Рабочая программа по информатике 8 класс
учебно-методический материал по информатике и икт (8 класс) по теме

     Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2010 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа  Угриновича Н.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugrinovich_8_2011g.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета.

      Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся.

   Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ в основной школе выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть  строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. В рамках основной школы решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

   Практическая же часть курса направлена на освоение обучающимися навыков использования средств информационных технологий, являющимися  значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации обучающихся, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

   Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости информационных технологий. Так, например понятие « информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде.

   Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы; планировать свои  действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

     Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа, 2010 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа  Угриновича Н.Д. 

            Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, всего за год – 35 часов.

Программой предусмотрено проведение: 15 практических работ, 4 контрольные работы и вводный тест.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

    Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут). Направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов- интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.

      Содержание теоретической и практической компонент курса информатики и ИКТ основной школы должно быть в соотношении 50:50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу обучающихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

       Рабочая программа предусматривает формированию у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе основного  общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

      Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает проектные и практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только проектные, практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, способствуют этому.    Важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. Обучающиеся  должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.

Формы организации учебного процесса

          Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10- 25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов — интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.

    Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу обучающихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;

промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

    Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

     Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

    Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

       Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

Тематический контроль

Тематика

Вид

Дата

1

Вводный контроль.

 Информация и информационные процессы.

Тест

Контрольная работа №1

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Контрольная работа №2

3

Коммуникационные технологии

Контрольная работа №3

4

Итоговое повторение

Контрольная работа №4

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»;  
  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Информация и информационные процессы —8 ч

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы

Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации. Единицы измерения количества информации.

Обучающиеся  должны:

1. иметь представление о том, что информация может рассматриваться как мера   упорядоченности в неживой природе;

2. приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

3.  знать и уметь  переводить  единицы измерения количества информации;

2.Компьютер как универсальное устройство обработки информации -11ч

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

        Обучающиеся  должны:

1. знать функциональную схему компьютера;

2.  перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;

3.  знать назначение и основные функции операционной системы;

4.  уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

5.  уметь работать с носителями информации (форматирование, лечение от вирусов);

6.  соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.

 3. Коммуникационные технологии -14ч

Информационное пространство глобальной компьютерной сети Интернет. Система адресации (IP-aдpeca и доменные имена). Протокол передачи данных TCP/IP. Универсальный указатель ресурсов. Основные информационные ресурсы сети Интернет.  Линии связи и их пропускная способность. Передача информации по коммутируемым телефонным каналам. Модем.

Локальные компьютерные сети. Топология локальной сети. Аппаратные компоненты сети (сетевые адаптеры, концентраторы, маршрутизаторы).

Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги). Настройка почтовых программ. Почта с Web-интерфейсом.

WWW-технология. Всемирная паутина (настройка браузера, адрес Web-страницы, сохранение и печать Web-страниц).

Загрузка файлов с серверов файловых архивов. Менеджеры загрузки файлов.

Интерактивное общение, электронная коммерция, географические карты. Поиск информации.

Основы языка разметки гипертекста HTML. Форматирование текста. Вставка графики. Гиперссылки. Интерактивные Web-страницы (формы). Разработка Web-сайтов (учебных заведений, образовательных, тематических и др.).

Обучающиеся  должны:

1.  иметь представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;

2.  описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;

3.  уметь пользоваться электронной почтой и путешествовать по Всемирной паутине;

4.  знать основы языка разметки гипертекста  HTML;

5.  уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.

Повторение -2 ч

Учебно-тематическое планирование по информатике в 8 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Информация и информационные процессы

8

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

11

3

Коммуникационные технологии

14

4

Повторение

2

Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ  обучающийся должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

Перечень учебно-методических средств обучения

Учебно - методический комплекс учителя:

1.Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса. – М.: Бином, 2012.

2. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум. Электронный учебник на CD-ROM. – М.: Бином, 2010 (содержит систематическое и полное изложение курса ИИКТ)

Учебно - методический комплекс ученика:

1.Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса. – М.: Бином, 2012.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Простой редактор WеЬ-страниц.

Календарно-тематическое планирование уроков по информатике в 8 классе.

35 часов (1 час в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

Виды и формы контроля


Информация и информационные процессы

8

По плану

Фактически

1.1;

1.1.1;1.1.2

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе

1

Текущий опрос

1.1.3;1.1.4

Человек и информация. Информационные процессы в технике.

1

Текущий опрос

1.2.1;1.2.2

Знаковые системы.

1

Текущий опрос

1.2.3

Кодирование информации. Повторение материала

1

Текущий опрос

1.1.1-1.2.3

Вводный контроль.

1

Тест

1.3.1;1.3.2

Количество информации. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа №1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора»

1

Практическая работа

1.3.3

Алфавитный подход к определению количества информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Тренировка ввода текстовой  и цифровой информации с клавиатуры»

1

Практическая работа

Гл.1

Контрольная работа № 1 «Информация и информационные процессы».

1

Контрольная работа

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

11

2.1;

2.2;

2.2.1

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата.

1

Текущий опрос



2.2.2;2.2.3

Устройство ввода и вывода информации.

1

Текущий опрос

2.2.4;2.2.5

Оперативная память. Долговременная память.

1

Текущий опрос

2.3;

2.3.1;2.3.2

Файлы и файловая система.

Практическая работа № 3  «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1

Практическая работа

2.3.3

Работа с файлами и дисками.

1

Текущий опрос

2.4;

2.4.1

Программное обеспечение компьютера. Практическая работа №4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет»

1

Практическая работа

2.4.2

Прикладное программное обеспечение.

1

Текущий опрос

2.5;

2.6

Графический интерфейс операционных систем. Практическая работа №5 «Определение разрешающей способности мыши»

Практическая работа № 6  «Установка даты и времени».

1

Практическая работа

2.7

Компьютерные вирусы  и антивирусные программы.

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

1

Практическая работа

2.8

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

1

Текущий опрос

Гл.2

Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

1

Контрольная работа

Коммуникационные технологии

14

3.1

 Передача информации.

1

Текущий опрос

3.2

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа № 8  «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключённом к локальной сети.

1

Практическая работа

3.3;

3.3.1

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 9  «Подключение к Интернету».

1

Практическая работа

3.3.2;3.3.3

Адресация в интернете.Практическая работа № 10  «География Интернета».

1

Практическая работа

3.4;

3.4.1

Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина.

Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».

1

Практическая работа

3.4.2

Электронная почта.

Практическая работа № 12  «Работа с электронной Web-почтой».

1

Практическая работа

3.4.3

Файловые архивы.

Практическая работа № 13  «Загрузка файлов из Интернета».

1

Практическая работа

3.4.4;3.4.5;3.4.6

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

1

Текущий опрос

3.5;

3.6

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14  «Поиск информации в Интернете».

1

Практическая работа

3.7;

3.7.1;3.7.2;3.7.3

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

1

Текущий опрос

3.7.4;3.7.5

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

1

Текущий опрос

3.7.6;3.7.7

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

1

Текущий опрос

3.7.1-3.7.7

Практическая работа № 15  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

Практическая работа

Гл.3

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».

1

Контрольная работа

Повторение курса информатики за 8 класс.

1

Текущий опрос


Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа


ИТОГО:

35

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания МО

учителей___________.

От 28.08.2012г. №1

СОГЛАСОВАНО.

Зам.директора по УВР________Л.В.Полтинина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...