Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме

Программа составлена из расчета 2 часа в неделю. УМК Угринович. Сжатая программа . Содержится материал 8-9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass.doc293 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

Рассмотрено

МО__________

Протокол №

от «__»_______2012г.

Руководитель МО

_____________________

Согласовано

«__»_______2012г

Зам директора по УВР

____________________

_____________________

Утверждаю 

Приказ № ________

от «___»_____2012г.

Директор МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

______Е.В.Ехлакова



Рабочая программа

по информатике и ИКТ

 для 9 класса


Учитель: Григорьева Ольга Николаевна,

вторая квалификационная категория



 





2012/2013 учебный год

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» в средней школе (9 класс)

Рабочая программа по информатике для 9 класса содержит материал рабочей программы по информатике для 8 и 9 классов в связи с тем, что в 8 классе учащиеся не изучали курс «Информатика и ИКТ». Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 9).
  3. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области о региональном учебном плане для общеобразовательных учреждений Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр )
  4. Учебный план ОУ  МОУ ИРМО «Марковская СОШ»  на 2012/2013 учебный год.
  5. Программа  Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ  для основной школы (8– 9 классы)»,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»
  6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
  7. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

пояснительная записка

 

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе программы  Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8– 9 классы)»,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010», с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ». Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов -интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Место предмета «информатика и ИКТ» в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения информатики на этапе основного общего образования (9 класс) отводится не менее 68 часов из расчета 2 ч в неделю.

На основании учебного плана ОУ  МОУ ИРМО «Марковская СОШ»  на 2012/2013 учебный  год в 9 классе информатика представлена в объеме 67 часов (2 часа в неделю).

Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

В 9 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа, контрольно-измерительные материалы.

Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 9 класса распределены по трем уровням сложности. Обучающие практические работы не оцениваются, потому что в учебном процессе они не проверяют практические навыки учащихся, а знакомят учащихся с новыми возможностями работы за компьютером.

Назначение контрольно-измерительных материалов (КИМ) - текущий и итоговый контроль освоения материала предложенного курса.

Учебно-тематический план

 

Тема

Количество часов

1

Информация и информационные процессы

5

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

6

3

Коммуникационные технологии 

10

4

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

10

5

Кодирование и обработка текстовой информации 

7

6

Кодирование и обработка числовой информации

7

7

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

14

8

Моделирование  и формализация

6

9

Информационное общество

2

 

ВСЕГО:

67

Содержание курса

  1. Информация и информационные процессы

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 1  по теме  «Количество информации».

  1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Компьютерный практикум

Обучающая практическая работа № 1 «Определение разрешающей способности мыши».

Обучающая практическая работа № 2 «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

Обучающая практическая работа № 4 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Обучающая практическая работа № 5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 2  по теме  «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

  1. Коммуникационные технологии

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Компьютерный практикум

Обучающая практическая работа № 6 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»

Обучающая практическая работа  № 7 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 8 «Работа с электронной Web-почтой».

Обучающая практическая работа № 9 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 10 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 11 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 3  по теме  «Коммуникационные технологии».

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Кодирование графической информации.        Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и  видео.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 12 «Кодирование графической информации».

Практическая работа № 13 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Практическая работа № 14 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Практическая работа № 15 «Создание GIF – анимации и flash – анимации».

Обучающая практическая работа № 16 «Кодирование и обработка звуковой информации».

Практическая работа № 17 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 4  по теме  «Кодирование графической информации».

  1. Кодирование и обработка текстовой информации

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов

Компьютерный практикум

Практическая работа № 18 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа № 19 «Вставка в документ формул».

Практическая работа № 20 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа № 21 «Создание и форматирование списков».

Практическая работа № 22 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

Обучающая практическая работа № 23 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Обучающая практическая работа № 24 «Сканирование и распознавание “бумажного” текстового документа».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 5  по теме  «Кодирование и обработка текстовой информации».

  1. Кодирование и обработка числовой информации

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Компьютерный практикум

Обучающая практическая работа № 25 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практическая работа № 26 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Практическая работа № 27 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Практическая работа № 28 «Построение диаграмм различных типов».

Обучающая практическая работа № 29 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 6  по теме  «Кодирование и обработка числовой информации».

  1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

Компьютерный практикум

Обучающая практическая работа № 30 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».

Практическая работа № 31 «Проект “Переменные”».

Практическая работа № 32 «Проект “Калькулятор”».

Практическая работа № 33 «Проект “Строковый калькулятор”».

Практическая работа № 34 «Проект “Сравнение кодов символов”».

Практическая работа № 35 «Проект “Отметка”».

Практическая работа № 36 «Проект “Слово-перевертыш”».

Практическая работа № 37 «Проект “Графический редактор”».

Обучающая практическая работа № 38 «Проект “Системы координат”».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 7  по теме  «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».

  1. Моделирование и формализация

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 39 «Проект “Бросание мячика в площадку”».

Практическая работа № 40 «Проект “ Графическое решение уравнения”».

Практическая работа № 41 «Проект “Модели систем управления”».

Контроль знаний и умений

  1. Контрольная  работа № 8 (итоговая).
  2. Информатизация общества

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. 

Требования к подготовке учащихся

 в области информатики и ИКТ

знать/понимать

  1. виды информационных процессов;
  2. примеры источников и приемников информации;
  3. единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  4. принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  5. программный принцип работы компьютера;
  6. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
  7. программный принцип работы компьютера;
  8. пользоваться персональным компьютером
  9. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.

уметь

  1. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
  2. проверять свойства  объектов;
  3. пользоваться персональным компьютером
  4. выполнять и строить простые алгоритмы
  5. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
  6. оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
  7. предпринимать меры антивирусной безопасности
  8. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  9. создавать презентации на основе шаблонов;
  10. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
  11. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  12. создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
  13. осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  14. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
  15. проводить проверку правописания;
  16. использовать в тексте таблицы, изображения;
  17. создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
  18. создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах),
  19. переходить от одного представления данных к другому;
  20. создавать записи в базе данных;
  21. объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
  22. знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
  23. уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
  24. уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования;
  25. приводить примеры моделирования и формализации;
  26. приводить примеры систем и их моделей;
  27. уметь строить информационные модели из различных предметных областей  и исследовать их на компьютере.
  28. искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):
  29. в базах данных,
  30. в компьютерных сетях,
  31. в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках),

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
  2. создания личных коллекций информационных объектов;
  3. организации индивидуального информационного пространства,
  4. передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
  5. использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
  6. выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам
  7. для оформления результатов учебной работы;
  8. создания информационных объектов,  в том числе для оформления результатов учебной работы;
  9. создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
  10. создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
  11. проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  12. создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Оценивание письменной контрольной работы по информатике.
Отметка «5» ставится, если:

  1. работа выполнена полностью;
  2. в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов и ошибок;
  3. в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  2. допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если все эти работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  1. допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах и графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  1. допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.


Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5» если ученик:

  1. полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  2. изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику;
  3. правильно выполнил рисунки, графики, сопутствующие ответу;
  4. показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  5. продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  6. отвечал самостоятельно без наводящих влпросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя;
Ответ оценивается отметкой «4» если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  1. в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа;
  2. допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, легко исправленные по замечанию учителя;
  3. допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  1. неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные требованиями к подготовке учащихся).

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  1. не раскрыто основное содержание учебного материала;
  2. обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  3. допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких


Критерии оценок при выполнении практических заданий:
Оценка «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
Оценка «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид аккуратный;
Оценка «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); оформлено небрежно или не закончено в срок;
Оценка «2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Критерии оценок для теста:
Оценка «5» - 86% и выше
Оценка «4» - 71% - 85%
Оценка «3» - 50% - 70%
Оценка «2» - 49% и ниже

Критерии оценок для творческого проекта:

  1. эстетичность оформления,
  2. содержание, соответствующее теме работы,
  3. полная и достоверная информация по теме,
  4. отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе,
  5. актуальность выбранной темы в учебно-воспитательном процессе.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература (основная и дополнительная)

    

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;  
  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
  3. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
  4. Комплект цифровых образовательных ресурсов;
  5. Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
  6. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем
  5. Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  7. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

Оборудование и приборы

  1. Операционная система.
  2. Пакет офисных приложений.
  3. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  4. Антивирусная программа.
  5. Программа-архиватор.
  6. Клавиатурный тренажер.
  7. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  8. Простая система управления базами данных.
  9. Простая геоинформационная система.
  10. Система автоматизированного проектирования.
  11. Виртуальные компьютерные лаборатории.
  12. Программа-переводчик.
  13. Система оптического распознавания текста.
  14. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  15. Система программирования.
  16. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  17. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  18. Программа интерактивного общения.
  19. Простой редактор Wев-страниц.

Приложение

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по информатике и ИКТ

 

Класс: 9а, 9б

Учитель: Григорьева О.Н.

Количество часов

Всего 67часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 8;

Планирование составлено на основе  программы  Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8– 9 классы)»,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»

Учебник:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;  
  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;

Дополнительная литература:

  1. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
  2. Комплект цифровых образовательных ресурсов;
  3. Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
  4. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

№ четверти

Количество  уроков

I

18

II

14

III

20

IV

15

год

67

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Всего часов

Дата

Корректировка

Форма организации учебных занятий

Виды контроля

п/р

к/р

1. Информация и информационные процессы (5 часов)

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе. Информация в обществе и технике.

1

04.09

Лекция

2

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Количество информации.

1

06.09

Лекция

3

Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

1

13.09

Лекция

4

Решение задач по теме  «Количество информации».

1

15.09

Лекция

5

Контрольная работа № 1 «Количество информации».

1

20.09

Контрольная работа

1

2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (6 часов)

6

Устройство компьютера.

Обучающая практическая работа № 1  «Определение разрешающей способности мыши».

Обучающая практическая работа № 2  «Форматирование дискеты».

1

22.09

Лекция и практическое занятие

7

Файлы и файловая система.

Практическая работа № 3  «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1

27.09

Лекция и практическое занятие


1

8

Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем.

Обучающая практическая работа № 4  «Установка даты и времени».

1

29.09

Лекция и практическое занятие

9

Компьютерные вирусы  и антивирусные программы.

Практическая работа № 5 «Защита от вирусов».

1

04.10

Лекция и практическое занятие

1

10

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

1

06.10

Лекция

11

Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

1

11.10

Контрольная работа

1

3. Коммуникационные технологии (10 часов)

12

Передача информации. Локальные компьютерные сети.

Обучающая практическая работа № 6  «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

1

13.10

Лекция и практическое занятие

13

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Обучающая практическая работа № 7  «Подключение к Интернету».

1

18.10

Лекция и практическое занятие

14

Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта.

Практическая работа № 8  «Работа с электронной Web-почтой».

1

20.10

Лекция и практическое занятие

1

15

Файловые архивы.

Обучающая практическая работа № 9  «Загрузка файлов из Интернета».

1

25.10

Лекция и практическое занятие

16

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

1

27.10

Лекция

17

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 10  «Поиск информации в Интернете».

1

1.11

Лекция и практическое занятие

1

18

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

Практическая работа № 11  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

3.11

Лекция и практическое занятие

1

19

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Практическая работа № 11 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

15.11

Лекция и практическое занятие

1

20

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. Практическая работа № 11  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

17.11

Лекция и практическое занятие

1

21

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».

1

22.11

Контрольная работа

1

4. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (10 часов)

22

Кодирование графической информации.

Пространственная дискретизация.

1

24.11

Лекция

23

Растровые изображения на экране монитора.

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и  HSB.

Практическая работа № 12 «Кодирование графической информации».

1

29.11

Лекция и практическое занятие

1

24

Растровая и векторная графика.

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах.

Инструменты рисования растровых графических редакторов.

1

1.12

Лекция

25

Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Практическая работа №13 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

1

06.12

Лекция и практическое занятие

1

26

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.

Практическая работа № 14 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

1

08.12

Лекция и практическое занятие

1

27

Растровая и векторная анимация.

Практическая работа №15  «Создание GIF – анимации и flash-анимации».

1

13.12

Лекция и практическое занятие

1

28

Кодирование и обработка звуковой информации.

Обучающая практическая работа №16 «Кодирование и обработка звуковой информации»

1

15.12

Лекция и практическое занятие

29

Цифровое фото и видео.

Практическая работа №17 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

1

20.12

Лекция и практическое занятие

1

30

Решение задач по теме «Кодирование графической информации»

1

22.12

Практическое занятие

31

Контрольная работа № 4 по теме «Кодирование графической информации».

1

27.12

Контрольная работа

1

5. Кодирование и обработка текстовой информации (7 часов)

32

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №18 «Кодирование текстовой информации».

1

29.12

Лекция и практическое занятие

1

33

Создание документов в текстовых редакторах.

Сохранение и печать документов.

Ввод и редактирование документа.

Практическая работа №19 «Вставка в документ формул».

1

12.01

Лекция и практическое занятие

1

34

Форматирование документа, символов, абзацев.

Практическая работа №20 «Форматирование символов и абзацев».

1

17.01

Лекция и практическое занятие

1

35

Нумерованные и маркированные списки.

Практическая работа №21 «Создание и форматирование списков».

1

19.01

Лекция и практическое занятие

1

36

Таблицы.

Практическая работа №22 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

1

24.01

Лекция и практическое занятие

1

37

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Системы оптического распознавания документа.

Обучающая практическая работа №23 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Обучающая практическая работа №24  «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

1

26.01

Лекция и практическое занятие

38

Контрольная работа №5   по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»

1

31.01

Контрольная работа

    1

6. Кодирование и обработка числовой информации (7часов)

39

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Обучающая практическая работа №25 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

1

02.02

Лекция и практическое занятие

40

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

1

07.02

Лекция

41

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

1

09.02

Лекция

42

Основные типы и форматы данных.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Практическая работа №26 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

1

14.02

Лекция и практическое занятие

1

43

Встроенные функции.

Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа №27 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Практическая работа №28 «Построение диаграмм различных типов».

1

16.02

Лекция и практическое занятие

1

44

Базы данных в электронных таблицах.

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Обучающая практическая работа №29 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

1

21.02

Лекция и практическое занятие

45

Контрольная работа №6 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

1

28.02

Контрольная работа

    1

  1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (14 часов)

46

Алгоритм и его формальное исполнение.

Свойства алгоритма и его исполнители.

Блок-схемы алгоритмов.

1

02.03

Лекция

47

Выполнение алгоритмов компьютером.

Линейный алгоритм.

Алгоритмическая структура «ветвление».

1

07.03

Лекция

48

Алгоритмическая структура «выбор».

Алгоритмическая структура «цикл».

1

09.03

Лекция

49

Переменные: тип, имя, значение.

Арифметические, строковые и логические выражения.

Функции.

1

14.03

Лекция

50

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Обучающая практическая работа №30 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

1

16.03

Лекция и практическое занятие

51

Практическая работа №31 «Проект «Переменные».

1

21.03

Практическое занятие

1

52

Практическая работа №32 «Проект «Калькулятор».

1

23.03

Практическое занятие

1

53

Практическая работа №33 Проект «Строковый калькулятор».

1

04.04

Практическое занятие

1

54

Практическая работа №34 Проект «Сравнение кодов символов».

1

06.04

Практическое занятие

1

55

Практическая работа №35 Проект «Отметка».

1

11.04

Практическое занятие

1

56

Практическая работа №36 Проект «Слово-перевертыш».

1

13.04

Практическое занятие

1

57

Графические возможности Basic

Практическая работа №37 Проект «Графический редактор».

1

18.04

Лекция и практическое занятие

1

58

Практическая работа №38 Проект «Системы координат».

1

20.04

Практическое занятие

1

59

Контрольная работа №7 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

1

25.04

Контрольная работа

    1

8. Моделирование и формализация (7 часов)

60

Окружающий мир как иерархическая система.

Моделирование как метод познания.

1

27.04

Лекция

61

Материальные и информационные модели.

Формализация и визуализация моделей.

1

04.05

Лекция

62

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа №39 Проект «Бросание мячика в площадку»

1

11.05

Лекция и практическое занятие

1

63

Приближенное решение уравнений.

Практическая работа №40 Проект «Графическое решение уравнений»

1

16.05

Лекция и практическое занятие

1

64

Информационные модели управления объектами.

Практическая работа №41 Проект «Модели систем управления»

1

18.05

Лекция и практическое занятие

1

65

Контрольная работа №8 (итоговая).

1

23.05

Контрольная работа

    1

9. Информационное общество (2 часа)

66

Информационное общество.

 Информационная культура.

1

25.05

Лекция

67

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

1

30.05

Лекция

Итого:

67

30

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...