Подготовка к ЕГЭ по информатике
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт по теме

Обмачевская Дарья Викторовна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie1.doc66.5 КБ
Office presentation icon vystuplenie.ppt1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ЕГЭ. Сегодня информатика занимает четвертое место среди предметов (после русского языка, математики, физики) по востребованности на те, или иные специальности в ВУЗы.

  Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ЕГЭ, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников школ. Но какое бы мнение педагоги не имели о ЕГЭ, приходится работать в рамках существующих обстоятельств и принимать решения: как готовиться к экзамену продуктивно, как создать условия для успешной сдачи экзамена выпускниками и самое главное самим  быть готовыми к ЕГЭ  содержательно, методически и организационно.

Итак с чего начинать?..

1. Определить группу учащихся планирующих сдавать ЕГЭ по информатике и ИКТ. (ССЫЛКА)

2. Проанализировать демонстрационный материал по экзамену (ССЫЛКА)

3. Разработать программу по подготовке учащихся к сдаче экзамена в формате ЕГЭ. (БУМАЖНЫЙ ВАРИАНТ)

4. Повысить свою квалификацию можно на всевозможных курсах, семинарах проводимых СКИПКРО, различных дистанционных курсах, форумах учителей Опытные учителя активно обмениваются опытом в сети Интернет, пополняют базы знаний и обсуждают проблемы ЕГЭ в «Сети творческих учителей» и в «Открытом классе». (ПОКАЗАТЬ)

5. Сформировать методическую копилку учителя для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ:

6. Создать информационное пространство поддержки учащегося.

7. Рекомендовать ресурсы учащимся, направленные на самообразование.

  • Не исключаю (а точнее, уверена в этом), что моя “корзина” не полна. Но для начала вполне достаточно. Собрав в “корзину” множество источников, на следующих шагах предстоит разобраться, а что же из всего этого должно и  может получиться? В тех рамках и при тех условиях, в которых предстоит нам работать?
  • Поэтому следующее, что предстоит сделать,  так это систематизировать весь имеющийся материал для формирования своей методической копилки  и продумать систему работы, что можно дать на этапе повторения, обобщения и систематизации тематического материала, что дать  учащимся для повторения и подготовки  дома, а что можно использовать на уроке.


Начиная подготовку к экзамену, еще раз обращаешь внимание на существенный разрыв  между требованиями стандарта на базовом уровне и уровнем заданий,  которые приводятся в демо-версиях ЕГЭ.   Поэтому, если учитель придерживается рекомендованной государством  расчасовки, то учащихся уже в 9 классе стоит  предупредить, что данные темы в стандарте представлены в недостаточном  объеме. Если не предполагается дальнейшее профильное изучение информатики, но желание сдать экзамен все же имеется, то следует расширить и углубить свои знания по данным темам в рамках различных спецкурсов, элективных курсов и других форм обучения.

Но и на профильном уровне не все гладко. На практике мы работаем по определенным программам и учебникам. УМК какого авторского коллектива выбрать для преподавания? Содержат ли современные учебники задания в формате ЕГЭ? Изучив учебники различных авторских коллективов, я пришла к совсем неутешительным выводам.

На сегодня только в учебнике авторского коллектива И.Г.Семакина и др. 10-11 класс профильный уровень представлено хотя бы по одному примеру задания в формате ЕГЭ, в остальных - увы...

Однако,  не все так мрачно. Разрабатывая и систематизируя  методические пособия для подготовки учащихся к ЕГЭ, неожиданно пришла к выводу, что экзамен по информатике – один из наиболее предсказуемых, но при условии: сдавать экзамен следует учащимся с хорошим логическим мышлением. И вот по каким причинам.

1. Раздел «Технологии обработки графической и звуковой информации» представлен в экзаменационных заданиях крайне скудно и очень типовыми заданиями.

2. Многие темы  образовательного стандарта вообще не представлены  на экзамене, т.к. они плохо формализуемы. Это значительно сужает объем рассматриваемого материала,  и облегчает жизнь выпускника.

3.  Темами, которые очень хорошо формализуются и, поэтому, составляют основу экзамена, являются «Логика и алгоритмы», «Элементы теории алгоритмов», «Информация и ее кодирование» и «Программирование». Тут уж надо поработать и разобраться в материале, особенно  на примерах тех задач, которые приводятся в демо-версиях.

 

Так, в «Логике» серьезные сложности представляет применяемая в заданиях ЕГЭ форма записи логических выражений с «закорючками», поэтому рекомендуется сначала внимательно перевести их в «удобоваримый» вид.

В «Алгоритмах» и «Программировании» же главная сложность заключается в том, что все действия нужно «прокручивать в уме» (или на бумаге), не используя компьютер для отладки. Именно поэтому на своих уроках я нацеливаю учащихся на запись программ на бумаге.

4. Некоторые задания не требуют какой-либо  специальной подготовки и могут быть успешно решены при  наличии все того же хорошего логического мышления.

Демоверсии различных лет очень похожи друг на друга; поэтому, разобравшись в одной, достаточно легко можно справиться и с остальными. 

Из опыта подготовки к данному экзамену могу сделать следующие выводы:   в течение трех месяцев интенсивной подготовки  к экзамену, учащиеся могут надеяться на оценку «хорошо», т.к.  за  это  время реально  отработать части А и В.  

Работу по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ можно разбить на две части. Первая состоит в том, что начиная с  8-го класса в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ. Практически на каждом уроке  предусмотрено время на мини- тестирование (5–10 вопросов). При закреплении материала на уроке контрольные вопросы и задания даются в стандартном формате, соответствующем ЕГЭ.  Вторая часть предполагает разработку программы по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена. (ПЛАН ПОКАЗАТЬ В ПАПКЕ)

После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль состоит из заданий подобных заданиям ЕГЭ. Если ученик выполняет тест меньше 50%, то он устно к следующему занятию готовит теоретическую часть и готовится к практической части- тесту. Если же ученик и во второй раз показывает такой же результат, то в индивидуальном порядке происходит разбор тех тестовых заданий, в которых допущены ошибки.

Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ЕГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ЕГЭ, а также из сборников для подготовки к ЕГЭ. Моя задача  при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.

С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности»  ученика  к ЕГЭ следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, В свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. Все результаты заношу в «Журнал по подготовке к ЕГЭ», чтобы вести рефлексию.

При подготовке учащихся к ЕГЭ надо обращать внимание прежде всего на темы, включенные в программы для поступающих в вузы: алгоритмизацию и программирование.

Третий блок заданий группы С на программирование мы с ребятами разбираем отдельно, после  того, как успешно был выполнен итоговый тест по частям А и В. И в этом нам очень хорошо помогает «Раздаточный материал К. Полякова – материалы для подготовки к ЕГЭ» и пособие «Отличник. Информатика. Решение сложных задач», где очень подробно разобраны задания части С и представлены задачи для тренировки,  а также собственный банк задач по  части С.

После разбора заданий части С составляю итоговую работу, где представлены различные задания из частей А, В и С.

По школьной программе на изучение темы «программирование» отводится небольшое количество часов. Но в некоторых вузах для поступления требуются результаты выполнения заданий именно по этому разделу. Высшие учебные заведения предъявляют очень высокие требования к абитуриентам, которые невозможно реализовать без специальной подготовки, дополняющей школьный курс информатики, поэтому с заданиями С1, С2, С3 выпускники справляются хорошо, а  задания С4 без дополнительной подготовки решить невозможно - на это требуется очень много времени.

В 2013 году 15 человек из 29,  моего физико-математического профиля, сдавали данный экзамен. Хотя информации, полученной школьниками на уроках, было достаточно для успешной сдачи выпускниками итоговой аттестации в формате Единого государственного экзамена, перед учениками ставилась цель набрать при сдаче максимальное количество баллов, гарантирующее им поступление в вуз.

Рассмотрим более подробно типичные ошибки учащихся, выявленные при апробации типовых заданий по темам «Информационные процессы и системы. Информация и её кодирование», «Алгоритмизация и программирование».

Причиной немногочисленных ошибок при выполнении заданий  на оценку информационного объема фразы в различных кодировках обычно являются смешивание или неправильная интерпретация учащимися таких элементарных понятий, как «бит» и «байт», а также неверные арифметические вычисления. Следует также обратить внимание на то, что в ответах используется обе единицы измерения количества информации.

При выполнении этого задания у учащихся иногда возникают вопросы: «Как точно узнать количество пробелов в фразе? Считать ли точку в конце частью задания или частью оцениваемой фразы? В точном подсчете символов в данном случае нет необходимости, поскольку в задании требуется оценить информационные фразы, т.е. из предложенных вариантов ответа выбрать наиболее близкий к полученному учащимся. Если полученный результат существенно отличается от всех предложенных вариантов, то это означает либо арифметическую ошибку, либо  то, что надо выразить полученное значение в битах через байты или наоборот.

При выполнении заданий, связанных с понятием скорости передачи данных  часто допускаются ошибки, связанные с неверным использованием размерности единиц измерения. Необходимо следить за размерностью, в которой требуется записать результат. Для успешного выполнения задания такого типа нужно потренироваться в переводе Мбайт/мин  в Кбайт/с и т.д.

«Алгоритмизация и программирование» в экзаменационных работах представлены достаточно подробно.  Знания и умения, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций, выявлялись как заданием на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок – схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования, так и заданиями на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

При выполнении заданий на выполнение алгоритмов, записанных на языках программирования, следует учесть, что приведенные в таблице тексты программ на разных языках – эквивалентны, поэтому учащийся должен выбрать тот язык, который ему наиболее знаком, и далее работать только с ним, не обращая внимания на остальные столбцы таблицы.

В задачах на работу  одномерным или двумерным массивами надо определить закономерность заполнения результирующего массива. Поскольку вычисление всех его значений «в лоб» займет значительное время. Однако для того чтобы понять эту закономерность, иногда требуется выполнить несколько итераций цикла «вручную».

Анализ контрольных измерительных материалов (КИМ) по информатике показывает, что для удачной сдачи ЕГЭ по информатике требуется довольно серьезная подготовка. Проблемы, связанные с подготовкой большой группы учащихся к сдаче экзамена по информатике, не возникают в школах и специализированных классах информационного профиля с достаточным количеством учебных часов, отводимых на информатику. Не касаются они и общеобразовательных учреждений, гуманитарных школ и гимназий, поскольку вряд ли "Информатика" в качестве экзамена по выбору в этих учебных заведениях заинтересует "широкие массы" учеников. Как правило, в таких образовательных учреждениях предмет "Информатика и ИКТ" выбирают для сдачи уже профессионально ориентированные дети, определившиеся в будущей профессии, и процесс подготовки к экзамену будет носить для них индивидуальный характер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАПРОСОВ ДЛЯ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ

Задачи на тему  "Составление запросов поисковых систем  с использованием логических выражений"  включены в ЕГЭ по информатике и ИКТ (В12). Рассматривается решение задач нескольким...

Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Решение логических задач с построением таблиц истинности (А3,А10,B15)

Задачи по теме "Логика" включены в материалы Единого государственного экзамена в достаточно большом количестве. Большинство логических задач части А и части В достаточно удобно решать построением табл...

презентация "Подготовка к ГИА по информатике по теме: ЛОГИКА"

Представленный материал рекомендуется  для закрепления и контроля знаний по теме:  “ЛОГИКА” 9 класс. А также при подготовке к ГИА по информатике и ИКТ....

Подготовка к ЕГЭ по Информатике. Исполнители

в данной статье рассматриваются цикл задач  с решениями по теме Исполнители....

Организация диагностической работы при подготовке к ГИА по информатике

Организация диагностической работы - это инструмент оперативного контроля знаний и умений по каждой цели или микроцели. Своевременный анализ диагностической работы позволит учителю организовать целена...

Тренировочные тесты для подготовки к ГИА по информатике

5 вариантов тестов в форме ГИА по информатике (части А и В)...