Урок в 6 классе по информатике на тему: «Табличные информационные модели»
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) на тему
Мощнейшим инструментом для систематизации информации являются таблицы. Их главные достоинства – емкость, точность, наглядность. Использование правильно построенных и оформленных таблиц затруднений не вызывает. Но для обучения их построения надо приложить определенные усилия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе на тему: «Табличные информационные модели»
Форма проведение: комбинированный урок.
Цели: ввести классификацию структур информационных моделей; сформировать понятие табличной информационной модели; научить учащихся составлять табличные информационные структуры.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- - структуры информационных моделей;
- - структуру и типы таблиц.
Учащиеся должны уметь:
- - строить различные по типу таблицы.
Программно-дидактическое обеспечение урока:
- - презентация;
- - опорный конспект (для записи в тетрадь);
- - карточки с заданиями.
Ход урока
- Постановка целей урока
1.1. Понятия синтаксис и семантика таблицы.
1.2.Виды заголовков, головки, боковики, прографки (составные элементы) – что это?
1.3. Просто ли построить таблицу? Что при этом необходимо учитывать?
1.4. Простые правила построения таблиц.
1.5. Таблица, как информационная модель, типы таблиц.
- Проверка домашнего задания
- Фронтальный опрос по теме «Информационные системы на бумажных носителях»
- Индивидуальный опрос (карточки-задания) - выполнить системный анализ моделей.
- Актуализация знаний
- Попросить учащихся назвать преимущества упорядочения информации в виде таблицы.
- Попросить учащихся перечислить элементы таблицы.
- Попросить учащихся перечислить типы таблицы.
- Изложение нового материала
Мощнейшим инструментом для систематизации информации являются таблицы. Их главные достоинства – емкость, точность, наглядность. Использование правильно построенных и оформленных таблиц затруднений не вызывает. Но для обучения их построения надо приложить определенные усилия.
- Основные понятия таблицы
Записать тему урока в тетради «Табличные информационные модели»
Записать формулировку: Таблица – универсальное средство представления информации.
Следует различать синтаксис и семантику таблицы. Синтаксис - это структура таблицы.
Показ и комментарий Слайда 1 (рисунок перерисовать в тетради)
Работа с опорным конспектом - часть 1 (чтение, обсуждение, понимание)
Если синтаксис таблиц определен давно и точно, то, что же является семантикой таблицы? (Дать учащимся высказать предположения и сформулировать ответ самостоятельно).
Записать в тетрадь сформулированный ответ: Семантика – это содержательная часть таблицы. Базовыми понятиями содержательной части являются:
Объект – это то, о чем идет речь.
Свойства объекта – характеристики, признаки объекта (каждое свойство имеет название (цвет, форма, материал) и значение (зеленый, прямоугольник, железо).
Класс объектов – группа объектов с одинаковыми свойствами.
Таблицы делятся на типы в зависимости от сочетания объектов и свойств, информация о которых отображается в таблице. Для каждого типа таблиц предложена схема размещения информации, в которой указывается, сколько ярусов должно быть в головке таблицы, где именно должны быть записаны названия классов, названия объектов, названия и значения свойств.
Рассмотрим формальные правила, согласно которым данные, заключенные в тексте, можно преобразовать в табличную форму, т. е. систематизировать. Решение этой задачи происходит в три этапа:
- выделить в тексте объекты, названия свойств объектов и их значения;
- определить тип таблицы (и соответствующую схему размещения информации);
- «заселить таблицу» - перенести в нее информацию из текста.
Выделение в тесте объектов, названий и значений свойств внешне выглядит подобно «разбору предложения». Делать это удобно так:
объекты подчеркиваются прямой линией,
названия свойств – двойной линией,
значения свойств – пунктирной линией.
Показ и комментарий Слайда 2
- Типы таблиц.
Рассмотрим перечень различных типов таблиц. Для каждого типа укажем определитель, т. е. по каким признакам нужно выбирать именно этот тип таблицы. Приведем схемы (формы) таблиц и примеры их использования.
Показ и комментарий Слайд 3 (содержание переписать в тетрадь).
Показ и комментарий Слайд 4.
Записать в тетрадь:
1. Таблица типа «объекты – свойства» (ОС)
Определитель:
- рассматриваются одиночные объекты (т.е. все свойства относятся только к одному объекту);
- все объекты принадлежат одному классу.
Работа с опорным конспектом – часть 2 (чтение, обсуждение, понимание)
Физкультминитка
Показ и комментарий Слайд 5.
Записать в тетрадь:
2. Таблицы типа «объекты - объекты - объекты – один» (ООО)
Определитель:
- рассматривается пары объектов (то есть свойства характеризуют не один объект, а сразу два);
- для каждой пары описано только одно свойство;
- других свойств нет.
Работа с опорным конспектом – часть 3 (чтение, обсуждение, понимание)
Показ и комментарий Слайд 6.
Записать в тетрадь:
3. Таблицы типа «объекты - объекты – несколько» (ООН)
Определитель:
- рассматривается пары объектов (то есть свойства характеризуют не один объект, а сразу несколько);
- для каждой пары описано несколько свойств;
- других свойств нет.
Работа с опорным конспектом – часть 4 (чтение, обсуждение, понимание)
Показ и комментарий Слайд 7.
Записать в тетрадь:
4. Таблицы типа «объекты - свойства – объекты» (ОСО)
Определитель:
- рассматривается пары объектов (то есть свойства характеризуют не один объект, а сразу два);
- есть свойства, которые относятся только к одному объекту в паре;
- нет свойств, которые относятся только к другому объекту в паре.
Работа с опорным конспектом – часть 5 (чтение, обсуждение, понимание)
Дополнительный материал:
Показ и комментарий Слайд 8,9.
Записать в тетрадь:
5. Вычислительные таблицы – таблица, содержащая вычисляемые свойства объектов.
Двоичные матрицы – таблица, содержащая только нули и единицы. Представляет собой двоичные матрица, отражающие качественный характер связи между объектами.
Задание устное: определите тип данных таблиц.
6. Закрепление изученного - практическая работа:
Показ и комментарий Слайд 10,11,.
7. Итоги урока
Оценить работы учащихся и назвать отличившихся на уроке.
Домашнее задание
Уровень знания: знать структуру таблиц (название и назначение основных частей
таблицы), типы таблиц.
Уровень понимания:
Построить таблицы по информации представленной в карточках – заданиях
Показ и комментарий Слайд 12,13,.
Разноуровневые карточки – задания раздать для домашнего выполнения. Работы сдать на машинных носителях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-65616-1382668088.png)
Урок информатики в 9 классе по теме:"Моделирование.Физические и информационные модели".
Создание условий для формирования понятия моделирование.Ознакомление с разными моделями. Уметь различать разные виды моделей.формировать понятие моделирование;формировать умение выполнять построение и...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-109823-1352394710.jpg)
Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" - второй урок темы
Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" является вторым уроком данной темы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-109823-1352394710.jpg)
Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" (первый урок темы)
Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" (первый урок темы)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/05/picture-262887-1370437477.jpg)
Интегрированный урок (информатика - обществознание) Тема: Построение информационной модели.
Интегрированные уроки вызывают интерес у учащихся и являются фундаментом для создания ими индивидуальных и коллективных проектов. Через интеграцию обучения можно помочь ученику соединить фрагмент...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-65616-1382668088.png)
План-конспект дистанционного урока по информатике 9 класса по теме:"Моделирование.Физические и информационные модели"
Тип урока: дистанционный урок изучения нового материала с применением готовых ЭОР(видеоурок, презентации, тест)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/10/picture-1359073-1673359107.jpg)
Видеоурок по информатике на тему "Табличные информационные модели"
Видеоурок на тему "Табличные информационные модели"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/17/picture-1041453-1537201211.jpg)
Технологическая карта к уроку информатики по теме "Табличные модели", 8 класс
Модель урока - "перевернутый класс"...