Конспект урока "Компьютерная графика"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Урок "Компьютерная графика" предназначен для учащихся 5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kompyutrnaya_grafika.docx323.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Компьютерная графика»

Класс: 5 «В»

Предмет: информатика

Учебник: Босова Л. Информатика. Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Тема урока: «Компьютерная графика».

Продолжительность урока: 45 минут.

Цели урока.

Обучающие:

  1. Расширить представления об обработке информации с помощью графики;
  2. Ввести понятия «компьютерная  графика», «графический редактор»;
  3. Познакомить с основами  компьютерной графики.

Воспитывающие:

  1. воспитать в учащихся творческое восприятие мира;
  2. воспитать индивидуальное восприятие мира через  искусство;
  3. повышать мотивацию к занятиям с использованием компьютерных технологий;
  4. воспитывать аккуратность и внимательность, творческий подход к выполнению работы.

Развивающие:

  1. сформировать навыки работы учащихся с различными  инструментами в редакторе Paint;
  2. развить внимание, наблюдательность, память, творческое и логическое мышление;
  3. развить художественный вкус и творческое воображение.

Задачи: овладеть методами создания и редактирования изображений в графическом редакторе, научиться применять теоретические знания на практике.

Оборудование: компьютеры, проектор, интерактивная доска, презентация «Компьютерная графика», карточки с заданием для практической работы, рабочая тетрадь Босовой Л.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Основные понятия:

  1. компьютерная графика;
  2. графический редактор.

Место урока в учебном плане: первый урок по теме “Графический редактор”.

Объяснение нового материала

Компьютерную графику применяют представители самых разных профессий: архитекторы при проектировании зданий; инженеры-конструкторы при создании новых видов техники; астрономы  при нанесении новых объектов на карту звёздного неба; пилоты при совершенствовании лётного  мастерства на специальных тренажёрах, имитирующих условия полёта; обувщики при        конструировании новых моделей обуви;  мультипликаторы при создании новых мультфильмов;  специалисты по рекламе для создания интригующих роликов; учёные для  реалистического воспроизведения явлений в микромире или поведения удаленных объектов, которые невозможно        наблюдать непосредственно.

Важно, что при использовании программ компьютерной графики, как и программ обработки текстов, нет необходимости  брать новый лист бумаги, чтобы  из-за допущенной ошибки начинать все сначала.  Неправильный  фрагмент (элемент) просто удаляется из памяти компьютера, и работа продолжается  дальше.

Средства компьютерной графики позволяют избавиться от нудной и кропотливой работы при построении изображений вручную.

Графические  редакторы.

Графический редактор — это программа, предназначенная для рисования картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений, иллюстраций  к докладам и других изображений.

В группе программ Стандартные находится графический редактор Paint.

После запуска графического редактора Paint на экране компьютера открывается его окно.

Размер холста.

Рабочая область — место, где вы будете рисовать. Ваш рисунок может быть маленьким и  занимать небольшую часть рабочей области, а может быть таким большим, что для доступа  к его отдельным частям придётся использовать полосы прокрутки. В меню Рисунок можно выбрать пункт Атрибуты и с его помощью установить нужные вам размеры белого холста.

Выбор цвета.

На следующем шаге работы выбирают два цвета:

• основной  цвет — тот, которым вы  будете рисовать по холсту, — он устанавливается щелчком левой кнопкой мыши на палитре;

• фоновый цвет — этот цвет как бы подкладывается под белый холст и проявляется при использовании инструмента Ластик, а также в некоторых других ситуациях — он устанавливается щелчком правой кнопкой мыши на палитре.

По умолчанию используется чёрный основной и белый фоновый цвета.

Инструменты художника.

На уроках рисования вы, скорее всего, пользовались карандашами и красками. Похожие инструменты есть и в графическом редакторе.

— Карандаш (его цвет выбирается на палитре);

— Кисть (один из двенадцати вариантов кисти выбирается в дополнительном меню настройки);

— Распылитель (можно выбрать один из трёх вариантов).

Инструмент выбирается левым щелчком на его кнопке.  Перемещением курсора мыши его устанавливают в нужную точку рабочей области. Применяют инструмент протягиванием  мыши при нажатой кнопке (левой или правой).

Для закраски замкнутой области используют инструмент Заливка. Его выбирают, устанавливают курсор в выбранную область и выполняют щелчок  (левой или правой кнопкой мыши).

Если при работе с инструментами Карандаш, Кисть, Распылитель и  Заливка вы нажимаете  левую кнопку мыши, то изображение выполняется основным цветом.

Если нажимаете  правую кнопку — фоновым.

Инструменты чертежника.

Рисовать Карандашом и Кистью начинающему художнику трудно. В графическом редакторе есть несколько удобных  инструментов  для рисования простейших графических объектов: прямых и кривых линий, квадратов, прямоугольников, многоугольников, эллипсов и кругов.

С помощью инструмента Линия удобно проводить прямые линии (отрезки). Для этого следует предварительно выбрать ширину линии (один из пяти вариантов меню настройки), щелкнуть кнопкой в начальной точке и перетащить указатель мыши в нужном направлении. Для изображения вертикальной линии, горизонтальной линии и линии с наклоном 45° при их создании следует удерживать нажатой клавишу Shift .

С помощью инструмента Кривая можно изображать кривые линии, состоящие из одной или двух дуг, а также замкнутую кривую (петлю).

Кривая

Как это сделать

1) активизировать инструмент Кривая;

2) выбрать толщину линии;

3) изобразить прямую линию — щёлкнуть кнопкой мыши в начальной точке и, перетащив указатель мыши в нужном направлении, отпустить его;

4) установить указатель мыши в вершину будущей дуги и, нажав кнопку мыши, при необходимости изменить кривизну дуги, перетаскивая указатель; достигнув нужного результата, отпустить кнопку мыши;

5) выполнить щелчок левой кнопкой мыши.

1) активизировать инструмент Кривая;

2) выбрать толщину линии;

3) изобразить прямую линию — щёлкнуть кнопкой мыши в начальной точке и, перетащив указатель мыши в нужном направлении, отпустить его;

4) установить указатель мыши в вершину первой дуги и, нажав кнопку мыши, при необходимости изменить кривизну дуги, перетаскивая указатель; достигнув нужного результата, отпустить кнопку мыши;

5) установить указатель мыши в вершину второй дуги и выполнить те же действия, что и в п. 4.

1) активизировать инструмент Кривая;

2) выбрать толщину линии;

3) щёлкнуть левой кнопкой мыши сначала в одном, а затем в другом месте экрана — появится прямая линия;

4) установить указатель мыши недалеко от

получившейся линии, нажать левую кнопку мыши — прямая преобразуется в замкнутую кривую (петлю);

5) перетаскивать указатель мыши в разных

направлениях, пока петля не примет нужную форму; отпустить кнопку мыши.

   Для создания геометрических фигур применяют инструменты:

— Прямоугольник;

— Эллипс;

— Скругленный прямоугольник;

— Многоугольник.

Прямоугольник, эллипс и скругленный прямоугольник строят так:

1) активизируют нужный инструмент;

2) помещают указатель мыши в ту часть экрана, где   должна быть построена фигура;

3) нажимают левую кнопку  мыши и перетаскивают   указатель мыши по диагонали.

Чтобы нарисовать квадрат и окружность, при использовании инструментов Прямоугольник и Эллипс следует удерживать нажатой клавишу Shift .

С помощью инструмента Многоугольник можно изображать замкнутые ломаные линии причудливой формы.

Делают это так:

1) активизируют инструмент  Многоугольник;

2) изображают одно  звено ломаной (устанавливают указатель в определённом  месте рабочей области и перетаскивают его в нужном направлении),  отпускают кнопку мыши;

3) поочередно выполняют щелчки в других вершинах ломаной — каждая следующая вершина соединяется отрезком с предыдущей;

4) в  последней вершине  выполняют двойной щелчок —  последняя вершина  соединяется с первой.

Чтобы многоугольник содержал углы по 45° и 90°, при перемещении указателя следует удерживать нажатой клавишу Shift .

Когда активизирован любой из инструментов Прямоугольник, Эллипс, Скругленный прямоугольник или Многоугольник, ниже панели инструментов появляются три возможных способа заполнения.

В графическом редакторе Paint есть возможность изменять ширину контура для фигур, получаемых с помощью инструментов Прямоугольник, Эллипс, Многоугольник и Скругленный прямоугольник. Для этого следует предварительно активизировать инструмент  Линия и в его меню настройки указать требуемую ширину.

Графический редактор Paint дает  возможность удалить, переместить, скопировать, вырезать и вставить,  а также изменить определённым образом любую часть изображения. Для  этого нужно  «указать», или  выделить, нужную область (фрагмент).

Для выделения фрагмента предназначены два инструмента:

— выделение прямоугольной области;

— выделение произвольной области.

Для выделения прямоугольной области указатель перетаскивают по диагонали через область, подлежащую выделению.

Для выделения области произвольной формы указатель  протаскивают вокруг нужной части рисунка.

Снимается выделение щелчком в любом месте вне выделенной области.

Любой из инструментов выделения фрагментов можно использовать в двух вариантах:

— непрозрачный фрагмент (захватываются части выделенной области, имеющие цвет фона);

— прозрачный фрагмент (не захватываются части выделенной области, имеющие цвет фона).

Выделенный фрагмент можно:

  1. удалить — фрагмент исчезнет, а его место заполнится цветом фона;
  2. переместить методом перетаскивания  в любое место холста, при этом прежнее место расположения фрагмента заполнится цветом фона;
  3. перетащить так, что он оставит фигурный след (удерживать нажатой левую кнопку мыши и клавишу  Shift );
  4. вырезать (команда Вырезать меню Правка) — фрагмент исчезнет с экрана и поместится в буфер обмена, а его место на холсте заполнится цветом фона;
  5. копировать (команда Копировать меню  Правка) — фрагмент останется на прежнем месте, а его точная копия поместится в буфер обмена;
  6. размножить перетаскиванием при нажатой клавише Ctrl  — очередная копия фрагмента будет появляться  всякий раз, когда кнопка мыши будет отпущена;
  7. преобразовать (повернуть,  растянуть, наклонить) — в диалоговых окнах команд меню Рисунок точно указывается, как именно будет преобразован выделенный   фрагмент.

Самое главное.

Компьютерная графика — это разные виды графических изображений, создаваемых или обрабатываемых с помощью компьютера.

Графический редактор — это программа, предназначенная для рисования картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений, иллюстраций  к докладам и других изображений.

Графические редакторы позволяют:

  1. выбирать цвета, толщину линий и текстуру рисунка;
  2. изменять масштаб изображения (увеличивать изображение конкретной части рисунка с целью проработки его мелких деталей);
  3. с помощью специальных «инструментов» вычерчивать окружности, прямоугольники, и другие фигуры;
  4. закрашивать нужную область (заполнять  нужным   цветом всё изображение или его часть);
  5. удалять, копировать, перемещать, размножать и изменять выделенные части рисунка;
  6. добавлять текстовую информацию (наносить текст на  выполняемый рисунок);
  7. растягивать или повторять очертания изображения,  увеличивать или уменьшать размеры отдельных частей рисунка;
  8. создавать причудливые окантовки и даже «оживлять»  несложные изображения;
  9. отменять последние действия.

Вопросы и задания.

  1. Что вы понимаете под компьютерной графикой? Где  она применяется?
  2. Что такое графический редактор? Каковы его основные возможности?
  3. Как осуществляется ввод графической информации в  компьютер?

Домашнее задание: §2.10;  Рабочая тетрадь стр. 84 №51-52

Список используемой литературы:

  1. Босова Л. Информатика. Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  2. Босова Л. Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  3. Босова Л. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект - урока "Графики функций"

Современный образовательный процесс немыслим без использования информационно - коммуникационных  технологий в преподавании математики в школе. Одно из направлений использования компьютера н...

Конспект: «Строим графики». «Решение уравнений». «Решаем задачи»

Конспект: «Строим графики». «Решение уравнений». «Решаем задачи»....

Конспект урока по теме "Деловая графика". Использование графиков и диаграмм в 9 -ом классе.

В конспекте урока есть цели и задачи, наглядный материал и практические задания....

Конспект урока « График и свойства функции у =ах2"

Конспект урока « График и свойства функции у = ах2»содержит подробный развернутый план урока по изучаемой теме. Он будет полезным начинающим учителям и молодым специалистам. Предлагаемое изучение данн...

План конспект урока "График обратной пропорциональности" 7 класс

Урок изучения нового материала с применением ЭОР   в 7 классе по теме График обратной пропорциональности...

План-конспект урока по алгебре в 9 классе "Построение графика функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)".

План-конспект урока по алгебре в 9 классе "Построение графика функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)"....