Рабочая программа по информатике и ИКТ (11 класс)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (11 класс) по теме

Рабочая программа по информатике для 11 класса по учебнику Макаровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «Информатика и ИКТ». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями.

Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного анализа и использовании для их реализации компьютерных технологий. Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент делается на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить: развитие мышления является целью преподавания любого школьного предмета, но ни в одном из них не применяется системный подход. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, — это именно та дисциплина, в которой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося.

В качестве основных целей обучения в соответствии с системно-информационной концепцией выделяются следующие:

  1. формирование информационной культуры школьника, уровень которой определяют:
  2. система базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  3. знания и умения целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
  4. умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;
  5. развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;
  6. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности,
  7. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

Учебно-тематический план

Класс: 11

Учитель: Игнатьева Наталья Алексеевна

Количество часов: всего – 34 часа, в неделю – 1 час

Плановых контрольных уроков – 2, зачетов – 0, тестов – 0 часов

Административных контрольных уроков – 1 час

Планирование  составлено на основе:

  1. Примерной программы среднего (полного) общего образования  по Информатике и ИКТ (базовый уровень)
  2. Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ»
  3. Авторской программы Н.В. Макаровой

Учебник: Макарова Н. В. «Информатика. 11 класс. Базовый курс» - СПб., Питер, 2010 г.

Дополнительная литература:

  1. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. 9-11 класс» – СПб.,  Питер, 2009 г.
  2. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 1» – СПб., Питер, 2007 г.
  3. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 2» – СПб., Питер, 2007 г.
  4. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 3» – СПб., Питер, 2007 г.
  5. Симонович С. В. «Специальная информатика. Учебное пособие» - М., АстПресс, 2000 г.

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

Корректировка

Уроки

Использование ИКТ

К. р., л. р., п. р.

1.

Основы социальной информатики

14

8.09

1.1

Правила техники безопасности в кабинете информатики. От индустриального общества  к информационному

1

15.09

1.2

Информационные ресурсы

1

1

22.09

1.3

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

1

29.09

1.4

Информационная безопасность

1

1

6.10

1.5

Этапы моделирования в электронных таблицах

1

13.10

1.6

Моделирование биологических процессов

1

20.10

1.7

Практическая работа «Моделирование биологических процессов»

1

27.10

1.8

Моделирование движения тела

1

1

10.11

1.9

Практическая работа «Моделирование движения тела»

1

17.11

1.10

Моделирование экологических систем

1

24.11

1.11

Практическая работа «Моделирование экологических систем»

1

1.12

1.12

Моделирование случайных процессов

1

8.12

1.13

Практическая работа «Моделирование случайных процессов»

1

15.12

1.14

Контрольная работа по теме «Моделирование»

1

22.12

2.

Информационные системы и технологии

3

2.1

Информационные системы

1

1

29.12

2.2

Информационные системы

1

19.01

2.3

Информационные технологии

1

1

26.01

3.

Информационная технология автоматизированной обработки текстовых документов

9

3.1

Автоматизация редактирования

1

1

2.02

3.2

Практическая работа  «Редактирование и форматирование документа»

1

9.02

3.3

Практическая работа «Проверка орфографии. Автозамена, автотекст»

1

16.02

3.4

Практическая работа «Обработка сканированного текста»

1

2.03

3.5

Автоматизация форматирования

1

9.03

3.6

Практическая работа «Автоперенос. Нумерация страниц. Стилевое форматирование»

1

16.03

3.7

Практическая работа «Технология использования перекрестных ссылок в документе»

1

6.04

3.8

Практическая работа «Автоматическая нумерация таблиц и рисунков. Сортировка»

1

13.04

3.9

Контрольная работа по теме «Обработка текстовых документов»

1

20.04

4.

Информационная технология хранения данных

8

4.1

Представление о базах данных

1

1

27.04

4.2

Виды моделей данных

1

1

4.3

Практическая работа «Виды моделей данных»

1

4.4

Практическая работа «Система управления базами данных Access»

1

4.05

4.5

Этапы разработки базы данных

1

1

4.6

Практическая работа «Этапы разработки базы данных «Географические объекты»

1

11.05

4.7

Практическая работа «Создание базы данных в СУБД Access»

1

18.05

4.8

Итоговая практическая работа по всему курсу информатики

1

25.05

Итого:

34

17

9

17

Содержание тем учебного курса

Основы социальной информатики (14 часов)

От индустриального общества  к информационному. Информационные ресурсы. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность. Этапы моделирования в электронных таблицах. Моделирование биологических процессов. Моделирование движения тела. Моделирование экологических систем. Моделирование случайных процессов.

Информационные системы и технологии (3 часа)

Информационные системы. Информационные технологии.

Информационная технология автоматизированной обработки текстовых документов (9 часов)

Автоматизация редактирования.

Информационная технология хранения данных (8 часов)

Представление о базах данных. Виды моделей данных.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной  программе

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

  1. уметь объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
  2. различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, знать единицы измерения информации;
  3. знать назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
  4. знать назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  5. уметь оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  6. распознавать информационные процессы в различных системах;
  7. уметь использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  8. осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  9. иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  10. создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  11. просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  12. осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях;
  13. представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма);
  14. соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Перечень учебно – методического обеспечения

Учебно – методическая литература:

  1. Макарова Н. В. «Информатика. 11 класс. Базовый курс» - СПб., Питер, 2010 г.
  2. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. 9-11 класс» – СПб.,  Питер, 2009 г.
  3. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 1» – СПб., Питер, 2007 г.
  4. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 2» – СПб., Питер, 2007 г.
  5. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 3» – СПб., Питер, 2007 г.
  6. Симонович С. В. «Специальная информатика. Учебное пособие» - М., АстПресс, 2000 г.

Аппаратные средства:

  1. Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации (основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа возможности: видео изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона).
  2.  Мультимедийный проектор,  подсоединяемый к компьютеру (технологический элемент новой грамотности  радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений).

Программные средства:

  1. Операционная системаWindows - 2010
  2. Пакет Microsoft Office - 2010
  3. Антивирусная программа
  4. Программа – архиватор
  5. Интернет

Список литературы

  1. Макарова Н. В. «Информатика. 11 класс. Базовый курс» - СПб., Питер, 2010 г.
  2. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. 9-11 класс» – СПб.,  Питер, 2009 г.
  3. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 1» – СПб., Питер, 2007 г.
  4. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 2» – СПб., Питер, 2007 г.
  5. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 3» – СПб., Питер, 2007 г.
  6. Симонович С. В. «Специальная информатика. Учебное пособие» - М., АстПресс, 2000 г.
  7. Научно-методический журнал «Информатика и образование»
  8. http://metod-kopilka.ru – сайт методической копилки учителя информатики
  9. http://school-collection.edu.ru – сайт единой коллекции ЦОР
  10. http://metodist.lbz.ru – сайт методической  службы издательства Бином
  11. http://www.uchportal.ru – учительский портал
  12. http://www.nsportal.ru – всероссийская сеть работников образования



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...