План-констпект урока "Моделирование в среде MS Excel 11 класс
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) по теме

Белкин Виктор Владимирович

Моделирование в среде MS Excel 11 класс

Урок направлен на достижение следующих целей:

  1. Обучающие: Повторить и закрепить навыки работы в MS Excel; строить математические и физическиe  модели в среде MS Excel.
  2. Развивающие: Развивать: практические и исследовательские навыки по составлению моделей в электронных таблицах.
  3. Воспитательные: Воспитание общей и информационной культуры, творческого подхода к работе, желания экспериментировать, самостоятельности в учебном труде.

Тип урока: Комплексного применения знаний, обобщения и систематизации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_v_srede_ms_excel_11_klass.docx120.97 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование в среде MS Excel 11 класс

Цели урока:

  1. Обучающие: Повторить и закрепить навыки работы в MS Excel; строить математические и физическиe  модели в среде MS Excel.
  2. Развивающие: Развивать: практические и исследовательские навыки по составлению моделей в электронных таблицах.
  3. Воспитательные: Воспитание общей и информационной культуры, творческого подхода к работе, желания экспериментировать, самостоятельности в учебном труде.

Тип урока: Комплексного применения знаний, обобщения и систематизации.

Программное и техническое обеспечение урока:

  • компьютеры с ОС MS Windows XP;
  • пакет Microsoft Office;
  • мультимедийный проектор

Время проведения урока: один из последних уроков в разделе "Информационное моделирование".

План урока: (45 минут)

  1. Орг. момент. (   мин)
  2. Проверка и актуализация знаний. Разминка (     мин)
  3. Теоретическая часть. (  мин)
  4. Практическая часть. (   мин)
  5. Подведение итогов. Д/з ( 2 мин)

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие.

Показ отрывка из к/ф «Титаник».

Как вы считаете, почему  Титаник затонул?

Айсберг это случайность.

Пробоина – это следствие данной случайности.

Вопрос остается открытым: Почему Титаник затонул?

Он затонул из-за просчетов конструктора и ошибки дежурного офицера.

Можно ли построить такую модель в Excel, а если нельзя, почему?

После этого ввод в тему: Сообщается тема урока: "Моделирование в среде электронных таблиц MS Excel". Озвучить цели урока.

2. Актуализация опорных знаний.

Пройденная вами тема "Электронные таблицы"– одна из наиболее практически значимых, востребованных, после текстового редактора Word и его возможностей. Но электронные таблицы не только позволяют автоматизировать расчеты, но и являются эффективным средством моделирования различных вариантов и ситуаций. Меняя значения исходных данных, можно проследить за изменением получаемых результатов и из множества вариантов решения задачи выбрать наиболее подходящий.

Перечислите, что вы научились делать, изучая табличный процессор MS Excel?

выполнять вычислительные операции при помощи формул;

– составлять таблицы;

– строить графики и диаграммы;

- использовать относительные и абсолютные ссылки.

Сегодня на уроке мы будем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения математических и физических задач – построим математическую модель в среде MS Excel и проведем небольшое исследование.

А для этого вспомним основные понятия по теме “моделирование” (проводим устную разминку).

Вопросы разминки:

Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов. 

Модель – это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта. 

Различают материальные и информационные модели.

Материальные  модели – это реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования

Информационные модели – это описания объекта оригинала на любом языке.

Основными видами информационных моделей являются

Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.

Здесь я хочу привести слова двух великих ученых Норберта Винера и Артуро Розенблют.

Слайд 6.

Сегодня нам на уроке мы будем исследовать модели с применением нового метода – это технология ТРИЗ. Чтобы решить задачу с использованием ТРИЗ-технологии мы должны построить систему ступенек.

3. Теоретическая часть.

А для этого нам придется ответить на 5 вопросов. Слайд 7.

  1. Что я хочу?
  2. Что надо делать?
  3. Зачем это делать?
  4. Как делать?
  5. Из чего это делать?

Вторая ступенька три установки, которые мы выполняем каждый раз, когда решаем задачу самостоятельно. Слайд 8.

  1. Сам догадайся
  2. Сам реши
  3. Сам сделай

Задача 1. Для знатоков  физики.

Построим компьютерную модель движения тела в электронных таблицах. За основу возьмем формальную физическую модель «Движение тела под углом к горизонту».

Найти через какое время, и на каком расстоянии от места броска мячик упадет на землю. Если начальная скорость мяча 20 м/с и угол броска 30, 45 и 60 градусов.

Для решения этой задачи применим созданную нами систему ступенек. Слайд 10.

Ступенька первая.

  1. Я хочу найти решение задачи  в Excel.
  2. Надо построить математическую модель задачи (формулу).

Записать уравнение движения мат. точки относительно обеих осей.

  1. По этой модели построить электронную таблицу для ввода и нахождения результатов.
  2. Открыть Excel и создать таблицу.
  3. Из исходных данных.

Ступенька вторая. Слайд 11.

  1.  ;  

Откройте на рабочем столе файл Практика-шаблон.

  1. Ввести начальные данные. Создать формулы.

Слайд 12.

Ячейка F4 =$B$2*COS(РАДИАНЫ($B$3))*E4

Ячейка G4 =$B$2*SIN(РАДИАНЫ($B$3))*E4-9,8*E4*E4/2

Ячейка H4 =$B$2*SIN(РАДИАНЫ($B$4))*E4-9,8*E4*E4/2

Ячейка I4 =$B$2*SIN(РАДИАНЫ($B$5))*E4-9,8*E4*E4/2

  1. Визуализировать полученные данные с помощью графиков. Слайд 13.

 

 Проведем небольшое исследование:

Вопрос: Как будет изменяться дальность полета и время полета от угла броска?

Для графического представления результатов выделить диапазон E4:I44, построить график функции, отредактировать его.

Анализ полученных результатов. Слайд 14.

Итак, мы незаметно для себя перешли на 3 ступеньку ТРИЗ, на которой все мы участвовали в изобретении. Вопрос, в каком?

Ответ: мы изобрели для себя программный продукт, который позволяет моделировать такой физический процесс, как движение тела под углом к горизонту.

5. Домашние задание.

Задача 2. Для знатоков математики. Задача из ЕГЭ В11.

Найдите наименьшее значение функции  на отрезке [-2; 1]

6. Итог урока.

Сегодня на уроке мы узнали, как можно использовать электронные таблицы в решении физических задач, научились строить математические модели в среде MS Excel.

Остаются открытым еще один вопрос: В чем главное достоинство моделей?

Ответ: они позволяют спрогнозировать будущее для исследуемого объекта.

А зачем нам прогнозировать будущее? Потому, что время нельзя повернуть назад.

Поэтому бездарно потраченное время, назад не вернуть. А вам как 11-классникам особенно надо беречь время, и рационального его расходовать. Об этом и говорится в стихотворении поэта Юрия Левитанского

Я медленно учился жить,

ученье трудно мне давалось.

К тому же часто удавалось

урок на после отложить.

Полжизни я учился жить,

и мне за леность доставалось -

но ведь полжизни оставалось,

я полагал,

куда спешить!

Я невнимателен бывал -

то забывал семь раз отмерить,

то забывал слезам не верить,

урок мне данный забывал.

И все же я учился жить.

Отличник - нет, не получился.

Зато терпенью научился,

уменью жить и не тужить.

Я поздно научился жить.

С былою ленью разлучился.

Да правда ли,

что научился,

как надо, научился жить?

И сам плечами лишь пожмешь,

когда с утра забудешь снова:

не выкинуть из песни слова

и что посеешь, то пожнешь.

И снова, снова к тем азам,

в бумагу с головой заройся.

- Сезам,- я говорю,- откройся! -

Не отворяется Сезам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Графический способ решения уравнений и систем уравнений в среде Microsoft Excel "

Занятие в среде Microsoft Excel.  Графическое решение уравнения и системы уравнений с помощью Мастера диаграмм...

Решение уравнений в среде MS EXCEL

Нынешнему поколению учащихся предстоит жить и работать в третьем тысячелетии, когда новые технологии на производстве и в обществе получат своё дальнейшее развитие, поэтому развитие логичного, системно...

Построение графиков и диаграмм в среде Microsoft Excel

Данный урок является уроком закрепления изученного материала и объяснения нового в разделе программы “Электронные таблицы” и тесно связан с предыдущим уроком Следующий за ним урок – зачет по теме....

Графический способ решения системы уравнений в среде MS Excel

Тип урока:     урок  - закрепление изученногоВид:                урок – практикум. Технология:   пр...

Урок по теме:"Обработка числовых данных и деловая графика в среде программы EXCEL"

Данный урок предназначен для обобщения теоретических знаний по изученной теме;закрепления основных навыков и приемов работы с электронными таблицами EXCEL в ходе выполнения практической работы «Расчет...

План-констпект урока "Архивация данных. Обзор программ архиваторов. Основные приемы работы с архивами" 9 класс

Обзор программ архиваторов. Основные приемы работы с архивами в программе WinRar...

План-констпект урока "Решение квадратного уровнения" 10 класс

Рассмотрения алгоритма решения квадратного уравнения и создания графического интерфейса на языке Visual Basic 6.0...