Развитие познавательной активности учащихся в процессе реализации общеобразовательной программы по информатике и ИКТ.
статья по информатике и икт на тему

Для того чтобы школьник успешно учился в начальных классах ему необходимо не только дать первые представления и понятия в области математики, языка, окружающего мира, информатики, но и научить приёмам умственной деятельности, позволяющим самостоятельно рассуждать и творчески мыслить. Развитие мышления, в свою очередь, приводит к качественной перестройке восприятия внимания и памяти, превращая  их в регулируемые произвольные процессы. В формировании этих качеств личности в начальной школе значительную помощь оказывают уроки информатики. На них формируется системное восприятие мира, понимание единства информационных связей различных природных и социальных явлений. Специфика предмета позволяет применять на уроках разнообразные формы обучения, уделять большое внимание самостоятельной и индивидуальной работе учащихся, широко использовать наглядные и игровые методы обучения и контроля знаний, демонстрировать межпредметные связи. Кроме того, на уроках информатики выполняются задания, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, в том числе и логического. Таким образом, в процессе реализации программы по информатике и ИКТ в начальной школе развивается познавательная активность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiose.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности учащихся в процессе реализации общеобразовательной программы по информатике и ИКТ в начальной школе.

Киосе Антонина Петровна, учитель информатики, МСОШ№30, г.Нижневартовск,e-mail:kirilovka2@yandex.ru.

      Для того чтобы школьник успешно учился в начальных классах ему необходимо не только дать первые представления и понятия в области математики, языка, окружающего мира, информатики, но и научить приёмам умственной деятельности, позволяющим самостоятельно рассуждать и творчески мыслить. Развитие мышления, в свою очередь, приводит к качественной перестройке восприятия внимания и памяти, превращая  их в регулируемые произвольные процессы. В формировании этих качеств личности в начальной школе значительную помощь оказывают уроки информатики. На них формируется системное восприятие мира, понимание единства информационных связей различных природных и социальных явлений. Специфика предмета позволяет применять на уроках разнообразные формы обучения, уделять большое внимание самостоятельной и индивидуальной работе учащихся, широко использовать наглядные и игровые методы обучения и контроля знаний, демонстрировать межпредметные связи. Кроме того, на уроках информатики выполняются задания, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, в том числе и логического. Таким образом, в процессе реализации программы по информатике и ИКТ в начальной школе развивается познавательная активность учащихся.

 Приобщение  ребенка  к  активной  информационной  деятельности  на основе использования компьютерной техники и электронных  образовательных  ресурсов   в  начальной школе  имеет  ряд  положительных  сторон,  как  в  плане развития  его  личности,  так  и  для  последующего применения  информационно-коммуникационных технологий в учебной и познавательной деятельности в других  предметах,  жизни,  а  также  непосредственно  в рамках продолжения изучения информатики в школе.            

В стандарте по информатике для начальной школы целями обучения предмету являются:

1) овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

2) развитие технического и логического мышления;

3) формирование первоначальных представлений о мире профессий;

4) воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.

Как видно, компьютер в начальной школе должен использоваться не только  как тренажер или демонстратор, но и как средство для реализации потребностей учащегося: помощник при поиске информации, при создании проектов по различным предметам (от математики до пения) и т.д.

Анализ учебных программ по информатике для начальной школы показывает, что все они в той или иной мере сориентированы на развитие познавательной активности учащихся и их творческого потенциала, на формирование учебной деятельности и таких качеств мышления, как гибкость и критичность. Об этом свидетельствует вариативность учебных заданий, выполнение которых предполагает наблюдение, анализ, обобщение, выявление разнообразных зависимостей и закономерностей, установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.

 Начну с программы нетрадиционного курса информатики  авторы А.В. Горячев, К.И. Горина, Н.И. Суворова «Информатика в играх и задачах», основная цель которого - подготовка к решению разнообразнейших задач в области информационных технологий.

Авторы программы выдвигают следующие принципы своего курса:

  1. Отложенное формирование навыков непосредственной работы на компьютере (с пропедевтического курса на базовый). Авторы не считают необходимым подключение компьютеров к процессу обучения.
  2. Отсутствие узкой специализации в общей части курса.
  3. Сознательный отказ от включения в пропедевтический курс вопросов эстетики и коммуникаций.

Несложно заметить, что курс, разработанный в 1998 году, удовлетворяет лишь одному требованию стандарта: развитие технического и логического мышления. Основное же требование (овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни) сознательно отодвигается авторами на базовый курс общей школы.

Курс «Информатика» авторов А.Л. Семенова, Т.А. Рудниченко,  О.В.Щегловой интегрирует теоретическую и социальную информатику и информационные технологии, дает учащимся основы технологий мышления и коммуникаций, навыки использования компьютера, информационно-технологические умения и информационно-социологические знания.    

Курс необязательно связан с компьютером, его можно изучать, даже если в школе нет ни одного компьютера. Однако интеграция изучения информационных технологий дает учащимся навыки использования компьютера и другие информационно-технологические навыки и информационно-социальные знания, которые могут (и должны) немедленно применяться учащимися при изучении различных предметов.

Как мы видим, в этом курсе главный упор делается на компьютерную математику, при рассмотрении которой информатика выступает, как иллюстратор, средство обучения. Кроме этого в учебной программе не было выявлено тем, связанных с изучением информации, ее видов, способов передачи и хранения.

Программа обучения информатике авторов Н.В.Матвеевой, Н.К. Конопатовой., Л.П.Панкратовой, Е.Н.Челак рассчитана на обязательное использование компьютера на уроках в качестве электронной доски при объяснениях, при организации обучающих игр и эстафет.

Цели обучения информатике авторы формулируют следующим образом:

  • формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; знакомство с базовой системой понятий информатики;
  • формирование опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей с помощью компьютера;
  • получение предметных знаний, умений и навыков: создание простейших текстов, рисунков с помощью компьютера, использование электронных конструкторов и т.д.;
  • обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
  • воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека.

Курс, разработанный авторским коллективом Матвеевой Н.В. и др., не освещает такие требования стандарта, как «Выступление (сообщение) с использованием компьютера и проектора» и «Игры с правилами».

Суммируя, нужно отметить следующее:

  1. Все три программы помимо образовательной ценности несут и развивающую ценность, подготавливая выпускника начальной школы к применению полученных знаний и умений на практике.
  2. Программа, разработанная в 2003 году авторами Матвеевой Н.В. и др., наиболее полно отражает требования государственного образовательного стандарта и наиболее полно соответствует программе развивающего обучения.

          Из интернет-газеты «Лаборатория знаний» издательства БИНОМ  выпуск 6, июнь 2012. http://gazeta я узнала, что в 2013 году ожидается выпуск новых учебников  «Информатика»  для 3  и 4  класса  являются  частью  учебно-методического комплекта (УМК) для 3–4 классов, в который входят:  

•  Методическое пособие «ФГОС. Информатика. Примерная программа

для начальной школы»

•  учебники для 3 и 4 классов;  

•  рабочие тетради для 3 и 4 классов с электронным приложением на

Компакт диске «Мир информатики» (части 1,2, 3 и 4);

•  практическое пособие  «Работаем в среде Линукс»

•  учебное пособие  «Сборник творческих заданий  на основе ИКТ»;

• -учебная книга для внеурочной деятельности «Путешествие Робота Вопросика в страну Информатики» в двух частях

•  цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции www.school-

Collect ion.edu.ru  к темам учебника;  

•  методическое пособие для учителя;

•  Он-лайн поддержка учителей, использующих учебно-методический

комплект http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/5/ .

Материал  учебников  разработан  в  соответствии  с ФГОС  начального  об-

щего  образования  и  направлен  на  формирование  ИКТ  компетентности

школьников,  отраженной  в  метапредметных  результатах  обучения  уча-

щихся  начальной школы,  а  также  основ  предметного  знания  и  практиче-

ской деятельности, заложенных в предметные результаты по информати-

ке,  практики  информационной  самостоятельной  деятельности,  заложен-

ной в личностных результатах обучения с учетом применения ИКТ во всех

предметных областях начальной школы.

      Авторы  построили  курс  информатики,  нацеленный  на  достижение  мета-

предметных результатов обучения, в которых отражены:

•  активное  использование  средств  информационных  и  коммуникаци-

онных  технологий   для  решения  коммуникативных  и

познавательных задач;  

•  использование различных способов поиска (в справочных источниках

и в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),

сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации

информации в  соответствии  с  коммуникативными и познавательными

задачами и технологиями учебного предмета;

•  умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записы-

вать)  в  цифровой  форме  измеряемые  величины  и  анализировать

изображения,  звуки,   готовить  свое  выступление  и  выступать с ау-

дио-, видео- и  графическим сопровождением; соблюдать нормы ин-

формационной избирательности, этики и этикета;  

•  умение  работать  в  материальной  и  информационной  среде

начального общего образования (в том числе с учебными мо-

делями)  в  соответствии  с  содержанием  конкретного  учебного

предмета.

Советую учителям дождаться этого  учебно-методического комплекта  для 3–4 классов  и воспользоваться им, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.

Основной целью работы учителя по развитию познавательной активности учащихся начальных классов с использованием ИКТ является создание условий, обеспечивающих: мотивацию к образованию и развитию личности школьника, её интеллектуального и духовного начала; гуманное отношение к обучаемому. В нашей школе в связи с информатизацией учебно-воспитательного процесса построена система   по развитию познавательной активности учащихся с использованием интерактивных средств обучения.

            Для развития познавательной активности младших школьников в нашей школе мы используем  различные развивающие и творческие проекты Интернета. Примером может служить ряд замечательных мониторинговых конкурсов для определения уровня сформированности ключевых компетентностей:  проекты «ЭМУ»; «Познание и творчество», олимпиада «Эрудиты планеты», целями  которых являются, раскрытие интеллектуального потенциала  участников, развитие их творческих способностей, поддержание устойчивого интереса к образовательным предметам у школьников, привитие навыков в общении с компьютером, выявление юных талантов.

          Вместе с учениками мы создаем различные проекты, показывающие связь информатики с другими предметами школьного образования. На всех этапах творческой работы, начиная с поиска материала до создания, например, презентации, ученик получает новые технологические навыки работы с компьютером, учится анализировать отобранный материал, выделять главное, ставить задачи и решать их.

      Наряду с передачей необходимой информации обучаемому мы развиваем  способности, мотивацию к учению и познанию окружающей действительности, создаём  условия для формирования индивидуального «склада ума».

       С компьютеризацией обучения во всем мире связаны надежды на повышение эффективности учебного процесса. Умелое использование различных компьютерных технологий приобретает в наши дни общегосударственное значение, и одна из важнейших задач школы – вооружать учащихся навыками их использования.

Современная жизнь требует гибкости мышления и творческого подхода к решению проблем. Насколько продвинется вперёд общество в будущем, будет определяться творческим  потенциалом, а значит и познавательной активностью подрастающего поколения. Использование IT-технологий создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся.

                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование дифференцированного приема обучения с целью развития познавательной активности учащихся на уроках химии в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса

Материал поможет овладеть моделями обучения и инновационными педагогическими технологиями. Дана информация о адаптации данных технологий применительно к урокам химии....

«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся».

В статье«Использование ИКТ в  процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся»   говорится об актуальности и персп...

Роль аутентичных материалов в развитии познавательной активности учащихся в процессе обучения иностранному языку

Автор данной статьи предлагает разнообразные формы, приемы и методы работы с аутентичными материалами (песнями, различными видами художественных и функциональных текстов) на уроках английского  я...

Публичное представление инновационного педагогического опыта. "Использование ЭОР в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литера...

Выступление на РМО на тему: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках информатики и ИКТ"

Одна из главных целей изучения предмета “Информатика и ИКТ” на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Но развитие познавательной активности немысл...