Статья "Психологические особенности учащихся 5–6-х классов"
статья по информатике и икт (5 класс) на тему

В психологических исследованиях отмечается, что 10–12 лет – пограничный возраст между детством и отрочеством, с которым связано два кризиса – возрастной и образовательный. Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskie_osobennosti_uch_5-6_kl.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности учащихся 5–6-х классов.

В психологических исследованиях отмечается, что 10–12 лет – пограничный возраст между детством и отрочеством, с которым связано два кризиса – возрастной и

образовательный.

        Возрастной кризис обусловлен физиологическими факторами; в связи с началом этапа полового созревания происходят изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия. Возрастной кризис продуктивен: без его полноценного проживания основные возрастные новообразования развиваются ущербно.

        Образовательный кризис связан с резким изменением уклада школьной жизни при переходе из начальной школы в основную: вместо собственного классного помещения появляется кабинетная система; вместо одного учителя, строящего с каждым ребёнком и его семьёй полные и равносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ограниченными в основном вопросами успешности в отдельных дисциплинах и поведением на уроках,         возникает явление "беспризорности" (неприкаянности) детей в школьном здании.

Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной в основной школу. Дело прежде всего в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т. е. оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.

"Чувство взрослости", не подкрепленное еще реальной ответственностью, – вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. Чувство взрослости появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает учениками средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом – в уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности.

Для подростка характерна склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество "продуктов" учебной работы школьника и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5–6-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:

  • учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
  • анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5–6-х классах являются:

  • снижение интереса к учению и успеваемости;
  • появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя;
  • нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками.

Необходимо:

  • иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
  • наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5–6-й классы);
  • знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.

При подготовке к уроку учитель должен стремиться создавать оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность; как можно чаще вносить элемент новизны; строить работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался; использовать приёмы дискуссии, спора, анализ жизненных ситуаций, в которых проявлялась бы жизненная позиция ученика. При изложении материала целесообразно делать акцент на занимательность, необычность, вызывающую интерес учащихся. Следует на каждом уроке находить возможности для поощрения учеников, создавая, тем самым, атмосферу успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

«Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах)

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода являет...

Родительское собрание "Возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Итоги учебно-воспитательной работы в классе за 1-ую четверть".

Родительское собрание "Возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Итоги учебно-воспитательной работы в классе за 1-ую четверть"....

Психологическое исследование личностных особенностей учащихся 6А класса

Аналитическая справка по анализу индивидуальных психологических особенностей учащихся 6 А класса. Результаты даны в таблицах и диаграммах....

Психологическое исследование личностных особенностей учащихся 6А класса

Аналитическая справка по анализу индивидуальных психологических особенностей учащихся 6 А класса. Результаты даны в таблицах и диаграммах....

Единство требований к учащимся 5 классов, учёт индивидуальных особенностей учащихся, адаптация детей к обучению в школе 2-й ступени, сформированности ЗУН. (педсовет 1 четверть)

Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку (отрочеству). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства зрелости, главного...