Формирование универсальных учебных действий у обучающихся средствами учебного предмета «Информатика и ИКТ
методическая разработка (информатика и икт) по теме

Платновская Елена Ивановна

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования заставляет задуматься над особенностями и подходами формирования универсальных учебных действий (УУД). Информатика  играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий и имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин. Это позволяет использовать различные методы, формы, средства на уроках для формирования УУД. Поэтому,  целью моей работы с детьми является создание  и организация условий для их активной деятельности, способствующих формированию  УУД в курсе информатики.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ФГОС в области информатики34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Платновская Елена Ивановна

МКОУ «Гимназия им. Горького А.М.» Москаленского района Омской области Российская Федерация

        «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся средствами учебного предмета  «Информатика и ИКТ».

        Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования заставляет задуматься над особенностями и подходами формирования универсальных учебных действий (УУД). Информатика  играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий и имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин. Это позволяет использовать различные методы, формы, средства на уроках для формирования УУД. Поэтому,  целью моей работы с детьми является создание  и организация условий для их активной деятельности, способствующих формированию  УУД в курсе информатики.  

Для формирования УУД  каждый ученик проходит следующий путь:

-вначале при изучении  учебного предмета формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

-учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

-далее изученное УУД включается в практику на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

-организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его практическое использование на уроках и во внеурочной деятельности.

Для того чтобы УУД могли быть сформированы   на достаточном уровне,  решаю следующие задачи:  

1. Анализирую содержание учебников и учебных пособий по курсу информатики с целью выявления их направленности на развитие УУД.

2. Осуществляю формирование УУД на основе системы задач, построенных по следующей схеме:

а) выделяю в системе УУД  действия,  в той или иной форме присущие всем видам УУД:  «выделять», «называть», «читать», «описывать», «объяснять», «формализовать», «моделировать», «создавать», «оценивать», «корректировать», «использовать»,  «прогнозировать» и пр;

б)  раскрываю основные виды информационной деятельности, которые осваиваются в курсе информатики (сбор, хранение, преобразование, передача информации, моделирование, управление) через названные виды действий.  

Выделенные УУД служат моделью для отбора системы задач, адаптированных к возрасту обучаемых. Разрабатываю систему задач, ориентированную на формирование УУД в виде конкретных форм действий,  раскрывающих ключевые понятия курса информатики. Далее экспериментально проверяю  сформированность УУД на основе предложенной системы задач, включая их  в практику урока, организую контроль и коррекцию.

        Таким образом, моя работа с учащимися строится по определенной схеме: сначала даю базовые теоретические знания, затем учащиеся на практике работают с шаблонами, а уже после нескольких уроков, в зависимости от темы, выполняют практические, самостоятельные работы,  творческие мини проекты и исследования. Работа организуется групповая, парная, индивидуальная.

 На своих уроках использую как традиционные методы обучения, так и активные методы обучения, позволяющие создать условия для активной деятельности учащихся. Для определения уровня сформированности УУД при выполнении разных типов упражнений отслеживаю качество их выполнения, фиксируя процент выполнения задания и определяю уровень сформированности.

Уровни сформированности: 93-100 % - высокий; 65 – 92% - достаточный; 35-64% -средний; 0-34 % - низкий уровень сформированности (недостаточный).

Систематическое отслеживание  достижений детей позволяет мне  судить об уровне сформированности конкретного УУД  у каждого ученика и класса в целом, что позволяет отследить эффективность программы формирования УУД и своевременно внести коррективы в педагогическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ №2 с УИОП»

Формирование  универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ №2 с УИОП» Выступление на ММО учителей начальных классов. Обсуждение ФГОС второ...

Портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Портфолио - одна из форм оценки ученика по требованиям ФГОС НОО.  В статье  автор делится опытом  оценки УУД у школьников с позиции ученика, учителя, администрации....

ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)

Личностное результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и Образовательной системе «Школа 2100»...

Внеурочная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ

Программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью является основой для разработки и реализации образовательной организацией собственной программы внеурочной деятельности....

Учебные умения и универсальные учебные действия: сущность и средства их формирования на уроках английского языка

Выступление на РМО учителей английского языка по теме Учебные умения и универсальные учебные действия: сущность и средства их формирования на уроках английского языка...