Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий./ Под ред. проф. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2009. 

Для учащихся:

1. Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.: Лидер, 2009.

2. Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2009. 

Дополнительная литература:

   1. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2004.

2. Информатика. Задачник-практикум в 2т./Под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера: Том1.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

3. Справочник школьника по информатике:7-11 кл./ К.А.Рывкин.- М.ООО Издательский дом ОНИКС 21 век: ООО Издательство Мир Образование, 2005.

Программное обеспечение: ОС Linux, пакет OpenOffice.org, графический редактор GIMP

Интернет ресурсы: Digital.1september.ru – Общероссийский проект Школа цифрового века

Оборудование:

1 .Экран настенный -1

2. Мультимедиа проектор- 1

З. Персональный компьютер — рабочее место учителя

4. Персональный компьютер — рабочее место ученика - 4

5. Принтер лазерный -1

б. Источник бесперебойного питания -1

7. Комплект сетевого оборудования - 1

8. Комплект оборудования для подключения к сети Интернет

9. Сканер - 1

1О. Фотоаппарат- 1

11. Устройства ввода/вывода звуковой информации — микрофон, наушники

12. Устройства  вывода звуковой информации — микрофон, колонки и наушники

13.  Мобильное устройство для хранения информации (флеш-память)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...