Программа по информатике и ИКТ 11 класс (базовый уровень)
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме

Ларина Оксана Валерьевна

Программа по информатике для 11 класса на 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_11_kl_bazovyy_uroven.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по информатике и ИКТ

11 класс

Базовый уровень

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа ориентирована на примерную программу по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, предложенную Министерством образования РФ в соответствии с государственным стандартом базового уровня среднего (полного) общего образования 2004 года.

Место предмета в учебном плане

В 2011-2012 учебном году школа перешла на государственный образовательный стандарт 2004 года.

Базовый и профильный уровни по информатике и ИКТ (среднее полное общее образование) в соответствии с новым стандартом предполагают обязательное изучение информатики и ИКТ на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Для изучения курса информатики и ИКТ на базовом уровне в XI классе в 2013-2014 учебном году за счет федерального компонента выделено 34 учебных часа (1 учебный час в неделю).

Цели курса

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Общая логика развития курса информатики и ИКТ – от информационных процессов к информационных технологиям – проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи, освоение которой является приоритетной задачей курса информатики основной школы.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.

При таком подходе важнейшая роль отводится методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их;
  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем (АИС) в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  •  автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его можно рассматривать и как метод научного исследования, и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы.

Методической поддержкой курса служит УМК И. Г. Семакина (10-11 классы), поэтому структурирование и последовательность изучения материала отчасти продиктованы последовательностью изложения материала в учебнике И. Г. Семакина.


Содержание обучения (34 часа)

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (5 час)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Практические работы

  1. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
  2. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы.
  3. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами.
  4. Работа с архиваторами и антивирусными программами.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (7 час)

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).

Практические работы

  1. Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц
  2. Решение оптимизационных задач с помощью электронных таблиц.
  3. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных.

Информационные модели (12 часов)

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Практические работы

  1. Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул.
  2. Исследование физических моделей.
  3. Представление последовательности действий в форме блок-схемы. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
  4. Исследование математических моделей.
  5. Пример создания модели статистического прогнозирования.
  6. Пример создания модели оптимального планирования.
  7. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

Информационные системы (5 часов)

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Практические работы

  1. Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных.
  2. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных.
  3. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Основы социальной информатики (2 часа)

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность. Защита информации. Методы защиты.

Контрольная работа (2 часа)

Повторение (1 час)

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий (электронных таблиц, баз данных);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Перечень технических и программных средств ИКТ для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютеры, обеспечивающие мультимедиа-возможности.
  • Мультимедийный проектор.
  • Принтер лазерный (ч/б).
  • Телекоммуникационный блок, обеспечивающий подключение к сети.
  • Устройства вывода звуковой информации: наушники, колонки.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, графический редактор, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Система управления базами данных.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционной системы).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционной системы).
  • Браузер (входит в состав операционной системы).
  • Простой редактор Web-страниц.

Литература

  1. И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. Информатика и ИКТ. Базовый уровень.10-11 класс. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
  2. И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
  3. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. Задачник-практикум в 2 т. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
  4. Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. 10-11 класс. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
  5. Н. Д. Угринович. Практикум по информатике и информационным технологиям. 10-11 класс. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
  6. Н. В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю. Ф. Титова. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень. Санкт-Петербург, ПИТЕР, 2007 г.
  7. Н. В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю. Ф. Титова. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. Санкт-Петербург, ПИТЕР, 2007 г.
  8. Н. В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю. Ф. Титова. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс.Базовый уровень. Санкт-Петербург, ПИТЕР, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 10-11 класс Базовый уровень

Настоящая программа рассчитана изучение базового курса информатики учащимися 10-11 классов в течении 136 часов ( 68 часов в год, 2 часа в неделю).Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся...

Рабочая программа по информатике, 10-11 класс, базовый уровень, Н.Д. Угринович

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе. Для подготовки к ЕГЭ в рамках соответствующих тем «Информационные технологии», «Коммуникацио...

Программа по информатике ФГОС 10 классы базовый уровень

Программа по информатике ФГОС 10 классы базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 11 классов (базовый уровень) на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа на 2019-2020 уч.год  составлена на основе авторской программы И.Г. Семакина «Информатика» для 10-11 классов (базовый уровень)....

Рабочая программа по информатике 10-11 класс_базовый уровень

Рабочая программа по информатике 10-11 класс (базовый уровень)...

Рабочая программа по информатике 7-9 класс (базовый уровень)

Программа по информатике на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по информатике 10-11 класс (базовый уровень)

Программа по информатике на уровне среднего общего образования даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика&r...