Учебные стили. Выбор учебных заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
статья по английскому языку на тему

Вара Татьяна Викторовна

Как помочь учащимся легче воспринимать и запоминать новый языковой материал? Выявление учебных стилей в классе очень важно для эффективного процесса обучения. Как это сделать? К ак учебные стили связаны с органами чувств? Данная статья поможет найти ответы на эти вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnye_stili.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Учебные стили. Выбор учебных заданий с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

     В целом, в процессе обучения различают три типа учебных стилей. Эти типы разделяются по органам чувств. Существуют: аудитивный, визуальный и кинестетический  типы.

С точки зрения обучения иностранному языку, это значит, что аудитивный тип лучше всего воспринимает то, что слышит. Визуальный тип учит лучше то, что он видит.

Кинестетический тип учится за счёт движения. Он предпочитает метод "learning by doing", хочет все испробовать. При обучении он активно двигается.

     Важно то, что почти у всех людей смешанные типы. Т.е. нет никого, кто бы имел только один единственный тип. Поэтому мы лучше учимся, если в процессе обучение участвуют все органы чувств. В таком случае наш мозг часто включается и хорошо запоминает новое. Слушайте, читайте и обсуждайте слова!

     Учащиеся визуального типа. Этим учащимся легче учить, используя карточки, видео, диаграммы и схемы. Чтобы  усваивать материал и информацию им всегда необходимо иметь написанные слова или  текст. Они предпочитают иллюстрированные материалы, желательно цветные. В процессе объяснения они делают записи, рисунки и хорошо запоминают детали.  Они хорошо запоминают места, лица людей, но забывают имена. Они не могут хорошо выполнять  устные инструкции, предпочитая увидеть их в письменной форме. Они «отключаются», если им приходится слушать другого человека в течение долгого времени.

     Учащиеся аудитивного типа.  Этим учащимся легче учить то, что они слышат. Они имеют хороший слух и легко выполняют задания на произношение. Они уверенно отвечают на вопросы в классе и строят монологические высказывания. Эти учащиеся успешно сдают устные экзамены. Они любят читать вслух, чтобы помочь себе понять содержание. Они предпочитают слушать инструкции и объяснения, им трудно воспринимать письменные инструкции. Они легко могут запомнить факты и информацию, они легко рассказывают шутки и истории.  Эти учащиеся любят работать в группах,   участвовать в обсуждениях и обмене информацией. Они не очень любят читать и  делать записи.

     Учащиеся кинестетического типа. Этим учащимся легче учиться,  используя движения, разные виды деятельности. Им необходимо опробовать, чтобы усвоить материал. Они больше любят разбирать вещи на части,  чтобы выяснить,  как они работают, чем читать инструкции. Они хорошо рисуют и часто машинально рисуют во время прослушивания. Им нравятся ролевые игры, и виды деятельности, когда они могут передвигаться по классу и разговаривать друг с другом. Они легко отвлекаются и часто ёрзают во время объяснений.  Им становится скучно,  если им приходится сидеть долго на одном месте.

     Учащиеся смешанного типа.  Эти учащиеся могут приспосабливаться к любым учебным ситуациям. Они извлекают пользу из диаграмм, картинок и схем. Они используют   зрительные образы,  чтобы запомнить. Они легко воспринимают информацию, слушая лекции и читая письменные  материалы. Они являются хорошими слушателями и хорошими ораторами. Они также любят двигаться, участвовать в ролевых играх.

     Как определить учебные стили?  Выяснение учебных стилей в классе очень важно для эффективного процесса обучения.  С учениками начальных классов это не сложно сделать. Учитель может легко определить учебный стиль учеников,  наблюдая за ними, когда они заняты разными видами деятельности.  Или  учитель может дать им задание, подходящее для учащихся визуального типа. Затем он можете повторить задание, видоизмененное для учащихся  аудитивного типа  и затем для учащихся кинестетического типа. После всех видов деятельности спросить,  что было для них самым эффективным.  Чтобы выяснить учебные стили учащихся можно предложить им проектную работу,  и посмотреть какой вид деятельности  (рисование, письмо,  поиск информации, руководство группой и другие) выберет  каждый учащийся.

Для успешной организации учебного процесса учителю необходимо выбрать  и использовать на уроке те виды деятельности,  которые стимулируют все органы чувств.

     Учащиеся визуального типа реагируют на задания:

- головоломки и лабиринты

- картинки с подписями        

- соединение по точкам

- игры с карточками

- настольные игры

- рисование

- печатание на компьютере

- описание вещей, увиденных в бинокль

- игры со словами.

     Учащиеся аудитивного типа любят:

- песни, стихи, ролевые игры

- угадывать на слух что они услышали

- музыку и музыкальные инструменты

- сопровождение песен и высказываний жестами и действиями

- имитация звуков

Учащиеся кинестетического типа предпочитают:

- изображение мимикой и жестами во время работы на уроке

- танцы, подвижные игры

- исследование окружающей среды (путешественники, исследователи)

- рисование, разукрашивание

- изготовление поделок

     Планируя урок учителям необходимо объединить ряд видов деятельности, чтобы обеспечить удовлетворение всех предпочтений. Например, когда вводятся новые слова (животные), учитель может дать разные инструкции разным группам учащихся: «Послушайте названия животных и:

Группа 1: Отметь слово галочкой, когда ты услышишь его.

Группа 2: Подними картинку с животным, когда ты услышишь его название.

Группа 3: Обведи картинку с животным, когда ты услышишь его название.

Группа 4: Изобрази действия животного.

     Учитель просит учащихся узнать и понять значение слова. Каждая группа реагирует на одно и то же слово, но разными способами. Учащиеся могут реагировать   тем способом, который подходит их учебному стилю. Учитель надеется, что это даст каждому шанс чувствовать себя уверенно и показать, что он действительно знает.

     Чем больше индивидуальные стили или чувства вовлечены в процесс восприятия новой информации,  тем эффективнее учащиеся будут сохранять ее. Вот почему благоразумно использовать мультисенсорный подход при обучении учащихся в начальной школе. Мультисенсорный подход – это обучение с опорой на каналы восприятия всех органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, что способствует более легкому восприятию и запоминанию нового языкового материала.

Мультисенсорные виды деятельности:

  • Помочь детям провести связь между языком и общим представлением (через использование действий показать большую, маленькую и крошечную миски, стулья, кровати трех медведей из сказки)
  • Помочь детям установить связь между словами, звуками и значениями (при помощи рук показать жестами летящую бабочку, дети свяжут действие и слово)
  • Помочь детям называть по буквам
  • Помочь детям понять грамматику (раздать детям карточки со словами и попросить их построиться так, чтобы получилось предложение, взявшись за руки с соседом, если слова могут иметь сокращенную форму There is=There’s)
  • Предложите мотивы для аудирования (используя следующие инструкции, изготовьте бумажную модель)
  • Поощряйте развитие коммуникативных умений (используйте игры с карточками с картинками)
  • Проводите физкульт-перерывы
  • Предлагайте учащимся читать тексты, прикрепленные на стене.

Хороший способ стимулировать все чувства учащихся – это использовать историю с действиями, где дети вовлечены в имитирование, говорение, аудирование, чтение, работу в парах.

Итак, история с действиями имеет большой потенциал,  чтобы соответствовать требованиям учащихся с разными учебными стилями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения»

В статье автор рассматривает вопросы возможного  использования современных методов обучения  при решении основных проблем школы, связанных с неуспеваемостью и нежеланием учиться ...

Учет индивидуальных особенностей учащихся при обучении физике

В статье отражен опыт работы учителя по учету индивидуальных особенностей учащихся при обучении физике...

Методическая разработка: Дифференцированное индивидуальное обучение. Работа по повышению знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках математики.

Методические рекомендации по применению технологии дифференцированного обучения на уроках математике.Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках геометр...

Учет индивидуальных особенностей учащихся

В разделе приведены диагностики, используемые преподавателем, для изучения индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса,в выборе эффективных образовательных технологий и...

Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры как необходимое условие достижений ими личностных результатов

Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры как необходимое условие достижений ими личностных результатов.ФГОС основного общего образования большое внимание уделяет педагог...

Учет индивидуальных особенностей учащихся

Примеры контрльных работ  по алгебре трёх уровней. Примеры контрльных работ  по геометрии трёх уровней. промежуточная аттестация по математике 5,6,8 классы...