Использование ЭОР на уроке информатики
статья по информатике и икт на тему

Дронова Мария Ивановна

Для удовлетворения образовательных потребностей современного общества и его устойчивого развития необходимо использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Использование ЭОР является одним из важнейших условий дальнейшего экономического благосостояния и социального развития общества. Информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_eor_na_uroke_informatiki.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЭОР на уроке информатики

Дронова Мария Ивановна (mariyadronova2011@rambler.ru )

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Шахты Ростовской области (МБОУ СОШ №9)

Анотация

Для удовлетворения образовательных потребностей современного общества и его устойчивого развития необходимо использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Использование ЭОР является одним из важнейших условий дальнейшего экономического благосостояния и социального развития общества. Информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека.

Притча "Дорогу осилит идущий:

В тридевятом царстве, тридесятом государстве стали люди больше думать о накоплении денег, чем о выращивании хлеба. И стали потихоньку забывать люди о том, как растить на своей земле хлеб, все заветы предков их. И стали забывать богатые, здоровые и счастливые о бедных, больных, несчастных, угнетенных, нуждающихся и страдающих телесно и душевно. И не уродился хлеб в тот год в той стране. И налетели большие полчища саранчи на их поля. И стала саранча яростно и беспощадно уничтожать урожай на полях. Много тужили люди в той стране, пока снова не вспомнили о земле и о ближних своих. И стали думать они как спасти урожай и стали слезно просить Бога помочь им. И налетели тогда стаи птиц и стали клевать ту саранчу. И вспомнил тот народ, как нужно выращивать хлеб на земле их предков и стал он возделывать и защищать урожай свой и каждый человек стал заботиться о ближнем своем.

И не было с тех пор в той земле больше нужды и каждому доставался его хлеб насущный, потому что поняли они, что хлеб - всему голова и что дорогу осилит идущий.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как одного из способов совершенствования методов и технологий образования становится одним из важнейших направлений инновационной деятельности на современном этапе развития образования. Достаточно обратиться к ФГОС ООО, где формирование ИКТ-компетентности обучающихся признано одним из важных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. А это, в свою очередь, требует «педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех… ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ» (ФГОС ООО). Поэтому использование ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности является актуальным и необходимым.

Применение комплекта ЭОР принесет следующие результаты:

  1. Успешное прохождение программного материала (даже при наличии карантина в учебном году).
  2. Успешное усвоение учебного материала учащимися в соответствии с выбранным уровнем сложности практических заданий.  Возможность отработать пробелы, исправить отметки.
  3. Интерес к предмету. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие ученики становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.

Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения.

К настоящему времени накоплен немалый опыт в создании комплексов ЭОР по различным предметам и темам уроков.

Рассмотрим применение  ЭОР на уроках информатики.

Информатика – учебный предмет, который нельзя представить без использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Целью электронных образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

ЭОР -  средство наглядности, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий.

На разных этапах урока ЭОР применяются по-разному. На этапе актуализации знаний эффективно использовать электронные тесты. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элементов новизны, которыми являются электронные учебники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы. Электронные образовательные ресурсы применяются при закреплении многих тем курса информатики, во время контроля  и оценки знаний. Многие ресурсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы со статистикой по ходу обучения.

ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают вывод. Лучше всего использовать интерактивные ЭОРы. Интерактивный информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, интерактивный практический ресурс – для выявления способов ее решения. ЭОРы включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные картинки, фото, тесты – все это делает учебный процесс не только познавательным, но и занимательным.

 Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только самостоятельно изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме, решать проблемные ситуации и связывать полученные знания с явлениями из жизни.

Богатую коллекцию к урокам проблемного обучения можно найти на сайтах www.school-collection.edu.ru, www.fcior.edu.ru.

Вот ссылки на некоторые из них:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28eac65a-ada5-4502-9266-a79b7833cf3a/2_17.swf 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf46eb70-1807-4f74-afa9-177c135625d1/%5BINF_025%5D_%5BAM_01%5D.swf 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b62f867-1a5f-4659-9910-f14e0fb6e5f0/%5BINF_028%5D_%5BAM_35%5D.swf 

Использование ЭОР в сфере образования позволяет:

 педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, при этом совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения;

ученикам возможность действительно научиться. Ведь учебная работа теперь включает не только занятия с учителем, но и самостоятельные (дома).
ЭОР позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические работы, провести проверку собственных знаний, умений, навыков.
С ЭОР изменяется и такой компонент как получение информации. Ведь одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, а совсем другое - увидеть их и самостоятельно исследовать в интерактивном режиме.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет мне повысить эффективность преподавания, более рационально и экономно использовать собственное время и силы. ИКТ помогают мне в решении следующих вопросов: Подбор иллюстративного материала к уроку, оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация). Подбор дополнительного познавательного материала к урокам, воспитательным мероприятиям (Интернет).

Список литературы

  1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. – С. 145. Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? / Шеншев Л.В. // Педагогика. - № 11. - 1992.
  2. http://nsportal.ru/forum/osnovnaya-shkola/informatika-i-ikt/ispolzovanie-eor-na-urokakh 
  3. http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/esse-%E2%80%9Cispolzovanie-elektronnykh-obrazovatelnykh-resursov-na-urokakh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе “Опыт использования ИКТ на уроках информатики "

Из опыта работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ....

Использование ИКТ на уроках информатики: проектно-исследовательская деятельность.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным т...

Использование ИКТ на уроках информатики

Использование ИКТ на уроках информатики...

Квалификационная работа по ИКТ "Использование игр на уроках информатики в начальных классах"

Квалификационная работа по ИКТИспользование игр на уроках информатики в начальных классах...

Создание и использование ЦОР на уроках информатики с целью формирования у учащихся информационно-коммуникационной компетентности

 Использование компьютерных технологий в учебном процессе  позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобран...

Методическая разработка Использование фольклора на уроках информатики

Задача школьной информатики, как составной части общей науки, успевать за общим процессом, сохраняя стройность теории, доказывая учащимся необходимость и показывая им же наличие практической реализаци...