Рабочая программа по информатике 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме

Дударева Елена Александровна

Рабочая программа по информатике 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_informatike_9_klass.docx52.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Курс рассчитан на изучение в 9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 68 учебных часа (из расчета 2 часа в неделю).

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой JI.B., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его освоению учениками.

Учебно - методический комплект:

  1. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Семакин И.Г., Залогова Л.A, Русаков С.В., Шестакова Л.B. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса.4-е издание М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Курс состоит из 7 разделов:

  1. Передача информации в компьютерных сетях
  2. Информационное моделирование
  3. Хранение и обработка информации в базах данных
  4. Табличные вычисления на компьютере
  5. Управление и алгоритмы
  6. Программное управление работой компьютера
  7. Информационные технологии и общество

Содержание курса информатики в 9 классе

  1. Передача информации в компьютерных сетях ( 7 часов)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW - Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

  1. Информационное моделирование (5 часов)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

  1. Хранение        и обработка информации в базах данных (11 часов)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

  1. Табличные вычисления на компьютере (9 часов)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

  1. Управление и алгоритмы (11 часов)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режим работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

6. Программное управление работой компьютера (17 часов)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

  1. Информационные технологии и общество (8 часов)

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения информатики и ИКТ в 9 классе учащиеся должны

знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
  • что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
  • основные виды и типы величин;
  • назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция; - правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы в системе программирования.
  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; историю способов записи чисел (систем счисления);
  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; в чем состоит проблема информационной безопасности.

уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • работать с одной из программ-архиваторов;
  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;
  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  •  составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества;
  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

! Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся

по курсу «Информатика и ИКТ»

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

- ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

График контрольных работ по информатике в 9 классе

Четверть

Тема контрольной работы

Дата

1

К.р. №1 «СУБД»

2

К.р. №2 «Табличные вычисления на компьютере»

3

К.р. №3 «Алгоритмы»

4

К.р. №4 «Информационные технологии и общество»

Календарно-тематический план

9 класс

I четверть

№ п/п

Название темы

Количество часов

Элементы дополнительного содержания

(ИКТ, ЭОР, Интернет)

Дата

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях (7 часов)

1.

Техника безопасности. Компьютерные сети

0,5

0,5

1

ИКТ

2.

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

0,5

0,5

1

ИКТ

3.

Электронная почта и другие услуги сетей

0,5

0,5

1

4.

Аппаратное и программное обеспечение сети

0,5

0,5

1

ИКТ

5.

Работа с электронной почтой

0,5

0,5

1

6.

Интернет и Всемирная паутина

0,5

0,5

1

7.

Способы поиска в Интернете

0,5

0,5

1

Раздел 2. Информационное моделирование (5 часов)

8.

Понятие модели

0,5

0,5

1

эор

9.

Графические информационные модели

0,5

0,5

1

10.

Табличные модели

0,5

0,5

1

11.

Информационное моделирование на компьютере

0,5

0,5

1

икт

12.

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

0,5

0,5

1

икт

Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных (11 часов)

13.

Основные понятия БД

0,5

0,5

1

14.

Назначение СУБД

0,5

0,5

1

15.

Создание и заполнение базы данных

0,5

0,5

1

эор

16.

Создание БД на компьютере

0,5

0,5

1

икт

17

Контрольная работа № 1на тему «СУБД»

1

1

икт

18.

Обобщающий урок

1

1

икт

II четверть

19.

Условия выбора и простые логические выражения

0,5

0,5

1

икт

20.

Формирование простых запросов к готовой базе данных

0,5

0,5

1

икт

21.

Условия выбора и сложные логические выражения

0,5

0,5

1

икт

22.

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

0,5

0,5

1

икт

23.

Сортировка, удаление и добавление записей. Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

0,5

0,5

1

икт

Раздел 4. Табличные вычисления на компьютере (9 часов)

24.

Двоичная система счисления

0,5

0,5

1

25.

Представление чисел в памяти компьютера

0,5

0,5

1

26.

Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц

0,5

0,5

1

икт

27.

Понятие диапазона. Относительная адресация

0,5

0,5

1

икт

28.

Деловая графика. Условная функция.

0,5

0,5

1

икт

29.

Логические функции и абсолютные адреса

0,5

0,5

1

икт

30.

Электронные таблицы и математическое моделирование

0,5

0,5

1

икт

31.

Контрольная работа № 2 на тему «Табличные вычисления на компьютере»

-

1

1

икт

32.

Обобщающий урок

1

-

1

III четверть

Раздел 5. Управление и алгоритмы (11 часов)

33.

Управление и кибернетика

0,5

0,5

1

34.

Управление с обратной связью

0,5

0,5

1

35.

Определение и свойства алгоритма

0,5

0,5

1

36.

Графический учебный исполнитель

0,5

0,5

1

37.

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

0,5

0,5

1

38.

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов

0,5

0,5

1

39.

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

0,5

0,5

1

40.

Циклические алгоритмы

0,5

0,5

1

41.

Работа с циклами

0,5

0,5

1

42.

Ветвления и последовательная детализация алгоритма

0,5

0,5

1

43.

Практическая работа на тему «Управление и алгоритмы»

1

1

Раздел 6. Программное управление работой компьютера (17 часов)

44.

Что такое программирование

0,5

0,5

1

45.

Алгоритмы работы с величинами

0,5

0,5

1

46.

Линейные вычислительные алгоритмы

0,5

0,5

1

47.

Знакомство с языком Паскаль

0,5

0,5

1

48.

Алгоритмы с ветвящейся структурой

0,5

0,5

1

49.

Программирование ветвления на Паскале

0,5

0,5

1

50.

Программирование диалога с компьютером

0,5

0,5

1

51.

Контрольная работа № 3 на тему

 «Алгоритмы»

1

1

52.

Обобщающий урок

1

1

IV четверть

53.

Разработка программы на языке Паскаль с использованием логических операций

0,5

0,5

1

54.

Программирование циклов

0,5

0,5

1

55.

Разработка программ c использованием

цикла с предусловием

0,5

0,5

1

56.

Алгоритм Евклида

0,5

0,5

1

57.

Таблицы и массивы

0,5

0,5

1

58.

Массивы в Паскале

0,5

0,5

1

59.

Одна задача обработки массива

0,5

0,5

1

60.

Поиск чисел в массиве. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве

0,5

0,5

1

Раздел 7. Информационные технологии и общество (8 часов)

61.

Предыстория информатики

0,5

0,5

1

62.

История чисел и систем счисления

0,5

0,5

1

63.

История ЭВМ

0,5

0,5

1

64.

История программного обеспечения и ИКТ

0,5

0,5

1

65.

Информационные ресурсы

современного общества

0,5

0,5

1

66.

Проблемы формирования

 информационного общества

0,5

0,5

1

67.

Контрольная работа № 4 на тему

 «Информационные технологии

и общество»

1

1

68.

Обобщающий урок

1

1

Всего:

33,5

34,5

68

        

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно - методический комплект:

  1. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Семакин И.Г., Залогова JI.A, Русаков С.В., Шестакова JI.B. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса.4-е издание М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Используемая литература и интернет-источники:

  1. Семакин И.Г. Задачник-практикум в 2 частях. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
  2. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ»: Методическое пособие для учителей. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009.
  3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  4. http://www.metod-kopilka.ru
  5. http://metodist.lbz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...