Рабочая программа по информатике 8-9 класс. Угринович Н.Д.
рабочая программа (информатика и икт, 8 класс) по теме

Иванова Светлана Валерьевна

Настоящая рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в VIII классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8-9 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_8-9_klass_2013-2014.doc165 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в VIII классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8-9 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:

  • «Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
  • «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
  • «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. - 5-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
  • «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
  • методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;
  • Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2009.г.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.  

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • практикум;
  • тестирование.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может  быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-  правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.

Содержание обучения.

Тематическое планирование 8 кл.(34 часа)

№п/п

Тема

Часы

Теория

Практика

Всего

1

Информация и информационные процессы.

3

3

6

2

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации.

5,5

5,5

11

3

Коммуникационные технологии.

7

10

17

4

Итог:

15,5

18,5

34

Урок

Теоретический материал

Работа в классе

Домашнее задание

Дата проведения

1. Информация и информационные процессы.

1

1.1. Информация в природе обществе и технике.

п-1.1

2

1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем.

з-1.1

п-1.2

з-1.2

3

1.3. Количество информации.

з-1.3; 1.4; 1.5; 1.6; 1.7

п-1.3

з-1.8; 1.9; 1.10

4

Практическая работа 1.1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.

п-1.3

5

Практическая работа 1.2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра.

Повторить Главу 1

6

Тестирование

Тест №1.

2. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации.

7

2.1. Программная обработка данных на компьютере.

п-2.1

8

2.2. Устройство компьютера.

з-2.1

п-2.2 з-2.2

9

2.3. Файлы и файловая система

з-2.3; 2.4; 2.5

п-2.3

з-2.6

10

Практическая работа 2.1. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.

Практическая работа 2.2. Форматирование дискеты.

п-2.3

11

2.4 Программное обеспечение компьютера.

Практическая работа 2.3. Определение разрешающейп-3.5 способности мыши.

п-2.4

з-2.7; 2.8

12

2.5 Графический интерфейс операционных систем и приложений.

Практическая работа 2.4. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса  операционной системы.

з-2.9; 2.10

п-2.5

13

2.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.

п-2.6

14

2.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

з-2.11

п-2.7

15

Практическая работа 2.5. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

п-2.7

16

2.8. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

з-2.12

Повторить Главу 2

17

Тестирование

Тест №2.

3. Коммуникационные технологии.

18

3.1. Передача информации

з-3.1

п-3.1

19

3.2. Локальные компьютерные сети.

з-3.2

п-3.2

20

Практическая работа 3.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключённом к локальной сети.

п-3.2

21

3.3. Глобальная компьютерная сеть Интернет.

з-3.3

п-3.3

22

Практическая работа 3.2. Подключение к Интернету.

п-3.3

23

3.4. Информационные ресурсы интернета.

з-3.4; 3.5; 3.6

п-3.4

24

Практическая работа 3.3. «География» Интернета.

п-3.4

25

3.5. Поиск информации в Интернете

п-3.5

26

Практическая работа 3.4. Путешествие во Всемирной паутине.

п-3.5

27

Практическая работа 3.5. Работа с электронной Web-почтой.

п-3.5

28

Практическая работа 3.6. Загрузка файлов из Интернета.

п-3.5

29

Практическая работа 3.7. Поиск информации в Интернете.

п-3.5

30

3.6. Электронная коммерция в Интернете.

п-3.6

31

3.7. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.

п-3.7

32

Практическая работа 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.

п-3.7

33

Практическая работа 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.

Повторить Главу 3

34

Тестирование

Тест №3.

Тематическое планирование 9 кл.(68 часов)

№п/п

Тема

Часы

Теория

Практика

Всего

1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информацией.

6

8

14

2

Кодирование и обработка текстовой информации.

8

7

15

3

Кодирование и обработка числовой информации.

4

5

9

4

Основы алгоритмизации и объектно — ориентированного программирования.

6

11

17

5

Моделирование и формализация

7

4

11

6

Информатизация общества

1

1

2

7

Итог:

32

36

68

 

Урок

Теоретический материал

Работа в классе

Домашнее задание

Дата проведения

1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информацией.

1

1.1. Кодирование графической информации.

з-1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 1.7

п-1.1

з-1.5; 1.6

2

Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации.

п-1.1

3

1.2. Растровая и векторная графика.

з-1.8

п-1.2

4

1.3. Интерфейс и основные возможности графических редакторов.

п-1.3

5

Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

п-1.3

6

Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

п-1.3

7

1.4. Растровая и векторная анимация.

п-1.4

8

Практическая работа 1.4. Анимация.

п-1.4

9

1.5. Кодирование звуковой информации.

з-1.9; 1.10

п-1.5 з-1.11

10

Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации.

п-1.5

11

1.6. Цифровое фото и видео.

п-1.6

12

Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд шоу.

п-1.6

13

Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.

Повторить Главу 1

14

Тестирование

Тест №1.

2. Кодирование и обработка текстовой информации.

15

2.1. Кодирование текстовой информации.

з-2.1; 2.2

п-2.1

16

Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации.

п-2.1

17

2.2. Создание документов в текстовых редакторах.

п-2.2

18

2.3. Ввод и редактирование документа.

з-2.3; 2.4; 2.5; 2.6

п-2.3

19

2.4. Сохранение и печать документов.

з-2.7

п-2.4

20

Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул.

п-2.4

21

2.5. Форматирование документа.

з-2.8; 2.9; 2.10

п-2.5

22

Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев.

Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков.

п-2.5

23

2.6. Таблицы.

з-2.11

п-2.6

24

Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными.

п-2.6

25

2.7. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

з-2.12

п-2.7

26

Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

п-2.7

27

2.8. Системы оптического распознавания документов.

п-2.8

28

Практическая работа 2.7. Сканирование и распознание «бумажного» текстового документа.

Повторить Главу 2

29

Тестирование

Тест №2.

3. Кодирование и обработка числовой информации.

30

3.1. Кодирование числовой информации.

з-3.1; 3.2; 3.3; 3.4

п-3.1 з-3.5; 3.6; 3.7

31

Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

п-3.1

32

3.2. Электронные таблицы.

з-3.8; 3.9; 3.10; 3.11; 3.12

п-3.2

33

Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

п-3.2

34

3.3. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

п-3.3

35

Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов.

п-3.3

36

3.4. Базы данных в электронных таблицах.

п-3.4

37

Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Повторить Главу 3

38

Тестирование

Тест №3.

4. Основы алгоритмизации и объектно — ориентированного программирования.

39

4.1. Алгоритм и его формальное исполнение.

п-4.1 з-4.1

40

Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно — ориентированного программирования.

п-4.1

41

4.2. Кодирование основных типов  алгоритмических структур на языках объектно — ориентированного и процедурного программирования.

з-4.2 з-4.4

п-4.2 з-4.3

42

4.3. Переменные: тип, имя, значение.

з-4.5

п-4.3

43

4.4. Арифметические, строковые и логические выражения.

п-4.4

44

4.5. Функции в языках объектно — ориентированного и алгоритмического программирования.

п-4.5

45

4.6. Основы объектно — ориентированного визуального программирования.

Повторить

Главу 4.

46

Практическая работа 4.2. Проект «Переменные».

47

Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор».

48

Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор».

49

Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время».

50

Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов».

51

Практическая работа 4.7. Проект «Отметка».

52

Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов».

53

Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевёртыш».

54

Практическая работа 4.10. Проект «Графический редактор».

55

Зачёт

Защита проектов

5. Моделирование и формализация.

56

5.1. Окружающий мир как иерархическая система.

п-5.1

57

5.2. Моделирование, формализация, визуализация.

з-5.1; 5.3

п-5.2 з-5.2

58

5.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

п-5.3

59

5.4. Построение и исследование физических моделей.

п-5.4

60

5.5. Приближённое решение уравнений.

п-5.5

61

5.6. Экспертные системы распознавания химических веществ.

п-5.6

62

5.7. Информационные модели управления объектами.

Повторить

Главу 4 и 5

63

Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнений».

64

Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений».

65

Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления».

66

Зачёт

Защита проектов

6. Информатизация общества.

67

6.1. Информационное общество.

6.2. Информационная культура.

6.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Глава 6

68

Тестирование

Тест №4.

Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Мультимедиа проектор
  3. Принтеры: матричный, струйный, лазерный МФУ.
  4. Модем ASDL, модем Dial-up.
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники, колонки.
  6. Устройство ввода звуковой информации — микрофон.
  7. Сканер.
  8. Web-камера.
  9. ЛВС - локальная вычислительная сеть.

Программные средства обучения.

  1. Операционная система Alt Linux «Юниор».
  2. Комплект свободного программного обеспечения — СПО.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 10 - 11 класс Угринович Н.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подгото...

Рабочая программа по информатике для 8 класса к учебнику Угриновича Н.Д.

Разработанная программа разработана на основе ФГОС, авторской программы и примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ». Образовательные результаты структурир...

Рабочая программа по информатике 8-9 класс по учебнику Н.Д.Угриновича

Рабочая программа по информатике для 8-9 классов....

Рабочая программа по информатике для 9 класса к учебнику Угриновича Н.Д.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Содержит разделы: №№п\п, Тема, дата, Основное содержание, Средства обучения, Контроль, Межпредметные связи. В пояснительной записке Образовательные резуль...

Рабочая программа по информатике для 10 класса Угринович Н.Д.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ для общеобразовательных школ (Авторская программа  Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уров...

Рабочая программа по информатике 10-11 класс (Угринович)

Рабочая программа базового курса информатики 10-11 класс (Угринович)...

Рабочая программа по информатике 10-11 класс. Угринович Н.Д.

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов В региональном базисном учебном плане на изучение базового курса «Информатика и ИКТ» в 10¸11-х универсальных классах предусмотрен...