Главные вкладки

    Конспект урока Фалы и файловая система
    план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

    Нуриева Инна Александровна

    конспект урока

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок по теме «Файлы и файловая система» (слайд 1)

    Цели урока (слайд 2)

    Обучающая:

    • познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.

    Развивающая:

    • научить составлять дерево файловой системы, отслеживать путь по файловой системе;
    • развивать умение контроля и самоконтроля, умение выделять главное.

    Воспитательная:

    • воспитание информационной культуры учащихся, любознательности, самостоятельности.

    Оборудование:

    • компьютер;
    • презентация;

    Ход урока

    1. Организационный момент:

    Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу, научитесь составлять дерево файловой системы, отслеживать путь по файловой системе. Но в начале урока повторим основные характеристики устройств долговременной памяти.

    1. Повторение. (слайд 3)
    • Давайте вспомним, где в компьютере хранится информация? (в долговременной (внешней) памяти).
    • Назовите основные характеристики долговременной памяти (максимальная информационная емкость и опасные воздействия), заполнив таблицу (в тетради).

    Тип устройства

    Максимальная информационная емкость

    Опасные воздействия

    Гибкий магнитный диск

    1,4 Мбайт

    Нагревание, сильные магнитные поля

    Жесткий магнитный диск

    3 Тбайт

    Удары

    CD-диск

    700 Мбайт

    Царапины

    DVD-диск

    4,7 Гб - 8Гб

    Царапины

    Flash-диск

    128 Гбайт

    Неправильное отключение

    1. Изучение нового материала.

    1). Файл.

    А сегодня на уроке мы узнаем, как хранится информация в долговременной  памяти, т.е. на этих устройствах. А что можно назвать информацией в компьютере? (Это программы и данные)

    Итак, все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. И на этом уроке мы рассмотрим, что такое файлы и файловые системы.

    Файл – это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти. (Определение записывается в тетрадь)

    Примеры имен файлов: сочинение.doc, класс.bmp, компьютер.ppt (слайд 4)

    Имя файла состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения (типа файла). Имя файлу дает пользователь, а расширение или тип файла задается той программой, в которой он создается.

    Имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов.

    Символы, которые не может содержать имя файл: (слайд 5)

    /  \    : * ? « <  > |

    По типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержатся: текст, графика, звук или программа.

    Давайте попробуем вместе заполнить таблицу типов файлов. (слайд 6)

    Расширение

    Тип файла

    Значок

    *.doc, *.txt

    Текстовые файлы

    *.bmp, *.jpg, *.gif

    Графические файлы

     

    *.avi, *.mpeg

    Видеофайлы

    *.wav, *.mp3, *.mid

    Звуковые файлы

    *.bac, *.pas

    Файлы на языке программирования

    *.zip, *.rar

    Архивные

    *.exe или *.com

    Исполняемые файлы (запускает программу)

    *.sys, *.drv

    Системные файлы

    htm, html

    Web-страницы

    Задание 1: (слайд 7)

    Выберите допустимые имена файлов. Объясните, почему другие имена нельзя задать файлу, исправьте ошибки. Назовите, используя составленную таблицу, тип каждого файла.

    1. IVAN*.DOC
    2. LIN?EXE
    3. ПРИРОДА.ВМР
    4. А.В.ТХТ
    5. Рыбалка.
    6. 8 «А» класс.jpg
    7. Смешарики.avi
    8.  mp3

    Задание 2: (слайд 8,9)

    Работа на интерактивной доске и на карточке. Придумайте имена и типы для файлов, содержащих следующую информацию (впишите в прямоугольники):

    Задание 3: (на интерактивной доске) (слайд 10)

    Ниже указаны имена файлов. Выбери из них имена текстовых файлов  графических файлов, программ.

    лето.bmp, сочинение.doc, мама.jpg, юра.wav, dog.txt, cat.jpg, game.bmp, boy.exe, music.txt, bоок.mpЗ, vopros.wav, box.exe, otvet.txt.

    Текстовые файлы        Графические файлы                Программы

    Ответы:
    leto.doc, dog.txt, music.txt, otvet.txt - текстовые;
    aaa.bmp, mama.jpg, cat.jpg, game.bmp - графические;
    boy.exe, box.exe - программы.

    Но для того чтобы на диске можно было хранить файлы,  диск должен быть предварительно отформатирован. Что такое форматирование? Наверное, кто-то из вас об этом слышал?

    Форматирование – это процесс разметки диска, когда на диске выделяются концентрические дорожки, которые в свою очередь, делятся на секторы. Каждой дорожке и каждому сектору присваивается свой порядковый номер. (слайд 11)

    На рисунке показано, как выглядит отформатированная дискета:

    • количество секторов на дорожке – 18,
    • дорожек на одной стороне – 80,
    • сторон – 2,
    • информационная ёмкость одного сектора – 512 байт

    Рассчитайте информационную емкость дискеты.

    В процессе форматирования диск разбивается на две области: область хранения файлов и каталог. Если провести аналогию с книгой, то

    • область  хранения файлов – содержимое книги,
    • каталог – оглавление книги,
    • книга состоит из страниц – диск состоит из секторов,

    оглавление книги содержит название параграфа и его начальную страницу – каталог диска содержит имя файла и указание на номер его начального сектора на диске, а также объем файла, дату и время его создания. (слайд 12)

    При форматировании вся информация, находящаяся на носителе информации, удаляется. Таким образом, после форматирования на диске не остаётся никаких файлов, хотя при некоторых условиях их и можно частично восстановить. Существует два вида форматирования дисков: полное и быстрое. (слайд 13)

    Полное форматирование разбивает диск на дорожки и секторы, поэтому все хранившиеся на диске файлы уничтожаются.

    Быстрое форматирование производит лишь очистку каталога диска (стирает имена файлов). Сами файлы сохраняются, и существует возможность их восстановления.

    2). Файловая система. (слайд 14)

    На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

    Файловая система  - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Каждый диск имеет логическое имя, обозначается латинской буквой со знаком двоеточия: А: В: - гибкие диски, С: D: Е: - жесткие, оптические диски. Папка (каталог) верхнего уровня для диска является корневой папкой или каталогом, которая обозначается добавлением к имени диска наклоненной влево косой чертой \ (обратного слэша), например С:\.

    Файловые структуры бывают одноуровневыми и многоуровневыми (иерархическими).(слайд 15)

    У меня есть диск, на котором записаны одни файлы (продемонстрировать). Такая система расположения файлов называется одноуровневой (Одноуровневая файловая система – это простая последовательность файлов)

    Примеры одноуровневой файловой системы:

    Многоуровневая (иерархическая) система представляет собой систему вложенных папок. В каждой папке могут храниться папки нижнего уровня и файлы. Например, шкаф с выдвижными ящиками для документов.

    Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. Путь к файлу (слайд 16)начинается с логического имени диска, затем записывается последовательность имен вложенных друг в друга папок, в последней из которых содержится нужный файл. Имена диска и папок записываются через разделитель \.

    Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла. 

    Примеры многоуровневой файловой системы (дерево каталогов):

    Примеры полных имен файлов: (слайд 17)

    C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc

    C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc

    C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

    C:\Рисунки\Закат.jpg

    C:\Рисунки\ Зима.jpg

    Назовите в каждой записи корневой каталог, вложенные папки, имена файлов.

    Задание 4: (слайд 18)

    Отдели имена файлов от имен папок

    Lettet.txt, Book, List.doc, 2012 год, Windows.jpg, Windows, Dom.doc.

    Файлы                        Папки

    Ответ:
    файлы - Lettet.txt, List.doc, Windows.jpg, Dom.doc;
    папки - Book, 2012 год, Windows.

     Задание 5: (слайд 19)

    Записать полные имена всех файлов.

     

    Задание 6: (слайд 20)

    Постройте дерево каталогов (на интерактивной доске и в тетради)

    C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp

    C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp

    C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp

    C:\Мои документы\Доклад.doc

    Ответ:

    Задание 7 (информационный диктант) (слайд 21)

    Верное предложение – 1, неверное - 0

    1. Группа байтов на диске, имеющая имя, называется файлом.
    2. Каждый файл определяют следующие параметры – длина, ширина, объем, цвет.
    3. На тип файла указывает его расширение.
    4. Объем файлов измеряется в см2.
    5. Расширение файла указывает на дату и время создания файла.
    6. Внутри одного файла могут содержаться другие файлы.
    7. В имени файла нельзя использовать знаки \ / * ? : « « < >.

    Ответ: 1010001

    1. Практическая работа на компьютере (слайд 22)

    Найти файл по заданному пути (задания на карточках):

    C:\Document and Setting\Мои документы \  Рисунки \ Животные \ Тигр.bmp
    C:\ Document and Setting\Мои документы \ Рисунки\Животные\Лиса.bmp
    C:\ Document and Setting\Мои документы \Рисунки\Компьютер\Мышь.bmp
    C:\Мои документы\Урок.doc

    Найденные файлы скопировать в свою папку.

    1. Домашнее задание. (слайд 23)

    Создайте свою файловую структуру и отобразите ее в виде дерева каталогов.

    1. Рефлексия и подведение итогов урока. (слайд 24)

    Оцените сегодняшний урок, ответив на вопросы в тетради:
    0- нет, 1-да.

    Вопросы:

    1. Вам было интересно на уроке?
    2. Вы узнали что-то новое на уроке?
    3. Был ли доступен изучавшийся материал?
    4. Вы его поняли?
    5. Готовы ли вы на следующих уроках применить его на практике?



    Предварительный просмотр:

    9 класс        Урок №2        Информатика и ИКТ

    УРОК №2

    ТЕМА: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИСКРЕТИЗАЦИЯ.

    РАСТРОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ЭКРАНЕ МОНИТОРА

    Цели: 

    сформировать представление о разных способах представления графической информации, научиться находить различия в аналоговой и дискретной формах, знать способы их преобразования.

    дать понятия пространственной дискретизации, пиксель, разрешающая способность, оптическое и аппаратное разрешение сканера, палитра цветов, глубина цвета

    рассмотреть принципы работы сканера, научиться определять его производительность,

    научиться находить глубину цвета, определять количество цветов в палитре, используя формулу количества информации

    Опорные термины:

    информация, количество информации, графика, аналоговая и дискретная форма, пространственная дискретизация, пиксели, растровая графика, разрешающая способность, оптическое и аппаратное разрешение, глубина цвета, палитра цветов.

    Материалы к уроку:

    презентация «Урок №2», живописное полотно, распечатанное изображение с принтера, сканер.

            

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Проверка знаний по теме «Техника безопасности в кабинете информатики»

    3. Объяснение нового материала

    Давайте вспомним, что такое информация? (информация – сведения об окружающем нас мире)

    Какие виды информации вам известны?

    В этом году мы продолжим изучение таких видов информации как графическая, текстовая, числовая. Сегодня мы начинаем большую тему  «Кодирование и обработка графической информации».

    Приведите пример графической информации (картина, фотография, открытка).

    С появлением компьютерной техники графическую информацию можно представить  в двух формах – аналоговой и дискретной. Аналоговая форма графической информации была доступна для нашего восприятия с давних времен: наскальная живопись, картины, графика, иконопись и другие.  

    Компьютер «принес с собой»  другую форму представления графической информации – дискретную. Это изображение, которое формируется из отдельных точек, фрагментов, ячеек, имеющий определенный цвет.

    Каким термином обозначаются эти элементы графического изображения? (пиксель) Учащиеся вспоминают определение из курса 8 класса.

    Пиксель – минимальный участок изображения, для которого независимо задается цвет.

    Как вы считаете, возможен ли переход из одной формы представления графической информации в другую? (переход осуществляется при помощи процесса пространственной дискретизации).

    Прочитайте текст (стр. 10) и дайте определение понятию «пространственная дискретизация»

    ПД – это процесс преобразования графической информации из аналоговой в дискретную форму.

    Какие еще понятия вам встретились в данном тексте? (растровое изображение)

    Как мы дадим определение этому термину? (РИ – графическое изображение, формирующиеся из пикселей).

    Важнейшая характеристика растрового изображения – разрешающая способность.  Измеряется разрешающая способность в dpi (точек на дюйм).

    Давайте проанализируем  участок изображения длиной 1 дюйм (2,5 см). Чем меньше размер точки (или пикселя), тем большее количество этих точек «вместится» на одном дюйме. Значит,  разрешающая способность будет выше, а значит выше и качество изображения.

    Используя слова, приведенные на слайде, составьте верные утверждения.

    Какие устройства способны осуществлять пространственную дискретизацию аналогового изображения? (сканер).

    Светочувствительная полоска сканера имеет светочувствительные элементы. Цифра 1200 говорит о том, что на одном дюйме этой полоски расположено 1200 элементов. При этом каждый элемент определяет свой цвет пикселя. Эта величина называется оптическим разрешением.

    Полоска сканера двигается вдоль изображения микрошагами. 2400 микрошагов делает данный сканер в 1 дюйме. Эта величина называется аппаратным разрешением.

    Сделайте вывод о зависимости качества изображения от характеристик сканера. Чем выше оптическое и аппаратное разрешение сканера, тем выше качество изображения.

    При сканировании изображение не только разбивается на пиксели, но еще каждому пикселю задается свой цвет.

    Каким же образом компьютер различает цвета? Вспомните, что язык на котором разговаривает компьютер называется машинным. В чем его особенность? (Состоит только из двух цифр).

     Последовательность этих цифр определяют тот или иной цвет. Когда техника была черно-белой было просто: белый цвет кодировался символом 0, черный  - 1. При этом легко посчитать, какое количество информации было необходимо, чтобы закодировать каждый цвет.

    Вспомним формулу из 8 класса (стр. 12). N – количество возможных вариантов, I -  количество информации, которое несет каждый вариант. Если всего два возможных цвета (черный и белый), то каждый цвет несет информацию равную 1 бит.

    Говорят, что палитра цветов в данном случае состоит из двух цветов, а глубина каждого цвета равна 1 бит.

    Учащиеся читают определение глубины цвета.  (стр.10)

    Посчитаем, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать данный рисунок, представленный на слайде?  (25 бит).

    Решите задачу 1.2. стр. 13 (ответ 100 бит)

    Сегодня экраны стали цветными, а это значит, что палитра цветов стала расширенной. Соответственно возросла глубина каждого цвета в палитре. Чем больше цветов в палитре, тем большее количество символов необходимо для их кодирования. К примеру, четыре цвета кодируются последовательностью из 2-х символов 00, 01, 10,11.  Каждый цвет имеет глубину 2 бит.

    Используя формулу, узнаем, сколько цветов в палитре, если глубина цвета в них равна 8, 16 и 24 бит на точку.

    Выполните задание 1.1.    1.3   1, 4   стр. 13.

    Давайте посмотрим, как формируется растровое изображение на мониторах. На стр. 14 приведен пример экрана с разрешением 800*600.

    Что означают эти цифры?

    Можно ли настраивать разрешение монитора? Как?

    4. Закрепление.

    Учащиеся выбирают из списка понятие и дают ему определение.

    /Учитель по выбору детей анализирует, какие понятия учащиеся освоили лучше, над каким необходимо поработать на следующем уроке./

    5. Домашнее задание: стр. 10-15 зад. 1.5

    Составить две задачи на нахождение глубины цвета и объема изображения.

    Учитель информатики МОУ «Гимназия №4» г. Курска       -     Филиппова Анна Викторовна    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

    В  уроке используются ЭОР по информатике, для 8 класса. учебник Семакин....

    Конспект урока "Файлы и файловые системы", 8 класс

    Тема: «Файлы и файловая система».Цели урока:- помочь учащимся получить представление о файлах и файловых системах, именах файлов, пути к файлам, дать основные понятия, необходимые для работы на компью...

    Разработка урока "Файлы и файловая система"

    Урок информатики  проводился в 7 классе по учебнику Угриновича....

    План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»

    Урок по информатике  по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...

    Тема урока «Файл и файловая система»

    Тема урока «Файл и файловая система»Предмет: информатикаКласс: 8 «а»Использованные источники литературы: учебник Информатика Н.Угринович 8 классКлючевые слова: файл, файловая система, путь к файлу, им...

    Разработка открытого урока "Файлы и файловая система"

    Данный урок проводиться в 8 классе. Разработаны задания для выполнения в интерактивной доске...