Вычислительные таблицы 7 класс
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме

Вычислительные таблицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_2.7_vychislitelnye_tablitsy.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Вычислительные таблицы»

7 класс (УМК Л.Л. Босовой)

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  • расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях;
  • закрепить представление о табличном способе решения логических задач;
  • закрепить навыки создания таблиц;
  • сформировать  представление  о  вычислительных  таблицах;  
  • сформировать  умения выполнения простейших вычислений в таблицах.

Задачи: 

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;
  • изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах;
  • сформировать навыки самостоятельной работы;
  • систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:  

  • ноутбуки;
  • комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
  • презентация 7_2.7 «Вычислительные таблицы».

Основные понятия:

  • информационная модель,
  • табличная информационная модель,
  • вычислительная таблица.

Ход урока

1) Актуализация  и проверка усвоения изученного материала

1. На прошлом уроке мы говорили о табличном решении логических задач. Обсуждаются вопросы:

  • Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?
  • Какие классы логических задач удобно решать с помощью таблиц?
  • Приведите пример двух классов, объекты которых находятся в отношении взаимно однозначного соответствия.

Далее  выполняется  визуальная  проверка  и  обсуждение  результатов  выполнения домашнего задания: Задания №2 и № 3 (с.74)

2) Объяснение нового материала: Вычислительные таблицы. § 2.7.

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.  

Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.

Пример 1:

Товар

Цена, руб.

Количество

Стоимость

Тетрадь, 12 л., клетка

3

10

30

Тетрадь, 12 л., линейка, косая

2,5

10

25

Альбом для рисования, 8 л.

5

4

20

Карандаши цветные «Зарница», 6 шт.

20

1

20

Авторучка

5

6

30

Карандаш простой

1

6

6

Цветная бумага, 8 цв.

12

2

24

Итого:

39

155

Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «стоимость» вычислены по формуле: цена х количество.

Пример 2:

Собираясь на пляж, весёлые человечки решили запастись прохладительными напитками.

Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 л газировки и 1 л малинового сиропа, Пончик - 3 л газировки и 2 л малинового сиропа, Торопыжка - 2 л газировки, доктор Пилюлькин - 1 л кваса и 1 л касторки.

Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?

Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?

Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?

Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» - «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком.

Напиток

Человечки

Незнайка

Пончик

Торопыжка

Пилюлькин

Всего

Квас, л

2

0

0

1

3

Газировка, л

1

3

2

0

6

Сироп, л

1

2

0

0

3

Касторка, л

0

0

0

1

1

Итого:

4

5

2

2

13

Пример 3:

Известно, что 1 литр кваса в Цветочном городе стоит 1 монету, 1 л газировки – 3 монеты, 1 л малинового сиропа – 6 монет, 1 л касторки – 2 монеты.

Сколько монет истратил на покупку напитков каждый человечек?

Сколько монет затрачено на покупку напитков каждого вида?

Сколько потрачено денег всеми человечками вместе?

Появилось дополнительное свойство «цена», которое характеризует не пару объектов, а относится к одному объекту этой пары. Можно построить таблицу типа ОСО.


Напиток


Цена, мон

Незнайка

Пончик

Торопыжкин

Пилюлькин

Всего

Кол-во, л

Ст-ть мон

Кол-во, л

Ст-ть мон

Кол-во, л

Ст-ть мон

Кол-во, л

Ст-ть мон

Кол-во, л

Ст-ть мон

Квас, л

1

2

2

0

0

0

0

1

1

3

3

Газировка, л

3

1

3

3

9

2

6

0

0

6

18

Сироп, л

6

1

6

2

12

0

0

0

0

3

18

Касторка, л

2

0

0

0

0

0

0

1

2

1

2

Итого:

4

11

5

21

2

6

2

3

13

41

Самое главное:

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

 Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.

3) Физкультминутка.

  • Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
  • Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
  • Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
  • Продолжительность 1-2 минуты.

4) Практическая работа.

В практической  части урока ученики  закрепляют  навыки  построения таблиц и выполнения вычислений  в текстовом редакторе Word. Выполняется Задание 1 Практической работы 7.

Задание 1. Клумбы

С помощью таблицы решим следующую задачу.

На  школьном  дворе  разбивают  5  клумб  треугольной  формы.  Первая  клумба представляет  собой  равносторонний  треугольник  со  сторонами  5,  5  и  7  метров.  Вторая клумба  имеет форму прямоугольного треугольника, еѐ стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей  клумбы  равны  4,  3  и  3  метра.  Четвертная  клумба  представляет  собой равносторонний  треугольник,  длина  стороны  которого  равна  4  метрам.  Стороны  пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.

Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?

Хватит ли 50 м провода, чтобы  обозначить на земле границы  всех клумб?

Составляется таблица и в неё заносятся данные из условия задачи.


Клумба

Размеры

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Периметр, м

1

5

5

7

2

3

4

5

3

4

3

3

4

4

4

4

5

7

5

7

Итого:

Выполняются п.п. 3,  4 и 5 задания 1 практической работы 7.

5) Подведение итогов, выставление оценок.

Оценки выставить всем ученикам за работу на уроке и выполнение практической работы.

При подведении итогов отметить все ли получилось, какие трудности встречались в процессе работы? Достигнута ли цель урока?

6)  Домашнее задание

§2.7 (стр. 75 - 78); ПР № 7 (№2) (с.186) в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 7_2.7 «Вычислительные таблицы» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке; расширить  представ...

Обозначение натуральных чисел.Работа по таблице "Классы и разряды", 5 класс

Работа с номерами №2-3 по учебнику Виленкина Н.Я. математика-5...

Разработка практической работы по информатике в 7 классе по теме «Создание вычислительных таблиц в MS Word»

Разработка практической работы по информатике в 7 классе по теме«Создание вычислительных таблиц в MS Word»...

«Вычислительные таблицы»

Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего»....

Практическая работа. Вычислительные таблицы.

Практическая работа ориентировано на контроль умения обучающихся анализировать ифнформацию и преобразование информации в табличный вид...

Вычислительные таблицы. Перезетация для 6 класса

В презентации показано, как создавать вычислительные таблицы в текстовом процессоре Word. Дан алгоритм записи формулы в ячейку таблицу. Приведены несколько названий формул и направлений их действия. Э...