Рабочая программа по информатике и ИКТ для Студентов 1 курса на базе 9 классов ККБМК
рабочая программа по информатике и икт по теме

Башлиева Анастасия Юрьевна

 

Программа ориентирована на достижение следующих  целей:

–          освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

–          овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя  ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

–          развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных дисциплин;

–          воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

–          приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования базового уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmai_po_informatike_2011.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                              Информатика и  ИКТ                                

                                                для всех специальностей                                

                                                     на  базе  9 классов                                

Краснодар 2011

ОДОБРЕНА

цикловой комиссией.                                         Составлена в соответствии с  

 Протокол № «____»                                             государственными требованиями

от «____» ______________ 2011 г                        к минимуму содержания и уровню      

Председатель ЦК____________                         подготовки выпускников для                    

                                                                всех специальностей

 Заместитель директора

                                                                по учебной работе

                                                                ___________________ М. А. Зуб

                                         

Авторы:    Башлиева Анастасия Юрьевна                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                   

Рецензенты:  

                                                                                                                

                                                                                                                                                                   

                                                                                                                

                                                                                                                

                                                                                                                


Содержание рабочей программы

  • Пояснительная записка
  • Требования к уровню подготовки выпускников
  • Тематический план
  • Перечень и нумерация практических и лабораторных занятий, теоретических занятий (лекции и семинарские занятия)
  • Содержание дисциплины
  • Межпредметные связи
  • Средства обучения
  • Самостоятельная (внеаудиторная) работа
  • Список основной и дополнительной литературы

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и  ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей  среднего профессионального образования, и  рекомендацией Минобрнауки РФ 2007г., приказа  Минобрнауки №355 от 28.09.2009 г.  и  разъяснений научно-методического совета Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО», приказ №1 от 03.02.2011 г.

При освоении  специальностей СПО  естественно - научного профиля информатика и ИКТ изучается как базовый учебный  предмет  в объеме 78 часов.

Программа ориентирована на достижение следующих  целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя  ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных дисциплин;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание  программы представлено пятью темами:

  • информационная деятельность человека;
  • информация и информационные процессы;
  • средства информационно-коммуникационных технологий;
  • технологии создания и преобразования информационных объектов;
  • телекоммуникационные технологии.

Содержание каждой темы  включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый на  практических занятиях с использованием средств ИКТ.

При  освоении  программы у студентов формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных дисциплин, для  использования в ходе изучения специальных  дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнение практических работ обеспечивает формирование у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.),  пользоваться  комплексными способами представления и обработки информации, а также  изучать  возможности использования ИКТ для профессионального роста.

В соответствие с учебным планом  на теоретические занятия  отведено 38 часов, из них 26 часов лекций (I семестр 10 часов, II  семестр – 16  часов), 12 часов семинарских занятий (I семестр - 4 часа, II семестр – 8 часов) и 40 часов практические занятия (I семестр -18 часов, II семестр - 22 часов).

Самостоятельная (внеаудиторная ) работа предполагает выполнение различных видов работ по  индивидуальным заданиям,  подготовку рефератов и презентаций.

Курс заканчивается дифференцированным зачетом.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

  • о роли информатики  и ИКТ  в современном мире;
  • об устройстве компьютера;

знать:

  •   понятие информации и измерение информации;
  •   этапы развития информационного общества;
  •   представление информации в различных системах счисления;
  •   назначение и функции операционных систем.
  • интернет- технологии;
  • способы и скоростные характеристики подключения;
  • методы и средства создания и сопровождения сайта.

уметь:

  •   создавать, переименовывать, удалять файлы и папки;
  •   определение объемов различных носителей информации;
  •   передавать информацию между компьютерами;
  •   разработка несложного алгоритма решения задачи.
  •   подключать внешние устройства к компьютеру;
  •   объединять  компьютеры в локальную сеть.
  • работать с глобальной сетью;
  • работать с поисковыми системами;
  • создавать сайт;
  • работать с электронной почтой.

Тематический план

раздела темы

Наименование темы

Всего часов макси

мальной нагрузки

Ауди

тор

ные

часы

Количество часов

теоретические

самос

тоятельная работа

лек

ции

семинары

практика

1

Введение. Информационная деятельность человека

7

4

2

-

2

3

1.1

Введение в информатику. Основные этапы развития информационного общества

3

2

2

-

-

1

1.2

Работа с файлами и папками

4

2

-

-

2

2

2

Информация и информационные процессы

48

32

12

6

14

16

2.1

Информационные ресурсы общества

Создание дерева каталогов. Сохранение файлов. Системы счисления. Основные этапы развития информационного общества

12

8

2

2

4

4

2.2

Информация. Информационные процессы. Арифметические и логические основы работы компьютера. Подходы к понятию информации, ее измерению. Информационные объекты.

Представление информации

в различных системах счисления

22

18

8

2

8

4

2.3

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Принципы обработки  информации компьютером.

8

4

2

-

2

4

2.4

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.

6

2

-

2

-

4

3

Средства ИКТ

18

12

4

2

6

6

3.1

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров.  Виды программного обеспечения.  Объедине ние компьютеров в локальную сеть. Операционная система.  Графический интерфейс пользователя

10

8

4

2

2

2

3.2

Защита информации, антивирусная защита.

8

4

4

4

4

Технологии создания и преобразования информационных объектов

30

20

4

2

14

10

4.1

Понятие об информационных

системах и автоматизации информационных процессов

6

4

2

2

2

4.2

Динамические (электронные) таблицы

8

4

2

2

4

4.3

Информационные системы

8

6

2

4

2

4.4

Представление о программных средах

компьютерной графики и черчения  в

мультимедийных средах.

8

6

6

2

5

Телекоммуникационные технологии

14

10

4

2

4

4

5.1

Глобальная сеть интернет

6

4

2

2

2

5.2

Методы и средства создания сайта

8

6

2

2

2

2

Всего

117

78

26

12

40

39

Перечень и нумерация практических и теоретических занятий

(лекции и семинарские занятия)

Лекции

Тема

часы

I семестр

1.

Введение в информатику. Основные этапы развития

 информационного общества

2

2.

Информационные ресурсы общества

2

3.

Информация. Информационные процессы

2

4.

Арифметические и логические основы работы компьютера

2

5

Подходы к понятию информации и измерению информации

2

II семестр

6

Информационные объекты различных видов

2

7

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера

2

8

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров.

2

9

Виды программного обеспечения компьютеров. Антивирусные программы

2

10

Понятие об информационных системах и автоматизация информационных процессов

2

11

Возможности  электронных таблиц

2

12

Глобальная сеть интернет

2

13

Методы и средства создания сайта

2

Итого

26

Семинары

Тема

часы

I семестр

1

Основные этапы развития информационного общества

2

2

Информационные процессы, арифметические основы работы компьютера

2

II семестр

3

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях

2

4

Операционная система. Графический интерфейс пользователя

2

5

Информационные системы

2

6

Интернет – технологии

2

Итого

12

Практические занятия

Тема

часы

I семестр

1.

Работа с файлами и папками.

2

2.

Создание дерева каталогов. Сохранение файлов.

2

3.

Системы счисления.

2

4.

Логические основы работы компьютера

2

5.

Логические основы работы компьютера

2

6.

Арифметические основы работы компьютера

2

7.

Представление информации в различных системах счисления.

2

8.

Принципы обработки информации компьютером.

2

9.

Объединение компьютеров в локальную сеть.

2

II семестр

10.

Защита информации, антивирусная защита.

2

11

Графический интерфейс компьютера

2

12

Создание электронных таблиц

2

13

Создание электронных  таблиц и шаблонов

2

14

Информационные системы. Создание шаблонов

2

15

Информационные системы. Создание таблиц

2

16

Компьютерная графика

2

17

Компьютерные презентации

2

18

Использование презентационного оборудования

2

19

Использование интернет – технологий  в учебных целях

2

20

Создание сайтов

2

Итого

40


      Содержание учебной дисциплины

Раздел 1

Введение. Информационная деятельность человека

1.1.Введение в информатику. Основные этапы развития информационного общества

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

1.2 Работа с файлами и папками.

 Создание, переименование, копирование, удаление, перемещение файлов и папок.

Содержание практического занятия.  

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.

Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

Изучив тему студент должен:

знать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • этапы развития информационного общества;
  • Знать единицы измерения информации.

Уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • создавать, переименовывать, удалять файлы и папки.

Раздел 2

Информация и информационные процессы

2.1. Информационные ресурсы общества. Создание дерева каталогов. Сохранение файлов. Системы счисления. Основные этапы развития информационного общества

Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.  Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

Содержание практического занятия.  

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления.

2.2. Информация. Информационные процессы. Арифметические и логические основы работы компьютера. Подходы к понятию информации, ее измерению. Информационные объекты. Представление информации в различных системах счисления

Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному.

Содержание практического занятия.  

Арифметические и логические основы работы компьютера. Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере. Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования. Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях.

Примеры  построения алгоритмов с использованием конструкций проверки условий, циклов и способов описания  структур данных. Разработка несложного алгоритма решения задачи. Среда программирования. Тестирование программы. Программная  реализация несложного алгоритма.

2.3. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Принципы обработки информации компьютером.

Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.

Содержание практического занятия.  

Построение простой компьютерной модели физического, биологического или другого процесса путем создания алгоритма и его реализации средствами языка программирования. Проведение исследования на основе построенной компьютерной модели.

2.4. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.

Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

Содержание практического занятия.  

Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски различных видов. Создание архива данных. Извлечение данных из архива.

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы. 

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его  параметров. Формирование адресной книги.

Содержание практического занятия.  

АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

Изучив тему студент должен:

знать:

  • понятие информации и измерение информации;
  • информационные объекты различных видов;
  • этапы развития информационного общества;
  • представление информации в различных системах счислен;
  • единицы измерения скорости передачи данных.

Уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • создавать, переименовывать, удалять файлы и папки;
  • определение объемов различных носителей информации;
  • передавать информацию между компьютерами;
  • разработка несложного алгоритма решения задачи.

Раздел 3

Средства информационных и коммуникационных технологий

3.1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров.  Виды программного обеспечения.  Объединение компьютеров в локальную сеть. Операционная система.  Графический интерфейс пользователя

Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

Содержание практического занятия.  

Операционные системы и графический интерфейс пользователя.

Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями профессиональной деятельности).

3.2. Защита информации, антивирусная защита.

Содержание практического занятия.  

Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для естественно - научной деятельности.

Изучив тему студент должен:

знать:

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • этапы развития информационного общества;
  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем.

Уметь:

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые передавать информацию между компьютерами;
  • подключать внешние устройства к компьютеру;
  • объединять  компьютеры в локальную сеть.

Раздел 4

Технологии создания и преобразования информационных объектов

4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов

Содержание практического занятия.  

Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).

4.2. Динамические (электронные) таблицы.

Содержание практического занятия.  

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.

4.3. Информационные системы

Содержание практического занятия.  

Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы.

4.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.

Многообразие цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.

Содержание практического занятия.  

Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. Примеры геоинформационных систем.

Изучив тему студент должен

знать:

  • гипертекстовое представление информации;  
  • представление об организации баз данных  и  системах управления базами данных;
  • математическую  обработку  числовых данных.

Уметь:

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях;
  • использовать системы  проверки орфографии и грамматики;
  • формировать запросы  для работы с электронными каталогами.

Раздел 5

Телекоммуникационные технологии

5.1. Глобальная сеть интернет.

Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Содержание практического занятия.  

Браузер. Примеры работы с Интернет- магазином, Интернет-СМИ, Интернет- турагентством, Интернет- библиотекой и пр.

5.2. Методы и средства создания и сопровождения сайта.

Содержание практического занятия.  

Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Создание сайтов.

Изучив тему студент должен:

знать:

  • интернет- технологии;
  • способы и скоростные характеристики подключения;
  • методы и средства создания и сопровождения сайта.

 Студент должен уметь:

  • работать с глобальной сетью;
  • работать с поисковыми системами;
  • создавать сайт;
  • работать с электронной почтой.

Карта межпредметных связей

Средства обучения

Вид

Средства обучения

1

Учебно-методическая литература

1.1

Учебная

литература

  • Учебники: 1. Макарова Наталья Владимировна, Николайчук Галина Семеновна, Титова Юлияна Францевна «Информатика и ИКТ» 2. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень)
  • конспекты лекций

1.2

Методическая  

литература

  • частные методики изучения дисциплин
  • методические пособия
  • разработки

2

Учебно-наглядные пособия

2.1

Изобразительные пособия

  • таблицы
  • учебные картины
  • фотоснимки
  • диаграммы
  • алгоритмы

3

Технические средства обучения

3.1

Оборудование кабинета  в соответствии с требованиями, предъявляемыми к материально-техническому обеспечению дисциплины.

см. Паспорт кабинета

3.2

Аудиовизуальные

средства обучения

  • диафильмы
  • кинофильмы
  • контролирующие программы для компьютера
  • мультимедиапрезентации

3.3

Информационные  средства обучения

  • интерактивная доска
  • электронный учебник, почта
  • обучающие компьютерные игры
  • система оперативного общения (для беседы, опроса и т.п.)
  • электронные журналы: научные, научно-популярные, методические
  • видеоконференции со звуковым и мультимедийным сопровождением
  • файловые архивы для повторения
  • навигация по сети Интернет
  • обучающие услуги Интернет
  • персональный компьютер

Самостоятельная (внеаудиторная) работа

Рефераты:

1. Устройства компьютера.

2. Текстовые редакторы Windows.

3. Набор и редактирование текста в Microsoft Office

4. Мультимедийные программы Windows.

5. Компьютерные вирусы и борьба с ними.

6. Мой «рабочий стол» на компьютере.

7. Популярный текстовый редактор Microsoft Word.

8. Простой редактор Paint.

9. Электронные таблицы Excel.

10. Функции Excel.

11. Работа с программным обеспечением.

12. Архиваторы.

          13. Работа с архиваторами в Norton Commander.

14. Что такое интернет.

15. Подключение модема.

16. WWW и FTP.

17. Электронная почта.

18. Презентация в Microsoft Power Point.

19. Набор и редактирование текста в Microsoft Office.

Список основной и дополнительной литературы

Основная литература:

  1. «Информатика и ИКТ». Учебник.10 кл. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007.
  2. «Информатика и ИКТ». Учебник.11 кл. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007.

Дополнительная  литература:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.
  2. Угринович Н.Д. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
  3. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.
  4.  Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.
  5.  Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы.  – М., 2005.
  6. infoschool.narod.ru
  7. markbook.chat.ru
  8.  center.fio.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ (профильный уровень) для 10-11 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса  «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов с углубленным изучением информатики  (учебник Н. Угринович )....

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 8 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 8 класс...

Рабочая программа по Информатике и ИКТ для студентов 1 курса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА И ИКТ общеобразовательный цикл основной  профессиональной  образовательной программы по специальностям190631 Техническое обслуживание и ремон...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для профильного курса 10 класса (4 часа)

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004...

Рабочая программа по "Информатике и ИКТ "для студентов 1 курса СПО

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...

Рабочая программа по "Информатике и ИКТ "для студентов 1 курса СПО

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...

рабочая программа по информатике для СПО (1-2 курса)

Данные рабочия программа учебной дисциплины "Информатика"  является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего общего образовани...