Урок по информатике 6 класс
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме

Бухарина Мария Александровна

Урок «Определение понятия» в 6 классе является восьмым в серии уроков по теме «Человек и информация».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inform_6_1.doc63 КБ
Office presentation icon 6_1.ppt90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики в 6 классе на тему

 «Определение понятия».

Урок «Определение понятия» в 6 классе является восьмым в серии уроков по теме «Человек и информация».

Цели урока: Познакомить с приёмом построения определений.

Задачи урока:

  • образовательные – уметь давать понятиям определения;
  • развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;
  • воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы: фронтальный опрос, словесный, словесно-наглядный, частично поисково-исследовательский.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная работа, индивидуальная.

Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:

  1. Компьютерный класс, проектор, экран.
  2. Текстовый редактор MS Word.
  3. Презентация «Определение понятия», Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», текстовый файл с практическим заданием.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация ранее изученного материала – 5 мин.
  3. Изучение новой темы – 15 мин.
  4. Практическая работа на компьютере. Физкультминутка. – 20 мин.
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание

Выставление оценок – 5 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент. Слайд 1

Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу.

Не нужно нам владеть клинком,

Не ищем славы громкой.

Тот побеждает, кто знаком

С искусством мыслить тонким. Г.Уордстворд.

2. Актуализация ранее изученного материала. Слайд 2 - 4.

Мы продолжаем изучать тему «Понятия как форма мышления». Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения. Давайте вспомним:

 - Что такое понятие?

 - Какие признаки объекта считаются существенными?

 - С помощью чего представляют отношения между понятиями?

Выборочно провести тестирование за компьютером.

3. Изучение новой темы. Слайд 5 - 9.

 - Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения.

 - Определение отвечает на вопрос «Что это такое?». Оно должно раскрывать основное содержание понятия, в нём недолжно быть лишних слов, но и недолжно быть недосказанностей.

Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.

Запишите в тетрадь следующую схему (слайд 5):

Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым.

Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.

Запишите в тетрадь пример определения понятия (слайд 6):

Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

Рассмотрим его с точки зрения составных частей. Попробуйте, самостоятельно выделить (подписать сверху цифру) видовое понятие (1), родовое понятие (2), видовое отличие (3) исходя из рассмотренной схемы.

Ответ: Информатика (1) – это видовое понятие. Наука (2) – родовое понятие. Аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации (3) – видовое отличие.

Следующий пример учащиеся разбирают самостоятельно, с последующей проверкой (слайд 7):

Пользователь – это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи.

Ответ: Пользователь (1) – это видовое понятие. Человек (2) – родовое понятие. Применяющий компьютер для получения информации или решения задачи (3) – видовое отличие.

Итак, при построении определения можно выделить два этапа:

первый – подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие;

второй – указание видового отличия, т.е. существенного признака, отличающего определяемый предмет от других, относящихся к тому же роду.

Работа с учебником. Выполнение заданий 2, 3, 5 с.53 (коллективный разбор)

Рассмотрим ряд правил, которыми следует руководствоваться при построении определения (слайд 8):

  1. Определение должно быть соразмерным (т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем).

Пример: Информатика – наука об информации; очень широкое определение, т.к. информацию изучают и другие науки (биология, химия). Информатика – наука изучающая способы хранения информации; слишком узкое определение, указывает только часть предмета.

  1. Определение не должно заключать в себе круга (когда определяющее понятие повторяет определяемое – «тавтология»).

Пример: Информатика – наука об информатике.

  1. Определение недолжно быть отрицательным.

Пример: Информатика – это не математика.

  1. Определение не должно быть противоречивым.

Пример: Информатика – это молодая и древняя наука.

Вывод.  Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении. (слайд 9)

4. Выполнение практического задания на компьютере.

Практическая работа №6 задание 2 (Приложение 1). На всех компьютерах учащихся на рабочем столе в папке «К уроку» находится файл Пары.doc. Ученики садятся за компьютеры, открывают текстовый редактор и выполняют задание, через 10 минут после начала работы за компьютером – физкультминутка, следует выполнить с учащимися упражнение для глаз.

Коллективная проверка задания. Слайд 10.

5. Подведение итогов урока.

- Как строится определение?

 -Какие ошибки могут возникать при построении определения?

Домашнее задание. Слайд 11.

1. Учебник § 2.3, с. 51-53.

2. В любом из словарей найти определение двух понятий через родовое понятие и видовое отличие.

Выставление оценок.


Приложение 1.

Практическая работа №6 Задание 2.

В текстовом процессоре открыть текстовый файл Пары.doc.

Под текстом создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 17 строк. Столбцы озаглавьте: «Родовое понятие», «Видовое понятие». Из перечня имеющихся слов выделите попарно родовые и видовые понятия и, копируя, вставьте их в соответствующие столбцы таблицы.

Ответ:

Родовое понятие

Видовое понятие

Цветок

Фиалка

Фрукт

Груши

Овощ

Морковь

Буква

«У»

Цифра

Два

Орудие

Топор

Прибор

Микроскоп

Подросток

Школьник

Дом

Деревянный дом

День

Зимний день

Лодка

Резиновая лодка

Животное

Тюлень

Насекомое

Оса

Металл

Олово

Военный

Сержант

Орган

Почки


Перечень используемой специальной и методической литературы:

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования/Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова, 2011.
  2. Поурочные разработки по информатике: 6 класс; Н.Л.Югова.2010.
  3. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса./Л.Л. Босова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Цветок, фрукт, овощ, буква, цифра, орудие, прибор, школьник, дом, день, лодка, животное, насекомое, металл, орган, олово, подросток, почки, морковь, микроскоп, два, военный, фиалки, сержант, топор, груши, «у», тюлень, резиновая лодка, оса, деревянный дом, зимний день.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение понятия Не нужно нам владеть клинком, Не ищем славы громкой. Тот побеждает, кто знаком С искусством мыслить тонким. Г.Уордстворд.

Слайд 2

Что такое понятие? совокупность существенных признаков объекта или класса однородных объектов.

Слайд 3

Какие признаки объекта считаются существенными? отражающие его отличительные особенности от другого объекта

Слайд 4

С помощью чего представляют отношения между понятиями? отношение – это сравнение объёмов понятий, представленных в виде кругов

Слайд 5

определяемое понятие определяющее понятие

Слайд 6

все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Информатика – это наука, изучающая Видовое понятие Видовое отличие Родовое понятие

Слайд 7

применяющий компьютер для получения информации или решения задач. Пользователь – это человек, Видовое понятие Видовое отличие Родовое понятие

Слайд 8

Определение понятия должно быть соразмерным (т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем). не должно заключать в себе круга (когда определяющее понятие повторяет определяемое – «тавтология»). недолжно быть отрицательным. не должно быть противоречивым.

Слайд 9

Определение понятия это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении

Слайд 10

Родовое понятие Видовое понятие Цветок Фиалка Фрукт Груши Овощ Морковь Буква «У» Цифра Два Орудие Топор Прибор Микроскоп Подросток Школьник Дом Деревянный дом День Зимний день Лодка Резиновая лодка Животное Тюлень Насекомое Оса Металл Олово Военный Сержант Орган Почки Практическая работа №6 Задание 2

Слайд 11

Домашнее задание. 1. Учебник § 2.3, с. 51-53. 2. В любом из словарей найти определение двух понятий через родовое понятие и видовое отличие.

Слайд 12

МЕДВЕДЬ БУРЫЙ БЕЛЫЙ ПАНДА КОАЛА большого размера, шерсть – коричневая, род вид Видовое отличие

Слайд 13

Урок «Определение понятия» в 6 классе является восьмым в серии уроков по теме «Человек и информация». Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы: Компьютерный класс, проектор, экран. Презентация «Определение понятия» . Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Структура информатики". Информатика и ИКТ.10 класс. По учебнику И.Г. Семакина

Презентация к уроку "Структура информатики". Информатика и ИКТ.10 класс. По учебнику И.Г. Семакина...

Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".

Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах,  о предмете "Информатика"....

Интегрированный урок в 7 классе по информатике и русскому языку по темам: русский язык: «Синквейн о причастии» информатика: «Информационное моделирование. Словесные моде-ли»

Урок проводят учитель информатики и учитель литературы, 45 минут.Тип урока: повторительно-обобщающийЦель: Русский язык: диагностика усвоения темы «Причастие», орфографический и синтаксический повтор.И...

Предмет: Информатика. Класс: 5. Учитель: А.Н. Комогорцева Урок 1. Тема «Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»

Цели урока:Образовательная:·         рассмотреть правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;·...

Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"

Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...

Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"

Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...