Главные вкладки

    Компьютерная графика
    методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

    Трифанова Майя Валерьевна

    Учебник Н.Д Угринович 10 класс базовый уровень

    Растровая графика

    Векторная графика

    Форматы графических файлов

    Графические редакторы 

    Практическая работа

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ УРОКА

    Тема: Компьютерная графика. Растровая и векторная графика. Форматы  графических файлов. Растровые и векторные редакторы. Редактирование изображений в растровом редакторе (Photoshop).

                   

    Класс 10

    Учебник  Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 10-11 класса / Н.Д.Угринович. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

    § 7.1, 7.2 

    Урок № 1   по теме: Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации.

    Учитель: Трифанова Майя Валерьевна 

    Цели урока: познакомиться с понятиями  растровой и векторной графики,

    рассмотреть различие растровых и векторных графических изображений,

    научиться обрабатывать изображения, используя основные  инструменты.

    в результате ученик знает:

    • понятия растровой и векторной графики;
    • различие растровых и векторных графических изображений;
    • форматы растровых и векторных графических файлов;

    умеет:

    • ориентироваться в многообразии компьютерных изображений;
    • обрабатывать изображения, используя основные  инструменты графического редактора.

    Структура урока:

    1. Мотивационно-ориентировочная часть.
    1. Организационный момент.

          1.2. Актуализация знаний о среде создания представленных изображений, их сходство и различие.

    1. Мотивация ( определение среды создания каждого из представленных изображений);

     1.4.Постановка УЗ ( познакомиться с понятиями  растровой и векторной графики,

    рассмотреть различие растровых и векторных графических изображений,

    научиться обрабатывать изображения, используя основные  инструменты).

    1. Содержательный этап ( знакомство с понятиями растровой и векторной графики,

    различие, достоинства и недостатки, форматы графических файлов, графические редакторы, работа в растровом графическом редакторе).

    1. Рефлексивно-оценочный этап ( викторина, сопоставление цели урока и результатов).
    2. Домашнее задание.

    Методы обучения:

    1. по источнику передачи информации: словесные (эвристическая беседа); практические (решение задач);
    2. по логике изложения: индуктивный;
    3. по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивно-преобразующая;
    4. по степени управления учебной деятельностью: под руководством учителя через систему целесообразно подобранных задач;
    5. методы мотивации и стимулирования: создание проблемной ситуации, использование средств мультемедиа, как способа стимулирования;
    6. методы контроля и самоконтроля: взаимоконтроль на этапе актуализации знаний, самоконтроль при подведении итогов урока.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах.

    Оборудование урока: компьютерный класс, информационный образовательный ресурс «КМ-школа» ( викторина ), проектор, экран, тетрадь, учебник, раздаточный материал.

    1. Мотивационно-ориентировочная часть
         
    1.1. Оргмомент.

    1. Актуализация знаний.

    Наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать вот с 1 слайда:

    Предлагаю рассмотреть все представленные изображения и определить природу их происхождения, т.е. программное обеспечение, средствами которого были созданы или обработаны все заданные изображения.

    ( анализ изображений, определение среды создания).

    Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом уроке? ( о компьютерной графике )

    1.3  Мотивация.

    Все изображения, представленные на предыдущем слайде можно разделить на две большие группы: растровые и векторные. Знакомы ли вам эти понятия?  Из чего формируется  растровое изображение? Из чего – векторное? В чём различие? Можем ли мы сейчас точно ответить на эти вопросы?

    1.4.  Постановка УЗ.

    Какова цель  нашего сегодняшнего урока?

    • познакомиться с понятиями  растровой и векторной графики;
    • рассмотреть различие растровых и векторных графических изображений;
    • научиться обрабатывать изображения, используя основные  инструменты.

    Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока:«Компьютерная графика».

    1. Содержательный этап

     Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры. На любом предприятии время от времени возникает необходимость в подаче рекламных объявлений в газеты и журналы или просто в выпуске рекламной листовке или букета. Крупные фирмы заказывают такую работу специальным дизайнерским бюро или рекламному агентству. Малые предприятия, имеющие ограниченный, бюджет, часто обходятся собственными силами и доступными программными средствами.

    Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа. работа над графикой занимает до 90% рабочего времени программистских коллективов, выпускающих программы массового применения.

    Основные трудозатраты в работе редакций и издательств тоже составляют художественные и оформительские работы с графическими программами.

     

     

                                                                                 Выполним в тетради следующие записи

    Файлы растровых изображений отличаются многообразием форматов (не один десяток). У каждого формата есть свои положительные качества, определяющие целесообразность его использования при работе с теми или иными приложениями.

     

    Откроем учебник на стр.308 и подробнее познакомимся с форматами графических файлов:

    Для операционной системы Windows  наиболее характерным является формат Windows Bitmap. Файлы этого формата имеют расширение .BMP. Данный формат отличается универсальность и де-факто является стандартным для приложений Windows. Если графическая программа предназначена для работы в системе Windows, она не может не иметь возможности экспортировать или импортировать файлы этого формата. Характерным недостатком формата Windows Bitmap является большой размер файлов из-за отсутствия сжатия изображения.

    (Стоит сказать о том, что в последнее время появились разновидности формата .BMP, обладающие свойством сжатия информации, но эти форматы поддерживаются не всеми приложениями Windows)

    Для Web-документов, циркулирующих в сети Internet, очень важен размер файлов, поскольку от него зависит скорость доступа к информации. Поэтому при подготовке Web-страниц используют два вида графических форматов, обеспечивающих наиболее плотное сжатие.

    Для хранения многоцветных нерегулярных изображений (фотографий) используют формат JPEG, файлы которого имеют расширение .JPG. Этот формат отличается тем, что обеспечивает хранение данных с огромной степенью сжатия, но за счет потери части информации. Если файл был записан в формате .JPG, то после распаковки полученный файл может не соответствовать исходному, но хотя на таких иллюстрациях, как цветные фотографии, это малозаметно. Величиной потери информации можно управлять при сохранении файла. Если речь идет о воспроизведении иллюстрации на экране (но не на бумаге), на качестве фотографий потеря до 90% информации сказывается незначительно.

    Кроме формата JPEG, в Internet используют формат GIF. Это самый "плотный" из графических форматов, не имеющих потери информации. Файлы этого формата имеют расширение .GIF. В этом формате хранятся и передаются малоцветные изображения, например рисованные иллюстрации. (Кстати, чем меньше цветов имеет изображение, тем хуже эффект от применения формата JPEG. Самые плохие результаты формат JPEG показывает на двухцветных черно-белых изображениях.) У формата GIF есть весьма интересные особенности, позволяющие создавать необычные эффекты: прозрачность фона и анимацию изображения.

    Особые требования к качеству изображений предъявляются в полиграфии. В этой области применяется специальный формат TIFF. Файлы этого формата имеют расширение .TIF. Они обеспечивают не только неплохую степень сжатия, но и возможность сохранять в одном файле дополнительную информацию в невидимых, вспомогательных слоях - каналах. Так, в стандартной программе Imaging, входящей в состав Windows 98, наиболее интересные возможности по наложению аннотаций и примечаний на рисунок реализуются только при работе с изображениями, имеющие формат TIFF. В других перечисленных форматах нельзя создать слой для хранения информации, не относящейся непосредственно к изображению.

    Конечно, кроме перечисленных выше существуют еще десятки растровых форматов, также ориентированные на конкретные цели. Многие из них созданы специально для работы с определенными приложениями, как, например .PSD - для Adobe Photoshop, или .PNT - для Painter 5.

    Для работы с компьютерной графикой существует множество классов программного обеспечения (специальных программ – редакторов ):

                                                                                                     Записи в тетради:

     

    Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для нас растровым редактором Adobe Photoshop: его интерфейсом и основными инструментами, а так же выполним несколько практических заданий на редактирование изображений в данном редакторе.

    Для детального знакомства с программой мы перейдём к рабочим местам за компьютерами. Ярлык для Photoshop на рабочем столе. Рассмотрим панель инструментов, памятка с назначением каждой кнопки у вас на столе вместе с напечатанными заданиями.

     

    ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА:

    Итак, откроем первое задание.

    Путь: Файл-Открыть-Мой компьютер-Локальный диск D:\-Классы-10 классы-10пт-Задания к уроку-PAZZLE.JPEG

    Мы сейчас будем собирать пазл, пользуясь инструментами:

    выделение, волшебная палочка, перемещение, кадрирование, следуя детальной инструкции, лежащей на вашем столе. Первый фрагмент мы поставим на место все вместе, и эту последовательность действий вы будете повторять для каждого фрагмента:

    ТЕКСТ  ЗАДАНИЯ 1:

    Задание 1.  Выделение и трансформация изображений

    Используя инструменты выделения и трансформации изображений, составьте из элементов файла Pazzle.jpg рисунок файла Pazzle_itog.jpg, представленный в презентации.

    Рекомендации к выполнению задания

    • При выделении объектов сложной конфигурации используйте возможности сложения (выделение с нажатой клавишей ) и вычитания (выделение с нажатой клавишей ) выделенных областей.
    • Для некоторых объектов используйте трансформацию.
    • На стадии окончательного редактирования рисунка используйте инструмент Размытие для размытия границ между фрагментами изображения.

    Порядок выполнения

    1. Откройте файл puzzle.jpg (/Файл, Открыть).
    2. Установите масштаб изображения 100%.
    3. Инструментом Прямоугольная область выделите средний фрагмент изображения в верхнем ряду. Для вычитания выделяемой области из прямоугольного выделения инструментом Волшебная палочка с нажатой клавишей щелкните внутри контура прямоугольного выделения, но вне нужного фрагмента изображения.

    Результат: выделен средний фрагмент изображения файла puzzle.jpg сложной формы.

    1. Инструментом Перемещение переместите выделенный фрагмент на изображение доски в ее нижний правый угол.
    2. Действуя аналогично п.п. 1-4, переместите фрагменты изображений на изображение доски так, чтобы собрался рисунок, представленный в презентации «Итоговые картинки». К овальному фрагменту перед перемещением примените команду РедактированиеТрансформацияПоворот на 90º против часовой стрелки.
    3. Инструментом Размытие выполните смазывание границ между фрагментами изображения.
    4. Инструментом Кадрирование выполните обрезку изображения.
    5. Сохраните результат под именем Pazzle_itog в формате JPG в своей папке.

    Откроем второе задание.

    Путь: Файл-Открыть-Мой компьютер-Локальный диск D:\-Классы-10 классы-10пт-Задания к уроку-CAT.JPEG

    Мы сейчас будем делать виньетку с изображением котёнка, пользуясь инструментами:

    выделение, перо, растушёвка, кадрирование, а так же следуя детальной инструкции, лежащей на вашем столе.

    ТЕКСТ  ЗАДАНИЯ 2:

    Задание 2. Растушевка выделенной области

    Создать виньетку для оформления фотографии: используя инструменты и команды выделения получите изображение файла Cat_itog.jpg, представленный в презентации.

    Порядок выполнения

    1. Откройте файл CAT.JPG 
    2. Выделите эллиптическую область на фотографии.
    3. Если необходимо переместить или изменить размеры выделенной области, выполните команду ВыделениеПреобразовать выделение.
    4. Для создания плавного перехода (растушевка) между пикселями выделенной области и пикселями, окружающими выделенную область выполните команду ВыделениеПеро, радиус пера (растушевка) 10 пикселей.
    5. Сделайте выделенной областью фон фотографии, выполнив команду ВыделениеИнвертировать выделение.
    6. Очистите фон, нажав клавишу >.

    Результат: выделенная овальная область плавно (с растушевкой) переходит в белый фон.

    1. Обрежьте фотографию инструментом Кадрировать.
    2. Сохранить файл с именем Cat_itog.jpg в формате JPG в своей папке.

    Итак, мы справились с практической работой, результаты сохранили в своих собственных папках. Пересядем за парты и обобщим всё, о чём сегодня шла речь.

    1. Рефлексивно-оценочный этап


    -
    Какую цель мы в начале урока ставили?
    ( познакомиться с понятиями  растровой и векторной графики,

    рассмотреть различие растровых и векторных графических изображений,

    научиться обрабатывать изображения, используя основные  инструменты)
    - Удалось ли это нам? (да)

    - Докажите мне это правильными ответами на вопросы викторины.

       Тематическая викторина в КМ-школе (вопросы с сервера). Работа в группах.

    - А сейчас, подводя итоги викторины, мы можем с уверенностью сказать, что достигли целей поставленных в начале урока? (да)

    1. Домашнее задание



    Самоанализ урока.

    Урок разработан с учетом деятельностного подхода в обучении информатике, т.к.

    1. Структура урока отвечает психологической структуре учебной деятельности:
      Мотивационно-ориентировочная часть
      Актуализация знаний.
      Мотивация.
      Постановка УЗ.

      Содержательная часть
      Рефлексивно-оценочная часть
    2. Структура урока отвечает структуре учебной деятельности на уроках информатики.
    3. При разработке урока я старалась, чтобы ученики овладевали действиями, адекватными деятельности работы в графическом редакторе, а именно:

    - умением использовать инструменты выделения, перемещения, волшебную палочку, перо, кадрирование;

    - умением работать с пунктами меню программы;
    - умением решать задачи, объединяющие в себе несколько действий.

            При разработке урока я ставила следующие

    Цели урока: в результате ученик знает:

    • понятия растровой и векторной графики;
    • различие растровых и векторных графических изображений;
    • форматы растровых и векторных графических файлов;

    умеет:

    • ориентироваться в многообразии компьютерных изображений;
    • обрабатывать изображения, используя основные  инструменты графического редактора.

    Все цели урока были достигнуты, о достижении целей  можно судить по ответам учащихся на рефлексивно-оценочном этапе урока.

    Следует отметить, что на данном уроке учащиеся были активны, показали умение достаточно быстро и грамотно отвечать на поставленные вопросы, находить ответы на проблемные вопросы.

             При разработке урока я старалась так спроектировать совместную деятельность учащихся и учителя, чтобы каждый этап урока максимально работал на достижение целей урока, чтобы все этапы плавно переходили друг в друга, были максимально взаимосвязаны, я считаю, что в основном это удалось.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Слой 3 Слой 2 Сл о й 1 a>b b:=a a:=b

    Слайд 3

    Компьютерные изображения Растровые Векторные Слой 3 Слой 2 Слой 1

    Слайд 4

    РАСТРОВЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЕКТОРНЫЕ

    Слайд 5

    Цели урока: Познакомиться с понятиями растровой и векторной графики. Рассмотреть различие растровых и векторных графических изображений. Н аучиться обрабатывать изображения, используя основные инструменты .

    Слайд 6

    Растровая графика Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Хранение каждого пикселя требует определенного количества битов информации, которое зависит от количества цветов в изображении. Пиксель - минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом.

    Слайд 7

    Растровая графика Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию. При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект , который можно увидеть невооруженным глазом.

    Слайд 8

    Векторная графика Векторные изображения формируются из объектов, которые хранятся в памяти компьютера в виде графических примитивов и описывающих их математических формул.

    Слайд 9

    РАСТРОВЫЕ Растровые изображения хранятся с помощью точек различного цвета (пикселей) КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЕКТОРНЫЕ Векторные изображения хранятся в виде графических примитивов и описывающих их математических формул

    Слайд 10

    Форматы графических файлов Растровые файлы BMP Bit MaP image TIFF Tagged Image File Format GIF Graphics Interchange Format PNG Portable Network Graphic JPEG Joint Photographic Expert Group Векторные файлы WMF Windows MetaFile EPS Encapsulated PostScript CDR CorelDRaw files

    Слайд 11

    РАСТРОВЫЕ Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей) BMP PNG TIFF JPG GIF КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЕКТОРНЫЕ Векторные изображения хранятся в памяти компьютера в виде графических примитивов и описывающих их математических формул WMF EPS CRD

    Слайд 12

    Графические редакторы Для обработки изображений на компьютере используются специальные программы - графические редакторы . Графический редактор – программа для создания, редактирования и просмотра графических изображений. Растровые Paint Adobe Photoshop Векторные CorelDRAW Macromedia Flash MX ГР встроенный в Word

    Слайд 13

    РАСТРОВЫЕ Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей) BMP PNG TIFF JPG GIF Paint Adobe Photoshop КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЕКТОРНЫЕ Векторные изображения хранятся в памяти компьютера в виде графических примитивов и описывающих их математических формул WMF EPS CRD CorelDRAW Macromedia Flash MX ГР встроенный в Word

    Слайд 14

    Интерфейс программы Adobe Photoshop

    Слайд 15

    Панель инструментов:

    Слайд 16

    Задание 1

    Слайд 17

    Задание 2

    Слайд 18

    В чём различие?

    Слайд 19

    Домашнее задание Записать в тетрадь в виде таблицы достоинства и недостатки растровой и векторной графики. Принести в электронном виде различные изображения. Доклад на тему «Фрактальная графика» (по желанию).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа "Мир компьютерной графики"

    Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с ...

    Занятие 2. Компьютерная графика: Векторная и растровая.

    Занятие 2 "Компьютерная графика:векторная и растровая". Программа элективного курса "Компьютерная азбука". Выполнена в форме презентации....

    Компьютерная графика вчера и сегодня. Виды компьютерной графики.

    Презентация предназначена для изучения темы `Компьютерная графика` в 7-8 классах по учебнику Семакина. В презентации рассматривается применение и история развития компьютерной графики, виды компьютерн...

    РП курса по выбору «Черчение и графика с элементами компьютерной графики» для 9 класса

    Рабочая программа «Черчение и графика с элементами компьютерной графики»  составлена на основе программы  для общеобразовательных учреждений «Графика и черчение». 9 класс  разрабо...

    Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики.

    Презентация к уроку "Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики."...

    Виды компьютерной графики. Понятие растровой графики

    Лекция  «Виды компьютерной графики. Понятие растровой графики»Для студентов СПО 1 курса (на базе образования - 9 классов)...