Рекомендации по установлению МПС на уроках информатики и ИКТ
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) по теме

Плесовских Наталья Александровна

 

В методической разработке обобщён опыт преподавания дисциплины "Информатика и ИКТ",  приведено множество примеров установления МПС с целью формирования целостной системы знаний, свзывания их между собой. Только в этом случае знания действительно усвоены, то есть стали своими. Как говорят мои дети, вот если бы так нам рассказали и показали, то мы бы не забыли!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

Понятие МПС        

Разработка путей установления МПС        

Особенности дисциплины Информатика и Икт        

Практика применения МПС при изучении дисциплин «Информатика и ИКТ»  и «Технические средства информатизации»        

Заключение        

Источники        


Понятие МПС

Под межпредметными связями мы понимаем единство целей, функций, содержательных элементов, учебных дисциплин, которое, будучи реализовано в учебно-воспитательном процессе, способствует обобщению, систематизации и прочности знаний, формированию обобщенных умений и навыков, в конечном итоге — формированию целостного научного мировоззрения и качеств всесторонне и гармонически развитой личности.

Межпредметные связи осуществляются на разных уровнях: на уровне предметов, принадлежащих к разным циклам (общепредметные или межцикловые связи), на уровне предметов одного цикла, принадлежащих к одной группе или разным группам предметов (внутрицикловые связи) и на внутрипредметном. Все эти связи подвижны, переходят одна в другую, диалектичны.

Основным видом совместной учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся являются различные варианты диалоговых технологий, когда в процессе дискуссионного общения с учителем и с партнерами ученик эффективно усваивает, осознает и при необходимости актуализирует усвоенные ранее связи и отношения зависимости, о которых идет речь при раскрытии сущностного подхода.

 Единство законов обpаботки инфоpмации в системах pазличной пpиpоды (физических, экономических, биологических и т.п.) является фундаментальной основой теоpии инфоpмационных пpоцессов, опpеделяющей ее общезначимость и специфичность. Объектом изучения этой теоpии является инфоpмация.

Разработка путей установления МПС

Проблема разработки путей установления МПС – вопрос с богатой историей. Отчет времени надо вести с античности, с тех времен, когда человек в непосредственной жизнедеятельности начал накапливать и передавать другим знания о мире.

Идея о единстве научных знаний находила должное отражение в работах ученых и мыслителей. С различных исходных позиций ее пытались решать Платон, Аристотель, Кант, Гегель, А.Эйнштейн и др.

История рассматриваемой нами проблемы связана с именем выдающегося славянского педагога Яна Амоса Коменского, положившего в основу своей системы обучения принцип природосообразности. В его знаменитой книге «Великая дидактика» был сформулирован принцип обучения – «все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [1, с.287]. Развивая положение о прочности усвоения материала, Я.А.Коменский вскрывает причины поверхности и лоскутности знаний учащихся в современных ему школах. Одну из них он видит в том, что учителя мало опираются на ранее приобретенные знания по смежным дисциплинам.

Глубоко и основательно оценил идею взаимосвязей наук французский философ и педагог Жан Жак Руссо. В знаменитой «Исповеди», которую можно назвать анатомией человеческого духа, Ж.Ж.Руссо правильно заметил, что настоящая склонность к наукам приводит исследователя к убеждению, что все они связаны между собой, объединяют друг друга так, что одна наука не может обойтись без другой. Он особенно подчеркивал, что знание основной науки может быть глубоким и основательным только при наличии общих представлений о других смежных науках.[1]

В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский и другие педагоги. В советской России комплексные программы 20-х гг. явились показателем стремления передовой  педагогической общественности покончить с разобщенностью, с изоляцией учебных предметов.

В переработанные к 1980 г. типовые программы впервые в истории русской и советской высшей школы включены разделы о межпредметных связях. Правда, эти связи затрагивают главным образом уровень фактов и явлений, реже понятий, теорий, законов. Предполагается, что другие аспекты  межпредметных связей найдут отражение в учебниках и методических руководствах. Совершенствование  образования в дальнейшем должно учитывать как «автономность» предметов, так и их взаимозависимость и единство на всех уровнях. Вопрос о путях осуществления межпредметных связей - это один из аспектов общей проблемы совершенствования методов обучения,

Особенности дисциплины Информатика и Икт  

Особая роль в обучении компьютерной грамотности и освоении новейших информационных технологий отводится  информатике, которая с 1985 года изучается во всех средних школах страны и с 1991 года во всех высших учебных заведениях России. Учебник академика. Ершова для школ был издан в 1985году.

Информатика не может сущесвовать без межпредметных связей. Пожалуй, нет другого такого предмета столь насыщенного ими.

На уроках информатики формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений, развивается системное мышление. Учебный процесс раскрывается как процесс получения и обработки информации. В связи с этим на уроках информатики широко используются разнообразные формы урока, игровые и наглядные методы обучения и контроля знаний, связи с повседневной жизнью, а также материал таких дисциплин, как математика, физика, русский язык,  английский язык и т.д., т.е. предоставляются широкие возможности для реализации межпредметных связей.

Подготовка студентов к жизни и труду в условиях информационного общества, что и является основной целью информатизации образования, предполагает формирование умения использовать для решения своих практических задач информационно-компьютерные  технологии.

ИКТ затрагивают все сферы жизни общества, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения.

Практика применения МПС при изучении дисциплин «Информатика и ИКТ»  и «Технические средства информатизации»

В своей практике преподавания информатики я постоянно  использую связь с историей, географией, ин языком – английским, математикой, физикой, электротехникой и т. д. Считаю целесообразным включать в содержание преподавания научные факты, а также факты из жизни и деятельности ученых, выдающихся людей.

Связь информатика – история. Во время изучения темы «История ВТ» я задаю вопросы студентам и выявляю пробелы в знаниях, которые они вынесли из школы. Практически никогда я не слышу ответа на вопрос о времени создания устройств для автоматизации счёта. Пробую выяснять, что студенты знают о вкладе в автоматизацию счёта Блеза Паскаля. Связывают этого выдающегося учёного только с физикой и, реже с математикой. Рассказываю историю создания арифмометра Блезом Паскалем после того, что его отец, став интендантом города Руана (Франция, середина 17 века), стал привлекать своего сына к ведению расчётов. Блезу было невыносимо скучно просиживать с отцом за расчётами день и ночь. Он решил, что эту рутинную работу надо автоматизировать. Это было тогда сделать гораздо труднее, чем сейчас, так как считали деньги, а  денежная система была основана не на десятичной системе, а на двенадцатеричной (дюжины).

Блез разработал механизм, основанный на зубчатой передаче, привлёк лучших механиков, которые по его чертежам изготовили модель первого арифмометра, с помощью   которого был автоматизирован счёт – пока только 2 действия: + и -. Вот почему именем Паскаля назван язык программирования

инф и грамматика  Числительные Дюжина триста двадцать пять – в восьм и дес сист Математический аппарат, алгебра логики          для ЭВМ и ВТ

Системы счисления

Двоичная система счисления    1102  числительных нет, называем цифры один один ноль в двоичной

Восьмеричная система  2358

Читается: двести         тридцать           пять в восьмеричной
(два сто)         (три десять)    пять  
числительные
русского языка
десятичной системы
 

Числительных восьмеричной системы в русском языке нет, значит исторически восьмеричная система в России не использовалась, 2-система – также искусственно создана.

Сравните: ДЮЖИНА – отголосок 12-системы (европейские языки)

2-система идеально подходит для  ЭВМ и ВТ, обеспечивая высокое быстродействие математических, логических действий, приём и передачу информации.

В качестве примеров приведу некоторые задания, используемые мною на практике.

Очень тесные связи существуют у математики и информатики. Для проведения расчётов и построения диаграмм созданы прикладные программные средства. MS Office    включает для этих целей MS Excel. Но для записи формул студенты должны знать определённые разделы математики. У наших студентов часто бывают трудности.

Бывает, что они плохо представляют себе, что является функцией, а что – аргументом. Например, sin2x3  могут расписать как sin*sinx3. Естественно, применить это в MS Excel нельзя.

К сожалению, не все наши студенты концентрируют в себе не только теоретические знания и технологические умения, но и выражают психологическую готовность к решению нестандартных задач, связанных, с одной стороны, с проектированием и реализацией обучения  математике с использованием информационных и коммуникационных технологий, а с другой – с использованием математических знаний при проектировании уроков информатики.

Большую пользу учащимся могли бы принести интегрированные уроки математика – информатика например, на тему: «Функции и графики. Построение графиков тригонометрических функций». MS Excel. Интегрированные или бинарные уроки – хорошее средство применения МПС.

Плюсы:

  • Возможность менять параметры и смотреть, что происходит с окончательным результатом;
  • Быстрота выполнения математических расчетов;
  • Высокая точность ответа.

ИКТ, применяемые на занятиях,  дают много прекрасных возможностей и преимуществ:

- Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.

- Решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре. Переборные алгоритмы как элемент комбинаторики

- Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре

- Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков

- Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для учащихся формул математики, химии, физики, экономики

- Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора и языка программирования

- Числа Фибоначчи как описание характеристик размножения живых организмов – расчет по рекуррентным соотношениям.

- Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии

Технологичность становится сегодня одной из характеристик деятельности педагога и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса. На самом деле, чему бы мы ни учили, мы учим следующему:

1. алгоритмическому мышлению во всех областях жизни,

2. самостоятельной постановке задач,

3. выбору эффективных инструментов,

4. оценке качества собственной работы,

5. умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования,

6. умению работать в коллективе.

Пример МПС  Технические средства информатизации и физики.

При изучении темы «Устройства вывода» рассматриваются принципы работы

Пример МПС  Технические средства информатизации и физики.

.  Описанный пример доказывает актуальность межпредметных связей дисциплин  физика  и технические средства информатизации. Улучшается усвоение и понимание одного и другого предмета, повышается заинтересованность учащихся изучением этих дисциплин.

Межпредметная интеграция достигается за счет использования задач с экономическим, математическим, физическим и т.д. содержанием.

Обязательной итоговой практической работой учеников по дисциплине Информатика и ИКТ  является самостоятельная работа (в среде Power Point, Access, Word) на любую тему из дисциплин программы. Очевидно, для проведения этой работы целесообразно было бы привлечь и преподавателей-предметников. Выполнение на занятиях по информатике заданий с применением системы межпредметных задач является достаточно эффективным средством активизации учебного процесса, усиления его обучающего и развивающего эффекта.

Подробнее примеры МПС приведены в прилагаемой презентации.

Заключение

Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, целей и содержания, педагогических технологий.

Информатика все больше выступает, наряду с математикой, в качестве интегративного начала многих дисциплин. Интегративность курса информатики определяется фундаментальностью самой науки информатики и интегративным характером основных объектов ее изучения; тем, что умение работать с информацией относится к общеучебным умениям; ролью информатики в информатизации учебного процесса.

При активном использовании ИКТ  и МПС успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор, принимать решение, которые формируют  личностные качества лидера и его информационную культуру.

.


Источники

  1. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009, 288 с.
  2. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Части 1, 2, 3/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб: Питер, 2007.
  3. http://www.google.com/search.


[1] Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения / Ж.-Ж. Руссо. - В 2-х т. - М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию учебно-информационных умений слепых детей старшего школьного возраста на уроках информатики

Статья содержит методические рекомендации по организацииуроков информатики в специальных коррекционных образовательных учреждениях III-IV вида....

Методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля

Статья содержит методические рекомендации  по формированию знаний, умений  и практических навыков учащихся на уроках информатики  в классах информационно-технологического профиля...

Психологические рекомендации по установлению взаимопонимания с родителями разного типа

Даны краткие характеристики родителей разного типа, рекомендации по ведению конструктивного диалога, включая правильное использование невербального языка общения....

Методические рекомендации по информатике на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики»

Я не знаю большей красоты, чем здоровье.(Г. Гейне)Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у...

Методические рекомендации к уроку информатики "Информационные основы процессов управления"

Урок объяснения нового материала. Информатика. 8 класс. Учебник под редакцией проф.  Н.В.  Макаровой....

Методические рекомендации для учителей по использованию робототехники на уроках информатики и математики

Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, программирование.Роботот...

методические рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ в 11 классе

методические рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ в 11 классе...