Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Конспект урока по информатике для 5 класса. Составлен в соответсвии с ФГОС. УМК Босова Л.Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur.10_teks_t_kak_forma_predstavleniya_informatsii.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок 10. Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные - общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации;
  • метапредметные - основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;
  • личностные - чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

  1. дать представление о тексте как одной из самых распространѐнных форм представления информации;
  2. рассмотреть    вопросы,    касающиеся    исторических    аспектов    создания текстовых документов;
  3. рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • текст;
  • текстовая информация;
  • текстовый документ.

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
  • ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

  1. презентация «Текстовая информация»;
  2. презентация «Цепочки слов».

Особенности изложения содержания темы урока

Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала:

  1. визуальная проверка №99;
  2. коллективное или групповое разгадывание кроссворда (№77 в РТ).

При изложении нового материала важно подчеркнуть, что текст — это одна из наиболее распространенных форм представления информации. Можно заранее подготовить и продемонстрировать ученикам тексты, отличающиеся по размеру, оформлению, назначению, способу создания и др. Можно актуализировать исторические сведения учащихся и вспомнить на чем и с помощью чего писали в былые времена. Важно отметить, что только компьютер коренным образом изменил технологию письма. В процессе объяснения можно воспользоваться презентацией «Текстовая информация».

Смысловой аспект текста удачно подчеркивается в заданиях №103 и №104 в РТ.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

2

Запись домашнего задания.

§8 (1,3)   с. 55-57  РТ:  № 102 , №104 (1  на выбор ) Повторить № 29 на с. 21

Работа с дневниками

3

Проверка домашней подготовки

с. 54 Вопрос №10

( письменные задания на уроке не проверяются, тетради в конце урока собираются)

- дети читают вопросы и отвечают на них

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи

4

Формулирование темы урока через исследовательскую деятельность

- Ты часто читаешь книги?  Расскажи о самой любимой твоей книге.

-В какой форме может быть представлена информация в книгах?

-Бегло пролистай  учебную книгу на твоем столе.  Скажи,  какой формы представления информации больше?  Почему?

-Догадайся, зачем мы говорим о текстовой форме представления информации?

- тема урока:

-Поставь перед собой цель на этот урок.

- дети рассказывают о своих любимых книгах;

- в текстовой, графической, числовой;

- делают вывод, что текстовой информации больше, потому, что через картинки нельзя передать весь смысл;

- Об этом будем сегодня говорить на уроке;

- «Текстовая информация»;

- узнать какие носители использовали для хранения текстов, что такое текст,  с помощью каких инструментов можно работать с текстом;

Регулятивные:

- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

5

Объяснения темы

- из истории создания текстовых документов

-Что такое текст? Прочитай  определение в учебнике.

-Поиграй с текстом: измени  текст  так,  чтобы   в  каждой строчке  смысл  был  разным.

-Вставь пропущенные буквы, чтобы получились разные слова:

-Какое свойство текста ты заметил?

-Прочитай и запомни!

- Какой  современный  инструмент облегчает  работу  с  текстом?

-Рассмотри окно текстового процессора и отметь основные элементы его окна;

-Узнай,  как изменилась технология письма с появлением компьютеров?

- смотрят видео ролик;

- читают учебник на с. 55, пересказывают;

- расставляют запятые и объясняют смысл предложения с учетом запятых;

- вставляют буквы и называют слова: коса-роса,  река-рука, шлюпка-шляпка;

- при замене букв или расстановке знаков препинания - смысл текста изменяется;

- читают с экрана: Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте изменяет его смысл.

- компьютер, программы для работы с текстом  текстовые процессоры;

- выполняют задание №105 в РТ на с. 78;

- читают текст учебника на с. 56, пересказывают.

 Познавательные  УУД:

-актуализация сведений из личного опыта;

-формирование  навыков работы с книгой

-формирование навыков поиска нужной информации в печатном источнике

- развитие грамотности;

- развитие познавательной активности;

Личностные УУД:

-  умение применять  знания на практике;

Коммуникативные УУД:

- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;

-умение сдерживать эмоции.

6

Закрепление

Выполни задания в рабочей тетради:

РТ с. 76 – 78 № 103 (а,в)

Личностные УУД:

-развитие логического мышления и грамотной речи

7

Компьютерный практикум

Работа с клавиатурным тренажером

-работают с тренажером «Клавиатор», упражнение 42 (предложения)

Личностные УУД:

- формирование навыков слепой печати

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах,

- развитие диалогической речи

8

Итоги урока, рефлексия

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Работа с дневниками

Личностные УУД:

-рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

Урок информатики в 5 классе "Форматирование текста - изменение формы представления информации"

Представлена разработка урока информатики в 5 классе по теме "Форматирование текста - изменение формы представления информации" с использование интерактивной доски Smart Board  в приложении Smart...

Презентация к уроку информатики по теме: "Текст как форма представления информации"

Презентация к уроку информатики по  теме: "Текст как форма представления информации" к УМК "Информатика и ИКТ"  Босова Л.Л....

Интерактивный кроссворд "Компьютер - основной инструмент подготовки текстов"

Кроссворд-игра предназначена для обучающихся 5-х классов. Цель использования презентации на занятии: проверка и повторение основных понятий темы «Компьютер – основной инструмент подготовки текстов».На...

Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."

Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...

Разработка урока "Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов"

Урок расчитан для учащихся 5 класса и направлен на формирование представления о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы (дистанционное обучение). На у...

Презентация по теме: " Текст как форма представления информации . Компьютер - основной инструмент подготовки текстов.

Слайд 1Р И О Н М Ц А И Я Ф 5 9 4 2 6 8 7 1 10 3 ИНФОРМАЦИЯ Задание: Раскодируйте сообщениеСлайд 2Текстовая информация Текст как форма представления информации Компьютер – основной инструмент под...