РП курса по выбору «Черчение и графика с элементами компьютерной графики» для 9 класса
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме

Сизых Александра Николаевна

 

Рабочая программа «Черчение и графика с элементами компьютерной графики»  составлена на основе программы  для общеобразовательных учреждений «Графика и черчение». 9 класс  разработанной под руководством и редакцией А.А.Павловой, С.В.Жукова. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа94 КБ
Microsoft Office document icon КТП94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена

на заседании школьного методического объединения учителей______________

_______________________                                            

 

протокол №______  

от «    » __________  2009г.

Руководитель МО______________

_____________________

                (ФИО)

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР__________

_____________________

                (ФИО)

«      »____________2009г.

                УТВЕРЖДАЮ:

                Директор школы

                 ______________Н.Ф.Вычегжанина

   

                                        «_____»_______200_ г.

Рабочая программа

курса по выбору «Черчение и графика с элементами компьютерной графики»

для   9   класса

на 2009-2010 учебный год

Составитель:

 ____________________

                 (ФИО)

Учитель ИЗО и черчения

высшей квалификационной

категории

                                    Лесосибирск

                                          2009 г  


 Пояснительная записка

Рабочая программа «Черчение и графика с элементами компьютерной

графики»  составлена на основе программы  для общеобразовательных учреждений «Графика и черчение». 9 класс  разработанной под руководством и редакцией А.А.Павловой, С.В.Жукова. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Традиционно значимыми целями изучения курса графики и черчения являются овладение школьниками графической грамотностью, приобретение политехнического кругозора, подготовка учащихся к практической деятельности и труду.

Графика, которая включает в себя черчение, проектную, техническую, архитектурно-строительную, компьютерную и дизайн-графику, является важнейшим и самым наглядным невербальным языком человечества.

В отличие от вербального, язык графики нагляден, прост, интернационален. Он понятен каждому инженеру, архитектору, художнику, дизайнеру; он доступен любому грамотному человеку — независимо от его национальности и профессиональной деятельности.

Язык графики составляет мощный пласт современной визуальной культуры, пришедший в нее из глубин древности. Решение проблем визуализации процессов, явлений, событий в науке, технике, творческой деятельности — залог успешного развития современного общества.

Курс графики и черчения рассматривается  как самостоятельный учебный предмет со своим содержанием, логикой, структурой, понятийным и прикладным аппаратом. В работе использую традиционные и интерактивные методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, что позволяет мне  развивать самостоятельность и творчество учащихся.

 В работе использую традиционные и интерактивные методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, что позволяет мне  развивать самостоятельность и творчество учащихся.

Для эффективной работы внедряю современные образовательные технологии: коллективный способ обучения, проектная деятельность, информационные, здоровьесберегающие технологии.

В связи с этими фактами комплекс целей и задач современного учебного курса графики и черчения значительно расширяется. В него входят, помимо названных выше:

  • формирование самостоятельности, инициативности, трудолюбия и уважения к труду человека;
  • формирование творческого отношения к процессу труда;
  • формирование аккуратности, терпения и привычки достижения высокого качества результатов своего труда;
  • формирование этических норм в процессе графического общения с товарищами по учебному классу;
  • развитие зрительной памяти, пространственного представления и воображения;
  • развитие логического, образного и пространственного мышления;
  • развитие проектного мышления;
  • формирование общекультурного компонента графической грамотности учащихся;
  • развитие эстетической восприимчивости и художественного вкуса школьников;
  • формирование дизайн-грамотности (включающей вопросы геометрической эргономики; экологии материалов в изделиях; взаимосвязи формообразования, технологии, функции и т.д.) школьников;
  • развитие и формирование графической культуры учащихся.

Программа рассчитана на один год обучения.

Тематический план.

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

В том числе

Теория

Практ.

1.

Графика и человек

1 час

1

2.

Базовые технологии графических работ

4 часа

4

3.

Общие правила оформления чертежей.

Формообразование.

5 часов

4

1

4.

Введение в графический дизайн

1 час

1

5.

Проецирование

2 часа

2

6.

6.Развёртки

1 час

1

7.

7.Наглядные изображения

5 часов

4

1

8.

8.Пересечение геометрических образов

3 часа

2

1

9.

9.Сечения и разрезы

3 часа

3

10.

10.Стандартизация

4 часа

2

2

11.

11.Сборочные чертежи

1 час

1

12.

12.Архитектурно-строительные

2 часа

1

1

13.

13.Прикладная графика

2 часа

2

Всего

34 часа

26

8

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, к уровню подготовки выпускников по графике и черчению предъявляются требования, которые сформулированы ниже.

Учащиеся должны знать основные понятия и термины:

  • форматы, масштабы, линии чертежа, шрифт чертежный;
  • метод проецирования, виды проекций;
  • наглядные изображения, аксонометрические проекции; технический рисунок, свето-теневой масштаб;
  • изображения; виды, разрезы, сечения, чертеж детали;
  • форма и формообразование; развертка поверхности геометрического тела;
  • сборочный чертеж; резьбы и резьбовые соединения;
  • схемы, графики, диаграммы;
  • план, фасад, разрез здания;
  •  компьютерная графика.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться инструментами и материалами для графических работ (бумага, карандаш, линейка, угольник, рейсшина, циркуль, ластик; перо, кисть, тушь, акварель; трафареты);
  • пользоваться измерительными инструментами и проставлять размеры на чертежах (эскизах) деталей;
  • выполнять геометрические построения на плоскости с помощью инструмента (включая вычерчивание сопряжений и лекальных кривых);
  • выполнять чертежи (эскизы) и технические рисунки простых деталей;
  • выполнять макеты из бумаги или пластилина простых деталей по их чертежам (эскизам);
  • читать чертеж (эскиз) несложной детали и простой сборочной единицы (сборочный чертеж);
  • читать электрическую принципиальную схему несложного изделия;
  • выполнять план жилой комнаты (с использованием отмывки акварелью или тушью);
  • выполнять проект (авторский) несложного изделия.

Оценка графической грамотности

Для оценки графической грамотности учащегося (после изучения полного базового курса) рекомендуется предложить два проверочных задания из следующего набора обобщенных заданий.

  1. Ha чертежной бумаге вычертить карандашом контур, включающий в себя сопряжения: двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.

      С помощью циркуля и угольника разделить окружность на 3, 4, 6, 8 равных

      частей. Разделить отрезок прямой на любое число равных частей.

  1. Выполнить чертеж или эскиз детали (модели) средней сложности с применением полезных простых разрезов.

Учащийся выбирает главное изображение, определяет необходимое и достаточное количество изображений, использует оптимальные варианты основных изображений — видов, разрезов и их соединений. Чертеж (эскиз) выполняется с простановкой размеров — с учетом геометрии форм, образующих изделие, и технологии его изготовления в школьной мастерской.

  1. Выполнить на базе любой стандартной аксонометрической проекции технический рисунок детали (модели) средней сложности по следующим исходным данным: по чертежу, по натуре.

Используются наиболее простые виды аксонометрических проекций: прямоугольная изометрическая или косоугольная фронтальная диметрическая.

  1. По чертежу (эскизу) изделия или по развертке его поверхности изготовить изделие либо его геометрическую модель из бумаги, картона или пластилина. В качестве изделия предлагается простая деталь (модель).
  2. По заданному сборочному чертежу или чертежу общего вида сборочной единицы, состоящей из трех-четырех деталей простых геометрических форм, определить виды соединений (в основном — резьбовых), названия соединяемых деталей и выполнить чертеж (эскиз) или технический рисунок одной из деталей.

6.    Вычертить план своей комнаты или квартиры с простановкой размерных

       линий. На плане изображаются графические условные обозначения оконных  

       и дверных проемов, санитарно-технического оборудования и мебель.

Графические задания выполняются на форматах А4 (или A3) чертежной бумаги или бумаги в клетку (для эскизов) либо в рабочей тетради в соответствии с требованиями ГОСТ 2.301 — 2.307-68 (только основные, базовые положения).

Несоответствие работы стандартным требованиям оформления чертежей снижает уровень оценки, но не более чем на один балл (условной средней оценки). Непонимание учащимся законов проецирования, законов построения и чтения чертежа, образования форм изделия, неумение выполнять несложные чертежи (эскизы) и технические рисунки снижает уровень оценки на 2 и более балла — в зависимости от степени непонимания и неумения.

Высокое качество графического исполнения заслуживает поощрительной оценки работы.

Каждое из семи предлагаемых заданий — обобщающее, его можно реализовать в бесконечном числе вариантов.

Учебно – методический комплект.

1.  Павлова А.А. Технология. Черчение и графика. 8-9 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А.Павлова, Е.И.Корзинова. – 2-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2009.

2.  Павлова А.А., Жуков С.В.  Методика обучения черчению и графике: Учеб.-

     метод. пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

3.  Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов худ-

     графспецучебзаведений  Василенко Е.В. М.: Просвещение 1999г.

4.  Василенко Е.А. Карточки и задания по черчению для 8кл. Пособие для

     учителя М.: Просвещение 1999г.

5.  Василенко Е.А. Карточки и задания по черчению для 9кл. Пособие для

     учителя М.: Просвещение 1999г.

6.  Тесты для проверки обученности.

7.  CD-диски

Дополнительные обобщающие материалы

 1.   Преображенская Н.Г. Черчение М.: Вента-Граф 2002г.

 2.   Павлова А.А. Графика и черчение: 7-9 классы: Рабочие тетради №1-4. М.:

       Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. 2000-2001.

  1. Преображенская Н.Г.. Кучукова Т.Н. и др .Черчение: Уч. Для учащихся  

       средних общеобразовательных учреждений / Пол ред. Н.Г. Преображенской. –

       М.: Вента- Граф, 2002.

 4.   Преображенская ИГ.. Кучукова Т.Н.. Беляева И.А. Черчение. 7 класс.

       Рабочая   тетрадь №1:Основные правила оформления чертежей. Построение

       чертежа «плоской» детали / Под ред. Н.Г. Преображенской. – М.: Вента-Граф.

       1997, 1998, 1999, 2001.

5.   Преображенская Н.Г., Кучукова Т.Н., Беляева И.А. Черчение. 7 класс. Рабочая

      тетрадь №2: Геометрические построения / Под ред. Н.Г. Преображенской. - М:

      Вента - Граф, 1997, 1998, 1999,2001.

  1. Преображенская Н.Г.. Кучукова Т. П. Беляева И.А. Черчение. 7 класс. Рабочая

      тетрадь №3: Прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа /

      Под ред. Н.Г. Преображенской.-М.: Вета-Граф. 1997, 1998, 1999,2001.

7.   Преображенская И. Г.. Кучукова Т. П. Беляева И.А. Черчение. 7 класс. Рабочая

      тетрадь №4: Аксонометрические построения /Под ред. Н.Г. Преображенской. М.: Вента - Граф, 1997, 1998,1999,2001.

8.   Преображенская //./.. Преображенская И.Ю. Черчение. 8 класс. Рабочая

      тетрадь№1: Сечения / Под ред. Н.Г. Преображенской. – М.: Вента – Граф, 2000.

9.   Кучукова Т.В. Черчение. 8 класс. Рабочая тетрадь №2: Разрезы / Под ред. Н.Г.

      Преображенской. _ М.: Вента – Граф. 2000.

10. Кучукова Т.В. Черчение. 8 класс. Рабочая тетрадь №3: Чертежи типовых

      соединений деталей / Под ред. Н.Г. Преображенской. - М.: Вента - Граф, 2000.

11. Преображенская И.Г.. Преображенская И.Ю. Черчение. 8 класс. Рабочая тетрадь№4: Чтение и деталироване сборочных чертежей /Под ред. Н.Г. Преображенской. - М.: Вента - Граф, 2000.

12.  Преображенская Н.Г. Черчение. X класс. Рабочая тетрадь №5: Архитектурно –

       строительное черчение - М.: Вента - Граф, 2000.

13.  Воротников И.А. Занимательное черчение. - М: Просвещение, 1990.

14.  Карточки - задания по черчению для 7 кл. / Под ред. В.В. Степаковой. - М.:

       Просвещение, 1999.

15.  Карточки - задания по черчении*. ия 8 кл. / Под ред. В.В. Степаковой. - М.:

       Просвещение, 1999.

16.  Роптман И.А.., Владимиров Я.В.  Черчение: Уч. Пособие для уч. 9 класса. - М:

       Владос,1999.

17.  Хакимов Г.Ф., Вахитов P.P. Эвристические графические задачи. - М.: Школа –

      Пресс, 1999.

Учебное оборудование и наглядные пособия

1. Учебные таблицы

Макарова М.Н. Таблицы по черчению. 7 класс: Пособие для учителей.- М:
Просвещение, 1986.

Макарова М.Н. Таблицы по черчению. 8 класс: Пособие для учителей.- М.:
Просвещение, 1987.

Преображенская Н.Г. Таблицы по черчению 7 класс: Последовательность построения чертежей. Выпуск 1: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1991.

Преображенская Н.Г. Таблицы по черчению 7-8класс: Последовательность построения чертежей. Выпуск 2: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1992.

2. Модели, макеты по темам.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование учителя ИЗО и черчения   Сизых А.Н.

Черчение и графика с элементами компьютерной графики          9 класс              Количество часов за год -34 ч.               в неделю – 1 час

Павлова А.А. Программа для общеобразовательных учреждений «Графика и черчение». 9 класс - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004.

Павлова А.А. Технология. Черчение и графика. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Павлова, Е.И.Корзинова.-2-е изд., стер.- М.: Мнемозина, 2009.

Общая тема

(количество

часов)

Название урока

Основные

вопросы, понятия,

темы

Домашнее

задание

Учебно-методический

материал

Число

1.  Графика и  

    человек

     (1 час)

  1.  Краткая история  

    графического

    общения  человека.

  Язык проектной  

  графики

История возникновения графики

ГОСТ,  ЕСКД

Техническая графика

Знаки

Линии чертежа

П.1.1; 1.2; с.7-15

    1.3; с.15-18

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Сентябрь

2.  Базовые технологии графических работ   (4 часа)

  1. Инструменты, принадлежности.

   

Деление отрезков и построение углов заданной величины.

 П. 2.1-2.3; с.19-33

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Сентябрь

3.   Деление окружности.

Построение правильных многоугольников

П. 2.3 с.33-38

Учебные таблицы.

Карточки – задания.

Чертежные принадлежности

Сентябрь

4--5. Сопряжения

Циркульные кривые: овалы и завитки.

П. 2.4 с.38-49

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Сентябрь

Октябрь

3.  Общие правила оформления чертежей.

Формообразование

     (5часов)

6-7.  Шрифт.

Элементы букв.

Метрические параметры шрифта.

Шрифт чертёжный

П. 3.3 с.54-62

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Октябрь

8.  Правила

     оформления

     чертежей.

Простановка размеров на чертеже.  Масштаб.

Форматы. Рамки. Основная надпись.

П. 4.4-4.6  с.71-84

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Октябрь

  1. КОМПАС

    Основные элементы

    интерфейса.

Создание новых документов:

- основные типы документов;

- создание и настройка нового

чертежа, фрагмента.

Точное черчение в КОМПАС-ГРАФИК

Практическая работа

Повт. Запись в раб.

тетр.

Практическая работа № 1

Октябрь

10.  Форма.

Формообразование. Конструирование форм.

П. 4-4.3  с.63-70

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Ноябрь

4.  Введение в графический дизайн

     (1 час)

11.  Введение в  графический дизайн

Сфера дизайн-графики.

Композиция

П.3.1-3.2  

с.50-54

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Ноябрь

5.  Проецирование

     (2 часа)

12.  Метод

      проецирования

Центральное проец-ние

Параллельное, прямоугольное проецирование

П.5.1 с.85-94

Учебные таблицы.

Карточки – задания.

Чертежные принадлежности

Ноябрь

13.  Виды.

Последовательность выполнения чертежа предмета с натуры.

Эскизирование.

П.5.3-5.5 с.94-109

Учебные таблицы.

Карточки – задания.

Чертежные принадлежности

Декабрь

6.  Развёртки

     (1 час)

14.  Развертки   поверхностей предметов.

Развёртки поверхностей многогранников и тел вращения

П.6.16.3 с.110-118

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Декабрь

7.  Наглядные  

     изображения

     (5 часов)

15-16.   Аксонометрические проекции

Косоугольные фронтальные диметрические проекции.

П.7.1-7.2 с.119-121

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Декабрь

17. Прямоугольная

      изометрическая  

      проекция

Плоские и пространственные фигуры.

П.7.3  с.126-133

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Январь

18. КОМПАС.

      Использование

      вспомогательных

      построений.

Постановка размеров.

Виды размеров (линейные, угловые, диаметральные, радиальные).

Практическая работа

Повт. Запись в раб.

тетр.

Практическая работа № 2.

Январь

19. Технический

      рисунок

Плоские геометрические образы.

Объёмные геометрические фигуры.

П.7.5 с.141

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Январь

8.  Пересечение  

    геометрических

  образов

    (3 часа)

20-21. Пересечение

      геометрических    образов

Проекции сечений на чертеже.

Линии пересечения поверхностей.

П.7.6; 8.1-8.2

с.149-156

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Февраль

22. КОМПАС

КОМПАС

Практическая работа

Практическая работа №3

Февраль

9.  Сечения и  

     разрезы

      (3 часа)

23. Сечения.

Типы сечений.

Обозначение сечений.

П.9.1-9.3  с.157-163

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Февраль

24-25. Разрезы.

Разрезы. Изображения. Чертежи.

П.10.1-10.6

с.164-177

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Март

10.  

   Стандартизация

      (4 часа)

26. Стандартизация и

      проектная графика

Резьба. Стандартные детали с резьбой

П.11.1  с.178-

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Март

27. Резьбовые

      соединения и их

      чертежи.

КОМПАС

Практическая работа

П.12.5  с.209-212

Практическая работа №4

Апрель

28. КОМПАС

КОМПАС

Практическая работа

Практическая работа №5

Апрель

29. Нерезьбовые

      соединения

Шпоночные, штифтовые, шплинтовые, сварные, паяные, клеевые, сшивные соединения

П. 12.6-12.7

с.214-223

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Апрель

11.  Сборочные

      чертежи

      (1 час)

30. Чертежи общего

      вида и сборочные

Общие сведения.

Деталирование.

П.13.1-13.3

  с.224-235

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Апрель

12.  

     Архитектурно-

     строительные

      (2 часа)

31. Архитектурно-

      строительные

Общие понятия. Фасад, план, разрез здания. Особенности архитектурно-строительной графики.

П.14.1-14.5

с.235-241

Учебные таблицы.

Чертёжные принадлежности

Апрель

  1. Разработка

      интерьера (К)

КОМПАС

Практическая работа

П.14.6 с.241-248

Практическая работа №6

Май

13.  Прикладная

       графика

       (2 часа)

33. Схемы (К)

КОМПАС

Практическая работа

П.15.1-15.4

с.249-254

Практическая работа №7

Май

  1. Графики и

      диаграммы (К)

КОМПАС

Практическая работа

П.16.1-16.2

 с.257-263

Практическая работа №8

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Компьютерная графика" для профильного уровня 10-11 класса

Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика»  для 10-11 класса профильного уровня составлена на основе авторской программы «Компьютерная графика»  Л.А. Залоговой. Основно...

Рабочая программа Черчение с элементами компьютерной графики

Программа представляет собой интегрированный курс учебного предмета "Черчение" (7 класс) и пропедевтического курса "Компьютерная графика"...

Требования к зачету по предмету «Компьютерная графика» (II полугодие) ДООП «Дизайн». 1 класс 2019 г.

https://infourok.ru/trebovaniya-k-zachetu-po-predmetu-kompyuternaya-grafika-ii-polugodie-doop-dizayn-klass-3654489.html...

Требования к зачету по предмету «Компьютерная графика» (II полугодие) ДООП «Дизайн». 3 класс 2019 г.

https://infourok.ru/trebovaniya-k-zachetu-po-predmetu-kompyuternaya-grafika-ii-polugodie-doop-dizayn-klass-3654541.html...

Компьютерная графика. Растровая и векторная графика.

Разработка урока по информатике в 8 классе...

Программа курса по выбору "Черчение.Первые шаги"

Курс «Черчение. Первые шаги» – формирует  техническое мышление, пространственное представление, а также способность к познанию техники с помощью графических изображений....

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...