Разработка урока информатики в 9 кл . по теме: "Графический учебный исполнитель"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Урок по учебнику Семакин И.Г., Залогова Л А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ 9 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний).

Цель урока: разработка линейных алгоритмов в среде графического исполнителя «Стрелочка»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверим наши знания! Закирова Н.Н., учитель информатики и ИКТ МБОУ Мокрокурналинской СОШ Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Слайд 2

Вам понравился наш сегодняшний урок?

Слайд 3

Вам было все понятно по этой теме?

Слайд 4

В какой точке закончит движение исполнитель Стрелочка, если начнет его из точки А ? А В С Д Начало шаг шаг поворот шаг шаг Конец Д В А С

Слайд 5

В какой точке закончит движение исполнитель Стрелочка, если начнет его из точки А ? А В С Д Начало прыжок прыжок поворот поворот поворот шаг Конец Д В А С

Слайд 6

Какую фигуру нарисует стрелочка выполнив программу? Начало Поворот Шаг Шаг Поворот Поворот Поворот Шаг Шаг Конец

Слайд 7

Спасибо за урок!!!

Слайд 8

Домашнее задание Пар. 28 читать. Стр.159, задание 7 (написать программы для рисования двух букв по выбору)



Предварительный просмотр:

ОБЯЗАТЕЛЬНО


 А – начальная точка

Б – конечное положение стрелочки


на «3»  Нарисовать лестницу

На «4»






А – начальная точка

Б – конечное положение стрелочки

На «5»






Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА-ПРАКТИКУМА
Графический учебный исполнитель.

ФИО

Закирова Нурия Набиулловна

Место работы

МБОУ Мокрокурналинская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Должность

Учитель информатики и ИКТ

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Графический учебный исполнитель (3 урок)

Базовый учебник

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ

  1. Цель  урока: разработка линейных алгоритмов в среде графического исполнителя «Стрелочка»
  2.  Задачи:

    учебные:

  1. Закрепить с учащимися понятия алгоритма, исполнителя, системы команд исполнителя, типы и способы представления алгоритмов.
  2. Подробнее познакомить учащихся с графическим учебным исполнителем «Стрелочка».
  3. Научить представлению алгоритмов в виде блок-схем, выполнению алгоритмов с заполнением таблицы
  4. Дать представление о назначении и возможности графического исполнителя ГРИС;
  5. Познакомить учащихся с простыми командами ГРИС;
  6. Научить работать в программном режиме.

развивающие:

  1. Развивать способность учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
  2. Активизировать познавательную активность учащихся через мультимедийные средства обучения.
  3. развивать у учащихся умение составляться линейные программы в среде ГРИС;
  4. прививать учащимся основные приемы работы в среде ГРИС.

воспитательные:

  1. Повышение мотивации учащихся на уроке.
  2. Достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися.
  3. Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества.
  4. Формирование  алгоритмического мышления.

10.  Тип урока: комбинированный (изучение нового  материала с практической отработкой)

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная и групповая работа.

  1. Необходимое техническое оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
  2. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Актуализация изученного

ЭОР К-типа «Управление и алгоритмы»

№ 2

Определяет ЭОР, демонстрирует ЭОР, обеспечивает контроль выполнения

Выполняют задания теста

4

2

Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности

ЭОР

И-типа «Графический исполнитель «Стрелочка»» №1

Задает вопросы учащимся

Ответы учащихся на вопросы учителя

1

3

Освоение нового материала

ЭОР

И-типа «Графический исполнитель «Стрелочка»» №1

Определяет ЭОР, демонстрирует ЭОР, Задает вопросы учащимся

Ученики знакомятся с графической средой, системами команд исполнителя Стрелочка, отладкой и выполнением алгоритмов в среде ГРИС  , учащиеся отвечают на вопросы учителя

7

4

Самостоятельная практическая работа по разработке алгоритмов в среде графического исполнителя «Стрелочка»

Разработка линейных алгоритмов в среде графического исполнителя «Задача в среде исполнителя "Стрелочка" по теме "Линейные алгоритмы" (1-3 уровни сложности)»

Координирует выполнение задания, осуществляет помощь и индивидуальное консультирование

Практическая работа за компьютерами с раздаточным материалом  созданию компьютерной модели

20

5

Физкультминутка для глаз

Презентация к уроку «Графический исполнитель «Стрелочка»» №1

Определяет ЭОР, демонстрирует ЭОР,

Выполняют упражнения за шариком на слайде

2

6

Анализ результатов

Презентация к уроку

Выслушивает выступление групп

Отвечают на проблемные вопросы, формулируют выводы по результатам проведенной практической работы.

4

10

Формулирование контрольного вопроса или задания и рефлексия

Проверим наши знания. ГРИС (ЭОР К-типа)

№6

Определяет ЭОР К-типа

Знакомятся с заданием, высказывают свое мнение об уроке

5

11

Подведение итогов урока

Презентация к уроку

«Графический исполнитель «Стрелочка»» №1

Делает оценку успешности достижения цели и

Фиксируют выводы

1

12

Домашнее задание

Презентация к уроку

«Графический исполнитель «Стрелочка»» №1

Задает домашнее задание, объясняет где найти нужный ресурс и  как с ним работать

Записывают в дневниках

1

Приложение к плану-конспекту урока-практикума

__________________________________________

(Графический учебный исполнитель. )

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Управление и алгоримы

ЭОР

К-типа

Тест, контрольный модуль

2

Графический исполнитель «Стрелочка»

ЭОР

И -типа

Информационный модуль

3

Задача в среде исполнителя "Стрелочка" по теме "Линейные алгоритмы" (1 уровень сложности)

ЭОР

П- типа

Практический модуль

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/63388/?interface=pupil&class=51&subject=19 

4

Задача в среде исполнителя "Стрелочка" по теме "Линейные алгоритмы" (2 уровень сложности)

ЭОР

П- типа

Практический модуль

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/63388/?interface=pupil&class=51&subject=19

5

Задача в среде исполнителя "Стрелочка" по теме "Линейные алгоритмы" (3 уровень сложности)

ЭОР

П- типа

Практический модуль

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/63388/?interface=pupil&class=51&subject=19

6

Проверим наши знания. ГРИС

ЭОР

К-типа

Тест, контрольный модуль, с использованием нескольких мышек

Этапы урока

  1. Организационная часть (4 мин.).
  2. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности - тестирование (1 мин.).
  3. Освоение нового материала (7 мин.).
  4. Самостоятельная практическая работа по разработке алгоритмов в среде графического исполнителя «Стрелочка» (20 мин.).
  5. Физкульминутка для глаз.(2 мин.)
  6. Анализ результатов и (4 мин.).
  7. Формулирование контрольного вопроса или задания и рефлексия (5 мин.)
  8. Подведение итогов урока (1 мин.)
  9. Домашнее задание (1 мин.)

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть 
  1. Организационная часть. 
  1. Приветствие.
  2. Уточнение отсутствующих.

II. Актуализация  знаний и умений учащихся. На предыдущих уроках вы познакомились с понятием и свойствами алгоритмов, формами представления алгоритмов, линейной алгоритмической структурой, понятиями исполнителя алгоритмов, системы команд исполнителя; вы получили первичные представления о трёх основных алгоритмических структурах. Сейчас я прошу вас вспомнить понятия предыдущего урока.

1) Учащимся предлагается выполнить задания 1-4  демонстрационного материала для интерактивной доски. Метод работы – перетаскивание объектов. Учащиеся работают с места на экране доски с помощью беспроводных мышек. Попутно производится устный опрос учащихся. (Приложение 2 (Flash-ресурс))

- Ребята, как вы понимаете свойство дискретности алгоритма? (Ответ ученика)

-В чем заключается свойство результативности алгоритма? (Ответ ученика)

 - Назовите исполнителей следующих видов работы: уборка мусора во дворе, перевозка пассажиров, обучение детей в школе, сдача экзаменов. (Ответы учащихся)

III. Изучение нового материала

        III.1 Есть много исполнителей, придуманных для занятий по информатике. У них часто очень забавные названия: Черепашка, Робот, Чертежник, Кенгуренок, Пылесосик, Муравей, Кукурача. У каждого такого исполнителя своя среда деятельности, система команд(СКИ) и режимы работы.  Многие из учебных исполнителей занимаются рисованием на экране компьютера. Мы рассмотрим один из них – Стрелочка. А поможет нам в этом наш друг Незнайка.

(мультимедиа презентация с голосовым сопровождением каждого слайда от имени Незнайки - Приложении 1)

Открываем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока: графический учебный исполнитель. Наша цель….(ребята самостоятельно ставят цели урока)

        Графический исполнитель — это объект управления. А управлять им будем мы с вами. Целью управления является получение определенного рисунка. Понятно, что этот рисунок может состоять из таких линий, которые может выполнить Стрелочка. (Слайды 4-11, Приложение 1)

       III.2  Перейдем ко второй части нашего урока и применим наши знания на практике.

(Один ученик выполняет работу на интерактивной доске или с компьютера учителя, остальные самостоятельно за компьютерами.)

  1. Объясняется порядок работы, дифференциация заданий (задания разных уровней сложности в зависимости от подготовки).

2) Перед тем как сесть за компьютеры, вспомним технику безопасности работы за компьютером.

3) А теперь реализуем нашу программу на компьютере. Прежде чем преступить к практической работе, вспомним ТБ работы на компьютере.

4) Физкультминутка для глаз.

  1. Закрепление изученного материала.
  1.          Групповая работа с использованием нескольких мышек. Работа с презентацией, созданной по технологии нескольких мышек. Когда ученики имеют возможность отвечать одновременно на экране проектора с помощью своих мышек, каждый ответ фиксируется и существует возможность сравнить ответы, выявить ошибочные ответы (Приложение 4, 1-8 слайдов)



Задание. Нарисовать с помощью мыши на экране рисунок, который получится после выполнения программы.

Итоги урока. Рефлексия. 

  1. С какими новыми понятиями сегодня познакомились?
  2. Какую работу может выполнять ГРИС?
  3. Что представляет собой среда исполнителя ГРИС?
  4. Какие команды входят в СКИ ГРИС?

Подведение итогов. Выставление оценок с учетом выполнения заданий.

Задание на дом. § 28, задания № 6,7 (Составить алгоритм написания любого слова, например  СТОП, ПОТ и т.д.)

(Дополнительное объяснение: Где найти нужный ресурс и  как с ним работать)

Источники

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/63388/?interface=pupil&class=51&subject=19 

Изображение Незнайки : http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&tbo=d&tbs=simg:CAESXxpdCxCo1NgEGgIICwwLELCMpwgaNgo0CAESDqkGsQazBrAGtAaSA4wDGiCYbWla9pYpF6inhIDgmEhnuMXSqQmt-kvnh0VcdzYKXAwLEI6u_1ggaCgoICAESBNRqK_1gM&q=незнайка&tbm=isch&sa=X&ei=6A3cUMqnCrL44QSt2IDgCA&ved=0CDsQsw4&biw=1024&bih=610 

 

Картинка по технике безопасности:   http://www.liveinternet.ru/users/irzeis/post209527938/   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 6 классе по теме: «Графические исполнители. Исполнитель CIRCLE»

Открытый урок в 6 классе по теме: «Графические исполнители. Исполнитель CIRCLE»  был дан в апреле 2013 г В новом учебнике 6 класса Л. Босовой (ФГОС) этой темы нет. Хотя, по-моему мнению, пр...

разработка урока для 7 класса по теме "Знакомимся с исполнителем Чертежник"

Рарработка второго урока по теме "Знакомимся с исполнителем Чертежник" для 7 класса по программе Л. Л. Босовой...

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником».

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником»....

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

Урок для 5 класса по теме "Графический редактор Paint, инструменты графического редактора"

Разработка второго урока по теме "Графический редактор Paint"....

Урок физики 8 класс по теме "Графическое представление равномерного прямолинейного движения"

План-конспект урока в 8 классе по УМК "Сферы" авторы учебника Белага В.В., Ломаченкова И.А. и Панебратцев Ю.А....