Рабочая программа по информатике и ИКТ (9 класс)
календарно-тематическое планирование (информатика и икт, 9 класс) по теме

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н. Д. Угриновича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

К основным задачам данного курса относятся:

  1. систематизировать подходы к изучению предмета;
  2. сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  3. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  4. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  5. сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Учебно-тематический план

Класс: 9

Учитель: Игнатьева Наталья Алексеевна

Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа

Плановых контрольных уроков – 5, зачетов – 0, тестов – 0 часов

Административных контрольных уроков – 1 час

Планирование  составлено на основе: авторской программы  Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8– 9 классы)» с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Учебник: Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса» – М., Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.  

Дополнительная литература:

  1. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие» – М, Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

Корректировка

Уроки

Использование ИКТ

К. р., л. Р., п. р.

1.

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15

1.1

Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

1

1.2

Растровые изображения на экране монитора.

1

1.3

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и  HSB.

Практическая работа  «Кодирование графической информации».

1

1

1.4

Растровая и векторная графика.

1

1.5

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов.

1

1.6

Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Практическая работа  «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

1

1

1.7

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.

Практическая работа  «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

1

1

1.8

Растровая и векторная анимация.

Практическая работа «Создание GIF - анимации».

1

1

1.9

Растровая и векторная анимация.

Практическая работа «Создание flash-анимации».

1

1

1.10

Кодирование и обработка звуковой информации.

1

1.11

Практическая работа  «Кодирование и обработка звуковой информации»

1

1

1.12

Цифровое фото и видео.

Практическая работа  «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

1

1

1.13

Цифровое фото и видео.

Практическая работа  «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

1

1

1.14

Решение задач по теме «Кодирование графической информации»

1

1.15

Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации».

1

2.

Кодирование и обработка текстовой информации

9

2.1

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа «Кодирование текстовой информации».

1

1

2.2

Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов.

1

2.3

Ввод и редактирование документа.

Практическая работа  «Вставка в документ формул».

1

1

2.4

Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа  «Форматирование символов и абзацев».

1

1

2.5

Нумерованные и маркированные списки.

Практическая работа  «Создание и форматирование списков».

1

1

2.6

Таблицы. 

Практическая работа  «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

1

1

2.7

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

1

1

2.8

Системы оптического распознавания документа. Практическая работа   «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

1

1

2.9

Контрольная работа № 2   по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»

1

3.

Кодирование и обработка числовой информации

10

3.1

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа  «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

1

1

3.2

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

1

3.3

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

1

3.4

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

1

3.5

Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа  «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

1

1

3.6

Встроенные функции.

Практическая работа  «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

1

1

3.7

Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа «Построение диаграмм различных типов».

1

1

3.8

Базы данных в электронных таблицах.

1

3.9

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

1

1

3.10

Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации».

1

4.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

20

4.1

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители.

1

4.2

Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером.

1

4.3

Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор».

1

4.4

Алгоритмическая структура «цикл».

1

4.5

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.

1

4.6

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

1

4.7

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа  «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

1

1

4.8

«Проект «Переменные».

1

1

4.9

«Проект «Калькулятор».

1

1

4.10

Проект «Строковый калькулятор».

1

1

4.11

Проект «Даты и время».

1

1

4.12

Проект «Сравнение кодов символов».

1

1

4.13

Проект «Отметка».

1

1

4.14

Проект «Коды символов».

1

1

4.15

Проект «Слово-перевертыш».

1

1

4.16

Графические возможности Basic

1

4.17

Проект «Графический редактор».

1

1

4.18

Проект «Системы координат».

1

1

4.19

Проект «Анимация».

1

1

4.20

Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».

1

5.

Моделирование и формализация

10

5.1

Окружающий мир как иерархическая система.

1

5.2

Моделирование как метод познания.

1

5.3

Материальные и информационные модели.

1

5.4

Формализация и визуализация моделей.

1

5.5

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

5.6

Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа  Проект «Бросание мячика в площадку»

1

1

5.7

Приближенное решение уравнений.

Практическая работа  Проект «Графическое решение уравнений»

1

1

5.8

Экспертные системы распознавания химических веществ.

Практическая работа  Проект «Распознавание удобрений»

1

1

5.9

Информационные модели управления объектами.

Практическая работа  Проект «Модели систем управления»

1

1

5.10

Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация».

1

6.

Информационное общество

4

6.1

Информационное общество.

1

6.2

Информационная культура.

1

6.3

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

1

6.4

Итоговая контрольная  работа по всему курсу информатики

1

Содержание тем учебного курса

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 часов)

Кодирование графической информации.        Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и  видео.

Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов)

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. 

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 часов)

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

Моделирование и формализация (10 часов)

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Информатизация общества (4 часа)

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. 

Требования к уровню подготовки учащихся по данной  программе

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

  1. Знать программный принцип работы компьютера;
  2. пользоваться персональным компьютером
  3. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
  1. уметь пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
  2. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  3. создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
  4. осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  5. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
  6. проводить проверку правописания;
  7. использовать в тексте таблицы, изображения;
  8. создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
  9. создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах),
  10. переходить от одного представления данных к другому;
  11. создавать записи в базе данных;
  12. объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
  13. знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
  14. уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
  15. уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования;
  16. приводить примеры моделирования и формализации;
  17. приводить примеры систем и их моделей;
  18. уметь строить информационные модели из различных предметных областей  и исследовать их на компьютере.

Перечень учебно – методического обеспечения

Учебно – методическая литература:

  1. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса» – М., Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.  
  2. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие» – М, Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.

Аппаратные средства:

  1. Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации (основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа возможности: видео изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона).
  2.  Мультимедийный проектор,  подсоединяемый к компьютеру (технологический элемент новой грамотности  радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений).

Программные средства:

  1. Операционная системаWindows - 2010
  2. Пакет Microsoft Office - 2010
  3. Антивирусная программа
  4. Программа – архиватор
  5. Клавиатурный тренажер
  6. Интернет

Список литературы

  1. http://metod-kopilka.ru – сайт методической копилки учителя информатики
  2. http://school-collection.edu.ru – сайт единой коллекции ЦОР
  3. http://metodist.lbz.ru – сайт методической  службы издательства Бином
  4. http://www.uchportal.ru – учительский портал
  5. http://www.nsportal.ru – всероссийская сеть работников образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...