Статья "Влияние компьютера на формирование личности современного человека"
статья по информатике и икт по теме

Рубекина Юлия Александровна

Проблемы формирования личности в XXI в. можно выразить следующим образом:

1. Каким образом влияет на формирование личности "общение" с компьютером?

2. Положительное или отрицательное влияние оказывает такое "общение"?

3. Способствует ли компьютер более гармоничному становлению личности или же он тормозит и задерживает это становление?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние компьютера на формирование личности

современного человека.

Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений.

Пожалуй, среди достижений современной цивилизации компьютерную технику можно по праву назвать предметом наибольшей любви и обожания человека. По ее способности "заселяться" в жилища людей она, наверно, ни в чем не уступает тараканам, да и хлопот доставляет порой не меньше. Человек, благодаря своей уникальной способности мыслить, уже немало сделал для того, чтобы облегчить себе жизнь и добиться максимального комфорта. И если некоторые годами ломают голову, трудясь над созданием новых технологий, и совершают научные открытия, то большая часть весьма умело научилась пользоваться плодами их труда. Пожалуй, среди достижений современной цивилизации компьютерную технику можно по праву назвать предметом наибольшей любви и обожания человека.

Формирование личности происходит с самого раннего детства. В век информационных технологий этот процесс не происходит без участия такой вещи как компьютер.

Проблемы формирования личности в XXI в. можно выразить следующим образом:

1. Каким образом влияет на формирование личности "общение" с компьютером?

2. Положительное или отрицательное влияние оказывает такое "общение"?

3. Способствует ли компьютер более гармоничному становлению личности или же он тормозит и задерживает это становление?

Трудно представить современную школу без уроков информатики, на которых учащиеся познают окружающий мир. В целом эти уроки производят положительный эффект и, несомненно, являются полезными в процессе обучения. Проблема заключается в подмене у ребенка реального мира компьютерным.

Ребенок, с еще не до конца сформировавшимся личностным бытием, находит в компьютере ответы на все возникающие у него вопросы, компьютер помогает справиться с проблемами, заменить самостоятельное формирование личности на усвоение готовых его форм. Благодаря этому процесс формирования личности, требующий колоссального напряжения всех сил человека, становится более простым и формализованным.

Отрицательное влияние компьютера на формирование личности человека

Интенсивное интеллектуальное и творческое развитие не гарантирует успешности  социального поведения - данное  явление  может быть названо феноменом "социального дисбаланса" Требует детального анализа и "синдром зависит от Интернета". Психологические последствия этого явления - социальная изоляция (частичный или полный отказ от общения с другими людьми, разрыв дружеских связей, ослабление эмоциональных реакций, существенное сужение сферы интересов и т.п.), потеря работы, серьезные семейные проблемы. Неудивительно, что признаки этого синдрома часто сравнивают с симптоматикой алкогольной или наркотической зависимости.

В процессе формирования личности ребенок задает родителям бесконечные "почему" и "зачем", но нередко проще всего "отмахнуться" от него в сторону компьютера. Так ребенок все больше уходит в виртуальную реальность, где есть общение посредством чатов и электронной почты, где есть ответы на все вопросы, где можно найти любую программу и даже совершать покупки через интернет-магазины, где главное не быть, а только казаться тем, кем хочешь. Все больше погружаясь в такой мир, ребенок теряет связь с миром реальным. Следующим шагом является отказ от реальности как таковой, а значит, не возникает и проблем, связанных с осознанием своего жизненного пространства и места личности в нем.

В компьютерном мире нет смерти. Человек может жить вечно, не опасаясь болезней и утрат. Именно поэтому киберпространство является столь привлекательным для подростков с еще не сформировавшейся до конца структурой личности и личностным бытием. Виртуальная реальность порождает иллюзию свободы выбора. Компьютер можно просто выключить, выключившись тем самым из мира, в котором ты находился еще минуту назад, или переключиться на другой сайт. Но на самом деле он оказывается еще более зависимым от виртуальной реальности, не способным вне виртуального мира принимать решения и отвечать за свои поступки.

Человек, отказавшись от реального мира в пользу виртуального, тем не менее остается привязанным, к окружающему миру посредством своего тела. Как бы ни развивалось виртуальное пространство, оно еще не достигло такого уровня, что бы полностью заменить человеку реальный мир. Если человек не будет возвращаться в реальный мир из виртуального, его тело просто умрет.

Неконтролируемое общение ребенка с компьютером приводит к разрушению личности, неумению адаптироваться в социальном мире и нежеланию жить реальной жизнью.

Процессы компьютеризации в нашей стране с 90 - х годов прошлого века происходили очень бурно, что повлекло за собой развитие различных форм взаимодействия с компьютером, в частности, увлечение пользователей компьютерными играми. Поскольку компьютерная индустрия в будущем будет только развиваться, а компьютерные технологии становиться все более доступными для широких слоев населения, то проблема со временем будет приобретать все большую остроту. Значительное число людей, которые могут характеризоваться той или иной степенью зависимости от компьютерных игр составляют школьники. По наблюдениям педагогов и родителей это вызывает значительные проблемы, связанные с успешной социализацией детей, физическим и даже психическим здоровьем.

В большинстве случаев характерна изолированность, если игра не является сетевой. Компьютерная игра, так же как и обычная, не является самостоятельной реальностью, играющий осознает нереальность происходящего (пока речь идет о сохранности психического здоровья). Игра ограничивается местом, пространством и временем. В этом моменте компьютерная игра несколько отличается от традиционной, т.к. широкие визуальные возможности игры делают ее пространство продуктом умственной деятельности не игрока, а разработчика, который придумывает правила игры. Место игры постепенно утрачивает свое значение. Время игры имеет сходное значение со временем в традиционной игре. Сыгранная компьютерная игра сохраняется в памяти как факт и может быть повторена при наличии желания, если восстановить первоначальные условия игры. В компьютерной игре также обязательно соблюдение правил, что заложено в ее алгоритм.

Естественно, что по классификации компьютерные игры несколько отличаются от реальных, хотя можно обнаружить и некоторые общие моменты. Специально создаваемые программы могут заменять детям сюжетно-ролевую игру, задавая условия сюжета и предоставляя право выбора любой роли. Элементы предметно - манипулятивной игры свойственны играм-симуляторам и обучающим программам, например для летчиков, которые имитируют полет и, по сути, также могут быть отнесены к играм. Летчик всегда оставляет за собой право на ошибку, ведь она повлечет за собой лишь условное наказание. Однако такие тренажеры выполняют ту же функцию, что и предметно - манипулятивные игры: они помогают закрепить навыки. Широко распространены компьютерные эквиваленты многих настольных и дидактических игр. В принципе, все компьютерные игры являются играми с правилами, и все реальные предметы в компьютерных играх заменяются символами, которые с развитием техники становятся все более и более реалистичными.

Хотелось бы отметить одно важное отличие компьютерных игр от реальных (оно в основном относится к сюжетно-ролевым играм). В реальной игре участники сами придумывают условия игры, взаимодействуют друг с другом, могут изменять свое поведение в процессе игры, что позволяет мыслить более гибко, развиваются коммуникативные навыки. Виртуальные игры в определенной степени снижают эти возможности, так как игра обычно имеет разработчика, закладывающего в нее определенный алгоритм, который в процессе игры кардинально не изменяется.

Различное влияние компьютерных игр на психику индивида объясняется так же специальными приемами, которыми обычно пользуются разработчики компьютерных игр. Так, например, вид из глаз компьютерного героя провоцирует идентификацию с персонажем, и человек может терять связь с реальной жизнью, в отличие от вида извне своего компьютерного героя, что характеризуется меньшей степенью вхождения в роль. Интересной, на наш взгляд, является особенность парадигмы «жизнь-смерть» в игровом пространстве. С одной стороны, переживания по поводу гибели героя, с которым индивид идентифицирует себя в игре, достаточно сильны, с другой - есть основания предполагать, что дети и подростки (у которых представления о смерти и так относительно незрелые) отчасти перенесут представления о возможности иметь несколько «жизней» и, в крайнем случае, «загружать» новую игру из виртуальной реальности в обычную жизнь.

Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход.

Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости. Основными критериями, определяющими начало компьютерной зависимости, можно считать следующие:

  1. беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения от безучастно-подвленного до эйфорически-приподнятого, болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы, нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;
  2. ухудшение памяти, внимания;
  3. снижение успеваемости, систематические прогулы занятий;
  4. ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения, подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;
  5. уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;
  6. пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;
  7. появляющиеся изворотливость, лживость;
  8. неопрятность, неряшливость, не характерные ранее;
  9. приступы депрессии, страха, тревоги.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

Влияние компьютера на здоровье людей

  • сидячее положение в течение длительного времени;
  • воздействие электромагнитного излучения монитора;
  • утомление глаз, нагрузка на зрение;
  • перегрузка суставов кистей;
  • стресс при потере информации.

Сидячее положение. Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник, остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется своего рода тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Электромагнитное излучение. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Воздействие на зрение. Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Перегрузка суставов кистей рук. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

Пыль и грязь: аллергия и кишечные инфекции. Пыли и грязи в компьютере и вокруг него со временем скапливается немало, причем убрать их зачастую бывает весьма сложно. А где грязь, там и всяческие микробы, бактерии и грибки, где пыль, там и пылевые клещи. Все это может спровоцировать самые разные заболевания - от аллергии до "болезней грязных рук".

Положительное влияние компьютера на формирование личности человека

Персональный компьютер быстро вошел в нашу жизнь. Еще несколько лет назад было редкостью увидеть какой-нибудь персональный компьютер – они были, но были очень дорогие, и даже не каждая фирма могла иметь у себя в офисе компьютер. Теперь же в каждом третьем доме есть компьютер, который уже глубоко вошел в жизнь человека.

Современные вычислительные машины представляют одно из самых значительных достижений человеческой мысли, влияние которого на развитие научно-технического прогресса трудно переоценить.

С постоянным развитием компьютерных технологий растут и возможности компьютера. Современный компьютер сейчас может использоваться не только для того, чтобы проводить обработку текстов при написании документов, писем, но и для того, чтобы играть в компьютерные игры, пользоваться Интернетом, рисовать с помощью графических программ, также современный компьютер выполняет функцию музыкального центра, т.к. с помощью компьютера можно прослушивать музыку, записанную в каком-либо формате, смотреть фильмы, заниматься программированием, сочинять музыку и многое другое.

Вот далеко не все сферы деятельности человека, где используется компьютер:

Компьютеры в учреждениях. Компьютеры в буквальном смысле совершили революцию в деловом мире. Секретарь практически любого учреждения при подготовке докладов и писем производит обработку текстов. Учрежденческий аппарат использует персональный компьютер для вывода на экран дисплея широкоформатных таблиц и графического материала. Бухгалтеры применяют компьютеры для управления финансами учреждения и введение документации.

Компьютеры на производстве. Компьютеры находят применение при выполнении широкого круга производственных задач. Также управляются компьютером роботы на заводах, на линиях сборки автомобилей.

Компьютер – помощник конструктора. Проекты конструирования самолета, моста или здания требуют затрат большого количества времени и усилий. Они представляют собой один из самых трудоёмких видов работ. Сегодня компьютер помогает ускорить этот процесс, а также сразу показать результат на экране.

Компьютер в магазине самообслуживания. Используется сканирующее устройство, которое считывает код, нанесенный на покупку.

Компьютер в банковских операциях. Мощные вычислительные системы позволяют выполнять большое количество операций, включая обработку чеков, регистрацию изменения каждого вклада, приём и выдачу вкладов, оформление ссуды и перевод вкладов с одного счёта на другой или из банка в банк. Крупнейшие банки имеют автоматические устройства, расположенные за пределами банка. Банковские автоматы позволяют клиентам снять деньги со счета, когда банк закрыт.

Компьютер в медицине. В настоящее время многие врачи используют компьютер в качестве помощника при постановке диагноза. Компьютер используется для обработки анализов и обследований пациентов.

Компьютер в сфере образования. Сегодня многие учебные заведения не могут обходиться без компьютеров. Достаточно сказать, что с помощью компьютеров: трёхлетние дети учатся различать предметы по их форме; шести- и семилетние дети учатся читать и писать; выпускники школ готовятся к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения; студенты исследуют, что произойдёт, если температура атомного реактора превысит допустимый предел. «Машинное обучение» – термин, обозначающий процесс обучения при помощи компьютера. Последний в этом случае выступает в роли «учителя». В этом качестве может использоваться микрокомпьютер или терминал, являющийся частью электронной сети передачи данных. Процесс усвоения учебного материала поэтапно контролируется учителем, но если учебный материал даётся в виде пакета соответствующих программ ЭВМ, то его усвоение может контролироваться самим учащимся.

Компьютеры на страже закона. Способность компьютеров хранить большое количество информации используется правоохранительными органами для создания картотеки преступной деятельности. Электронные банки данных с соответствующей информацией легко доступны государственным и региональным следственным учреждениям всей страны. В лабораториях криминалистов компьютеры помогаю проводить анализ веществ, обнаруженных на месте преступления. Заключения компьютера-эксперта часто оказываются решающими в доказательствах по рассматриваемому делу.

Компьютер как средство общения людей. Как только появилась возможность объединять несколько машин в сеть, пользователи ухватились за эту возможность не только для того, чтобы использовать ресурсы удаленных машин, но  и чтобы расширить круг своего общения. Создаются программы, предназначенные для обмена сообщениями  пользователей, находящихся на разных машинах. Наиболее универсальное средство компьютерного общения – это электронная почта. Она позволяет пересылать сообщения практически с любой машины на любую, так как большинство известных машин, работающих в разных системах, ее поддерживают. Электронная почта - самая распространенная услуга сети Internet.

Internet предоставляет уникальные возможности дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру.

Изобразительное творчество — одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу... В связи с новыми возможностями детям помогают развивать творчество еще и компьютер, а точнее его прикладные программы – графические редакторы.

В настоящее время возрастает роль информационных и контролирующих программ. Систематические занятия на компьютерах, возможность творческой деятельности меняют отношение учащихся к предмету в целом. Возникающий первоначальный интерес к художественной деятельности с использованием компьютера необходимо умело поддерживать и развивать. Развитие пользовательских навыков делает возможным диалог с машиной на более высоком уровне.

В то же время излишняя увлеченность машинным творчеством может привести к нежелательной деформации творческого мышления учащихся. Нельзя отрывать подростка от работы с натуральными художественными материалами, как предлагают некоторые учителя, полностью заменяя ее занятиями с использованием компьютера. Компьютерное творчество подростка необходимо связывать с потребностями его повседневной жизни. Изготовление на компьютере пригласительных билетов на школьный вечер, поздравительных открыток друзьям, всевозможных эмблем придает творческой деятельности учащихся большую значимость для них самих, приучает воспринимать общение с машиной не как развлечение, погружение в другую реальность, а как серьезную и полезную работу.

Для каждого направления применения компьютеров создается специальное программное обеспечения, которое называют графическими программами или графическими пакетами.

В настоящее время значительно усилилось внимание к развитию творческих способностей детей. Исследования по эффективности творчества сегодня оказываются под воздействием жизненно важных требований общества. С одной стороны, проблема развития творческих способностей – личностная проблема, т.к. творчество – это постоянное усовершенствование интеллекта. В творчестве человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои интересы и потребности, задатки и способности. С другой стороны, формирование творческой личности – это социальный заказ современного общества. Люди, обладающие способностью мыслить творчески, занимают активную жизненную позицию, предлагают новые идеи, разрабатывают оригинальные технологии и так далее.

Именно поэтому одной из основных задач современной педагогической науки и практики является разработка и использование таких технологий обучения, которые способствуют развитию творческих сил личности.

Музыка и компьютер: Первыми новые технологии освоили представители молодого поколения - ди-джеи. Этому способствовало также бурное развитие программного обеспечения - программных звуковых модулей и специализированных программ.

Компьютер прочно вошел не только в наш быт, но и в творческую сферу, и уже никто не спорит, необходимо ли иметь его в звукозаписывающей студии. В домашней студии компьютер, как правило, является главным компонентом, в котором производят все стадии звукозаписи: от рождения идеи до мастеринга и записи аудио-CD.

Применение компьютеров на сцене до недавнего времени было делом весьма непростым, но, благодаря быстрому росту производительности процессоров и мощности портативных компьютеров, использование ноутбука в живом выступлении уже никого не удивляет.

Компьютер вторгся даже в область классической музыки. Оказывается, он способен значительно облегчить жизнь и дирижерам. Композитор, дирижер и продюсер, работая с оркестром над саундтреками к фильмам, телевизионным передачам и рекламе, активно использует компьютер. При этом ноутбук исполняет роль не только проигрывателя ведущих треков, но и видеоплеера, и метронома, и звукозаписывающего устройства.

Компьютер – помощник человека, если его правильно использовать он принесет только пользу. Он придуман не для создания другой реальности, не для жизни в другом  мире. Стремительный поток информации, поступающей может захлестнуть относительно слабый мозг человека, постоянно испытывающего информационные перегрузки. Как бы то ни было, но этому суждено рано или поздно стать реальностью.  Необходимо максимально использовать те преимущества, которые дает компьютеризация, но и нельзя забывать, про те опасности и угрозы, которые дает передача функций, выполняемых человеком электронным устройствам. В связи с чем, необходимо понимать и изучать философские и социальные проблемы, которые будут возникать в ходе компьютерной революции, которая происходит сегодня.

Список использованной литературы:

  1. Бабаева Ю.Д., Щербакова О.Ю. Проблемы диагностики интеллектуальной и социальной одаренности, Ежегодник Российского психологического общества. М.:1995.
  2. Дмитриева Н.А.  Компьютер и мы. М.: КомпьютерПресс, 1999.
  3. Шафрин Ю. Информационные технологии, М.: 1998.
  4. Информатика (энциклопедический словарь для начинающих), М.: 1994.
  5. Российский энциклопедический словарь.
  6. Материалы из разнообразных ресурсов Internet.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях Исследование направлено на изуче...

Доклад на тему: "Формирование личности ребенка в современном мире"

1. Введение2. Основная частьИнтеллектуальные и нравственные потреб­ности подростка в приобретении опыта.Возможности, которые предоставляет для обретения этого опыта курс истории.Отсутствие в тради...

"Современный классный час как эффективное средство формирования личности современного школьника".

Формы проведения классных часов разнообразны6 лекции, беседы, встречи с интересными людьми и т.д....

Статья" Проектная деятельность как технология в формировании личности современного петербургского школьника на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время»

Проект «И мы сохраним тебя русская речь…» предполагает через последовательное и углубленное изучение национальной культуры слова воспитать не просто носителя русского языка, но обра...