Графический способ решения системы уравнений в среде MS Excel
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Полутова Дина Валентиновна

 

Тип урока:     урок  - закрепление изученного
Вид:                урок – практикум.
Технология:   проблемно - исследовательская технология.
Оборудование:
РМУчителя: компьютер, проектор, экран;
РМУченика: компьютер, оснащенный лицензированным программным обеспечением: ОС Windows 7 и  табличный процессор Microsoft Office Excel 2010. Раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hhh.pptx1.33 МБ
Файл konspekt_uroka_polutovoy.docx36.07 КБ
Файл zagotovka_dlya_testa-pyatiminutki.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопрос 1 Соотнесите картинки с понятиями: 1) ЯЧЕЙКА и 2) ДИАПАЗОН А Б Д В Г

Слайд 2

1) ЯЧЕЙКА 2) ДИАПАЗОН А Б Г В Д

Слайд 3

Вопрос 2 Дайте имена: 1) ЯЧЕЙКА и 2) ДИАПАЗОН А Г В Д C5 N12587 B2 :С6 B 3:С3 AK35 : AL38 Б

Слайд 4

Вопрос 3 Как будет выглядеть формула для электронной таблицы, если x занесен в ячейку А1, y занесен в ячейку В1, z занесен в ячейку С1. Ответ объясните. А. = 0,5 * А1 – корень(В1)/С1 ^2+1 Б . = (0,5 *А1 – корень(В1) ) / ( С1 ^2 + 1) В . (0,5*А1 – корень(В1 )) / (С1^2 +1 ) Г. = ( 0 , 5 А1 – корень(В1 )) /(С1 ^2+1 ) Нет скобок Нет знака = Нет знака *

Слайд 5

Дан фрагмент таблицы (режим отображения формул): A B 1 10 = $A$3+A1 2 20 3 15 Чему равны значения в ячейках В2 и В3, если в них скопировать содержимое ячейки В1? Ответ поясните. А A B 1 10 25 2 20 3 5 3 15 30 Б A B 1 10 25 2 20 10 3 15 20 В A B 1 10 25 2 20 25 3 15 25 Вопрос 4 A B 1 10 = $A$3+A1 2 20 = $A$3+A2 3 15 = $A$3+A3

Слайд 6

Определить значение ячейки С3. Вопрос 5 A B C 1 -1 = A3+A1 =МАКС(А1:В3) 2 2 =СУММ(А1:А3) =МИН(А2:В3) 3 5 -2 = СРЗНАЧ(В1:С2) A B C 1 -1 4 6 2 2 6 -2 3 5 -2 2,5

Слайд 7

Домашнее задание: Как вы понимаете термин «деловая графика »? Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel ? Как можно построить диаграммы и графики в Excel (опишите порядок действий)?

Слайд 8

Математика Корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью абсцисс. Виды уравнений : Y = kx + b – линейное Y = ax 2 + bx + c – квадратичное Y = x 3 – кубическое Решить систему уравнений? Способы решения: метод подстановки метод сложения графический способ

Слайд 9

Математика Корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью абсцисс. Корень Х = 1 Y = 6 - x

Слайд 10

Математика Корнями уравнения являются …

Слайд 11

Математика Корнями уравнения являются точки пересече-ния графиков Корни уравнения A (-3; 9) В (2; 4) A В

Слайд 12

Математика Корнями уравнения являются точки пересечения графиков Корни уравнения Нет решений

Слайд 13

Решение системы уравнений в Excel

Слайд 14

Рассмотрим пример Преобразуем данную систему в приведенную 2. 3. 4. …

Слайд 15

Домашнее задание Домашнее задание №5 на сайте Дистанционного обучения

Слайд 16

Закончите предложение… «Я сегодня научился…» «Я сегодня, понял, как …» «У меня не получилось… , но я знаю, что мне нужно повторить: …» «Я теперь могу…»



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока на тему

«Графический способ решения системы уравнений в среде MS Excel»

Тип урока:         урок  - закрепление изученного

Вид:                 урок – практикум.

Технология:         проблемно - исследовательская технология.

Оборудование: РМУчителя: компьютер, проектор, экран; РМУченика: компьютер, оснащенный лицензированным программным обеспечением: ОС Windows 7 и  табличный процессор Microsoft Office Excel 2010. Раздаточный материал.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
  2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
  3. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  2. Учебная - изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.
  3. Развивающая -  развитие алгоритмического мышления, расширение кругозора.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос для проверки уровня подготовленности учащихся к усвоению нового материала.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
  5. Практическая работа учащихся на компьютерах.
  6. Отчет по практикуму (разгадывание слова на доске).
  7. Выставление оценок.
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия

Развернутый план урока

п/п

Часть урока

Учитель

Ученик

1

  1. Организационный момент.

2

  1. Тест - пятиминутка для проверки уровня подготовленности учащихся к усвоению нового материала с самопроверкой.

Презентация (слайды 1-6)

Хорошо, каждый увидел свои ошибки, и знает какие разделы надо повторить.

Заполнение бланка с самопроверкой

3

  1. Проверка домашнего задания.

Слайд 7.

Как вы понимаете термин «деловая графика»?

Под этим термином  обычно понимают графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные.

Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel?

С помощью его богатой библиотеки диаграмм можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет  и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, измеряя размеры и расположение на листе, и вставляя диаграммы в нужное место листа.

Как можно построить диаграммы и графики в Excel (опишите порядок действий)?

1) Составить электронную таблицу, в которую занести значения аргумента и электронные формулы, вычисляющие функцию.

2) Выделить значения функции.

3) Выполнить команду Вставка График (или другой тип диаграммы).

4) На появившейся диаграмме уточнить данные (Выбрать данные…) для аргументов, макета, легенды и подписи диаграммы.

4

  1. Объяснение нового материала.

Мы вспомнили порядок построения графика и перейдем к изучению новой темы. Давайте устроим путешествие в математику. Сначала вспомним, что мы понимаем под понятием: “Решить систему уравнений”. Для этого вспомним виды уравнений (слайд 8).

Y=kx+b – линейное

Y=ax2+bx+c – квадратичное

Y=x3 – кубическое

Как найти корень уравнения? (слайд 8)

Корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью абсцисс.

Какие способы существуют для решения систем уравнений? (слайд 8)

метод подстановки, метод сложения и графический способ.  

Рассмотрите предложенный пример (слайд 9, 10). Определите решение данного уравнения.

х=1

Рассмотрите предложенный пример(слайд 11). Определите решение данного уравнения.

A (-3; 9) В (2; 4)

Как вы работаете на уроке алгебры?

Составляем таблицу, вводим значения X и вычисляем значение Y. На координатной плоскости строим графики (2) функции. Визуально определяем точки пересечения.

Подумайте, этот способ точный или приближенный?

Приближенный

Сегодня мы с вами научимся решать системы уравнений, используя возможности электронных таблиц.

Как вы думаете, какой способ решения системы уравнений подойдет для табличного процессора Excel и почему?

графический способ, т.к. в Excel можно строить графики и мы это умеем.

Давайте рассмотрим пример.

Для нахождения корней системы уравнений графическим методом рассмотрим систему

Преобразуем данную систему в приведенную

Далее в программе Excel составляем таблицу для функций Y1=X2  и Y2=2X+9

Строим графики функций.

Ребята, скажите, какая особенность построения графиков двух функций?

Перед построением графика требуется выделить значения Y обеих функций.

Точки пересечения графиков и будут решением данной системы.

Работу в Excel выполняет ученик-консультант за РМУчителя

5

Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.

Ребята, давайте вспомним технику безопасности на компьютере.

6

Практическая работа учащихся на компьютерах

 (см. приложение 1)

Ребята, при выполнении практической работы вы получите координаты точек пересечения. Вам потребуется сложить числа координат, и полученная сумма будет обозначать букву, закрытую на доске. Открыв эти буквы, вы получите загаданное слово.

7

Отчет по практикуму (разгадывание слова на доске).

Коды от 1-х заданий:  

   -16       -11       -3        0         3            6           10          16

Закрытые буквы:        

        А         Л        Г         О        Р           И           Т           М

8

Выставление оценок

9

Домашнее задание:

Повторить алгоритм решения системы уравнений средствами Excel на сайте Дистанционного обучения – Домашнее задание №5.

10

  1. Рефлексия
  • «Я сегодня научился…»
  • «Я сегодня, понял, как …»
  • «У меня не получилось… , но я знаю, что мне нужно повторить: …»

«Я теперь могу…»

  1. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание: Повторить алгоритм решения системы уравнений средствами Excel на сайте Дистанционного обучения – Домашнее задание №5.
  • Рефлексия: Учащиеся заканчивают предложения. «Я сегодня научился…»
  • «Я сегодня, понял, как …»
  • «У меня не получилось… , но я знаю, что мне нужно повторить: …»
  • «Я теперь могу…»
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания к практической работе.

Компьютер № 1

А)  y=x                                   Б)  y=0,5x

      y=3x-2                                  y=x-12

       [-2,5;2,5] шаг 0,5                 [-5;5] шаг 1

       Ответ: (1;1); (2;4)                Ответ: нет решения.

        Код к слову 8.

Компьютер № 2

А)  y=-2x                                   Б)  y=x

      y=2x-4                                      y=9

       [-3;3] шаг 0,5                           [-5;5] шаг 0,5

       Ответ: (-2;-8); (1;-2)                Ответ: (-3;9); (3;9).

        Код к слову -11.

Компьютер № 3

А)  y=2/x                                   Б)  y=-x

      y=-x+3                                       y=x+2

       [0,2;3] шаг 0,2                         [-3;3] шаг 0,5

       Ответ: (1;2); (2;1)                    Ответ: нет решения.

        Код к слову 6.

Компьютер № 4

А)  y=-3x                                   Б)  y=1/x

      y=3x-6                                       y=-x

       [-2,5;2,5] шаг 0,5                     [0,2;3] шаг 0,2

       Ответ: (1;-3); (-2;-12)              Ответ: нет решения.

        Код к слову -16.

Компьютер № 5

А)  y=0,5x                                   Б)  y=-x

      y=3x-4                                       y=-4

       [-5;5] шаг 1                               [-3;3] шаг 0,5

       Ответ: (2;2); (4;8)                    Ответ: (2;-4);(-2;-4).

        Код к слову 16.

Компьютер № 6

А)  y=2x                                      Б)  y=-4/x

      y=2x                                           y=0,5x+3

       [-2;2] шаг 0,2                           [-6;0,8] шаг 0,4

       Ответ: (0;0); (1;2)                    Ответ: (-4;1);(-2;2).

        Код к слову 3.

Компьютер № 7

А)  y=-2x                                    Б)  y=3x

      y=2x                                           y=-4

       [-2;2] шаг 0,2                           [-5;5] шаг 1

       Ответ: (-1;-2); (0;0)                 Ответ: нет решения.

        Код к слову -3.

Компьютер № 8

А)  y=2x                                    Б)  y=0,5x

      y=4x                                          y=-2

       [-2,2;2,2] шаг 0,2                    [-5;5] шаг 1

       Ответ: (0;0); (2;8)                   Ответ: нет решения.

       Код к слову 10.


Компьютер № 9

А)                               Б)  y=1/x

            y=-x

            [0,2;3] шаг 0,2

             Ответ: нет решения.

[-5;5] шаг 1 

Ответ: (-3; -5), (-1; -4)

Код к слову -13.



Предварительный просмотр:

Тест - пятиминутка

Вопрос

Ответ

Само

проверка

( + / - )

Проверяемый раздел

1

Ячейка

Диапазон

Понятия «Ячейка», «Диапазон»

2

Ячейка

Диапазон

Имя ячейки, имя диапазона

3

А

Правила записи формул

Б

В

Г

4

Отображения формул                Отображение значений

A

B

A

B

1

10

=$A$3+A1

1

2

20

2

3

15

3

Относительная и абсолютная адресация

5

A

B

C

1

-1

2

2

3

5

-2

Встроенные функции


Тест - пятиминутка

Вопрос

Ответ

Само

проверка

( + / - )

Проверяемый раздел

1

Ячейка

Диапазон

Понятия «Ячейка», «Диапазон»

2

Ячейка

Диапазон

Имя ячейки, имя диапазона

3

А

Правила записи формул

Б

В

Г

4

Отображения формул                Отображение значений

A

B

A

B

1

10

=$A$3+A1

1

2

20

2

3

15

3

Относительная и абсолютная адресация

5

A

B

C

1

-1

2

2

3

5

-2

Встроенные функции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока математика и информатика по теме "Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel"

Разработка интегрированного урока математика и информатика по теме "Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel"...

Графический способ решения системы уравнений. 9 класс

Цель  урока: овладеть  умением решать системы уравнений с двумя переменными, используя графические представления....

Графический способ решения систем уравнений в Excel

Урок закрепления изученного материала и объяснения нового....

Конспект урока на тему "Графический способ решения систем уравнений в Excel"

Графический способ решения систем уравнений в Excel...

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений"

1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.2. Технологическая ...