Рабочая программа по информатике 8-9 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа по информатике 8-9 класс. УМК Н.Д.Угринович
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 323 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа для 8 - 9 классов.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного среднего общего образования, 2004 г.
- «Примерной программы по Информатике и ИКТ основного общего образования» МО РФ; сайт www.mon.gov.ru
- Программы «Информатика и ИКТ», Н.Д. Угринович, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 год
- Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в ОУ Архангельской области в 2010-2011 уч.год, министерства образования, науки и культуры Архангельской области, изд. АО ИППК; 2010 г.
Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Информатика и информационные технологии — предмет, непосредственно востребованный во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Мною выбраны учебники «Информатика и ИКТ 8, 9 класс» автора Угриновича Н.Д.. по двум причинам:
во – первых, эти учебники предназначены для учащихся 8-9 классов;
во - вторых, теоретический и практический материал в учебниках изложен доступно для большинства учащихся.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие - 16 часов; во 2 полугодие - 18 часов, всего за год – 34 часа.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
В 8 классе информатика изучается по 1 часу в неделю, всего 34 часа в год.
В 9 классе информатика изучается по 2 часа в неделю, всего 68 часа в год.
Учебно – тематический план, 8 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Информация и информационные процессы | 8 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 9 |
3 | Коммуникационные технологии | 16 |
| Повторение, резерв времени | 1 |
| ВСЕГО: | 34 |
Учебно – тематический план, 9 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 14 |
2 | Кодирование и обработка текстовой информации | 10 |
3 | Кодирование и обработка числовой информации | 11 |
4 | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 17 |
5 | Моделирование и формализация | 11 |
6 | Информатизация общества | 2 |
| Повторение | 1 |
Итоговая контрольная работа | 1 | |
Резерв | 1 | |
| ВСЕГО: | 68 |
Содержание курса информатики и ИКТ для 8 - 9 классов (102 часа)
- Информация и информационные процессы (8 часа).
Информация. Информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
- Компьютер как универсальное устройство обработки информации (9 часа).
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
«Подключение внешних устройств» Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
«Знакомство с графическим интерфейсом» Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
«Планирование информационного пространства». Создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
- Коммуникационные технологии (17 часов).
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Практические работы:
«Регистрация почтового ящика электронной почты». Создание и отправка сообщения.
«Путешествие по Всемирной паутине».
«Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора».
«Загрузка файла из файлового архива».
«Поиск документа». Использование систем каталогов и ввод ключевых слов.
«Сохранение информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них».
«Создание комплексного информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов».
Практикум IX. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.
Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации.
Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста).
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
- Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14 часов).
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
«Кодирование графической информации». Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
«Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора». Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
«Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора». Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
«Ввод изображений с помощью графической сканера». Использование готовых графических объектов. Сканирование графических изображений.
«Запись изображений и звука с использованием устройств». Цифровые фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, сканеры.
Запись звуковых файлов Кодирование звуковой информации. Различное качество звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
«Создание презентации с использованием готовых шаблонов». Подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
«Анимация слайда и объекта». Настройка анимации ввода, выхода,
«Демонстрация презентации». Использование микрофона и проектора.
Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Практикум: работа II. Создание графического объекта.
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
Практикум: работа III. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
- Кодирование и обработка текстовой информации (10 часов).
Компьютерное представление текстовой информации.
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
«Кодирование текстовой информации». Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
«Создание визитных карточек на основе шаблона». Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
«Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров».
«Вставка в документ формул».
«Форматирование символов и абзацев».
«Создание и форматирование списков».
«Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
«Создание гипертекстового документа».
«Перевод текста с использованием системы машинного перевода».
«Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
Практикум: I. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
- Кодирование и обработка числовой информации (11 часов).
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
Практические работы:
«Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления с помощью программного калькулятора.
«Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных».
«Создание и обработка таблиц».
«Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». Ввод математических формул и вычисление по ним.
«Построение диаграмм и графиков». Параметры диаграммы.
Практикум: работа V. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.
Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.
- Алгоритмы и исполнители (17 часов).
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи I на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.
Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.
Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму.
Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
Практикум: работа VI. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.
Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла.
Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.
Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.
- Формализация и моделирование (11 часов).
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования.
Практические работы:
Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
Построение генеалогического дерева семьи.
Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
Практикум: работа VIII. Работа с моделями.
Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.
- Информатизация общества (2 часа)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Практические работы:
«Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи».
«Защита информации от компьютерных вирусов».
«Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы».
Практикум: работа X. Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.
Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.
Требования к уровню подготовки учащихся в области информатики и ИКТ.
8 класс
Учащиеся должны знать:
Информация и информационные процессы
- определение информации;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- определение длины кода;
- как определяется единица измерения информации – бит;
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
- в каких единицах измеряется скорость передачи информации;
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов;
- структуру внутренней памяти компьютера, понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода-вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- определение файла и файловой системы;
- назначение программного обеспечения и его состав;
- виды компьютерных вирусов и антивирусных программ.
Кодирование и обработка текстовой информации
- способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов
- системы оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка числовой информации
- что такое «система счисления»; в чём различие между позиционными и непозиционными системами счисления;
- назначение электронных таблиц;
- относительные, абсолютные и смешанные ссылки;
- определение и назначение диаграммы.
Учащиеся должны уметь:
Информация и информационные процессы
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приёмник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;
- измерять информационный объём текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах;
- рассчитывать скорость передачи информации по объёму и времени передачи, а также решать обратные задачи;
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск.
Кодирование и обработка текстовой информации
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные допустимые редактором операции над текстом;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Кодирование и обработка числовой информации
- переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие системы и обратно;
- выполнять простейшие арифметические действия с двоичными числами.
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
9 класс
Учащиеся должны знать:
- Общие принципы размещения информации в электронной таблице и основные способы получения результатов с её использованием;
- Определение и назначение баз данных и ИПС;
- Понятие признака и запроса (простого и сложного) на поиск информации в ИПС;
- Возможности текстового редактора;
- Основные понятия машинной графики; основные принципы редактирования изображения;
- Понятие алгоритма, свойства алгоритмов;
- Основные алгоритмические структуры;
- Методы, свойства, объекты, приложения в Visual Basic.
Учащиеся должны уметь:
- Определять количество информации в конкретных сообщениях (при заданном способе кодирования);
- Определять объём памяти компьютера, необходимый для хранения данной информации;
- Размещать информацию в электронной таблице;
- Решать простейшие, хорошо поставленные вычислительные задачи с помощью электронных таблиц;
- Решать задачи с помощью блок-схем и языка программирования.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по информатике и информационным технологиям
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).
3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
Оценка практических работ
Оценка «5»
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
- проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
- соблюдает правила техники безопасности;
- в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
- правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4»
- выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3»
- работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
- в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
- работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
- работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если
- ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
- правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
- правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
- строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
- ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
- правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
- допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если
- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если
- ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
- допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если
- выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
- выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
- если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
- работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
- работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка 1 ставится в том случае, если
- ученик совсем не выполнил работу.
Список литературы
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
- учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
- методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
- комплект цифровых образовательных ресурсов.
- Календарно-тематическое планирование
8 класс
Четверть | № п/п | № ур. в теме | Тема уроков | Домашнее задание | Дата | ||
I четверть | Глава 1. Информация и информационные процессы (7 часов) | ||||||
1 | 1 | Инструктаж по технике безопасности. | записи | ||||
2 | 2 | Информация в неживой природе. | §1.1 (1) | ||||
3 | 3 | Человек и информационный процессы. | §1.1 (2-4, № 2) | ||||
4 | 4 | Кодирование информации с помощью знаковых систем | §1.2 (1, 2) | ||||
5 | 5 | Кодирование информации. | §1.2 (3) | ||||
6 | 6 | Измерение количества информации. Содержательный подход. Практическая работа №1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора» | §1.3 (1, 2, № 8-10) | ||||
7 | 7 | Измерение количества информации. Алфавитный подход. Практическая работа №1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». | §1.3 (3), повторить главу 1 | ||||
8 | 8 | Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» | |||||
Итого: 8 часов | |||||||
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (9 часов) | |||||||
9 | 1 | Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера | §2.1, 2.2 | ||||
II четверть | 10 | 2 | Процессор, системная плата. | § 2.2 (1) | |||
11 | 3 | Устройства ввода-вывода | §2.2 № 2,3 | ||||
12 | 4 | Устройства хранения информации | §2.2 (4, 5) | ||||
13 | 5 | Файл и файловая система. Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». Практическая работа№2.2 «Форматирование дискеты». | §2.3 № 6 | ||||
14 | 6 | Программное обеспечение компьютера. Практическая работа № 2.3 «Определение разрешающей способности мыши». Практическая работа №2.4 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы» | §2.4 - 2.6 | ||||
15 | 7 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа №2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». | §2.7 | ||||
16 | 8 | Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | Повторить главу 2 | ||||
17 | 9 | Контрольная работа №2«Компьютер как универсальное устройство обработки информации» | |||||
Итого: 9 часов | |||||||
III четверть | Глава 3. Коммуникационные технологии (17 часов) | ||||||
18 | 1 | Передача информации. | §3.1 | ||||
19 | 2 | Локальные компьютерные сети. Практическая работа №3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключение к локальной сети». | §3.2 | ||||
20 | 3 | Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету». | §3.3 (1) | ||||
21 | 4 | Адресация в сети интернет. | § 3.3 (2) | ||||
22 | 5 | Маршрутизация и транспортизация данных. | § 3.3 (3) | ||||
23 | 6 | Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 3.3 «География Интернета». | § 3.4 | ||||
24 | 7 | Практическая работа №3.4 «Путешествие по Всемирной паутине». | § 3.4.1 | ||||
25 | 8 | Практическая работа №3.5 «Работа с электронной Web-почтой». | § 3.4.2 | ||||
26 | 9 | Практическая работа №3.6 «Загрузка файлов из Интернета | § 3.4.3 | ||||
27 | 10 | Практическая работа №3.7 « Поиск информации в Интернете». | § 3.5 | ||||
IV четверть | 28 | 11 | Электронная коммерция в Интернете. | § 3.6 | |||
29 | 12 | Язык разметки гипертекста HTML. | §3.7 | ||||
30 | 12 | Основные теги языка разметки гипертекста HTML. | §3.7 | ||||
31 | 14 | Практическая работа №3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | |||||
32 | 15 | Защита сайтов. | Повторить главу 3 | ||||
33 | 16 | Контрольная работа №3 «Коммуникационные технологии». | |||||
Итого: 16часов | |||||||
34 | 1 | Резерв | |||||
Всего: 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
Четверть | № п/п | № ур. в теме | Тема уроков | Домашнее задание | Дата | Дата проведения | ||
I четверть | Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14 часов) | |||||||
1 | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Кодирование графической информации. | §1.1, №1.5, 1.6 | |||||
2 | 2 | Практическая работа №1. 1 « Кодирование графической информации». | §1.1 | |||||
3 | 3 | Растровая и векторная графика. | §1.2 | |||||
4 | 4 | Интерфейс и основные возможности графических редакторов. | §1.3 | |||||
5 | 5 | Практическая работа №1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». | §1.3 | |||||
6 | 6 | Практическая работа №1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | §1.3 | |||||
7 | 7 | Растровая и векторная анимация | §1.4 | |||||
8 | 8 | Практическая работа №1.4 «Анимация». | §1.4 | |||||
9 | 9 | Кодирование звуковой информации. | §1.5 № 1.11 | |||||
10 | 10 | Практическая работа №1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации». | §1.5 | |||||
11 | 11 | Цифровое фото | §1.6 | |||||
12 | 12 | Цифровое видео. | §1.6 | |||||
13 | 13 | Практическая работа №1.6. «Захват цифрового фото и создание слайд шоу». | §1.6 | |||||
14 | 14 | Практическая работа №1.7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». | повторить главу 1 | |||||
15 | 15 | Контрольная работа №1 «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» | ||||||
Итого: 15 часов | ||||||||
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации (10 часов) | ||||||||
16 | 1 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №2.1 «Кодирование текстовой информации». | §2.1 | |||||
17 | 2 | Создание документов в текстовом редакторе. Ввод и редактирование документа. | §2.2, §2.3 | |||||
18 | 3 | Сохранение и печать документов. Практическая работа №2.2 «Вставка в документ формул». | §2.4 | |||||
II четверть | 19 | 4 | Форматирование документа. Практическая работа №2.3 «Форматирование символов и абзацев». | §2.5 | ||||
20 | 5 | Работа со списками. Практическая работа №2.4 «Создание и редактирование списков». | §2.5 | |||||
21 | 6 | Таблицы. Практическая работа №2.5 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | §2.6 | |||||
22 | 7 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | §2.7 | |||||
23 | 8 | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №2.7 «Сканирование и распознавание бумажного текстового документа». | §2.8, §2.9 повторить главу 2 | |||||
24 | 9 | Контрольная работа №2 по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации». | ||||||
Итого: 9 часов | ||||||||
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации (11 часов) | ||||||||
25 | 1 | Кодирование числовой информации. | §3.1 № 3.5-3.7 | |||||
26 | 2 | Перевод чисел в позиционных системах счисления. Практическая работа №3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | §3.1 | |||||
27 | 3 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | §3.1 | |||||
28 | 4 | Двоичное кодирование чисел в компьютере | ||||||
29 | 5 | Электронные таблицы. | §3.2 | |||||
30 | 6 | Практическая работа №3.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | ||||||
31 | 7 | Встроенные функции. Практическая работа №3.3 «Создание таблиц значений функции в электронных таблицах». | §3.2 (4) | |||||
32 | 8 | Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм. Практическая работа №3.4 «Построение диаграмм различных типов». | §3.3 | |||||
33 | 9 | Базы данных в электронных таблицах. | §3.4 | |||||
III четверть | 34 | 10 | Практическая работа №3.5 « Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | Повторить главу 3 | ||||
35 | 11 | Контрольная работа №3: «Кодирование и обработка числовой информации». | ||||||
Итого: 11 часов | ||||||||
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. (17 часов) | ||||||||
36 | 1 | Алгоритм и его формальное исполнение. | §4.1 № 4.1 | |||||
37 | 2 | Практическая работа №4.1 « Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования». | §4.1 | |||||
38 | 3 | Алгоритмические структуры | §4.2, № 4.3 | |||||
39 | 4 | Переменные: тип, имя, значение. | §4.3 | |||||
40 | 5 | Арифметические, строковые и логические выражения. | §4.4 | |||||
41 | 6 | Функции в языках объектно — ориентированного и алгоритмического программирования | §4.5 | |||||
42 | 7 | Основы объектно — ориентированного визуального программирования. | Повторить главу 4 | |||||
43 | 8 | Практическая работа № 4.2 « Проект «Переменные»». | ||||||
44 | 9 | Практическая работа № 4.3 « Проект «Калькулятор»». | ||||||
45 | 10 | Практическая работа № 4.4 « Проект «Строковый калькулятор»». | ||||||
46 | 11 | Практическая работа № 4.5 « Проект «Даты и время»». | ||||||
47 | 12 | Практическая работа № 4.6 « Проект «Сравнение кодов символов»». | ||||||
48 | 13 | Практическая работа № 4.7 « Проект «Отметка»». | ||||||
49 | 14 | Практическая работа №4.87 « Проект «Коды символов»». | ||||||
50 | 15 | Практическая работа № 4.9 «Проект «Слово-перевёртыш»». | ||||||
51 | 16 | Практическая работа № 4.10 « Проект «Графический редактор»». | ||||||
52 | 17 | Контрольная работа №4: «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования». | ||||||
Итого: 17 часов | ||||||||
Глава 5. Моделирование и формализация (11 часов) | ||||||||
53 | 1 | Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование. Виды моделей. | §5.1, §5.2 | |||||
54 | 2 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | §5.3 | |||||
55 | 3 | Построение и исследование физических моделей. | §5.4 | |||||
IV четверть | 56 | 4 | Практическая работа №5.1«Проект «Бросание мячика в площадку»».. | |||||
57 | 5 | Приближённое решение уравнений | §5.5 | |||||
58 | 6 | Практическая работа №5.2 «Проект «Графическое решение уравнений» | ||||||
59 | 7 | Экспертные системы распознавания химических веществ. | §5.6 | |||||
60 | 8 | Практическая работа №5.3 «Проект «Распознавание удобрений»». | ||||||
61 | 9 | Информационные модели управления объектами | §5.7, повтор. главу 5 | |||||
62 | 10 | Практическая работа №5.4 «Проект «Модели систем управления»». | ||||||
63 | 11 | Контрольная работа №5: «Моделирование и формализация». | . | |||||
Итого: 11 часов | ||||||||
Глава 6. Информатизация общества (2 часа) | ||||||||
64 | 1 | Этапы развития средств информационных технологий. Информационная культура. Правовая охрана и информационная безопасность информационных ресурсов. | §6.1, 6.2§6.3 | |||||
65 | 2 | Информационная безопасность | ||||||
Итого: 2 часа | ||||||||
66 | 1 | Повторение курса. Подготовка к контрольной работе. | ||||||
67 | 1 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | ||||||
68 | 1 | Анализ контрольной работы | ||||||
Всего: 68 часов |
- Учебно-методическая литература
- Информатика. Учебник для 8 кл. / Н. Д. Угринович – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 178 с.
- Информатика и ИКТ. Учебник для 9 кл. / Н. Д. Угринович – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 295 с.
- Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы. – 2-е изд., перераб. доп. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
- Кузнецов А., Пугач В., Добудько Т., Матвеева Н. Информатика. Тестовые задания – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
- Гусева И.Ю. Информатика в схемах и таблицах – СПб.: Тригон, 2006.
Журнал «Информатика в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...