Рабочая программа по информатике 5-9 класс
рабочая программа по информатике и икт по теме

Загорнова Татьяна Алексеевна

Данная программа предназначена для помощи учителю информатики.

Рабочая программа  по информатике и информационным технологиям составлена для 5-7 классов автор Л.Л.Босова

8-9класс Н.Д.Угринович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_informatike.rar105.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждено»                                                                  «ПРОВЕРЕНО»                                                         «Рассмотрено и принято»                                                                                

  Директор школы  Загорнова Т.А.                          Замдиректор по УВР  Платицина Е.Н.            на заседании ШМО учителей

 Приказ  №____от____   2013г.                                   _______2013г.   _____Подпись                          естественно-математического цикла

   ________2013г.   ______Подпись                                ________ 2014г  .   ______Подпись                протокол № ____от _________2013г                                                  

________2014г.   _______   Подпись                                                                                                          Руководитель ШМО

                                                                                                                                                                                          _________К.М. Михайлова

                                                                                   

                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

5-7 классы

2013-2014 уч. год.

                                        Учитель:  ЗАГОРНОВА                          

                                                           ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА

        

Методы и формы решения поставленных задач  6 класс

Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6-м классе все более характеризуется как индивидуально направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности:  школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня.   Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам, и наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они  самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно  искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее продвинутых учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, по поиску необходимой информации, по выбору технологических средств и приемов его выполнения. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения  дома, поощряя их  выполнение дополнительной оценкой.

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.  Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В 6-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

6 класс

1

Создание текстовых документов

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

2

Компьютер и информация

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

3

Структурирование и визуализация информации

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

4

Человек и информация

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Создание графических изображений

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

6

Алгоритмы и исполнители

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ по опросному листу

7

Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация

Итоговый мини-проект

Творческая работа

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

             6 класс

Учащиеся должны:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • различать необходимые и достаточные условия;
  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • определять назначение файла по его расширению;
  • выполнять основные операции с файлами;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Учебник «ИНФОРМАТИКА» автор Л. Босова

5 класс ( 1 час в неделю)

№ урока

Тема урока

Параграф

учебника

Цифровые ресурсы на СD

Дата

корректировка

1.

Информация – Компьютер – Информатика.

Техника безопасности и организация рабочего места.

§1.1.

Плакаты «Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности».Презентации: «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности»

22.

Как устроен компьютер.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

§2.1, §2.2

Плакат «Компьютер и информация».

Презентация «Компьютер на службе у  человека»

3.

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой»

§2.3 (1, 2)

Плакат «Знакомство с клавиатурой»

4.

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер/

§2.3 (3)

Плакат «Правила работы на клавиатуре»

5.

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры

§2.4

Плакат «Как  хранят информацию в компьютере»

6.

Рабочий стол. Управление мышью.

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь»

§2.5, §2.6

Логическая игра «Пары»

7.

Главное меню. Запуск программ.

Практическая работа №3 «Запускаем программ. Основные элементы окна программы»

§2.7

8.

Проверочная работа.

Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню»

§2.8

Интерактивные тесты test1-1.xml, test1-2.xml.

Файлы для печати тест1_1.doc, тест1_2.doc

9.

Действия с информацией. Хранение информации

§1.2, 1.3

Плакат «Хранение информации».

Презентация «Хранение информации»

10.

Носители информации. Клавиатурный тренажер /

§1.4

Презентация «Носители информации»

11.

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

§1.5

Плакат «Передача информации».

Презентация «Средства передачи информации»

12.

Кодирование информации

§1.6

Презентация «В мире кодов»

13.

Формы представления информации. Метод координат

§1.7

Игра «Морской бой»

14.

Текст как форма представления информации

§1.9

Презентация «Текст: история и современность» (часть 1)

15.

Табличная форма представления информации

§1.10

Презентация «Табличный способ решения логических задач»

16.

Наглядные формы представления информации.

Проверочная работа

§1.11

Презентация «Наглядные формы представления информации».

Интерактивные тесты 

17.

Обработка информации.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть 1)»

§1.12

Плакат «Обработка информации»

18.

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №6 «Вводим текст»

§2.9(1)

Плакат «Подготовка текстовых документов». Презентация «Текст: история и современность» (часть 2).

Файлы Слова.rtf, Анаграммы.rtf

19.

Обработка текстовой информации.

Практическая работа №7 «Редактируем текст»

§2.9(2)

Плакат «Подготовка текстовых документов». Презентация «Текст: история и современность» (часть 2).

Файлы Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf

20.

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Практическая работа №8 «Работа с фрагментами текста (задания 1–5)»

§2.9(2)

Плакат «Подготовка текстовых документов».Презентация «Текст: история и современность»  (часть 2).

Файлы Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf,

21.

Редактирование текста. Поиск информации.

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста (задания 6–7)»

§2.9(2),

§1.13 (2)

Плакат «Подготовка текстовых документов». Презентация «Текст: история и современность»  (часть 2).Файлы Медвежонок.rtf, 100.rtf

22.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

§1.13(1)

23.

Форматирование — изменение формы представления информации.

Практическая работа №9 «Форматируем текст»

§1.13(3)

Плакат «Подготовка текстовых документов». Презентация «Текст: история и современность» (часть 2).

Файлы Форматирование.rtf, Радуга.rtf

24.

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика.

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами графического редактора»

§2.10(1)

Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp

25.

Инструменты графического редактора.

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать (зад1, 4, 5)»

§2.10(2)

Образцы выполнения заданий — файлы Змей.bmp, Букашка.bmp

26.

Обработка графической информации.

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать

(задания 2, 3)»

§2.10(2)

Интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml.

27.

Обработка текстовой и графической информации.

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы»

§2.9, §2.10

Образец выполнения задания — файл Билет.bmp

28.

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть 2)»

§1.14(1)

29.

Преобразование информации путем рассуждений.

Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами»

§1.14 (2)

Презентация «Задача о напитках».

Файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp

30.

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Переливашки»

§1.14 (3)

Виртуальная лаборатория «Переливашки»

31.

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа»

§1.14

32.

Контрольная работа. Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему»

§2.11

Интерактивные тесты test4-1.xml, test4-2.xml. Файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc.

Образец выполнения задания —  файл Морское дно.ppt

33.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему»

   §2.11

Образцы выполнения заданий —  файлы Св_тема1.ppt, Св_тема2.ppt, Св_тема3.ppt, Лебеди.ppt

34-35.

Итоговый мини-проект.

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на  свободную тему»

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Учебник «Информатика» автор Л. Босова

6 класс ( 1 час в неделю)

урока

Тематика урока

Параграф

учебника

Цифровые ресурсы на СD

Дата

Корректировка

1.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Ваш учебник, §1.1.

Плакаты «Техника безопасности», «Компьютер и информация». Презентации «Техника безопасности», «История вычислительной техники»

2.

Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками»

§1.2

Плакат «Как хранят информацию в компьютере». Презентация «Файлы и папки»

3.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1)

§1.3

(введение)

Плакат«Цифровые данные». Презентации «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1). Файл Ошибка.doc

4.

Двоичное кодирование числовой информации.

Практическая работа №2  «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2)

§1.3 (1)

Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 1)

5.

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Работа с приложением Калькулятор

§1.3 (1)

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные» (часть 1)

6.

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1)

§1.3 (2)

Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные»  (часть 2)

7.

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)

§1.3 (2)

Плакат «Цифровые данные» Презентация «Цифровые данные»  (часть 2). Файл Заготовка.doc

8.

Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

Практ. раб №1–3.

Файлы для печати ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doс.

9.

Растровое кодирование графической информации.

§1.3 (3)

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные».

Файл Образец.bmp

10.

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4 «Нумерованные списки»

§1.3 (3)

Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»  (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc

11.

Единицы измерения информации.

Практическая работа №5 «Маркированные списки»

§1.4

Плакат «Как хранят информацию в компьютере». Презентация «Единицы измерения информации». Файлы Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc

12.

Контрольная работа.

Информация и знания.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2)

§2.1

Файлы для печати КР1_1.doc, КР1_2.doc.

Презентация «Информация и знания».

Файл Пары.doc

13.

Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы»  (задания 3–4)

§2.2

Презентация «Чувственное познание».

Файлы Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc

14.

Понятие как форма мышления.

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице»

§2.3 (введение)

Презентации «Мышление», «Понятие» (часть 1). Файл Загадки.doc

15.

Как образуются понятия.

Практическая работа №8 «Строим диаграммы»(задания1, 2)

§2.3 (1)

Презентация «Понятие» (часть 2).Файлы Задача1.doc, Задача2.doc

16.

Структурирование и визуализация информации.

Практическая контрольная работа

Практ раб.№4-8

Файлы для печати ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc

17.

Содержание и объем понятия.

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3–5)

§2.3 (2)

Презентация «Содержание и объем понятия».Файлы Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc

18.

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1–3)

§2.3 (3)

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1).Файл Головоломка.bmp

19.

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания  4–7)

§2.3 (3)

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2).Файлы Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp

20.

Определение понятия.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1–3)

§2.3 (4)

Презентация «Понятие»

21.

Классификация.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (Задания 4–6)

§2.3 (5)

22.

Суждение как форма мышления.

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1–3)

§2.4

Презентация «Суждение».Файл Домик.doc

23.

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4–6)

§2.5

Презентация «Умозаключение».

Файл Конструктор.doc

24.

Контрольная работа. Что такое алгоритм.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему»

§3.1

Интерактивные тесты test5-1.xml, test5-2.xml.Файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc

25.

Исполнители вокруг нас.

Логическая игра «Переливашки»

§3.2, §3.3

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)    Виртуальная лаборатория «Переливашки»

26.

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа

Практ раб №№8-9.

Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2).Файлы для печати ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc

27.

Линейные алгоритмы.

§3.4 (1)

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов»

(часть 1).

28.

 Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы»

§3.4 (1)

Образцы выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt.

29.

Алгоритмы с ветвлениями.

§3.4 (2)

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 2).

30.

Практическая работа №14«PowerPoint. Времена года»

§3.4 (2)

Образцы выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt

31.

Циклические алгоритмы.

§3.4 (3)

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 3).

32.

Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка»

Образцы выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt

33.

Контрольная работа.

Систематизация информации.

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2»

§1.2

Интерактивные тесты test6-1.xml, test6-2.xml.Файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc

34.

Творческая работа

Файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc

35.

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу»

Методы и формы решения поставленных задач    7 класс

Проведенная в 5–6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного практикума.

В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Формы контроля и возможные варианты его проведения

В 7-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 6–7 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные  учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

                                           Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

7 класс

1

Компьютер и ПО

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

2

Технология обработки графической информации.

Тематический контроль

Итоговый мини-проект

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Творческая работа

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

7 класс

Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Личностные образовательные результаты

  • широкие познавательные интересы, инициатива  и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала  в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;  
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Учебник «Информатика» автор Л. Босова

7 класс ( 1 час в неделю)

№ урока

Тематика урока

Параграф

учебника

Цифровые ресурсы на СD

Дата

Корректировка

1.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows»

Введение §1.1,§1.2

Плакат «Техника безопасности».

Презентация «Техника безопасности», «Объекты и их признаки»

2.

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

§1.3, §1.4

Презентация «Отношения объектов».

Файл Описание.doc

3.

Состав объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 1–3)

§1.5

Файлы Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc

4.

Системы объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4–6)

§1.6

Презентация «Системы объектов».

Файлы Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc

5.

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7–9)

§1.7

Презентация «Системы объектов».

Файлы Ал-Хрезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc

6.

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа

§1.8

Интерактивные тесты test7-1.xml, test7-2.xml. Файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc

7.

Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1–3)

§2.1

Презентация «Модели объектов».

Файлы Портрет(заготовка).doc, История.doc

8.

Информационные модели.

Практическая работа №11

§2.2

Презентация «Информационные модели»

9.

Словесные информационные модели. Научные и художественные описания

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4–5)

§2.3

Файлы Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc

10.

Работа со словесными информационными моделями.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6–7)

§2.3

11.

Создание и оформление словесных информационных моделей. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8–9)

§2.3

Файлы Слова.doc, Текст.doc

12.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»

§2.3

Файлы Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc

13.

Математические модели.

Контрольная работа

§2.4

Интерактивные тесты test8-1.xml, test8-2.xml.Файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc

14.

Табличные информационные модели.

Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2)

§2.5(1)

Презентация «Табличные информационные модели». Файл Природа России.doc

15.

Простые таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4)

§2.5(2)

Файлы Владимир.bmp, Гусь-Хруст.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp

16.

Сложные таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6)

§2.5(3)

17.

Табличное решение логических задач. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7)

§2.6

18.

Вычислительные таблицы.  Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word»

§2.7

19.

Знакомство с электронными таблицами.

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 1–3)

§2.8

Файл Температура.xls

20.

Работа с электронными таблицами.

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 4–6)

§2.8

21.

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин  Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики»(задания5-7)

§2.9 (1,2)

Презентация «Графики и диаграммы». Файл Температура.xls

22.

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1–3)

§2.9 (3) 

Презентация «Графики и диаграммы»

23.

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4)

§2.9 (4)

Презентация «Графики и диаграммы»

24.

Многообразие схем. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1, 2)

§2.10 (1)

Презентация «Схемы».

Файл Солнечная система.doc

     25.

Информационные модели на графах. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5)

§2.10 (2)

Презентация «Графы».

Файл Поездка.doc

    26.

Деревья. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 6, 7)

Проверочная работа

§2.10 (2,3)

Презентация «Графы».

Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc

    27.

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.  Работа в среде «Алгоритмика

§3.1, §3.2(1, 2)

Презентация «Алгоритм — модель деятельности исполнителя»

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»[1]

    28.

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.   Работа в среде «Алгоритмика»

§3.2(3)

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

29.

Исполнитель Чертежник.

Цикл «повторить n раз».

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.2(4)

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

30.

Исполнитель Робот.

Управление Роботом.

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3(1)

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

31.

Исполнитель Робот.

Цикл «пока».

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3(2, 4)

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

32.

Исполнитель Робот.

Ветвление.

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3 (5)

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

33.

Проверочная работа

Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc

34.

Творческая работа на свободную тематику

35.

Практическая работа №12.

«Утверждено»                                                                  «ПРОВЕРЕНО»                                                         «Рассмотрено и принято»                                                                                

  Директор школы  Загорнова Т.А.                          Замдиректор по УВР  Платицина Е.Н.            на заседании ШМО учителей

 Приказ  №____от____   2013г.                                   _______2013г.   _____Подпись                          естественно-математического цикла

   ________2013г.   ______Подпись                                ________ 2014г  .   ______Подпись                протокол № ____от _________2013г                                                  

________2014г.   _______   Подпись                                                                                                          Руководитель ШМО

                                                                                                                                                                                          _________К.М. Михайлова

                                                                                   

                                                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

8-9 класс

2013-2014 уч. год.

                                        Учитель:  ЗАГОРНОВА                          

                                                           ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА

Пояснительная записка к рабочей  программе

по информатике и ИКТ в 8-9 классе

 

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 105 учебных часа, в том числе в VIII классе – 35 учебных часа (из расчета 1 час в неделю) и в IX классе – 70 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю).

Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ» для 8 класса  и для 9 класса автор Угринович Н.Д.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики , разработанной автором учебников  Угринович Н.Д., содержание которых согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ , рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках , что способствует лучшему его освоению учениками.

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных

технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Цели: Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования

Содержание дисциплины (105 часов)

8 класс (35 час.)

  1. Информация и информационные процессы – 8 час. (5+3)

Предмет информатики. Содержание курса информатики в 8–9 классах.

Роль информации в живой и неживой природе, в  жизни людей.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: определение количества информации,  освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

  •  связь между информацией и знаниями человека;
  •  что такое информационные процессы;
  •  какие существуют носители информации;
  •  функции языка как способа представления информации;
  • что такое естественные и формальные языки;
  •  как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
  •  что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

  •  приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  •  определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  •  приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  •  измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  •  пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  •  пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

Основные термины по разделу:

Информатика. Компьютер, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Внешняя память человека. Внутренняя память человека. Знания декларативные. Знания процедурные. Измерение информации: алфавитный подход. Информационные

каналы человека. Информационные процессы. Информационный вес символа. Информационный объем текста. Канал передачи информации (информационный канал связи). Мощность алфавита. Передача информации. Обработка информации. Хранение информации человеком. Язык. Языки естественные. Языки формальные (искусственные).

  1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации. – 10 час. (4+6)

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Антивирусные программы.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать:

  •  правила техники безопасности и при работе на компьютере;
  •  состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  •  основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  •  структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  •  типы и свойства устройств внешней памяти;
  •  типы и назначение устройств ввода/вывода;
  •  сущность программного управления работой компьютера;
  •  принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  •  назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

  •  включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
  •  ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  •  инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  •  просматривать на экране каталог диска;
  •  выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  •  использовать антивирусные программы.

Основные термины по разделу:

Адрес байта. Вит памяти. Двоичная кодировка. Дружественный пользовательский интерфейс. Имя файла. Каталог (папка). Магистраль (шина). Меню. Контекстное меню. Микропроцессор. Объем оперативной памяти. Операционная система (ОС). Основные устройства компьютера. Память оперативная. Память внешняя. Полное имя файла. Прикладное программное обеспечение. Прикладные программы общего назначения. Прикладные программы специального назначения. Принцип адресуемости оперативной памяти. Принцип дискретности оперативной памяти. Принцип хранимой в памяти программы (принцип фон Неймана). Программа. Программирование. Программное обеспечение (ПО). Процессор компьютера. Разрядность процессора. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Тактовая частота процессора. Устройства ввода (основные). Устройства вывода (основные). Файл. Файловая система. Файловая структура. Шина адреса. Шина данных. Шина управления

  1. Коммуникационные технологии – 17 час. (4+13)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.

Учащиеся должны знать:

  •  что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  •  назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  •  назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  •  что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

  •  осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
  •  осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  •  осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  •  работать с одной из программ-архиваторов.

Основные термины по разделу:

Web-браузер. Web-сайт. Web-сервер. Web-страница. WorldWideWeb (WWW). Аналоговая связь. Гипермедиа. Глобальная компьютерная сеть. Доменное имя почтового сервера. Домены. Интернет. Каналы передачи данных. Клиент-программа. Компьютерная сеть. Локальная сеть. Локальная сеть одноранговая. Локальная сеть с выделенным узлом. Модем. Поисковая система. Почтовый ящик. Протоколы, работы сети. Сервер локальной сети. Сервер-программа. Телекоммуникация. Телеконференция. Технология «клиент-сервер». Узлы компьютерной сети. Файловые архивы. Хост-компьютер. Цифровая связь. Шлюз. Шум. Электронная почта. Электронное письмо. Электронный адрес. Гиперссылки. Сайт. Теги.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:  8        класс

Учащиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;
  • что такое информационные процессы;
  • какие существуют носители информации;
  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;
  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  • типы и свойства устройств внешней памяти;
  • типы и назначение устройств ввода/вывода;
  • сущность программного управления работой компьютера;
  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • назначение программного обеспечения и его состав.
  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • какие существуют области применения компьютерной графики;
  • назначение графических редакторов;
  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
  • что такое мультимедиа;
  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой;
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  • просматривать на экране каталог диска;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • использовать антивирусные программы.
  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:

«Информатика и ИКТ»

 8 класс   1 час в неделю

Теория

Компьютерный практикум

Домаш.задан

Дата

Корректровка

1.

1.1. Информация в природе, обществе и технике

    1.1.1. Информация в природе и обществе.

    1.1.2. Информация и информационные процессы в живой природе

§ 1.1.1. – 1.1.2.

Стр. 8-12

2.

    1.1.3. Человек: информация и информационные процессы

§ 1.1.3 – 1.1.4

Стр. 12-15

3.

1.1.4. Информация и информационные процессы в технике

№ 1. Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора.

Стр. 126.

С.15-18

4.

1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем

    1.2.1. Знаки: форма и значение

§ 1.2.1,

Стр. 18-20

5.

1.2.2. Знаковые системы

№ 2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.

§ 1.2.2.

Стр. 20-23

6.

 1.2.3. Кодирование информации          

§ 1.2.3.

Стр. 24-25

7.

1.3. Количество информации 

1.3.1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

§ 1.3.1.

С.26-28

8.

1.3.2. Определение количества информации 

§ 1.3.2.

С.28-30

9.

1.3.3. Алфавитный подход к определению количества информации.

§ 1.3.3.

С.30-32

10

2.1. Программная обработка данных на компьютере 

Практическая работа 2.1.

Работа с файлами с использованием файлового менеджера

С.33-35

11

2.2. Устройство компьютера 

    2.2.1. Процессор и системная плата

Практическая работа 2.2. Форматирование дискеты

§ 2.2,  2.2.1.

Стр.35-37

12

    2.2.2. Устройства ввода информации

    2.2.3. Устройства вывода информации

Практическая работа 2.3. Определение разрешающей способности  мыши

§ 2.2.2, 2.2.3,

Стр.37- 45

13

    2.2.4. Оперативная память

    2.2.5. Долговременная память

§ 2.2.4, 2.2.5

Стр. 345-49

14

2.3. Файлы и файловая система 

    2.3.1. Файл

    2.3.2. Файловая система

 

§ 2.3.1, 2.3.2 Стр. 50-57

15.

     2.3.3. Работа с  файлами и дисками

.

§ 2.3.3 Стр. 57-58 Стр. 130

16

 2.4. Программное обеспечение компьютера 

  2.4.1. Операционная система

  2.4.2. Прикладное программное обеспечение

§ 2.4 .1-2.4.2.

С. 58-63

17

2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений 

Практическая работа 2.4. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы

§ 2.5  Стр. 63-66   Стр. 137

18.

2.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса 

§ 2.6 С. 66-69

С.140

19

2.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы 

Практическая работа 2.5.

Защита от вирусов: обнаружение и лечение

§ 2.7.

Стр. 69-72

20

2.8. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации 

 2.8.1. Правовая охрана информации

 2.8.2. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

 2.8.3. Защита информации

§2.8.1.,2.8.2.,

2.8.3.

  Стр. 72-79

21

3.1. Передача информации

§ 3.1Стр. 80-81

Стр. 143

22

3.2. Локальные компьютерные сети 

Практическая работа 3.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети .

§ 3.2  Стр. 81-84     Стр. 144

Стр. 149

23

3.3.  Глобальная компьютерная сеть Интернет 

3.3.1. Состав Интернета

Практическая работа 3.2. Подключение к Интернету

§ 3.3.1 Стр. 155

Стр. 84-87

Стр. 151

24

3.3.2. Адресация в Интернете.

Практическая работа 3.3. «География» Интернета

§ 3.3.2

Стр. 88-91

Стр. 158

25

 3.3.3. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям

§ 3.3.3.

Стр. 91-94

26.

3.4. Информационные ресурсы Интернета 

    3.4.1. Всемирная паутина

Практическая работа 3.4. Путешествие по Всемирной паутине

§ 3.4.1

Стр. 94-97

Стр. 161

27

3.4.2. Электронная почта

3.4.3. Файловые архивы

Практическая работа 3.5.Работа с электронной Web-почтой.

§ 3.4.2.,3.4.3.

Стр. 98-102

28

 3.4.4. Общение в Интернете

  3.4.5. Мобильный Интернет

 3.4.6.Звук и видео в Интернете

Практическая работа 3.6. Загрузка файлов из Интернета.

§ 3.4.4.

Стр.102-107

29

3.5.Поиск информации в Интернете.

Практическая работа 3.7. Поиск информации в Интернете.

§ 3.5.

С. 107-110

30.

3.6.Электронная коммерция в Интернете.

§ 3.6

С. 110-112

31

Разработка  Web- сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML/

3.7.1.  Web- страницы и  Web—сайты

3.7.2.Структура   Web- страницы.

3.7.3. Форматирование текста на  Web- странице.

§ 3.7.1.

С.113-116

Стр. 165

32

3.7.4.Вставка изображений в  Web- страницы

§ 3.7.4.

С.117-118

Стр. 165

33.

3.7.5. Гиперссылки на  Web- страницах

§ 3.7.5.

С.118-119

Стр. 165

34

3.7.6.  Списки на  Web- страницах

§ 3.7.6 Стр. 165

С.119-123

35.

3.7.7.Интерактивные формы  на    Web- страницах

                                                                                         Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:  9 класс

Учащиеся должны знать/понимать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • что такое логическая величина, логическое выражение;
  • что такое логические операции, как они выполняются.
  • что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
  • графические возможности табличного процессора.
  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
  • основные виды и типы величин;
  • назначение языков программирования и систем программирования;
  • что такое трансляция;
  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
  • последовательность выполнения программы в системе программирования.
  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • историю способов записи чисел (систем счисления);
  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • работать с одной из программ-архиваторов.
  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
  • сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

                                                                           

«Информатика и ИКТ»

 9 класс   2 часа в неделю

Тема урока

Компьютерный практикум

Дата

корректировка

1.

Вводное занятие.  Техника  безопасности при работе за компьютером.

2.

Количество информации как мера уменьшения неопределённости.

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

3.

1.1. Кодирование графической информации

1.1.1. Пространственная дискретизация

1.1.2. Растровые изображения на экране монитора

1.1.3. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB

Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации

4.

1.2. Растровая и векторная графика

1.2.1. Растровая графика 1.2.2. Векторная графика

5.

1.3. Интерфейс и основные возможности графических редакторов         1.3.1. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах.        

Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

6.

1.3.2. Инструменты рисования растровых графических редакторов

1.3.3. Работа с объектами в векторных графических редакторах

Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

7.

1.3.4. Редактирование изображений и рисунков

8.

1.4. Растровая и векторная анимация

Практическая работа 1.4. Анимация

9.

1.5. Кодирование и обработка звуковой информации

Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации

10.

1.6. Цифровое фото и  видео.

Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу

11.

Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.

Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации

12.

3.1. Кодирование текстовой информации

Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации

13.

2.2. Создание документов в текстовых редакторах        

14.

2.3. Ввод и редактирование документа

Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул

15.

2.4. Сохранение и печать документов

2.5. Форматирование документа

16.

2.5. Форматирование символов

2.5.1. Форматирование абзацев.

Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев

17.

2.5.3. Нумерованные и маркированные списки

Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков

18.

2.6. Таблицы

Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение

19.

2.7. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря

20.

2.8. Системы оптического распознавания документов

Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации

21.

3.1. Кодирование числовой информации

22.

3.1.1.  Представление числовой информации с помощью систем счисления

Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

23.

3.1.2. Арифметические операции в позиционных системах счисления

24.

3.1.3. *Двоичное кодирование чисел в компьютере

25.

3.2. Электронные таблицы

Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

26.

3.2.1. Основные параметры электронных таблиц

Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

27.

3.2.2. Основные типы и форматы данных

28.

3.2.3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

29.

3.2.4. Встроенные функции

30.

3.3. Построение диаграмм и графиков

Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов

31.

3.4. Базы данных в электронных таблицах

3.4.1. Представление базы данных в виде таблицы и формы

32.

3.4.2. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблица

33.

Практикум по EXCEL

Практикум по EXCEL

34.

Практикум по EXCEL

Практикум по EXCEL

                                                           

Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно- ориентированного программирования

35.

4.1. Алгоритм и его формальное исполнение

4.1.1. Свойства алгоритма и его исполнители

 Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

36

4.1.2. Блок-схемы алгоритмов.

37

4.1.2. Выполнение алгоритмов компьютером

38

4.2. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке        4.2.1. Линейный алгоритм

39

4.2.2. Алгоритмическая структура «ветвление»        

40

4.2.3. Алгоритмическая структура «выбор»

41

4.2.4. Алгоритмическая структура «цикл»

42

4.3. Переменные: тип, имя, значение

Практическая работа 4.2.

Проект «Переменные»

43

4.4. Арифметические, строковые и логические выражения

Практическая работа 4.3.

Проект «Калькулятор»

44

4.5. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Практическая работа 4.4.

Проект «Строковый калькулятор»        

45

4.6. Основы объектно-ориентированного визуального программирования

46

4.7. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005

Практическая работа 4.5.

Проект «Даты и время»

Глава 5. Моделирование и формализация

47

5.1. Окружающий мир как иерархическая система        

Практическая работа 4.6.

Проект «Сравнение кодов символов»        

48

5.2. Моделирование, формализация, визуализация

5.2.1. Моделирование как метод познания

Практическая работа 4.7.

Проект «Отметка»        

49

5.2.2. Материальные и информационные модели

Практическая работа 4.8.

 Проект «Коды символов»

50

5.2.3. Формализация и визуализация информационных моделей

Практическая работа 4.9.

 Проект «Слово-перевертыш»        

51

Коллективная проектная работа по теме: «История школы, в которой  я учусь»        

52

5.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере        

        

53

5.4. Построение и исследование физических моделей

        

54

5.5. Приближенное решение уравнений

Практическая работа 5.2.

Проект «Графическое решение уравнения»

55

5.6. Экспертные системы распознавания химических веществ

Практическая работа 5.3.

Проект «Распознавание удобрений»

56

*Практическая работа 4.11.

Проект «Системы координат»

57

5.7. Информационные модели управления объектами

Практическая работа 5.4.

Проект «Модели систем управления

58

Самостоятельное решение задач на моделирование ситуаций

59

        

*Практическая работа 4.12.

Проект «Анимация в презентации»

Глава 6. Информатизация общества

60

6.1. Информационное общество

61

Контрольная работа  «Моделирование и формализация»

62

6.2. Информационная культура

63

6.3. Перспективы развития  информационных и коммуникационных технологий

64

Зачётное занятие по теме: «Информатизация общества»

Повторение-4 ч.

65

Повторение темы «Кодирование и обработка текстовой информации»

66

Повторение темы «Кодирование и обработка числовой информации»

67

Повторение по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

68

Итоговое занятие

                     

                                                                        Пояснительная записка

к учебникам «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса     Автор Угринович Н.Д.

Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

  1. Учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов входят в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.

     В состав комплекса входят:

  • учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов основной школы;
  • учебники по профильному курсу в старшей школе на базовом уровне: «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса (входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2008/2009 учебный год) и «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса;
  • учебники по профильному курсу в старшей школе на профильном уровне: «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 10 класса(входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2008/2009 учебный год) и «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 11 класса;
  • учебное пособие и CD-ROM по элективному курсу для старшей школы «Исследование информационных моделей»;
  • методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение:
  • Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
  • Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;
  • Visual Studio-CD (выпускается по лицензии корпорации Microsoft), содержащий системы объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005, Visual C# и Visual J#;
  • Turbo Delphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования Turbo Delphi.
  1. В соответствии с Федеральным проектом в области образования по подключению всех школ РФ к Интернету, в учебнике «Информатика и ИКТ» для 8 класса большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», в которой рассматриваются вопросы различных способов подключения к Интернету, его сервисы и т. д.
  2. В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум в учебниках «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения.
  3. В этой связи учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов являются мультисистемными, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).
  4. Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.
  5. Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ» для 9 класса занимает тема «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование на трех языках программирования:
  • алгоритмическом языке OpenOffice Basic, который входит в свободно распространяемое интегрированное офисное приложение OpenOffice Basic в операционных системах Windows и Linux;
  • объектно-ориентированном языке Visual Basic 2005, который распространяется по лицензии корпорации Microsoft;
  • объектно-ориентированном языке Gambas (аналог – Visual Basic в операционной системе Linux), который распространяется по лицензии компании AltLinux.
  1. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.
  2. Учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса содержит 3 главы, а также:
  • 15 практических вариативных работ компьютерного практикума;
  • ответы и решения к теоретическим заданиям;
  • словарь компьютерных терминов.
  1. Учебник «Информатика и ИКТ– 9» содержит 6 глав, а также:
  • 31 практическую вариативную работу компьютерного практикума;
  • ответы и решения к теоретическим заданиям.

10. Учебники ориентированы на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения (ЦОР) содержатся на Windows-CD и Visual Studio-CD, и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...