Рабочая программа по информатике 2 класс
рабочая программа (информатика и икт) на тему

Бухарина Мария Александровна

Рабочая программа разработана на основании авторской программы по информатике для 2 класса А.В.Горячева, М., Баласс 2011. Программа соответствует Федеральному Государственному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_2_klass.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам. Директора МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

_____________/К.К. Нурмухамбетова/

    Утверждаю

Директор МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

   ______________/В.Н. Корниенко/

        Приказ    №________от_________

Рабочая учебная программа программа

по учебному предмету «Информатика в играх и задачах»

для обучающихся 2 класса МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)

на 2012/2013 учебный год

Составитель:

Бухарина Мария Александровна,

учитель информатики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основании авторской программы по информатике для 2 класса А.В.Горячева, М., Баласс 2011. Программа соответствует Федеральному Государственному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям.

        Рабочая программа по математике составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы  А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах.Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.

Цель - развитие у детей логических мыслительных операций: сравнение, обобщение, исключение лишнего, анализ; развитие познавательного интереса, памяти, внимания; формирование информационной культуры.

Задачи:

1)  Развить у обучающихся навыки решения логических задач и ознакомить с общими приемами решения задач —  «как решать  задачу,   которую   раньше   не решали» — с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей,   рассуждения по аналогии,    по индукции,  правдоподобные догадки, развитие творческого воображения   и др.).

2)  Расширить   кругозор в областях знаний,   тесно связанных с информатикой:  знакомство с графами,  комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и   некоторыми другими.

3) Познакомить обучающихся с подходом к понятиям и методам,  по отношению к каждому из которых предполагается    обучение    решению    простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал,  т. е.   акцент ставится  на  умении   приложения даже самых простых знаний.

Место и роль учебного предмета

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на уроках информатики, представлен в предлагаемом курсе, и этим определяется его актуальность.

Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т. е. то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.                                                              

Современное направление обучения информатике - это изучение информатики как науки. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5—11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Информация о количестве учебных часов 

Материал предполагает учебную нагрузку 1 час в неделю, 34 урока в год, в том числе контрольных работ – 4 часа. Каждый раздел предназначен для изучения в одной учебной четверти.

Формы организации образовательного процесса:

1) творческая деятельность;                                                                                   2) самостоятельная деятельность;                                                                              3) практическая деятельность (решение задач, выполнение контрольных работ).

Образовательные технологии

  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Коллективные и групповые способы обучения
  • Технология проблемного обучения    
  • Поисковые модели обучения    
  • Игровые технологии      
  • Компьютерные (информационные) технологии

Виды контроля:

  • вводный
  • текущий                                                                  
  • тематический                                                        

                                                                 

                                                                                     

Формы контроля:       

  • фронтальный опрос
  • индивидуальный опрос
  • самостоятельные работы
  • контрольные работы
  • обобщение в игровой форме

Планируемые результаты по предмету  «Информатика и ИКТ».

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

    Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

            Регулятивные УУД:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные УУД:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Общекультурная компетенция

Способность и готовность:

- извлекать пользу из опыта;

- организовывать взаимосвязь и упорядочивание  своих знаний

Социально-трудовая компетенция

 Способность и готовность:

-  включаться в социально-значимую деятельность;

- организовать свою работу

Коммуникативная компетенция

Усвоение основ коммуникативной культуры личности:

- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- овладение навыками неконфликтного общения

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Компетенция в сфере личностного определения

Способность и готовность:

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать сове собственное мнение

Информация о используемом учебнике

А. В. Горячев «Информатика в играх и задачах 2 класс» (рабочая тетрадь в двух частях), М., Баласс 2011

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Предмет. Симметрия. Координатная сетка. – 8 часов

Признаки предметов. Описание предметов. Состав предметов. Действия предметов. Симметрия. Координатная сетка.

Контрольная работа № 1.

В результате обучения учащиеся должны знать:

  • Признаки предметов
  • Составные части предметов
  • Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «ось симметрии», «координатная сетка»

В результате обучения учащиеся должны уметь:

  • Обобщать и классифицировать предметы по какому – либо признаку и их действиям
  • Выявлять закономерности в чередовании признаков
  • Сравнивать предметы по их признакам
  • Описывать и определять предметы через их составные части, признаки и действия
  • Находить ось симметрии некоторых фигур
  • Ориентироваться на листе бумаги
  • Находить предмет на координатной сетке

РАЗДЕЛ 2. Действия предметов Алгоритм. – 7 часов

Действия предметов. Обратные действия. Последовательность событий. Алгоритм. Ветвление.

Контрольная работа № 2.

В результате обучения учащиеся должны знать:

  • Действия предметов и их результат
  • Понятие «алгоритм», «ветвление в алгоритме»

В результате обучения учащиеся должны уметь:

  • Определять результат действия
  • Определять действие, обратное данному
  • Составлять и выполнять алгоритм

РАЗДЕЛ 3. Множество. Кодирование. – 10 часов

Множество. Элементы множества. Способы задания множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Вложенность множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств.

Контрольная работа № 3.

В результате обучения учащиеся должны знать:

  • Понятие «множество», «элементы множества», «равенство множеств», «отображение множества», «кодирование», «подмножество», «пересечение множеств»
  • Операции над множествами

В результате обучения учащиеся должны уметь:

  • Определять принадлежность элемента множеству
  • Сравнивать множества
  • Ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества
  • Ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия
  • Определять элементы, принадлежащие пересечению, объединению множеств

РАЗДЕЛ 4. Высказывание. Графы. – 7 часов

Высказывание. Понятие «истина» и «ложь». Отрицание. Высказывание со связками «И», «ИЛИ». Графы. Деревья. Комбинаторика.

Контрольная работа № 4.

В результате обучения учащиеся должны знать:

  • Понятие «высказывание», «истина», «ложь», «отрицание», «дерево», «граф»
  • Высказывания со связками «И», «ИЛИ»

В результате обучения учащиеся должны уметь:

  • Оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности
  • Строить высказывания по смыслу, отрицающие данные
  • Классифицировать предметы и объединять множества по двум (и более) свойствам
  • Решать задачи с помощью графов
  • Решать задачи комбинированного типа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Время, отведённое на изучение раздела

Время, отведённое на проведение контрольных (практических) мероприятий

Предмет. Симметрия. Координатная сетка.

8 часов

1 час

Действия предметов Алгоритм.

7 часов

1 час

Множество. Кодирование.

10 часов

1 час

Высказывание. Графы.

7 часов

1 час

Повторение

2 часа

-

Итого:

34 часа

4 часа


п/п

Тема

Дата

проведения

По плану

Корректировка


Предмет. Симметрия. Координатная сетка. – 8 часов

1

Признаки предметов

2

Описание предметов

3

Состав предметов

4

Действия предметов

5

Симметрия

6

Координатная сетка

7

Контрольная работа № 1

8

Разбор контрольной работы


Действия предметов Алгоритм. – 7 часов

9

Действия предметов

10

Обратные действия

11

Последовательность событий

12

Алгоритм

13

Ветвление

14

Контрольная работа № 2

15

Разбор контрольной работы


Множество. Кодирование. – 10 часов

16

Множество. Элементы множества.

17

Способы задания множества.

18

Сравнение множеств.

19

Отображение множеств.

20

Кодирование.

21

Вложенность множеств.

22

Пересечение множеств.

23

Объединение множеств.

24

Контрольная работа № 3

25

Разбор контрольной работы


Высказывание. Графы. – 7 часов

26

Высказывание. Понятие «истина» и «ложь».

27

Отрицание.

28

Высказывание со связками «И», «ИЛИ».

29

Графы. Деревья.

30

Комбинаторика.

31

Контрольная работа № 4

32

Разбор контрольной работы

33

Повторение курса

34

Повторение курса

Информационно – методическое обеспечение

1.Для обучающихся:

1.   Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 2 – й класс: Учебник в 2 – х частях. – Изд. 2 – е. испр. – М.: Баласс, 2009
2.    Горячев А. В. Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса. - М.: Баласс, 2009.

2. Для учителя:

  1. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 2 – й класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009

3. Интернет - ресурсы

http://www.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал

http://www.mon.gow.ru – Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.fsu.mto.ru- Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ.

http://www.it-n.ru- Сеть творческих учителей

http://www.regadm.tambov.ru-Управление образования Тамбовской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...