Системы счисления в заданиях ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9 класс) по теме

Мочалова Марина Владимировна

Данная работа может быть использована как на уроках информатики при изучении темы "Системы счисления", так и при подготовке учащихся к экзаменам по предмету в новой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ss_v_zad_gia.doc118 КБ
Office presentation icon ss_v_zad_gia.ppt185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Системы счисления в заданиях ГИА

Цели урока:

  • обучающая
  • повторить  и систематизировать знания по основным понятиям темы «Позиционные системы счисления»;
  • отработать навыки переводов чисел из любой позиционной СС в десятичную и обратно;
  • развить умение решения задач по данной теме различной степени сложности
  • развивающая
  • стимулировать стремления к овладению данной темой;
  • развить умения применять полученные знания при решении задач различной направленности
  • воспитательная
  • повышение информационной культуры;
  • воспитание инициативы, уверенности в своих силах.

Тип урока: урок обобщения знаний и совершенствования ЗУН.

План урока:

  • опрос (повторение пройденного материала);
  • отработка навыков перевода чисел из позиционной системы счисления с основанием р в десятичную и обратно;
  • решение задач, содержащих числа в различных СС;
  • проверка ЗУН по данной теме на заданиях ГИА (части А, В).

Позиционные системы счисления (опрос):

  • что понимают под позиционными СС?
    СС, в которых «вес» (значение) цифры зависит от ее места (позиции) в изображении числа
  • что понимают под p - основанием позиционной СС?

p – количество знаков, используемых для представления (записи) чисел, а также «вес» разряда

  • развернутая форма представления чисел в позиционных СС?

Ap=anpn + an-1pn-1 + . . . + a2p2 + a1p1 + a0p0

Ap – само число в СС с основанием p

ai – значащие цифры числа

n – число разрядов числа

  • свернутая форма представления целых чисел в позиционных СС?

A=anan-1 . . . a2a1a0

где an,  an-1,  . . .  a2, a1, a0  - значащие цифры числа

  • какой формой записи чисел пользуемся в повседневной жизни?

свернутой формой представления чисел

Задания на запись чисел в различных формах представления

  • Представить число А = 317 в развернутой форме записи

А = 3 · 102 + 1 · 101 + 7 ·100 

  •  Представить число А9 = 7 · 95 + 3 · 94 + 6 · 92 + 91 + 2   в свернутой форме записи

А9 = 7306129

Переводы чисел из десятичной СС в СС с основанием р 

Правило перевода методом последовательного деления:

  •  необходимо последовательно делить данное число и получаемые частные на новое основание р до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя
  •  составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка в обратном порядке

Задания на переводы чисел из десятичной СС в систему с основанием р.

  • Перевести число 23 в двоичную систему СС 2-мя способами

а) методом подбора (разложить число на степени основания 2)

23 = 22 + 1 = 16 + 6 + 1 = 16 + 4 + 2 + 1 = 24 + 22 + 21 + 20 = 101112

б) с помощью алгоритма делением

  • Не выполняя вычислений, определить, сколько значащих 1 будет в двоичном представлении числа 65? (2)
  • Сравните числа:        а) 510  и   58     б) 1112   и   1118  (510  =  58     1112  <  1118 )

Переводы чисел из позиционной СС с основанием р в десятичную систему счисления

Правило перевода:

  •  представить число в развернутой форме
  •  вычислить сумму ряда

Полученный результат является значением числа в 10-ой СС.

Пример: число 32015 перевести в 10-ую СС

32015 = 3 · 53 + 2 · 52 + 0 · 51 + 1 · 50  =  3 · 125 + 2 · 25 + 1 = 426

32015 = 426

Задания на переводы чисел в десятичную СС

  • Перевести число 1010112 из двоичной CC в десятичную (1010112  = 43)
  • Вычислить сумму чисел 10213 + 2105,  ответ представить в десятичной СС (89)
  • Найти наименьшее из чисел (ответ: В)

А = 10213

В = 1115

С = 101012

D = 1219

34

16

21

100

Задачи на различные переводы чисел

  • Было 53р груши. После того, как каждую разрезали пополам, стало 136 половинок.
    В СС с каким основанием вели счет?

Определяем, сколько было целых груш? 136 : 2 = 68

а) метод подбора: 68 = 53р, значит р > 10.

Проверяем числа 11, 12 13. Находим: р = 13

б) с помощью вычислений:

Переводим 53р в десятичную СС и находим р:

53р = 5·р + 3     5р + 3 = 68      5р = 65      р = 13

  • Встретили космонавты инопланетянина, который свободно разговаривал на земном языке. Выяснилось, что у гостя 13 сыновей и 23 дочери, а всего детей – 102. Найдите, какой системой счисления пользовался гость?

13р + 23р = 102р     р + 3 + 2р + 3 = р2 + 2   р2  - 3р - 4 = 0 Находим корни:

р1 = 4;  р2 = -1 – не имеет смысла   (Ответ: гость пользовался 4-ной СС)  

  • В каких системах счисления перевод числа 37 оканчивается на 7?

37 = 30 + 7

30 кратно 3, 5, 6, 10, 15, 30

Т.к. остаток равен 7 , значит 3, 5, 6-ричные СС – не подходят.
10 – исходная СС. Остается: 15-ричная, 30-ричная СС

Проверка навыков и умений переводов чисел в различных системах счисления – решение заданий в формате ГИА (части А, В).

Разбор заданий, подведение итогов.


Фамилия, Имя ______________________________


А1. Вычислите значение суммы в десятичной СС:

       102 + 104 + 106 + 108 = ?

               1. 22     2. 20     3. 18     4. 24


А2. Двоичным эквивалентом числа 60 является:

               1. 111100     2. 10110     3. 110     4. 110101


А3. Сколько единиц содержит двоичная запись числа 25?

               1. 1     2. 2     3. 3     4. 4


А4. В системе с некоторым основанием число 17 записывается как      
      101. Укажите это основание.

               1. 2     2. 3     3. 4     4. 8


В1. В коробке 31 шар. Из них 12 красных и 17 желтых.
     В какой системе счисления такое возможно?


В2. Даны 3 числа. Поставьте их в порядке убывания.

       А = 2034     В = 101012     С = 1356



А1

А2

А3

А4

1





2





3





4







В1


В2



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системы счисления в заданиях ГИА Позиционные системы счисления что понимают под позиционными СС? СС, в которых «вес» (значение) цифры зависит от ее места (позиции) в изображении числа что понимают под p - основанием позиционной СС? p – количество знаков, используемых для представления чисел, а также «вес» разряда развернутая форма представления чисел в позиционных СС? A p =a n p n + a n-1 p n-1 + . . . + a 2 p 2 + a 1 p 1 + a 0 p 0 A p – само число в СС с основанием p a i – значащие цифры числа n – число разрядов числа

Слайд 2

Системы счисления в заданиях ГИА Позиционные системы счисления свернутая форма представления целых чисел в позиционных СС? A=a n a n-1 . . . a 2 a 1 a 0 свернутой формой представления чисел (1945) какой формой записи чисел мы пользуемся в повседневной жизни? где a n , a n-1 , . . . a 2 , a 1 , a 0 - значащие цифры числа

Слайд 3

Задания на запись чисел в различных формах представления Представить число А 9 = 7 · 9 5 + 3 · 9 4 + 6 · 9 2 + 9 1 + 2 в свернутой форме записи Системы счисления в заданиях ГИА Представить число А = 317 в развернутой форме записи А = 3 · 10 2 + 1 · 10 1 + 7 · 10 0 А = 317 2 1 0 А 9 = 73612 9

Слайд 4

Переводы чисел из десятичной СС в СС с основанием р Правило перевода методом последовательного деления: необходимо последовательно делить данное число и получаемые частные на новое основание р до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя; составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка в обратном порядке. 10  2 19 2 9 18 1 2 4 8 1 2 2 4 0 2 1 2 0 19 = 10011 2 система счисления Системы счисления в заданиях ГИА

Слайд 5

Задания на переводы чисел из десятичной СС Перевести число 23 в двоичную систему СС 2-мя способами Системы счисления в заданиях ГИА а) методом подбора (разложить число на степени основания 2) 23 = 22 + 1 23 = 10111 2 б) с помощью алгоритма делением Не выполняя вычислений, определить, сколько значащих 1 будет в двоичном представлении числа 65? 2 Сравните числа: 5 10 5 8 111 2 111 8 = < = 16 + 6 + 1 = 16 + 4 + 2 + 1 = 2 4 + 2 2 + 2 1 + 2 0

Слайд 6

Переводы чисел из позиционной СС с основанием р в десятичную систему счисления Правило перевода: представить число в развернутой форме; вычислить сумму ряда. Полученный результат является значением числа в 10-ой СС. Пример: число 3201 5 перевести в 10-ую СС 3201 5 = 3 2 1 0 3 · 5 3 + 2 · 5 2 + 0 · 5 1 + 1 · 5 0 = = 3 · 125 + 2 · 25 + 1 = 426 3201 5 = 426 Системы счисления в заданиях ГИА

Слайд 7

Число 101011 2 перевести в 10-ую СС 101011 2 = 43 Системы счисления в заданиях ГИА Задания на переводы чисел в десятичную СС Вычислить сумму чисел 1021 3 + 210 5 , ответ представить в десятичной СС Ответ: 89 Найти наименьшее из чисел А = 1021 3 В = 11 15 С = 10101 2 D = 121 9 34 16 21 100 Ответ: В

Слайд 8

Задачи на различные переводы чисел Было 53 р груши. После того, как каждую разрезали пополам, стало 136 половинок. В СС с каким основанием вели счет? Системы счисления в заданиях ГИА Т.к. ответ дан в десятичной СС, определяем, сколько было целых груш? 136 : 2 = 68 т.к. количество груш в СС с основанием р меньше, чем их число в десятичной СС, значит р > 10 . Проверяем числа ≥ 11. Находим: р = 13 а) метод подбора: б) с помощью вычислений: Переводим 53 р в десятичную СС и находим р : 53 р = 5 · р + 3 5р + 3 = 68 р = 13 68 = 53р

Слайд 9

Космонавты встретили инопланетянина, который свободно разговаривал на земном языке. Выяснилось, что у гостя 13 сыновей и 23 дочери, а всего детей – 102. Найдите, какой системой счисления пользовался гость? Системы счисления в заданиях ГИА В каких системах счисления перевод числа 37 оканчивается на 7? 37 = 30 + 7 30 кратно 3, 5, 6, 10, 15, 30 Т.к. остаток 7 , значит основания 3, 5, 6 – не подходят. 10 – исходная СС. Остается: 15-ричная, 30-ричная СС Задачи на различные переводы чисел 13 р + 23 р = 102 р р + 3 + 2 · р + 3 = р 2 + 2 3р + 6 = р 2 + 2 р 2 – 3р – 4 = 0 (р – 4)(р + 1) = 0 р 1 = -1 – не имеет смысла р 2 = 4

Слайд 10

Фамилия, Имя ______________________________ А1. Вычислите значение суммы в десятичной СС: 10 2 + 10 4 + 10 6 + 10 8 = ? 1. 22 2. 20 3. 18 4. 24 А2. Двоичным эквивалентом числа 60 является: 1. 111100 2. 10110 3. 110 4. 110101 А3. Сколько единиц содержит двоичная запись числа 25? 1. 1 2. 2 3. 3 4. 4 А4. В системе с некоторым основанием число 17 записывается как 101. Укажите это основание. 1. 2 2. 3 3. 4 4. 8 В1. В коробке 31 шар. Из них 12 красных и 17 желтых. В какой системе счисления такое возможно? В2. Даны 3 числа. Поставьте их в порядке убывания. А = 203 4 В = 10101 2 С = 135 6 А1 А2 А3 А4 1 2 3 4 В1 В2 Задания для проверки усвоения материала урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системы счисления. Индивидуальные задания

В данной разработке по теме "Системы счисления" приводятся 15 индивидуальных вариантов и ответы к ним. В каждом варианте по 10 задач. Можно использовать на уроке для самостоятельной работы или для инд...

Конспект урока-повторения "Системы счисления в заданиях ЕГЭ"

Урок с использованием обучающих структур «сингапурской» методики...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Система заданий по теме «Системы счисления»

Система заданий по теме «Системы счисления» позволяет сделать вывод о степени освоения учащимися изученного материала и осуществлять контроль уровня знаний и умений....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

Системы счисления. Домашнее задание

Материал разработан для закрепления темы Системы счисления для учащихся 8 класса...