Формирование ИКТ-компетентности учащихся как части специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе.
материал по информатике и икт на тему

Нездольева Галина Анатольевна

Обобщение опыта учителя информатики.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Приложение_1–Паспорт проекта презентации ученика.
  2. Пиложение_2–Примерная презентация по теме. (Приложение_2_элективные курсы).
  3. Приложение_3–Конспект урока информатики.
  4.  Приложение_4(1 и 2)–Тестовые задания.
  5. Приложение_5–Памятка к уроку информатики..
  6. Приложение_6–Опорный конспект к уроку.
  7. Приложение_7–Тестирование ИКТ-компетентности.
  8. Приложение_8Алгоритм решения задач с использованием программирования.
  9. Приложение_9–Многоуровневые задания.
  10. Приложение_10–Дифференцированное домашнее задание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования мэрии города Магадана

МБОУ «Гимназия 13»

Формирование ИКТ - компетентности учащихся  как части специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе

Автор опыта:  Нездольева Галина Анатольевна,

учитель информатики 

г. Магадан 2012г.


Содержание:

Информация об опыте……………………………………………2

Технология описания опыта……………………………………...8

Результативность опыта………………………………………….23

Библиографический список………………………………………27

Приложение………………………………………………………..28

Вывод……………………………………………………………….29


ИНФОРМАЦИЯ  ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения опыта.

Педагогический опыт «Формирование ИКТ-компетентности учащихся как части специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе» реализуется мною в МБОУ «Гимназии № 13» г. Магадана на основе существующей в школе материально-технической базы. Использование  результатов опытно-экспериментальной деятельности, через призму применения педагогических технологий в преподавании информатики, а главное через разработанную технологию формирования информационно-коммуникационно-технологической компетентности учащихся посредством личностно ориентированной модели педагогического процесса.

        В «Гимназии № 13» применение информационно-коммуникационных технологий всегда рассматривали как необходимую часть образовательной среды, использование которых способствует формированию открытой системы образования.

        C сентября 2004/2005 учебного по июнь 2005/2006 учебного года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации в «Гимназии № 13» проводился эксперимент по введению профильного обучения,  составной частью которого стало открытие профильных классов на старшей ступени обучения. В соответствии с потребностями и желаниями учащихся и родителей, возможностями образовательного учреждения в школе были открыты: физико-математический, социально-гуманитарный, оборонно-спортивный и естественнонаучный профильные классы.

Реализация концепции профильного обучения в условиях «Гимназии № 13» потребовала использования новых программ, которые ориентируют, прежде всего, на формирование у обучающихся различных компетентностей. Таким образом, реальностью образовательного процесса стал компетентностный подход, при этом формирование ИКТ - компетентности становится ключевой.

Передо мной как учителем (информатики)  встала   задача организовать деятельность, направленную на формирование ИКТ-компетентности учащихся и поскольку в школе обучаются дети с разным базовым уровнем подготовки, то эта задача требует, прежде всего, личностно-ориентированного подхода.

Одна из основных целей современной системы образования – умение работать с информацией. Сегодня важным является формирование ситуации, в которой каждый учащийся сможет, используя ИКТ, учиться в индивидуализированной среде. Таким образом, информационно-коммуникационная компетентность студента вуза закладывается в школе.

Актуальность опыта.

Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира. Впервые в истории человечества поколения вещей, процессов, идей сменяются быстрее, чем поколения людей. При этом изменчивость проявляет себя через небывалое прежде многообразие, затрагивающее практически все стороны общественной жизни. В качестве примера можно привести: изменение функциональных характеристик телефона (или того предмета, который все еще называется телефоном); изменение внешнего вида, мощности, быстродействия и функциональных характеристик компьютеров.

Динамичные изменения, происходящие в обществе, во всей окружающей человека среде, породили различные наименования современного общества: «постиндустриальное общество», «постцивилизация», «технотронное общество» и т.п. Однако наиболее широко используется термин «информационное общество».

Информационное общество – это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации [12].

Анализ характеристик, присущих информационному обществу, позволяет выделить проблему специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, что, в свою очередь, требует кардинальных изменений в системе образования. Одним из путей решения этой проблемы в нашей стране является проект "Информатизация системы образования" (ИСО),  проводимый Правительством Российской Федерации.

Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в  море информации. Для того чтобы в этом море «не утонуть», необходимо обладать информационной культурой, то есть знаниями, умениями и навыками поиска, отбора и анализа информации, владеть информационными и коммуникационными технологиями, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере. Со всем, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

Культурный уровень человека проявляется только в деятельности, поэтому формирование информационной культуры как качества личности целесообразно рассматривать с позиций компетентностного подхода. Круг компентностей, которым следует учить сегодняшних школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетентности. За основу понятия «компетентностный человек» взяты, способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности.

Информационно-коммуникационная компетентность школьников в рамках проекта «Информатизация системы образования», определяется,
как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии 
для доступа к информации, ее опознания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества. [2].

Формирование информационно-коммуникационной компетентности это не только (и не столько) формирование технологических навыков. Это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Анализ образовательной практики показывает, что на сегодняшний день существует противоречие между требованием информатизации учебного процесса в средней общеобразовательной школе и неразработанностью соответствующих форм учебной деятельности.

В своей работе, я также столкнулась с противоречиями:

1)между непрерывно пополняющимися, развивающимися образовательными запросами школьников в получении информации  и реальной педагогической деятельностью школы, слабо ориентированной на индивидуальные потребности учащихся в новых источниках информации. (Хотя важной проблемой является и низкая мотивация некоторых учащихся к получению знаний, а в сегодняшнем информационном обществе одним из главных условий развития личности является умение учиться самостоятельно);

2)между необходимостью подготовки пользователей информации, владеющих эффективными навыками самообразования в условиях информационного общества и низким уровнем их информационной культуры, по результатам личных исследований мною отмечено, что школьники часто оценивают свои возможности и способности выше, чем они есть в действительности;

3)между большим объемом программного материала и неумением учащихся самостоятельно осмыслить его.

Эти противоречия можно разрешить только тогда, когда в процессе обучения будет сформирована ИКТ-компетентность учащихся, что возможно, только если обучение будет посильным.

Новизна опыта.

Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский,  поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы.

Новизна опыта заключается в формировании ключевых компетенций у  обучающихся, в частности, компетенций в сфере познавательной деятельности, а также новизна моего опыта  выражается в составлении мной системы  уроков по различным темам.

Ведущая педагогическая идея

С целью повышения качества образования создать условия для развития интеллектуальных способностей, саморазвития и самосовершенствования личности, развитие ИКТ-компетентности – через призму педагогических технологий в преподавании информатики, а главное через личностно- ориентированный подход в обучении.

Длительность работы над опытом. 

Разработка технологии велась в течение ряда лет с 2004-2006 по 2012 год.

Диапазон опыта. 

Технология опыта охватывает организацию учебной деятельности по информатике в классах II (8-9кл.) и III ступени (10-11кл.) образования.

Распространяется на педагогическую систему: урок информатики, элективный курс,  а также индивидуальные и групповые занятия в рамках подготовки к ЕГЭ, олимпиадам, конкурсам, конференциям.

Теоретическая база опыта

Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация.

Раскроем понятие «информатизация». Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [17].

Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей, в том числе в образовании. Информатизация образования является одним из важнейших условий процессов информатизации общества, так как именно в сфере образования обучаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

Владение новыми информационными технологиями становится в информационном обществе социально необходимым умением таким же, как умение читать и писать. Основой успешности личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит компетенция. Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека в современном обществе.

Поэтому необходимо внедрять новые подходы к оцениванию качества школьного образования. На смену формально-знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход [6].

Новая образовательная парадигма – стратегия «образования для будущего»:

  • знания не просто накапливаются впрок, а изучаются способы непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
  • умение работать с любыми видами информации;
  • формирование критичного, а не репродуктивного мышления;
  • специальная подготовка человека к жизни в информационном обществе (формирование профессиональной компетентности).

Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах И.А.Зимней [5], А.Л. Андреевым [1],  А.П. Хуторским [11], В.В.Краевским [7], Б.Д. Элькониным [13], О.Е.Лебедевым [8] и др.

Теоретической основой опыта по проблеме является

  1. технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (автор Фирсов В.В.), [9].
  2. технология интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых моделей учебного материала (Шаталов В.Ф.), [12].
  3. концепция личностно-ориентированного обучения Якиманской, [15].
  1. концепция опережающего обучения и принцип посильной трудности обучения Эльконина-Давыдова, [4; 14].
  2. технологии компьютерного урока, технология использования Интернета в учебно-воспитательном процессе, технология  применения средств ИКТ в предметном обучении (Селевко Г.К.), [10].

Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности [3].

ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ - грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. (Приложение_7).

Информационная культура человека это совокупность качеств, отражающих его знания и представления об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, освоение систем морально-этических и юридических норм, ценностей, установок, связанных с ИКС, а также владение компьютерной грамотностью.

Компьютерная грамотность. Если под традиционной грамотностью понимать умение обращаться с бумажными носителями информации (читать, писать, вычислять), то компьютерная грамотность охватывает операции с персональным компьютером, умение использовать компьютерные программные средства, работать с электронным текстом, электронными таблицами, создавать презентации и базы данных.

Информационная компетентность. Ещё более высокий уровень информационной культуры человека представляет информационная компетентность — компьютерная грамотность плюс умение вести поиск информации, использование и оценка информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем.

Основные принципы технологии формирования информационной культуры:

  • Неограниченность обучения в информационно-образовательной среде: содержание информации, её интерпретация и приложения могут быть как угодно велики.
  • Общение с компьютером — глобальный фактор социализации.
  • Информационная (компьютерная) компетентность ключевая суперкомпетентность человека XXI века, важнейший инструмент будущей профессиональной деятельности нынешних школьников.
  • Освоение информационной культуры — это взаимонаправленный коммуникативный процесс, для которого справедливы основные закономерности коммуникативной деятельности.
  • Непрерывное освоение новых информационных средств обучения и коммуникации. Цель школы состоит не в том, чтобы выучить детей работать на том или ином компьютере. Ребёнок, который сегодня пришёл в класс, через одиннадцать лет увидит на своём рабочем месте совсем другой компьютер, компьютер который даже трудно себе вообразить. Поэтому нужно научить ребёнка (выпускника школы) пользоваться компьютером в принципе.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

— повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;

— обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

— углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Технология описания опыта

Основная цель опыта:

Развитие ИКТ-компетентности  учащихся путем обеспечения свободного выбора обучения с учетом их интересов и способностей, как на основе государственного стандарта образования, так и на более высоком уровне, обеспечивающем поступление в вузы; воспитание  всесторонне и гармонично развитой личности; развитие познавательной активности и интеллекта учеников.

Задачи:

  • формирование информационной культуры, компьютерной грамотности, информационной компетентности;
  •  дать учащимся систему знаний, включающую основы информатики на современном уровне её развития, не только через призму педагогических технологий, используемых в преподавании информатики, но и на основе личностно-ориентированной технологии обучения;
  • •        обеспечение позитивного эмоционального фона при освоении
    информатики, пробуждать и поддерживать личный интерес к предмету;
  • •        дифференциация и индивидуализация обучения, как условие здоровьесбережения;
  • создание собственной копилки методов, приемов, заданий.

Основные черты технологии:

  • создание и поддержание высокого уровня интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
  • содержание обучения рассматривается как средство развития личности;
  • предоставлять возможности и помощь детям реализовывать себя в положительной деятельности.
  • Традиционные технологии (объяснительно-иллюстративные технологии обучения)

Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии, при которых объяснение учебного материала сопровождается различными аудиовизуальными средствами. По данным современных исследований, в памяти человека остаётся 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно и 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций с демонстрацией слайдов, видеоклипов, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.

  • Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках информатики считаю целесообразным представлять учебный материал в мультимедийном, интерактивном виде. Многие творческие работы учащихся (рисунки, проекты, презентации и т.д.) также служат в дальнейшем дидактическим средством при обучении (Приложение_1).

Воспитание собственным примером считаю необходимым качеством учителя. Поэтому перед новым видом практической работы демонстрирую собственные работы или проекты (Приложение_2). 

Урок – традиционная часть образовательного процесса в современной общеобразовательной школе. Транслируемое знание, на традиционном уроке, на мой взгляд, не в полной мере, осуществляет роль, средства, развивающего личность, а значит, не способствует формированию личной заинтересованности учащихся в получении знаний.

Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме, это объясняет актуальность личностно-ориентированного подхода.

Постепенный переход в нашей стране к личностно-ориентированному образованию, осуществляемый в соответствии с «Основными положениями Концепции модернизации российского образования» [6], реализуется в условиях развития «навыков самостоятельной работы и творчества», т.е. усвоения определенной суммы знаний и применение их в творческих ситуациях.

В  современной психолого-педагогической науке наметился принципиально новый подход к пониманию субъективной активности школьников. «Суть его сводится к тому, что ученик не является только продуктом обучения (а все при нем результат обучения). Каждый ученик – носитель индивидуального, личного (субъективного опыта). Он, прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации, и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия».

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Технология личностно ориентированного обучения

Как уже указывалось ранее, на смену формально-знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. В соответствии с новой личностно-ориентированной парадигмой образовательного процесса, имеет смысл рассмотреть педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса и технологии развивающего обучения, опираясь на технологию личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской. В авторской концепции Якиманской И.С. личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. То есть, «в образовании происходит не просто формирование ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта. Своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития»[16].

Конструирование личностно-ориентированной технологии урока

  • Начало организации урока, постановка целей, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями.
  • Реализация определенной последовательности основных этапов урока.
  • Проверка того, как достигаются цели.
  • Подведение итогов, настрой учащихся на будущее использование знаний.
  • Рефлексия.

Построение личностно-ориентированной технологии обучения информатике

  • Вокруг ученика «выстраивать окружение» из информационных процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни.
  • Использовать различный «информационный» материал.
  • Обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» - «слышу» - «создаю».
  • Создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой т.е.

использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной.

  • Расширять спектр личностного выбора ученика.
  • Постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление.
  • Создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения.
  • Необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, игровых уроков, конференций), посвященных широкой интеграции знаний.
  • Способствовать развитию позитивной «Я - концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.

При личностно-ориентированной педагогике особую важность приобретают деятельностный, личностный, полисубъектный (диалогический) и индивидуально-творческий подходы.

Использование электронных папок-накопителей информации

На учебных занятиях учащиеся регулярно используют такие учебные пособия, как учебник и электронная папка-накопитель. Данные в папках сгруппированы для удобства учителя и учащихся по темам, входящим в образовательную область «Информатика»: «Информация и информационные процессы», «Компьютер», «Программное обеспечение», «Информационно-коммуникационные технологии»[1], «Моделирование и формализация», «Программирование» и т.д.

В папках-накопителях могут содержаться материалы, позволяющие изучить, закрепить и обобщить учебный материал, а также вспомогательные и информационные материалы, а именно:

  • теоретический материал, который нами используется для:
  • изучения темы по предмету;
  • составления плана, озаглавливания;
  • составления тезисов, краткого изложения прочитанного, выписывания цитат.
  • описания лабораторных и практических работ, упражнений, уроков контроля знаний,  которые могут быть использованы для:
  • практической отработки изученного материала по предмету;
  • развития умения организовывать и осознавать информационную деятельность;
  • выполнения развивающих упражнений;
  • осуществления контроля, самоконтроля и самоанализа учебной деятельности (Приложение_4.2).
  • алгоритмы, схемы, таблицы и памятки, опорные конспекты при изучении новой темы (Приложение_5, Приложение_6), для:
  • рационального запоминания учебного материала,
  • овладения способами и приемами умственной работы с информацией,
  • обеспечения развития навыков анализа, сравнения, классификации, систематизации;
  • информация дополнительного характера, как то: список основной и дополнительной учебной литературы по теме, список проектных, творческих и иных видов работ по теме, предназначенных для: 
  • обеспечения информационной поддержки темы;
  • овладения знаниями о существующих общедоступных источниках информации, многообразии и предпочтительности каналов получения информации;
  • овладения умениями пользоваться учебником, справочником, словарем, энциклопедией, техническими источниками информации;
  • организации работы как с отстающими, так и продвинутыми учащимися;
  • обеспечения самообразования учащихся.

Работа с папкой-накопителем осуществляется, в основном, на уроке (часть материалов может быть выдана в качестве плана домашнего задания).

Приведем пример использования папки-накопителя по разделу «Информация» при изучении информатики и ИКТ в 10 классе физико-математического профиля.

Учебная тема

Материал папки-накопителя

Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации.

Текст «Основные информационные процессы»

Текст «Информационные процессы в природе, обществе и технике»

Система упражнений «Информационные процессы»

Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Содержательный и алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения количества информации.

Текст + система упражнений «Измерение информации: два подхода»

С/р: «Измерение информации»

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки. Кодировки русского алфавита. Кодирование графической и звуковой информации.

Система упражнений «Кодирование информации»

Текст «Кодирование текстовой информации»

Таблица «ASCII»

Л/р «Кодирование текстовой информации»

С/р «Кодирование текстовой информации»

Л/р «Представление числовой  информации»

С/р «Представление числовой  информации»

Л/р «Представление графической и звуковой информации»

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Текст + система упражнений «Перевод чисел. Арифметика»

Представление чисел в компьютере. Формат с фиксированной запятой. Формат с плавающей запятой.

Текст + система упражнений «Представление чисел в памяти компьютера»

Алгоритм «Представление целых чисел в формате с фиксированной запятой»

Алгоритм «Представление вещественных чисел в формате с плавающей запятой»

Задания для индивидуальной работы «Представление чисел в памяти ПК»

Материал контролирующего характера (тесты и контрольные работы) содержатся в отдельной папке учителя и выдаются учащимся по мере необходимости. (Приложение_3_КОНСПЕКТ_УРОКА_ИНФОРМАТИКИ);

Структура папки-накопителя по разделу «Информация и информационные процессы»[2]

Текст «Основные информационные процессы»

Текст «Информационные процессы в природе, обществе, технике»

Система упражнений «Информационные процессы»

Текст + система упражнений «Измерение информации: два подхода»

Схема «Единицы измерения информации»

Самостоятельная работа «Измерение информации. Равновероятные события» (1, 2 вариант)

Система упражнений «Кодирование информации»

Текст + система упражнений «Перевод чисел. Арифметика»

Таблица-схема «Перевод чисел»

Текст «Кодирование текстовой информации»

Таблица «ASCII»

Лабораторная работа «Представление числовой и текстовой информации»

Самостоятельная работа «Представление числовой и текстовой информации» (1, 2 вариант)

Лабораторная работа «Представление графической и звуковой информации»

Текст + система упражнений «Представление чисел в памяти компьютера»

Алгоритм «Представление целых чисел в формате с фиксированной запятой»

Алгоритм «Представление вещественных чисел в формате с плавающей запятой»

Задания для индивидуальных работ «Представление целых чисел в формате с фиксированной запятой» (1-15 вариант)

Задания для индивидуальных работ «Представление вещественных чисел в формате с плавающей запятой» (1-15 вариант)

Список заданий по разделу «Информация и информационные процессы».

Реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению вижу, прежде всего, в дифференциации обучения.

Различают два вида дифференциации содержания обучения: профильную  и уровневую.

В соответствии с одобренной Минобразования «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов. Это курсы трех типов: базовых, профильных, элективных. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников, формировании их ИКТ-компетентности.

Я провожу следующие элективные курсы: «Интернет - технологии», «Представление информации в компьютере». (Приложение_2_элективные курсы).

Уровневая дифференциация - обучаясь в одном классе, по одной программе и по одному учебнику, учащиеся могут осваивать материал на различных уровнях. Определяющими является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни усвоения материала.

Базовый курс информатики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика, его ИКТ-компетентности, подготовки к жизни и предстоящей трудовой деятельности. Рассмотрев теоретические вопросы, связанные с данной проблемой я заметила, что дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников.  Применение дифференцированного подхода, тем не менее, не должно сводиться лишь к эпизодическому добавлению в процессе обучения слабоуспевающим учащимся тренировочных задач, а более подготовленным - задач повышенной трудности. Основная форма дифференциации - это мобильные группы и уровневые задания.

Первый уровень усвоения характеризуется умением выделять, узнавать, опознавать изучаемый предмет, явление или величину (в виде описания, определения, буквенного обозначения, формулы, графика) на основе обучения на уроке.

Второй уровень усвоения предполагает знание сущности изучаемого понятия, его определение, установление простейших связей этого понятия с другими. При последующей устной аргументации своего выбора следует составить, например, логическую цепочку.

Третий уровень предусматривает умение анализировать понятия и связи между ними, применять теоретические знания в стандартных ситуациях, решать типовые задачи за отведенное время.

Четвертый уровень предполагает основательное владение понятийным и логическим аппаратами, т.е. способность анализировать понятия и связи, оперировать ими в нестандартных ситуациях, отходя от усвоенной на уроке программы действий.

Наиболее сложной оказывается проблема диагностики индивидуальных особенностей учащихся, и в первую очередь обучаемости (общие умственные, а также специальные способности), общих и специальных учебных умений, обученности (сумма знаний, программных и внепрограммных) и познавательных интересов. Для определения уровня обучаемости использую следующую методику:

  •  выбираю небольшой по объему новый учебный материал на 7-8 мин работы, планирую: повторение опорных знаний, самостоятельную работу;
  • на уроке перед его изучением повторяю ранее изученный материал, необходимый для усвоения новых знаний;
  • объясняю новый материал, выделяя главное, основное;
  • показываю образец применения нового материала в стандартной и измененной ситуациях;
  • провожу самостоятельную работу, например:

  • ответить на вопрос по содержанию нового материала;
  • выполнить задание по образцу;
  • выполнить задание в измененной ситуации;
  • применить полученные знания в новой ситуации.

Как только трое-четверо учащихся выполнят самостоятельную работу,  смотрю работу у всех. Если учащийся выполнил все задания, то можно говорить о третьем, очень высоком, уровне обучаемости, если четыре - о втором (также высоком), три и менее заданий - о первом уровне.

Барьеры между группами проницаемы. Каждый ученик имеет возможность ориентироваться на высший уровень знаний и может перейти из одной группы в другую.

Большинство уроков информатики допускает дифференцированное обучение в разных формах:

  • при изучении нового материала,
  • при решении задач,
  • при повторении и обобщении,
  • при проведении контрольных работ и зачетов.

До начала изучения   каждой   темы  я  знакомлю  учащихся   с   обязательными результатами обучения (ОРО), т.е.  с теми требованиями,  которых все учащиеся должны достигнуть для того, чтобы получить положительную отметку. Приступая к преподаванию темы, планирую не только основные цели ее изучения, но и продумываю систему учебных заданий, с помощью которой можно судить, достигнуты ли выдвинутые цели. На основе  ОРО  по определенной теме, составляются требования к текущему усвоению материала. Списки ОРО должны быть достаточно полны (содержать различные типы и формы заданий), реалистичны, обязательно известны и доступны детям с самого начала работы над темой и на всем ее протяжении.

При введении нового материала дифференцирую требования к его усвоению на основе явного выделения сведений, подлежащих обязательному изучению. Весь новый материал рассматривается со всеми учениками, причем достаточно основательно, на традиционно высоком уровне, который задается программой и уровнем изложения материала в учебнике. Затем, при повторном кратком изложении, выделяется обязательный теоретический материал, который оформляется в виде краткого конспекта. В конспект  могут  включаться и образцы решения типичных задач.

На этапе изучения нового материала в отличие от традиционной системы преподавания ученик не обязан полностью воспроизводить весь ход рассуждений учителя, вникая во все тонкости обоснований. Требуется лишь уловить общую суть рассматриваемого вопроса, запомнить некоторые теоретические сведения, понять правила применения основных положений, усвоить порядок действий при выполнении практических заданий и решении задач. Чтобы добиться понимания общей логики рассуждений, сделанных выводов, формул и формулировок, необходимо как минимум:

  • повторить ход рассуждения и его основные моменты;
  • провести демонстрационные  и фронтальные практические работы;
  •         показать образец выполнения типичного задания обязательного
    уровня.

В своей работе применяю элементы методической системы организации учебно-воспитательного процесса с использованием опорных конспектов (ОК), разработанной В.Ф.Шаталовым. Такие конспекты служат развитию мышления, а также общих и специальных способностей учащихся. При этом они должны не только представлять собой отражение в предельно лаконичной форме основного содержания и логики изложения отдельных блоков учебного материала, но и давать основные виды упражнений, обеспечивающих глубокое неформальное, в значительной мере творческое, усвоение учебного материала. Чтобы  ученики из «зрителей» превращались в «главных действующих лиц». Основные положения:

  1. Полное отражение в ОК основного (базового) содержания учебного материала с выделением главного.
  2. Строгая логическая последовательность изложения.
  3. Предельная наглядность, лаконичность и яркость изложения.

4. Развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей учащихся путем привлечения их к разработке различного рода ОК (в зависимости от уровня подготовленности, объема и содержания учебного материала, а также др. факторов), в том числе содержащих задания творческого характера.

5.Учет индивидуальных особенностей учащихся.

6. Развитие самостоятельности, инициативности и творческих способностей учащихся

Работа с ОК требует активных умственных действий, связанных с поиском наиболее рациональных способов выполнения предложенных заданий и обязательным анализом результатов работы.

Даю задания в зависимости от уровня обученности:

1        уровень.

а) составить план к готовому ОК, предложенному учителем, и прочитать его вслух;

2        уровень.

б)составить сообщение по данной теме на основе готового ОК, предварительно поработав с учебным текстом и опорным конспектом;

в) составить ОК к какому-либо фрагменту темы;

3        уровень.

г) составить ОК на основе работы с текстом учебника по целой теме;

д) составить ОК на основе работы с несколькими учебными пособиями, предварительно сопоставив и сравнив изложение учебного материала в каждом из источников.

е) составить итоговый обобщающий OK (OOK) после изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний;

4        уровень.

ж)составить ОК на основе работы с дополнительной и научно-популярной литературой.

Закрепление материала провожу с обязательным предъявлением образцов деятельности, и оно начинается с решения самых простых, типичных заданий. Задания на этапе первичного закрепления должны выполняться с помощью одного (максимум двух) логических действий, требовать лишь прямого ответа на прямо поставленный вопрос. Лучше всего первичное закрепление проводить в форме фронтальной беседы, кратковременной самостоятельной или практической работы.

Работа учащихся при закреплении организую с учетом индивидуального темпа усвоения материала. Закрепление, как правило, лучше начинать с совместной работы со всем классом, постепенно увеличивая степень самостоятельности учащихся. Через некоторое время организуются «подвижные» группы из тех, кто уже освоил обязательные требования и может работать на повышенном уровне, и тех, кому необходима дополнительная работа по ОРО. Поочередно работаю с разными группами.

Дидактическим обеспечением дифференцированного подхода к учащимся на этапе закрепления материала является специально формируемая система упражнений на основе лестницы деятельности, которая представляет собой систему заданий с постепенно нарастающей сложностью. Такая система заданий должна включать:

  • широкий спектр заданий обязательного уровня, которые должны уметь выполнять все ученики;
  • задания пропедевтического характера, используемые для предупреждения типичных ошибок, допускаемых детьми при выполнении заданий обязательного уровня;
  • задания повышенной сложности, предназначенные для учеников, быстро усваивающих материал.

Большие затруднения испытывают слабые школьники при решении задач. Чтобы научить школьников решать задачи знакомлю их с алгоритмом решения задач по данной теме. Затем беру конкретную задачу и подробно ее разбираю. После этого сильным учащимся даю карточки с аналогичными задачами. Со слабыми учащимися вновь разбираю ту же задачу согласно алгоритму, и только потом даю им задачу для самостоятельного решения. (Приложение_8)

Урок решения задач, выполнения практических работ строго с учетом дифференциации. Сильные учащиеся получают задание более сложное, средняя часть учащихся задачи средней сложности, и слабые учащиеся - самые простые задачи, контролирующие знания 1 ступени. Пока первые самостоятельно решают задачу, у вторых я провожу проверку: правильно ли записано условие. С третьей группой после проверки записи условия задачи нужно проверить, правильно ли выбраны исходные формулы и т.д.

Решив эту задачу с моей помощью, следующую задачу слабые учащиеся решают самостоятельно. Стараюсь, чтобы они справились с нею тут же на уроке. Такая форма работы позволяет устранять познавательные затруднения у плохо успевающих учащихся, стимулирует работу сильных и средних учащихся.

Для сильных учащихся используются задачи с непонятными данными, которые требуют работы с литературой и поисковыми системами.

Чтобы максимально реализовать идеи уровневого дифференцированного обучения, использую многоуровневые задания. (Приложение_9)

По информационной емкости многоуровневые задания можно разделить на два типа. В заданиях первого типа к одним и тем же исходным данным ставятся несколько качественных или количественных вопросов (требований). В задачах второго типа содержание постепенно развивается, вводится новая информация и новые исходные данные, выдвигаются новые требования.

Ученики предварительно самостоятельно могут оценить результат своей работы, выполнив последовательно части задания различного уровня сложности. Следует также отметить, что многоуровневые задачи и задания позволяют включать учеников с невысокими учебными возможностями в процесс решения довольно сложных задач, что, безусловно, оказывает положительное влияние на их развитие.

Таким образом, многоуровневые задания создают реальные условия для совместного обучения учеников с разными учебными возможностями, а также позволяют максимально реализовать дифференциацию обучения.

Применяю и пошаговый прием: разобрать одно действие, а потом

произвести его: далее так же поступить со вторым.

 Сильные ученики, справившись с заданием, получают дополнительное задание или контрольные вопросы.

Остановлюсь на реализации дифференцированного подхода при опросе. Уровневый подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся - это обучение на положительных эмоциях, которое в итоге дает более убедительные результаты, чем авторитарные методы.

После прохождения темы провожу зачет.

Каждый тематический зачет состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Отслеживаю достижение каждым обязательного уровня усвоения предмета. Решение же о достижении повышенных уровней освоения информатики может быть принято только самим ребенком.

Обязательная часть зачета нацелена на проверку достижения обязательного уровня усвоения материала, по ее выполнению определяю, сдал учащийся зачет (достиг обязательного уровня овладения темой) или не сдал его. За каждое правильно выполненное задание обязательной части ученик получает 1 балл, а за успешное выполнение обязательной части - оценку «зачет». (При существующей системе оценок это соответствует оценке «3», что серьезно влияет на одно из основных положений: выбор учеником уровня изучения предмета.)

Дополнительная часть зачета направлена на проверку овладения темой на повышенном уровне. Ее выполнение позволяет ученику получить одну из повышенных оценок -«4» или «5». Задания дополнительной части могут оцениваться не полным числом баллов из-за допущенных недочетов. Например, можно поставить только 2 или 3 балла из предусмотренных в критериях 4 баллов. Основное назначение дополнительной части - дать посильную нагрузку сильным учащимся.

Обязательная   часть   выполняется   всеми   учащимися   без   исключения, дополнительная - только желающими.

Такое планирование итогового контроля материала оправдано психологически. Отсутствует гнетущая ситуация «зависшей над журналом ручки». Вопрос «спросят или не спросят?» для учеников снят. Обязательно спросят, но во вторник или в среду, по расписанию. А пока есть время проконсультироваться у учителя, посоветоваться с одноклассниками. В-третьих, у учителя появляется возможность узнать и учесть результативность работы каждого ученика и продвижение всего класса по отдельным вопросам.

Итоги работы по каждой теме:

  • уровневая контрольная работа;
  • практический зачет;
  • теоретический зачет.

При текущем опросе я также дифференцирую задания. Эффективный контроль знаний учащихся можно проводить, используя тестовые задания разного уровня сложности. (Приложение №4.1)

 Исследовательская форма практической работы является мощным средством развития познавательной активности, подготовки учащихся к самостоятельной творческой работе, развитию ИКТ-компетентности.

Исследовательская деятельность школьников - перспективная образовательная технология, позволяющая комплексно решать вопросы, образования, развития личности. Для учителя - это решение образовательных задач при минимуме часов урочного времени; осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению; возможность творческого самовыражения. Для учащихся - формирование мировоззрения, основанного на научных принципах (объективность, бескорыстность, нейтральность, независимость); формирование через это устойчивости человеческой психики в современном, быстро меняющемся мире; воспитание критического отношения к новой информации, терпимости к чужому мнению, столь необходимой сейчас, в ходе активного процесса смешения разных культур, социальных слоев и систем ценностей. Сейчас работа во внеурочное время приобретает особое значение. Одной из форм такой деятельности является проект. Проектной работой с удовольствием занимаются учащиеся разных возрастных групп. Возможности для самовыражения здесь практически безграничны. Работа индивидуальная и в группах; исследования – предметные, межпредметные и выходящие за рамки школьных курсов; защита проектов – в виде представления мультимедийного продукта.. После формулировки целей и задач проектной работы создаются проектные группы и составляются индивидуальные планы работ по выбранным темам. Поисковый этап, когда ребята собирают и систематизируют информацию, составляют промежуточные отчёты, оформляют материал к защите, длится обычно около трех-четырех недель. После этого следует защита. (Приложение_1)

Дифференциация вводимого материала проявляется и в домашнем задании. (Приложение_10_домашняя_сам_раб.)

Итоговые семинары по некоторым темам курса являются одной из форм дифференцированного контроля знаний. Учащиеся охотно участвуют в их подготовке, с удовольствием работают, т.к. именно во время этих уроков могут в полной мере проявить свои способности. В классе работают несколько групп учащихся. За две недели группы получают задания:

- подготовить теоретический материал по одной из подтем;

-составить кроссворд, используя терминологию и основные определения по теме.

-привести примеры решения типовых заданий, если возможно, представить,

алгоритм;

-подготовить качественные вопросы другим группам;

-внести в ответ запланированные ошибки таким образом, чтобы их не сразу обнаружили одноклассники. Для того чтобы всему классу было проще готовиться по «чужим» темам, каждой группе дается список вопросов и заданий на повторение.

Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы или курса, обязательно должны быть дифференцированными или разноуровневыми, многовариантными.

В 10 классе изучение темы «Создание презентаций» завершается выполнением творческой работы и теоретическим зачетом, вопросы к которому представлены ниже.

  • Запуск редактора презентаций
  • Выбор варианта создания презентации
  • Создание слайда: выбор автомакета слайда
  • Выбор шаблона оформления презентации
  • Заполнение слайда
  • Форматирование текста на слайде
  • Добавление нового слайда
  • Перемещение по готовым слайдам презентации
  • Запуск презентации на выполнение (демонстрацию)
  • Сохранение готовой презентации
  • Анимация объектов
  • Выбор способа появления слайда
  • Добавление объектов OLE на слайд
  • Создание интерактивной презентации (использование гиперссылок)
  • Добавление звукового сопровождения

План построения ответа, необходимые чертежи, графики, примеры межпредметной связи, мультимедийные продукты  учащиеся продумывают самостоятельно. При этом невольно распределяют материал таким образом, чтобы наиболее сложные вопросы разбирали сильные ученики. Но и «середнячки» не чувствуют себя уязвленными, применение изученного материала на практике им вполне по силам. Кроссворд, вопросы, включение запланированных ошибок, как правило, составляют все вместе.

Таким образом,  в  моей практике личностно ориентированный подход в обучении стал  одним из основных средств развития ИКТ-компетентности школьников, что означает уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  ОПЫТА

Критериями результативности моей педагогической деятельности являются:

  • уровень обученности школьников;
  • уровень ИКТ-компетентности;

На основе методики «Оценка ИКТ-компетентности школьников», взятой из книги В.Ф. Бурмакиной, И.Н.Фалиной «Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ-компетентности школьников», а также ознакомившись с опытом работы учителя информатики и ИКТ МОУ-СОШ №35 г.Белгорода Васильевой Н. И. проведено тестирование группы детей экспериментальной группы (Приложение_7).

Уровень ИКТ-компетентности.

Год

Высокий уровень

Средний  уровень

Низкий уровень

2011г.

21%

62%

17%

2012г.

30%

64%

6%

Диаграмма показателей

Данные таблицы свидетельствуют, что уровень ИКТ-компетентности учащихся за 2 года возрос. Так, в начале эксперимента 17% учащихся имели низкий уровень, к концу эксперимента-5 %, зато возросло  количество детей с очень высоким уровнем развития ИКТ-компетентности (21%-30%). 94 % учащихся к концу завершения обучения имеют высокий средний уровень, только 6% учащихся имеют низкий уровень(в начале 30% имели низкий уровень).

Работа по развитию ИКТ-компетентности, безусловно, повлияла на рост качества знаний.

Качество знаний за последние четыре года (2008-2012) по информатике составляет ( %):

Информатика

2008-2009 год

2009-2010

9-е

10В

11К

8

9

10-е

11А

64

70

50

29

0

0

66

71

2010-2011

2011-2012

8-е

9

10А

11-е

8

9

10

11

79

 

80

71

78

65

67

81

Результаты итоговой аттестации в 2008-2009 учебном году.

Класс

Фамилия

Имя

Балл

1

11К

Бобров

Александр

43

Результаты итоговой аттестации в 2009-2010 учебном году.

Класс

Фамилия

Имя

Балл

1

11А

Бяков

Кирилл

71

2

11А

Жигалов

Петр

84

3

11А

Камардин

Олег

82

4

11А

Каримов

Денис

60

5

11А

Колесник

Кирилл

90

6

11А

Мазанов

Александр

51

7

11А

Молчанов

Сергей

58

8

11А

Штырева

Елена

72

Результаты итоговой аттестации в 2010-2011 учебном году.

Класс

Фамилия

Имя

Балл

1

11А

Априщенко

Иван

64

2

11А

Брусников

Владислав

66

3

11А

Сладков

Виталий

54

4

11В

Симеоничев

Клим

49

5

11В

Карамов

Илья

30

В 2011-2012 учебном году в моей группе учащиеся экзамен не сдавали.

Личные успехи учащихся

Городские олимпиады

Годы

Участники

Класс

Место

2000-2001

  • Кондратьев Михаил
  • Калашнов Антон
  • Завгородний Дмитрий

10 А

11 К

11 А

II

II

III

2001-2002

  • Улан Александр
  • Борходоев Яков

10 А

10 А

III

III

2004-2005

  • Жижин Андрей

11 А

II

2006-2007

  • Линченко Алексей
  • Починова Елизавета

11А

11 А

Вошли в десятку

(4 место)

2007-2008

  • Семенов Иван
  • Самохвалов Дмитрий
  • Ткаченко Андрей

11 А

11 А

11 А

II

III

III

2008-2009

  • Жигалов Петр
  • Поляков Данил

10 А

11 А

Вошли в десятку

7, 10 место

2009-2010

  • Жигалов Петр
  • Кодяков Павел
  • Колубелов Сергей

11 А

10 А

11 А

Победитель II тура

Вошли в десятку

Региональные олимпиады

Годы

Участники

Класс

Место

2000-2001

Калашнов Антон

11 А

III

2009-2010

Жигалов Петр

11 А

Почетная грамота

2010 -2011

Крашенинников Павел

11А

Грамота летней школы

«Интеллектуал-Авангард-2010»

г. Москва

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005.  - № 4. - с. 19-27.
  1. 2.Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ-компетентности школьников // Информатика. - 2006. - № 16-№23
  1. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Начало проекта по оценке ИКТ-компетентности девятиклассников. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
  1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - с. 34-42.
  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//http://www.school.edu/.
  1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах// Педагогика. - 2003. - № 2. - с. 3-10.
  1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.- 2004.- №5. - с.3-12.
  1. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация обучения  в   средней школе  // Советская педагогика. - 1990. - №8. - с. 42-47.
  1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств-М: НИИ школьных технологий, 2005.
  1. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Народное образование. - 2003.-№ 2.

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2009.

  1. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1980.
  1. Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позицией развивающего обучения. – Красноярск, 2002.
  1.  Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.
  1. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Педагогика, 1996. 96 с.
  2. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Принят Государственной Думой 25 января 1995 г.
  3. Игошина Н. В. «Развитие творческой активности учащихся при изучении информатики»

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Приложение_1–Паспорт проекта презентации ученика.

  1. Пиложение_2–Примерная презентация по теме.

(Приложение_2_элективные курсы).

  1. Приложение_3–Конспект урока информатики.

  1.  Приложение_4(1 и 2)–Тестовые задания.

  1. Приложение_5–Памятка к уроку информатики..

  1. Приложение_6–Опорный конспект к уроку.

  1. Приложение_7–Тестирование ИКТ-компетентности.

  1. Приложение_8Алгоритм решения задач с использованием программирования.

  1. Приложение_9–Многоуровневые задания.

  1. Приложение_10–Дифференцированное домашнее задание.

«Нет ничего более постоянного, чем перемены»

Джонатан Свифт

Вывод

Для подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа, как минимум, должна формировать у своих учеников умения, составляющие информационную компетентность. Необходимо сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде:

  • для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности;
  • необходимо использовать активные методы обучения;
  • потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые обычно даются учащимся.

Педагогическая деятельность учителя будет эффективна только тогда, когда учитель постоянно повышает свою квалификацию, как в области преподаваемого предмета, так и в педагогике. Обновлять свои знания в информатике мне помогает, сам преподаваемый мною предмет, моя основная работа, так как наука информатика постоянно развивается. Что касается педагогики, я старалась регулярно  знакомиться с новейшими достижениями в области педагогической науки и практики (особенно в части проектирования образовательных технологий) по печатным изданиям, во время посещения курсов повышения квалификации, при общении с коллегами. Именно такой подход позволил мне создать, применять и периодически модифицировать рассматриваемую образовательную технологию.

Предлагаемая образовательная технология ориентирована на учащихся старшего школьного возраста. В технологии реализован выбор методов, средств и форм обучения именно этого контингента школьников потому, что он является оптимальным с точки зрения конечного результата – полученных учащимися знаний и навыков. Ряд применяемых методов и средств обучения и анализа результатов носит исследовательский характер. Основными чертами образовательной технологии является самостоятельная работа и самоконтроль учащихся, что способствует развитию детей, создает условия для реализации их творческих возможностей, способности реализовать себя в положительной деятельности.

Как уже отмечалось выше, культурный уровень человека проявляется только в деятельности. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что использование технологии, где основным является создание и поддержание высокого уровня интереса и самостоятельной умственной активности учащихся, формирующей ИКТ-компетентности, является перспективной для создания интегрированного курса информатики.

Данный метод, способен сформировать у учащегося опыт творческой деятельности, вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. В деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО, позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

Организация формирования ИКТ-компетентности требует от меня большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для их решения.

Формирование компетентностей у учащихся позволяет им приобретать качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности. Развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде; прививает общую информационную культуру школьника; реализует индивидуальный подход в обучении учащихся; является платформой для реализации межпредметных связей.

Обучение реализуется путем выполнения упражнений. При этом важно не только количественное разнообразие методов и упражнений, лишь набор определенных упражнений, сконструированных для формирования компетентностей, обеспечивает прочность и сознательность усвоения знаний.

В процессе моей педагогической деятельности я знакомилась с различными образовательными технологиями и пришла к выводу, что наиболее общим, фундаментальным и эффективным  является системный подход.

ИКТ-компетентность зависит от многих факторов: от успеваемости, от образовательного статуса семьи, пола, от болезненности и т.д.

Формируя информационную компетентность учащихся на уроках информатики, я заметила, как повышается качество образования по предмету:

- качество построения урока и организации времени,

- качество и увеличение объема изученного на уроке материала,

- качество полученных учениками знаний,

и как следствие, увеличение показателей:

- качественного,

- познавательного интереса учащихся,

- удовлетворенности учащихся, их родителей образовательным процессом.

Трудности и проблемы на начальных этапах:

- отсутствие заданий в учебниках, соответствующих требованиям формирования информационной компетентности учащихся, формированию навыков, составляющих ИКТ-компетентность,

- большие затраты времени на составление заданий, планирование уроков,

- необходимость подготовки материала на печатной основе или в компьютерном варианте для каждого ученика.

Положительные моменты:

- раскрытие индивидуальных способностей ученика,

- формирование  профессионально- и социально-компетентной личности школьника.  


[1] В связи с объемностью раздела материал разбит на подразделы (отдельные папки): «Обработка текстовой информации», «Обработка числовой информации», «Обработка графической и мультимедийной информации», «Сетевые технологии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной»

Развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной»

Развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность....

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ.

Актуальность у значительной части умственно отсталых обучающихся наблюдается отсутствие или преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс ...

«Визуализация как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка». 2 часть. Результаты первого этапа.

В данной работе представлен аналитический материал по изученной проблеме «Визуализация как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка", диагностичес...

Формирование экологической компетентности учащихся в результате реализации творческого интегрированного проекта "Капля жизни" на занятиях по внеурочной деятельности в системе требований ФГОС.

  Проект направлен на реализацию инновационной образовательной программы по формированию экологической компетентности учащихся. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно о...

Формирование ИКТ-компетентности учащихся и информационной образовательной среды основной школы.

В статье даётся определение ИКТ - компетентности, рассматриваются ее структура, элементы, функции, технические средства, программные инструменты, условия и средства формирования универсальных учебных ...