Рабочая программа по информатики 6 класс
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) по теме

Солодухина Ольга Васильевна

Рабочая программа по информатике к УМК Босовой Л

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_inf._klass.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
ДЛЯ VI КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Пояснительная записка

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VI классах.

Изучение информатики и ИКТ в  VI классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  • усиление культурологической составляющей школьного образования;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для  VI класса положены следующие идеи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень  является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
  • научность в сочетании с доступностью,  строгость и систематичность изложения (включение в содержание  фундаментальных положений  современной  науки  с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  • практическая направленность,  обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни,  в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  • дидактическая  спираль  как  важнейший  фактор структуризации в методике обучения информатике:  вначале  общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых;  затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  • развивающее обучение – обучение  ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов,  формирование   и развитие у школьников обобщенных способов деятельности,  формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

На основании «Гигиенических требований к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений в условиях Кольского Заполярья» и в связи с введением дополнительных каникул в районах Крайнего Севера рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Содержание курса информатики и ИКТ для VI класса (34 часа)

VI класс

Общее число часов – 34 ч.

1. Компьютер и информация (11 ч).

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1 «Работаем  с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки».

2. Человек и информация (13 ч).

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы».

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8 «Строим диаграммы».

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».

3. Элементы алгоритмизации (9 ч).

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа №13 «Power Point. Часы».

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».

Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».

Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».

Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».

Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».

Требования к подготовке школьников  в области информатики и ИКТ

VI класс

Учащиеся должны:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • различать необходимые и достаточные условия;
  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • определять назначение файла по его расширению;
  • выполнять основные операции с файлами;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ
для V-VII классов

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–6 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-6». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

VI класс

Номер урока

Тематика урока

Параграф учебника

I четверть

1.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Ваш учебник, §1.1.

ЦОР 

Плакаты «Техника безопасности», «Компьютер и информация».

Презентации «Техника безопасности», «История вычислительной техники»

2.

Файлы и папки.

Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками»

§1.2

ЦОР 

Плакат «Как хранят информацию в компьютере».

Презентация «Файлы и папки»

3.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1)

§1.3 (введение)

ЦОР 

Плакат «Цифровые данные».

Презентации «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1).

Файл Ошибка.doc

4.

Двоичное кодирование числовой информации.

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2)

§1.3 (1)

ЦОР 

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные» (часть 1)

5.

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Работа с приложением Калькулятор

§1.3 (1)

ЦОР 

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные» (часть 1)

6.

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1)

§1.3 (2)

ЦОР 

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные»  (часть 2)

7.

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)

§1.3 (2)

ЦОР 

Плакат «Цифровые данные»

Презентация «Цифровые данные»  (часть 2).

Файл Заготовка.doc

8.

Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

Практичес-кие работы №№1–3.

ЦОР 

Файлы для печати ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc

II четверть

9.

Растровое кодирование графической информации.

§1.3 (3)

ЦОР 

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные».

Файл Образец.bmp

10.

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4 «Нумерованные списки»

§1.3 (3)

ЦОР 

Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»  (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc

11.

Единицы измерения информации.

Практическая работа №5 «Маркированные списки»

§1.4

ЦОР 

Плакат «Как хранят информацию в компьютере».

Презентация «Единицы измерения информации».

Файлы Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc

12.

Контрольная работа.

Информация и знания.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2)

§2.1

ЦОР 

Файлы для печати КР1_1.doc, КР1_2.doc.

Презентация «Информация и знания».

Файл Пары.doc

13.

Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы»  (задания 3–4)

§2.2

ЦОР 

Презентация «Чувственное познание».

Файлы Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc

14.

Понятие как форма мышления.

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице»

§2.3 (введение)

ЦОР 

Презентации «Мышление», «Понятие» (часть 1).

Файл Загадки.doc

15.

Как образуются понятия.

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания1, 2)

§2.3 (1)

ЦОР 

Презентация «Понятие» (часть 2).

Файлы Задача1.doc, Задача2.doc

16.

Структурирование и визуализация информации.

Практическая контрольная работа

Практические работы №№4-8

ЦОР 

Файлы для печати ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc

III четверть

17.

Содержание и объем понятия.

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3–5)

§2.3 (2)

ЦОР 

Презентация «Содержание и объем понятия».

Файлы Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc

18.

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1–3)

§2.3 (3)

ЦОР 

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1).

Файл Головоломка.bmp

19.

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания  4–7)

§2.3 (3)

ЦОР 

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2).

Файлы Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp

20.

Определение понятия.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1–3)

§2.3 (4)

ЦОР 

Презентация «Понятие»

21.

Классификация.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (Задания 4–6)

§2.3 (5)

22.

Суждение как форма мышления.

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1–3)

§2.4

ЦОР 

Презентация «Суждение».

Файл Домик.doc

23.

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4–6)

§2.5

ЦОР 

Презентация «Умозаключение».

Файл Конструктор.doc

24.

Контрольная работа. Что такое алгоритм.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему»

§3.1

ЦОР 

Интерактивные тесты test5-1.xml, test5-2.xml.

Файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc

25.

Исполнители вокруг нас.

Логическая игра «Переливашки»

§3.2, §3.3

ЦОР 

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)

Виртуальная лаборатория «Переливашки»

26.

ЦОР 

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа

Практические работы №№8-9.

Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2).

Файлы для печати ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc

IV четверть

27-28.

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы»

§3.4 (1)

ЦОР 

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 1).

Образцы выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt.

29-30.

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №14«PowerPoint. Времена года»

§3.4 (2)

ЦОР 

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 2).

Образцы выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt

31-32.

Циклические алгоритмы.

Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка»

§3.4 (3)

ЦОР 

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 3).

Образцы выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt

33.

Контрольная работа.

Систематизация информации.

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2»

§1.2

ЦОР 

Интерактивные тесты test6-1.xml, test6-2.xml.

Файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc

34

Итоговый мини-проект.

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...