урок информатики в 6 классе "Понятие как форма мышления"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме

Левченко Галина Викторовна

урок информатики в 6 классе "Понятие как форма мышления" по учебнику Л.Л.Босова( с презентацией)

Скачать:


Предварительный просмотр:

6класс                 Урок №  14

Тема урока  Понятие как форма мышления

Цели урока:

• познакомить учащихся с логикой — наукой о законах и формах человеческого мышления,

сформировать представления о понятии как одной из форм мышления.

Ход урока.

Повторение . Опрос.

Несколько человек работают по карточкам, остальные учащиеся отвечают на вопросы учителя:

  1. Чем является информация для человека?
  2. Каким должно быть сообщение , чтобы оно пополнило ваши знания?
  3. Информативны ли для вас следующие сообщения:

Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов.

Конъюнкция –это логическое умножение

  1. Какими средствами приема сигналов из внешнего мира обладает человек?
  2. Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств и вызывают …..
  3. Отдельное свойство объекта окружающего мира вызывает
    у нас :
  • Представление
  • Ощущение
  • Восприятие
  1. Целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств, -Это:
  • Представление
  • Ощущение
  • Восприятие
  1. Из чего складывается восприятие ?Приведите примеры.
  2. Чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее,- это:
  • Представление
  • Ощущение
  • Восприятие

С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира.

Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем с помощью мышления.

Изучение нового материала

§ 2.3. Понятие как форма мышления

Цели урока:

• познакомить учащихся с логикой — наукой о законах и формах человеческого мышления,

• сформировать представления о понятии как одной из форм мышления.

Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека. В глубокой древности возникла наука логика, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.

        Логика – одна из древнейших наук. Её основателем считается величайший древнегреческий философ Аристотель, который первым систематизировал формы и правила мышления,  обстоятельно исследовал категории «понятие» и «суждение», подробно разработал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления.

Нас окружает множество объектов. Это вещи, процессы, явления, люди, животные и так далее.

 Каждый из объектов можно описать с помощью признаков. Признаками являются свойства (зеленый, круглый, сочный, горький) и отношения (больше, меньше, длиннее, легче, громче).

Признаки объекта могут быть существенными и несущественными. Чтобы понять различие между ними, рассмотрим следующий пример.

В лесу около озера растет дерево береза (название объекта). Береза имеет возраст (10 лет), высоту (5 метров), место расположения (у озера), цвет и форму ствола, веток, листьев. Все это признаки объекта «дерево береза».

Предположим, что наша задача — найти любую березу среди других деревьев. В этой ситуации высота, возраст и место расположения березы не будут теми признаками, по которым мы отличаем березу, например, от дуба. Здесь существенными признаками будут цвет и форма ствола, цвет и форма листьев.

                                                        

Существенными называются такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью отличить (выделить) данный предмет (явление) от всех остальных и сделать обобщение, объединив однородные предметы в множество.

Например, признаками понятия апельсин являются: круглый, оранжевый, упругий, сладкий, ароматный. Можно ли по этим признакам отличить апельсин от не апельсина? По ним легко отличить апельсин от яблока, но нельзя отличить апельсин от мандарина. Поэтому для точности идентификации апельсина необходимо ввести дополнительные признаки.

Совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов отражается в понятии. Например, понятие «компьютер» отражает в себе существенные признаки всех существующих компьютеров как универсальных электронных устройств для хранения, обработки и передачи данных.


Понятие – форма мышления, в которой отражаются отличительные существенные признаки предметов.


Примеры понятий: апельсин, трапеция, белизна, река Нил, ураганный ветер, студент медицинского института.

Понятие в языке выражается одним или несколькими словами, например: «мальчик», «мороз», «человек», «информация», «компьютер», «персональный компьютер», «звуковая информация», «двоичное кодирование», «учебник информатики», «рабочая тетрадь». 

Существуют слова-омонимы, имеющие различные значения, выражающие разные понятия, но одинаково звучащие. Так слово «лист» имеет следующие значения: лист бумаги, лист растения. 

                        

Слова-синонимы выражают одно и то же понятие (имеют одинаковые значения), но звучат различно. Так, слова «масса», «уйма», «бездна», «тьма», «пропасть» являются синонимами для понятия «множество» (в смысле «много»).

Самое главное

  • Все окружающие нас объекты обладают некоторыми признаками.
  • В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов.
  • В языке понятие выражается одним или несколькими словами.
  • Словами мы пользуемся, когда говорим. Понятиями  мы пользуемся, когда думаем.
  • Понятие – это форма мышления.

Закрепление

задание № 8 на стр. 42 рабочей тетради.

Практическая часть

Практическая работа №6

«Создаем таблицы» Стр.133

Приобретаемые умения и навыки:

  •  Изменять ориентацию страницы
  •  Создавать таблицу, состоящую из требуемого числа столбцов и строк
  •  Оформлять таблицу, используя автоформат

 Домашнее задание:

  • § 2.3, вопросы 1-8 стр.38
  • Задание на листах (придумать загадки, поработать со словарем)
    РТ: № 9, № 10 — стр. 43-44.
  • Практическая работа №6 (стр.133-137)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие как форма мышления Урок информатики в 6 классе Выполнила :Левченко Мария МОУ «СОШ №26» г.Брянска 6 Б класс

Слайд 2

Повторение Чем является информация для человека? Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Каким должно быть сообщение , чтобы оно пополнило ваши знания? Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми.

Слайд 3

Информативны ли для вас следующие сообщения: Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов. Конъюнкция –это логическое умножение Какими средствами приема сигналов из внешнего мира обладает человек? Органы чувств человека – средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.

Слайд 4

Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств и вызывают ….. Ощущения, восприятия и представления Отдельное свойство объекта окружающего мира вызывает у нас : Представление Ощущение Восприятие

Слайд 5

Целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств, -Это: Представление Ощущение Восприятие

Слайд 6

Из чего складывается восприятие? Приведите примеры. Оно складывается из отдельных ощущений. С помощью глаз воспринимаем форму, цвет; с помощью языка –вкус; с помощью носа - аромат и т.д.

Слайд 7

Чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее,- это: Представление Ощущение Восприятие С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем с помощью мышления.

Слайд 8

«Понятие как форма мышления» Тема урока: Цели урока: Познакомиться с логикой - наукой о законах и формах человеческого мышления Сформировать представление о понятии как одной из форм мышления Логика (от греч. Logos – слово, понятие, рассуждение, разум) – наука о законах и формах мышления.

Слайд 9

Логика как наука Логика – одна из древнейших наук. Её основателем считается величайший древнегреческий философ Аристотель , который первым систематизировал формы и правила мышления, обстоятельно исследовал категории «понятие» и «суждение», подробно разработал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления.

Слайд 10

объекты

Слайд 11

признаки Свойства Зеленый Круглый Сочный Горький Отношения Больше Меньше Длиннее Легче Громче существенные несущественные

Слайд 12

Например, признаками понятия апельсин являются: круглый, оранжевый, упругий, сладкий, ароматный . Можно ли по этим признакам отличить апельсин от не апельсина? По ним легко отличить апельсин от яблока, но нельзя отличить апельсин от мандарина. Поэтому для точности идентификации апельсина необходимо ввести дополнительные признаки. Существенными называются такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью отличить (выделить) данный предмет (явление) от всех остальных и сделать обобщение, объединив однородные предметы в множество. Понятие – форма мышления, в которой отражаются отличительные существенные признаки предметов. Примеры понятий : апельсин, трапеция, белизна, река Нил, ураганный ветер, студент медицинского института.

Слайд 13

лист

Слайд 14

груша

Слайд 15

петрушка

Слайд 16

зебра

Слайд 17

шашки

Слайд 18

доска

Слайд 19

лук

Слайд 20

Слова-синонимы Масса Уйма Бездна Тьма Пропасть Множество Много

Слайд 21

Слова-синонимы мальчик малец мальчуган паренёк мальчонка парнишка мальчишка пацан хлопец хлопчик шкет

Слайд 22

Слова-синонимы девушка мамзель девица девица деваха дивчина барышня

Слайд 23

Слова-синонимы ключ криница родник

Слайд 24

Самое главное Все окружающие нас объекты обладают некоторыми признаками. В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов. В языке понятие выражается одним или несколькими словами. Словами мы пользуемся, когда говорим. Понятиями мы пользуемся, когда думаем. Понятие – это форма мышления.

Слайд 25

Закрепление Укажите понятия, определяемые следующими словами. Группа слов, которая выражает законченную мысль предложение

Слайд 26

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов суффикс Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их местоимение

Слайд 27

Расстояние, преодолеваемое за единицу времени скорость Часть прямой, ограниченная с двух сторон отрезок

Слайд 28

Многоугольник с наименьшим числом сторон треугольник Натуральное число, на которое заданное натуральное число делится без остатка делитель

Слайд 29

Натуральное число, имеющее только два делителя: единицу и само это число Простое число

Слайд 30

Домашнее задание § 2.3, вопросы 1-8 стр.38 Задание на листах (придумать загадки, поработать со словарем) Практическая работа №7 (стр.138-140)

Слайд 31

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице» Стр.138 Приобретаемые умения и навыки: Перемещать фрагмент текста в заданную ячейку таблицы, Находить нужный рисунок в коллекции ClipArt , Вставлять рисунок из коллекции ClipArt в требуемое место, Придавать рисунку из коллекции ClipArt размеры по своему усмотрению.

Слайд 32

Успешной работы

Слайд 33

Используемая литература: БосоваЛ., Информатика 6 класс Методика преподавания информатики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики "Ввод данных через форму"

Урок информатики в 11 классе при изучении базы данных....

Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся.

Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов (МП), который в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самоорганизации деятельности шко...

«Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся»

Целью  моей данной работы является изучение влияния идей метода проектов на познавательное, творческое и личностное развитие учащихся, а также обобщение собственного опыта работы методом проектов...

Разработка урока по теме: Умозаключение как форма мышления

Урок по теме "Умозаключение как форма мышления. Практикум №11 "Рисуем в редакторе Word"" разработан на основе УМК Босовой Л.Л. Разработка включает в себя план-конспект, презентацию, кроссворд, карточк...

Презентация к уроку информатики в 5 классе "Формы представления информации. Метод координат"

Презентация к уроку.Цель урока: Формирование представлений у учащихся о методе координат как способе представления графической информации...

Активный метод на примере групповой дискуссии к уроку по теме: «Суждение как форма мышления в 7 классе»

Цели урока: сформировать представление о понятии суждение как форме мышления.Задачи урока: ¾   образовательные – уметь различать простые и сложные суждения, составлять сложные высказывания;¾...