«Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах)
учебно-методический материал по технологии по теме

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода является то, что ученик должен не только собрать и проанализировать необходимую информацию, изготовить изделие, но и оценить, а так же публично защитить свой проект. При более сложных коллективных проектах обязательным является определение реального вклада каждого участника. Тем самым решается комплекс педагогических задач, включающих формирование у школьников чувства ответственности за принятые ими решения, способности работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и полученных результатов, умению правильно описать процесс своей деятельности, способности применять на практике полученные знания по основам наук. Все это составные части системы работы школы по формированию технологической культуры и проектного мышления школьников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Скажи мне – и я забуду, Покажи мне - и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь» (китайская пословица)

Слайд 2

Тема доклада: « Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела « Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах )

Слайд 3

Цель: поделиться опытом организации проектной деятельности на уроках технологии.

Слайд 4

Для развития творческих способностей рекомендуется использовать метод проектов. Суть его состоит в выборе и выполнении какого-либо объекта труда и разработке необходимой для этого документации. Учащийся должен знать, что его учебный проект отражает проектную деятельность в условиях производства. При выборе проектного задания необходимо учитывать его проектную ценность. Уровень проектных заданий соответствует учебной программе. Завершенный проект сопровождается пояснительной запиской. Каждый проект оценивается по определенным критериям и защищается.

Слайд 5

Метод проектов – это такой способ организации обучения, при котором реализуются интеллектуальные и физические возможности школьников по созданию новых товаров и услуг, имеющих субъективную новизну и практическую значимость . Метод проектов (от латинского progectus – брошенный, выдвинутый вперед) называют реалистическим замыслом о желаемом будущем . Проект – это творческая завершенная работа учащихся, соответствующая его возрастным возможностям . Проектирование есть процесс разработки такого рода замысла и его фиксации в какой-либо внешне выраженной знаковой форме – буквенно-цифровом тексте, графическом изображении, объемном макете, изделии и т.д.

Слайд 6

Метод проектов способствует: активному развитию у учащихся логического и ассоциативного мышления; развитию творческих способностей; стремлению самому созидать; осознанию себя творцом при работе с «непослушными инструментами» и «неподатливыми материалами», «умными конструкциями», «технологическими системами»; возможности проявления инициативы, воображения, фантазии; воспитанию подлинных эстетических качеств личности: вкуса, способности оценивать, понимать и творить прекрасное.

Слайд 7

Основные принципы учебного проектирования Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал; Возможно большая самостоятельность учащихся; Творческая направленность; Практическая осуществимость проекта; Связь с потребностями общества.

Слайд 8

Главнейший основополагающий принцип метода проектов : исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

Слайд 9

Свою деятельность при проектном обучении я направляю по трем основным направлениям: Формирование банка учебно-познавательных задач Создание условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов Вооружение учащихся необходимыми знаниями и умениями

Слайд 10

Процедуры формирования интереса к процессу проектирования: Объяснение по сути проектного метода обучения Представление вариантов выполняемых проектов Аннотирование перечня возможных проектов Ознакомление с процедурой выполнения проектов

Слайд 11

Последовательность выполнения проекта Выдвижение проблемы (выбор темы проекта), обоснование возникшей идеи и потребностей (обсуждение и анализ). Рассмотрение требований, ограничений условий необходимых для выполнения проекта. Конкретизация задачи. Исследование, выявление традиций, истории тенденций. Сбор информации по теме проекта. Анализ идей и выбор оптимального варианта (банк идей). Дизайн –спецификация. Последовательность изготовления изделия. Экономическое обоснование. Контроль качества. Коррекция. Контроль испытания Разработка рекламного проекта изделия. Самооценка. Защита проекта.

Слайд 12

В основу методики закладываю следующие принципы: подбор тем творческих проектов, адаптированных для возрастных групп 5—8 классов, анализ моделей одежды, декоративно-прикладных работ в соответствии с направлением современной моды, умение работать с журналами мод и другой необходимой и нужной информацией; введение в курс обучения единой базовой цельнокроеной конструкции для плечевых изделий (с 5 по 8 класс), экспресс-построения поясных изделий, которые позволяют быстро и точно выполнять современные чертежи, изготавливать выкройки, наглядно применять приемы художественного конструирования; применение современной технологии обработки швейных изделий, которая обеспечивает выполнение творческих проектов, предварительная проработка на образцах из ткани ручных, машинных швов, унифицированных деталей и узлов, использование техники быстрого шитья; усвоение кратких сведений о тканях, овладение приемами работы на швейной машине с электрическим приводом и техникой быстрого шитья, что необходимо для качественного выполнения творческой работы.

Слайд 13

При выборе тем творческих проектов учитываю следующие факторы: востребованность изделия потребителем; сложность и трудоемкость изделия; личные интересы и возможности учащегося; возможности материальной базы.

Слайд 14

П А М Я Т К А У Ч А Щ Е Г О С Я I. Осознание нужд или проблемы. Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть оформлена в виде краткого описания. Оно должно четко формулировать то, что ты собираешься делать. II . Исследование и развитие идей. Следующий шаг – найти как можно больше информации по твоей проблеме. Необходимо записывать все, что, на твой взгляд, может помочь тебе. Включай эскизы, диаграммы, пометки. Подумай о: - времени – как долго ты будешь решать эту проблему? - материалах – какие материалы имеются в твоем распоряжении? - стоимости – сколько это будет стоить? - функциях – для выполнения каких функций нужен данный объект? - внешнем виде – как он будет выглядеть? Развивая свои идеи – помни, что простые идеи – часто лучшие идеи. III. Планирование и изготовление. Сейчас ты должен составить план, как ты собираешься решить данную проблему. Запиши порядок своей работы. Тщательно продумай, сколько времени необходимо тебе, какое оборудование понадобится. IV. Испытание и оценка. Решил ли ты проблему? Подумай об этом и спроси других людей.

Слайд 15

Сфера деятельности Примерное направление творческих проектов Школа Оформление учебных кабинетов; изготовление изделий для школьной мастерской, раздаточного, демонстрационного материала, действующих моделей и макетов. Оформление помещения школы: изготовление картин, панно, оформление уголков отдыха. Досуг Изготовление игрушек, сувениров, подарочных наборов, действующих моделей, атрибутов и пособий для подвижных и логических игр. Быт Изготовление кухонных изделий, дизайн кухни, прихожих, учебных уголков, детских комнат. Изготовление инвентаря для садово-огородных работ и изделий для дачных домиков. Одежда Дизайн одежды: изготовление ассортимента одежды, разработка конструкторской документации, дизайн обуви, изготовление аксессуаров, комплектов. Индустрия Заказы предприятий, организаций, фирм, дошкольных учреждений, организаций дополнительного цикла. Примерные направления творческих проектов учащихся в 5 – 8 классов

Слайд 17

Схема выполнения проектов учащихся Деятельность учащихся при выполнении проектов Организационно-подготовительный этап Поиск проблемы. Выбор и обоснование проекта. Анализ предстоящей деятельности . Выбор материалов . Планирование тех-нологического процесса. Разработка конструк-торско-технологической документации. Организация рабочего места. Технологический этап Выполнение технологических операций. Самоконтроль деятельности. Соблюдение технологической трудовой дисциплины, культуры труда . Заключительный этап Корректирование конструк-торско-технологической документации. Эко-номическое обоснование. Мини маркетинговые исследования. Контроль и испытание изделия. Под-ведение итогов. Защита проектов. Т в о р ч е с т в о

Слайд 18

Вид проекта Содержательные признаки проекта Исследовательский требует хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности, социальной значимости, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ. Информационный направлен на сбор информации о каком-то объекте, ее анализ и обобщение фактов; требует хорошо продуманной структуры Практико – ориентированный требует четко обозначенного с самого начала результата деятельности участников проекта, ориентированный на социальные интересы Экологический требует привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей Географический могут быть исследовательскими, приключенческими и т.д. Исторический позволяет исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий, анализировать исторические события, факты Виды творческих проектов

Слайд 19

Класс Р А З Д Е Л Кулинария Изготовление изделий Гигиена, косметика 5 Приготовление и оформление бутербродов, блюд из овощей, яиц; сервировка стола к завтраку Пошив швейного изделия Исследовательские работы по типам кожи, уходу за ней. Разработка технологических карт по выполнению маникюра. 6 Приготовление блюд из круп, макаронных изделий; организация классного мероприятия «День рождения » Пошив швейного из-делия ; исследова-тельская работа по истории одежды Исследовательские работы по уходу за волосами; технология выполнения причесок из длинных волос . 7 Приготовление обеда; при-готовление национального блюда; проведение детско-го праздника «Масленица» Пошив швейного из-делия ; исследова-тельская работа по народному костюму, истории моды; раз-работка бизнес-плана организации школьного ателье Технологические карты по подбору и выполнению различных видов макияжа; разработка биз-нес-плана по организации косметического салона. Примерные темы для выполнения учебного проекта

Слайд 20

Особенности проектирования в 5-х – 8-х классах с учетом возрастных особенностей учащихся Эффективность усвоения трудовых действий во многом зависит от возрастных особенностей учащихся. В связи с этим возникает проблема учета возрастных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий на уроках технологии, т.е. учитель при обучении трудовым действиям должен обязательно учитывать все возрастные особенности школьников.

Слайд 21

Класс 5-6 Возрастные особенности Учащимся характерен малый объем знаний, не умение оценивать свои возможности, не умение находить нужную информацию, низкая способность к доработке, относительная легкость в выборе объектов труда, ограниченность функциональной грамотности, выполнение работы руками. Особенности проектной деятельности Цель Овладение учащимися новыми знаниями, умениями и навыками; формирование основ технологической, графической, экономической и экологической грамотности учащихся; Вид проекта Выполнение простейших проектов, связанных с основными процессами материального производства – изготовление изделий. Этапы Анализ задания; установление технических требований; оценка материальных и профессио-нальных возможностей для разработки и реализации проекта; эскизирова-ние деталировка, Оценка результатов При оценке учитывается уровень подготовленности учащихся их малый объем знаний, умений и навыков.

Слайд 22

Спектр интересов – репродукция и смелость выбора интересующего объекта труда, пробы и ошибки, подмена видов деятельности, овладение новыми умениями, ожидание личного успеха. изготовление швейных изделий простых конструкций (фартук, косынка, юбка, шорты) изготовление образца; определение его примерной «цены»; защита проекта 7-8 У учащихся наблюдается, пусть заниженная, но уже оценка своих возможностей, наличие критики постановки задач, отказ от помощи, работа в одиночестве. Совершенствование полученных ранее знаний, умений и навыков; изготовлению плечевых изделий, сложных Выполнение материальных исследова-тельских проектов. Анализ задания; установление технических требований; оценка материальных и Учитывается сложность задания, совершенствование трудовых умений, точность в выполнении операций.

Слайд 23

Осторожность в выборе объекта труда и боязнь неуспеха, выполнение работы руками, но уже под контролем головы. Спектр интересов – выбор знакомого или нужного объекта, попытки оригинальности решения, желание достигнуть успеха, любопытство, нацеливание на результат. конструкций с цельнокроеным и втачным, рубашечным рукавом (халаты, блузы, блузоны, куртки-ветровки, рубашки, ночные рубашки и т.д.), исследователь-ская работа по народному костюму, истории моды; разработка бизнес-плана организации школьного ателье. Возможно выполнение парных и групповых проектов. профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта; эскизирование деталировка, изготовление чертежей; макетирование выявление противоречий, составление технологической карты; изготовление изделия, образца; экономическое обоснование; реклама проекта; защита проекта.

Слайд 24

Важно помнить, что для плодотворной и творческой работы в области проектов, при предъявлении учащимся заданий в форме конструкторско-технологических задач следует учитывать: индивидуальные особенности учащихся, степень подготовки, возрастные и физиологические особенности. Определять тематику творческих проектов нужно исходя из реальных условий: материальной базы, количества учебных часов, возраста учащихся. Учащимся необходимо давать, тот необходимый объем содержательной части, который создает мотивацию к творческой работе, позволяет выполнять качественные проекты на высоком эстетическом уровне.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по разделу "Проектирование и изготовление швейного изделия (юбки)". 6 класс

Тест  для проверки знаний  обучащихся  6 класса по разделу  «Проектирование  и  изготовление  швейного изделия (юбки)» Учебник:  Технология. Обслужива...

Взаимосвязь индивидуальных особенностей учащихся с уровнем домашнего задания.

в сообщении постарлась обобщить материал о том, как выстроить домашнее задание, учитывая индивидуальные ососбенности детей....

Методическая разработка: Дифференцированное индивидуальное обучение. Работа по повышению знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках математики.

Методические рекомендации по применению технологии дифференцированного обучения на уроках математике.Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках геометр...

Использование вариативных технологий при обучении русскому языку в условиях УОР (на примере изучения раздела «Сложные предложения с разными видами связи» в 9 классе).

В условиях УОР, когда отсутствие учащихся на уроках уже правило, а не исключение, необходимой становится самостоятельная работа учащихся по освоению учебного материала. В такой ситуации учитель должен...

Учебные стили. Выбор учебных заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Как помочь учащимся легче воспринимать и запоминать новый языковой материал? Выявление учебных стилей в классе очень важно для эффективного процесса обучения. Как это сделать? К ак учебные стили связа...

конспект урока по теме "правописание приставок ( подготовка к ОГЭ по русскому языку с учетом индивидуальных особенностей учащихся) " 6 класс

Класс: 6Предмет: русский языкНазвание раздела: орфографияТема урока: правописание приставок ( подготовка к ОГЭ по русскому языку с учетом индивидуальных особенностей учащихся) . Форма урока: урок...