«Современное телевидение как фактор активного воздействия на формирование личности человека»
материал на тему

информационный доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnyy_doklad.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационный доклад

на тему: «Современное телевидение как фактор активного воздействия на формирование личности человека»

Содержание:

Введение

I. Влияние телевидения на  формирование духовно-нравственных ценностей человека.

I.1 История развития телевидения;

I.2 Методы влияния средств массовой информации на сознание человека;

II. Условия по активизации формирования духовно-нравственных ценностей личности средствами телевидения.

II.1 Методические рекомендации по усовершенствованию телевизионных программ.

Список используемой литературы


Введение:

Актуальность выбранной темы продиктована временем. На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общетва придается большое значение.

Человек 21 века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом.

Информационный бум, ставший реальностью жизни Российского общества в последние 10 лет, привел, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации.  А с другой — стал одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик школьника, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности.

С первых лет своей жизни человек  попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все виды средств массовой информации, функционирующие в глобализированном культурном пространстве, в информационном поле, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения его разнородных компонентов. В связи с этим возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности телевидения как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций.  

Так, с одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Главный потребитель видеокультуры — молодой человек начала 21 века — представляет собой сложноструктурированный субъект, стратифицированный по возрасту, гендеру, профессии, уровню образования и т.д.

Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности человека. Изменения, происходящие в 21 веке, потребовали выявления роли телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей.

Цель: выявить возможности современного телевидения с точки зрения воздействия на формирование личности человека.

Задачи:

Изучить историю развития телевидения;

Выявить методы влияния средств массово информации на сознание человека;

Разработать методические рекомендации по усовершенствованию телевизионных программ.

Объектом является современное телевидение.

Предметом – воздействие современного телевидения на формирование личности человека.

Гипотеза: выявление возможностей и улучшение качества современного телевидения с точки зрения воздействия на формирование личности человека будет успешным, если телевизионные продюсеры в своей работе будут учитывать историю развития телевидения, методы влияния средств массовой информации на сознание человека, и на основе теоретических знаний использовать разработанные методические рекомендации по усовершенствованию телевизионных программ.

Методы исследования:

Анализ литературы по теме исследования

Мониторинг сетки вещания современных телекомпаний

Проведение и анализ анкетирования


Глава I. Влияние телевидения на  формирование духовно-нравственных ценностей человека.

I.1 История развития телевидения

Средства массовой коммуникации (СМК) -  технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), c   помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.[1]

         Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации — устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходят процесс «размножения» средств коммуникации. В XV веке появляется печатная книга, в XVII — газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап — изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке темпы «размножения» нарастают лавинообразно — широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая    связь.   Причем,   к концу   нашего   века  на первое  место    вышли    электронные средства  массовой коммуникации, значительно потеснив письменные.

Технологии телевидения не были изобретены одним человеком и за один раз. В основе телевидения лежит открытие фотоэффекта в селене, сделанное Уиллоуби Смитом в 1873 году. Изобретение сканирующего диска Паулем Нипковым в1884 году послужило толчком в развитии механического телевидения, которое пользовалось популярностью вплоть до1930-х годов. Основанные на диске Нипкова системы практически были реализованы лишь в 1925 году Дж. Бэрдом в Великобритании, Ч. Дженкинсом в США, И. А. Адамяном и независимо Л. С. Терменом в СССР.

10 октября 1906 года изобретатели Макс Дикманн, ученик Карла Фердинанда Брауна, и Г. Глаге зарегистрировали патент на использование трубки Брауна для передачи изображений[2]. Браун был против исследований в этой области, считая идею ненаучной.

В 1907 году Дикманном был продемонстрирован телевизионный приёмник, с двадцатистрочным экраном размером 3×3 см и частотой развёртки 10 кадр/с.

Первый патент на используемое сейчас электронное телевидение получил профессор Петербургского технологического института Борис Розинг, который подал заявку на патентование «Способа электрической передачи изображения» 25 июля1907 года. Однако ему удалось добиться передачи на расстояние только неподвижного изображения — в опыте 9 мая1911 года.

Настоящим прорывом в чёткости изображения электронного телевидения, что решило в конце концов в его пользу спор с механическим телевидением, стал «иконоскоп», изобретённый в 1923 году Владимиром Зворыкиным (он работал в то время для Radio Corporation of America). Иконоскоп — первая электронная передающая телевизионная трубка, позволившая начать массовое производство телевизионных приёмников. Его изобретение было запатентовано также советским учёным Семёном Катаевым в 1931 году, однако Зворыкин смог создать работающую модель на год раньше советских учёных — в 1933 году.

В 1926 году Кэндзиро Такаянаги впервые в мире при помощи электронно-лучевой трубки продемонстрировал изображение буквы катакана.

Движущееся изображение впервые в истории было передано на расстояние 26 июля 1928 года в Ташкенте изобретателями Борисом Грабовским и И. Ф. Белянским. Хотя акт Ташкентского трамвайного треста, на базе которого проводились опыты, свидетельствует, что полученные изображения были грубые и неясные, именно ташкентский опыт можно считать рождением современного телевидения[3].

Первый в истории телевизионный приёмник, на котором был произведён ташкентский опыт, назывался «телефотом». Заявка на патентование телефота по настоянию профессора Розинга была подана Б. Грабовским, Н. Пискуновым и В. Поповым 9 ноября 1925 года. Согласно воспоминаниям В. Маковеева, по поручению Минсвязи СССР все сохранившиеся документы о телефоте были изучены на предмет установления возможного приоритета советской науки кафедрами телевидения Московского и Ленинградского институтов связи. В итоговом документе констатировалось, что работоспособность «радиотелефота» не доказана ни документами, ни показаниями непосредственных свидетелей. Иного мнения относительно перспектив изобретения Грабовского придерживались в США, и в романе Митчела Уилсона «Брат мой, враг мой», излагающем американскую версию истории создания телевидения, где именно «телефот» описан как предтеча современного телевидения.

По другим данным первая передача движущегося изображения произошла 26 января 1926 года шотландским изобретателем Джоном Бэйрдом, основавшим в 1928 годBaird Television Development Company.

Имелись и другие модели электронного телевидения: изобретённые также в 1931 году «диссектор» Фило Фарнсворта и «бегущий луч»Манфреда фон Арденне, однако они не выдержали конкуренции с иконоскопом.

Регулярное телевещание в России началось 10 марта 1939 года. В этот день московский телецентр на Шаболовке через передатчики установленные на Шуховской башне передал в эфир документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б). В дальнейшем передачи велись 4 раза в неделю по 2 часа. Весной 1939 года в Москве передачи принимали более 100 телевизоров «ТК-1».

18 декабря 1953 года в США было начато первое в мире цветное телевещание в системе NTSC.

Во второй половине XX века телевидение получило широкое распространение. Его роль в мире подчеркнула ООН, установив памятный день — Всемирный день телевидения

Дальнейшие тенденции развития СМК можно проследить в постиндустриальных обществах, где формируется совершенно новая структура СМК. Так, в США создается телевидение, которое предлагает каждой семье по 500 каналов и создает возможности взаимодействия зрителей с телестанциями и между собой. Это телевидение, получившее название интерактивного (т. е. телевидение взаимодействия) дает телезрителям, в первую очередь, обратную связь с передающей станцией[4].

Можно, нажав кнопку сидя перед телевизором, заказать товар, высказать мнение (да, нет, не знаю), получить на экране информацию о ценах товаров, расписаниях транспорта, бронировать места в театрах или  гостиницах и т. д.

Настоящая революция в СМК произошла с появлением технологии комбинированных съемок, основанной на цифровом коде. (Наши зрители впервые познакомились с ее возможностями благодаря фильмам «Терминатор-2» и «Парк юрского периода»). Эта технология позволяет соединить в одном изображении несколько взятых поодиночке объектов, подогнать их по размеру, цветовой гамме, яркости, отретушировать, убрать любой «желательный элемент с неразличимой для глаз точностью. Можно восстановить даже очень сильно испорченные, поврежденные негативы. Можно из ничего создать декорации, синтезировать воображаемых актеров. Или можно «клонировать» актеров вполне реальных (т. е. создавать их двойников), чтобы те по заказу появлялись в сценах, в которых истинные актеры никогда не участвовали. А это значит, что можно «корректировать» архивные видеодокументы.

На основе имеющихся в настоящее время данных и их обобщения, возможно выделить три основные потребности человека, заставляющие его обращаться к телевидению. Это

 потребность в информационной связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации,

потребность в развлечениях и, в некоторой мере, похожая на нее, но не совпадающая полностью с ней,

потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни)[5].

При реализации потребности в отвлечении человек может смотреть телепрограммы, которые не вызывают у него интереса, а помогают уйти, психологически изолироваться от окружающей обстановки (например, в очереди, в длительных поездках, в ситуациях психоэмоциональной напряженности и т.д.).

Удовлетворение потребности в развлечении помогает иногда эмоционально разрядиться, получить определенную психоэмоциональную "стимуляцию" для последующей активной повседневной деятельности при условии, что удовлетворение данной потребности не становится доминирующей целью и смыслом деятельности человека и, соответственно, основной и подавляющей функцией времяпровождения.

Потребность в постоянной информационной связи и постоянном притоке информации из различных средств массовой коммуникации необходима человеку для реализации следующих целей:

- ориентировки в современной ситуации и социальной среде, а в более широком плане - социализации в обществе (усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу);

- развития общего кругозора, по сути, заменяющего процесс систематического обучения и получения общего образования, повышающего интеллектуальный уровень личности в целом;

- решения повседневных практических проблем (где купить необходимое, куда поехать отдыхать, как починить автомобиль, как ухаживать за садовыми растениями и т.п.).

- повышения профессионального уровня (за счет специализированных периодических изданий и других средств массовой коммуникации).


I.2 Методы влияния на сознание человека

 В научной литературе термины «средства массовой информации (СМИ)» и «средства массовой коммуникации (СМК)» используются либо избирательно, не пересекаясь, либо взаимозаменяясь как варианты. Исторически понятие СМИ сложилось как представление о виде социального института, доминирующей характеристикой которого является воздействие на общество через информационную функцию. В своей эволюции СМИ прошли, с различным темпом, ряд этапов — «элитный» (для избранной аудитории), массовый, специализированный (для отдельных социальных групп), интерактивный (потребитель информации выбирает программу сам).

Научное понятие СМК формируется позже, в связи с исследованием способов коммуникации и построением моделей массовой коммуникации.

Главной характеристикой СМК является воздействие на общество через коммуникативную функцию, что предполагает изучение компонентов коммуникативного процесса, их взаимосвязи и взаимодействия коммуникативных средств различных уровней в конкретных ситуациях.

При помощи СМК, особенно на аудитивном и аудиовизуальном каналах, перед массовой аудиторией актуализируются самые разнообразные ситуации, которые получают либо положительную, либо отрицательную оценку, — люди принимают систему социальных норм поведения, этических и нравственных ценностей, которые желательны с точки зрения данного общества.

В основе прагматической типологии СМК лежат такие характеристики, как степень воздействия в плане интеграции общества и в плане «конверсии» общественного мнения о социальных ценностях.

По первому основанию выделяются три типа СМК:

А) СМК, не способствующие интеграции общества в позитивном плане

Б) СМК, способствующие интеграции общества как в позитивном, так и негативном планах,

В) СМК, способствующие интеграции общества в позитивном плане, но дифференцированно, в зависимости от потребностей общества и доминирующей функции СМК — информационной, регулирующей, культурологической, что коррелирует со структурно-функциональной теорией массовой коммуникации.

Поскольку воздействие СМК может осуществляться в позитивном и негативном планах, налицо два противоположных процесса — интеграция и дифференциация общества.  В условиях социальной устойчивости это способствует совершенствованию многообразных форм интеграции.  В условиях социальной неустойчивости это чревато конфликтами и усугублением взаимного непонимания как в межличностной, так и в массовой коммуникации.

СМК способны: 1) вызывать изменения намеренно и ненамеренно, 2) вызывать незначительные по форме и интенсивности изменения, 3) усиливать существующее мнение, не изменяя его, 4) предотвращать возникающие изменения, 5) способствовать возникающим изменениям.

СМК с одной стороны, отражают происходящие изменения в обществе, с другой— влияют на эти изменения с различной степенью интенсивности. Эта взаимозависимость базируется на функциональной основе массовой коммуникации и актуализируется в конкретных социальных условиях, характерных для различных сфер деятельности людей.

Рассмотрение массовой коммуникации в прагматическом аспекте.

Массовая коммуникация способствует взаимодействию людей, развивает у индивида чувство принадлежности к обществу и создает ощущение личной безопасности. СМК позволяют индивиду идентифицировать себя как личность — удостовериться в правильности своего понимания социальных ценностей, познакомиться с образцами поведения, как бы «примерить» их на себя или, напротив, отвергнуть, сохраняя свою индивидуальность. Это стремление к самопознанию служит залогом развития гармоничного общества в условиях социальной устойчивости.

Далее, на наш взгляд, необходимо рассмотреть, те основные функции, которые должно выполнять телевидение перед обществом для обеспечения его нормального функционирования и развития в целом.

Одной из важнейших таких функции является обеспечение социального контроля в обществе. Осуществляется это посредством публичного информирования о деятельности различных социальных субъектов, органов власти и управления, экономических структур, происходящих важнейших событиях в общественно-политической, социально-экономической и в других сферах жизни общества. Телевидение  проводит собственные расследования, публично информируя об их результатах. Несмотря на отсутствие возможностей административных и экономических мер воздействия, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, контроль средств массовой коммуникации бывает не менее эффективен, так как он содержит моральную оценку и опирается на общественное мнение, роль которого в демократическом государстве достаточно высока, особенно в преддверии выборных кампаний. Средства массовой коммуникации, предоставляя доступ к использованию своих возможностей для различных социальных субъектов, в том числе оппозиции, осуществляют критику социально значимых действий различных государственных и общественных структур, формируют общественное мнение и тем самым реализуют функцию социального контроля в обществе.

 Средства массовой коммуникации играют большую роль в жизни человека любого возраста. Так, телепередачи смотрят каждый день 87% семей, а более 30% семей хотят иметь два телевизора из-за различий в предпочитаемых членами семьи передачах. Причем, видны явные половозрастные различия в жанрово-тематических предпочтениях. Мужчины предпочитают информационные, публицистические и спортивные программы радио и телевидения, а женщины —   телесериалы, литературно-драматические и музыкальные программы. Начиная с 12—13 лет подростки и молодежь предпочитают     рок-музыку,     спортивные     и развлекательные   программы.     В   целом  среди передач телевидения 72%   аудитории проявляет интерес к новостям,    63% — сериалам,    39% —к   эстраде,   33% —лотереям  и  викторинам,     29%—к   криминальной    хронике. Среди книг наибольшим успехом пользуются детективы (чаще других читают — 36%), историческая литература (24 %),    приключенческая      (20%),     любовные истории (19%)[6].

          Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку.

Некоторые исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека, хотя и не однозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводимые во Франции, показали, что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.

         И здесь надо особо сказать о видео. В России быстро растет число домашних кинотеатров в семьях. Основные зрители — подростки и юноши, а репертуар - фильмы ужасов, боевики, порнофильмы. Влияние подобной продукции на юных зрителей в наших условиях довольно эффективно, ибо у него практически нет конкуренции со стороны воспитательных структур.

Сегодня зависимость людей от телевидения стала всеобщей. У некоторых категорий (особенно у детей и подростков) эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью. Сначала врачи и педагоги, а теперь уже и политики рекомендуют родителям за дверями своих домов забывать о демократии и действовать авторитарно, заботясь, прежде всего, о благе детей. Можем считать, что наличие создаваемых ТВ цепей, пусть невидимых, является установленным фактом, и тезис о свободе ТВ от общественного контроля вытекает не из требований демократии, а из интереса некоторых социальных групп и является сугубо антидемократическим. Тем более, что этот интерес тщательно скрывается, следовательно, он противоречит интересам большинства. Мы пока не говорим о том, какое содержание вкладывает в свой театр теней контролирующая ТВ группа, какие доктрины вбивает она в головы прикованных цепями пленников. Проблема как раз в том, что вредоносны эти цепи сами по себе. Возникает заколдованный круг: наркотизирует, приковывает человека как раз то ТВ, которое хочется смотреть и смотреть - ТВ "высокого класса". Это как иностранная пища, насыщенная вкусовыми добавками: ее хочется жевать, но ты всем нутром чувствуешь, что это ядовитая дрянь. "Скучное" ТВ (каким и было оно в советское время) тем и хорошо, что человек потребляет его не больше, чем ему действительно надо для получения информации, знаний или развлечения.

Президент Американского общества газетных редакторов Лорен Гилионе, выступая в 1993 г., сказал: "Репортажи новостей по телевидению всегда порождали сомнение, реально ли то, что в них представлено. Природа визуальных средств информации - развлекать, драматизировать, создавать сны наяву для массового зрителя - влияет на содержание информации. Мир фантазии смешивается с миром факта. Для многих людей то, что появляется на экране телевизора, становится реальностью".

Почему Гилионе заговорил об этом в своей речи "Журналист завтрашнего дня"? Потому, что создание фиктивной реальности прямо связано с манипуляцией сознанием. Вот его гуманистический вывод: "Настоящие журналисты должны будут противиться давлению манипуляторов, диктаторов, "изобретателей", стремящихся размыть границу между действительностью и фантазией".


II. Условия по активизации формирования духовно-нравственных ценностей личности средствами телевидения.

II.1 Методические рекомендации по усовершенствованию телевизионных программ.


Список используемой литературы:

Ашин Г. К., Миф об элите и "массовом обществе", М., 1966

Грушин Б.А. “Мнение о мире и мир мнений. М:Политиздат,1967, с.64, с.65, с.67

Доронин А.И. “Информационно-аналитическая работа: обработка материалов средств массовой           информации”

Знаков  В.  В.  Типы  понимания  правды  о   негативных   явлениях   1960-1980//Психологический     журнал,  1992  т.12 №3 с.16

Колесников Ю.С. Прикладная социология,Ростов-на-Дону,”Феникс”,2001,с.117

Конецкая В.П.Социология коммуникации . Учеб. - М.: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997.

Леонтьев  А.  Н.  Потребности  и  мотивы  деятельности// Психология/ Под  ред.  А.  А.  Смирнова  и  др. – М.: 1962;

Мельник  Г.С.Mass  media:  психологические  проблемы  и   эффекты,   изд-во

СпбУ,1996,с.78

Полякова И.Н. “Отчет о результатах социологического опроса населения

России”,  Неделя, № 28 19 июля 2000 г

Советский энциклопедический  словарь/гл.ред.  Прохоров  А.М.,  М:Советская энциклопедия,1986,с.231

Советский  энциклопедический  словарь/гл.ред.Прохоров  А.М.,  М.:   Сов. Энциклопедия,1986, с.81

Шкондин М. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1996

www.agentura.ru/library/analit-pressa/


[1] Ашин Г. К., Миф об элите и "массовом обществе", М., 1966

[2]  Смирнов А. В. Основы цифрового телевидения. — М.: Горячая линия-Телеком, 2001. С. 224. ISBN 5-93517-059-0

[3] http://www.qrz.ru/articles/photos/story450/protokol_isp.djvu Протокол опытов с приборами для передачи движимых изображений на расстоянии.

[4] Конецкая В.П.Социология коммуникации . Учеб. - М.: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997.

[5] Леонтьев  А.  Н.  Потребности  и  мотивы  деятельности// Психология/ Под  ред.  А.  А.  Смирнова  и  др. – М.: 1962;

[6] Шкондин М. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство в начальной школе, как фактор формирования личности и развития сознания

Эта статья о моей работе в начальной школе в предметной области "Изобразительное искусство"...

Статья "Влияние компьютера на формирование личности современного человека"

Проблемы формирования личности в XXI в. можно выразить следующим образом:1. Каким образом влияет на формирование личности "общение" с компьютером?2. Положительное или отрицательное влияние оказывает т...

Современные молодежные субкультуры и их влияние на формирование личности подростка

Субкультура - это группа людей с похожими взглядами на мир которые, отличаются от мировоззрения навязанного большинству! Все люди разные и найти двух людей с одинаковым мировоззрением(взглядом на жизн...

Урок по общей биологии "Антропогенный фактор - комплексное воздействие человека на окружающую среду", для учащихся 10 класса

Урок - диалоговое обучение включает выступление учащихся с заранее заготовленным материалом. Учащиеся работают в группах. Предоставляют материал по итогам самостоятельной работы. Предоставляют свои пр...

Музыка как фактор оздоравливающего воздействия на организм человека

Данная работа посвящена вопросам влияния музыки на оздоровление организма человека. В многочисленных случаях именно музыка способна избавить от различных недугов. Именно поэтому функция оздоровления ч...

Семинар для классных руководителей на тему "Формирование устойчивости современного школьника к негативному психогенному воздействию социума"

Семинар для классных руководителей на тему "Формирование устойчивости современного школьника к негативному психогенному воздействию социума"...