Рабочая программа по информатике 8-9 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) на тему

Оленина Елена Владимировна

Рабочая программа по информатике 8-9 класс УМК Угринович

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_-8_-9_ugrinovich.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

 

     СОГЛАСОВАНО                                                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

Директор  МОУ «Учебно-                                                                                                                  Директор школы

методический центр»                                                                                                                     ___________Стефаненкова Т.Р.

_______________В.Е.Леонова                                                                                                      ___________________________

__________________________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования по информатике

(для  8 - 9 классов)  

 

 

Составитель  Оленина Елена Владимировна, учитель информатики

Верея, 2013

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по информатике рассчитана на изучение предмета в  8 -9 классах на общеобразовательном уровне и составлена на основе следующих документов:

1.Рабочие программы по информатике и ИКТ  5–11 класс/Т.К.Смыковская. – М.: Глобус, 2008 г

2.Сборник  нормативных документов, Информатика и ИКТ, М.:Дрофа.2005 г.

3.Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения Верейская общеобразовательная школа

4. Информатика. Программа для основной школы : 7–9 классы  Авторы: Угринович Н. Д., Самылкина Н. Н., 2012

 Учебно – методическая литература для учащихся и учителя:

- «Информатика и ИКТ». Учебник  8 кл. Базовый уровень/ Под ред. Н.Д. Угринович – 3-е изд. //М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.

- «Информатика и ИКТ». Учебник  9 кл. Базовый уровень/ Под ред. Н.Д. Угринович – 3-е изд. //М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.

Основные цели обучения информатики в 8 - 9 классах:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной  и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи курса:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

- в 8 классе – 34 часа (по 1 часу в неделю);

- в 9 классе – 70 часов (по 2 часа в неделю);

Количество лабораторных и практических работ:

- в 8 классе – 15.

- в 9 классе – 28.

Количество контрольных  работ:

- в 8 классе - 3.

- в 9 классе – 4.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

8 класс

1.Информация и информационные процессы (9 часов)

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

 Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

 Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

 об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек;

 о системах управления техническими устройствами, роботах, информационных и коммуникационных технологиях

определение  науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий;

 различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования;

 единицы измерения информации, соотношения между ними;

 формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении.

Уметь:

 определять виды и свойства информации;

 приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий;

 перекодировать с русского письменного языка на русский устный;

 определять объем в различных единицах измерения количества информации;

 решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение.

2.Компьютер как универсальное устройство обработки информации  (7 часов)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.

Практические работы:

 Практическая работа № 3  «Определение разрешающей способности мыши».

 Практическая работа № 4  «Форматирование дискеты».

 Практическая работа № 5  «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

 Практическая работа № 6  «Установка даты и времени».

 Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

 об устройстве компьютера;

 понятия данных, программы, процесса программной обработки данных;

 основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы;

 виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры;

 что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования;

 определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений;

 что такое полное и сокращенное имена файлов, обозначения дисков, понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу;

 основные действия с файлами и папками;

 что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы;

 понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения;

 определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню;

 что такое информационное пространство какого-либо одного компьютера, структуру иерархической системы папок Windows, назначение папок Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола;

 что такое компьютерный вирус, виды компьютерных вирусов, понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ.

Уметь:

 составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК;

 определять тактовую частоту процессора;

 разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода;

 различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера;

 распознавать различные типы файлов;

 записывать полное имя файла;

 пояснять выполнение действий с папками и файлами;

 перезагружать компьютер;

 объяснять назначение основных прикладных программ;

 работать с программой обработки изображений;

 создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки;

 находить антивирусную программу на компьютере.

3.Коммуникационные технологии (16 часов)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

 Практическая работа № 8  «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

 Практическая работа № 9  «Подключение к Интернету».

 Практическая работа № 10  «География Интернета».

 Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».

 Практическая работа № 12  «Работа с электроннойWeb-почтой».

 Практическая работа № 13  «Загрузка файлов из Интернета».

 Практическая работа № 14  «Поиск информации в Интернете».

 Практическая работа № 15  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

 принцип процесса передачи информации, характеристики канала связи;

 основные виды компьютерных сетей, их топологию;

 понятие протокола, основные виды протоколов;

 особенности работы с каталогами и поисковыми машинами, URL-адреса, преимущества и недостатки основных поисковых машин;

 систему адресации электронной почты;

 назначение электронной почты;

 понятия почтового сервера и клиента, протокола службы, учетной записи, сообщения, папки электронной почты, загрузки и отправки сообщений;

 правовые и этические нормы распространения информации;

 преимущество web-страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в html-документе;

 логическую структуру web-страницы;

 основные теги для форматирования текста, для вставки изображений, для создания гиперссылки.

Уметь:

 организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета;

 определять качество и количество информации, передаваемое по определенному каналу связи;

 владеть понятиями сервер, программа-сервер, программа-клиент, хост;

 создавать свой электронный ящик на web-сервере, структурировать входящие сообщения, просматривать маршрут следования письма;

 избирательно относиться к полученной информации;

 использовать web-ресурсы в повседневной жизни и в учебной деятельности;

 создавать web-страницу с использованием html-тегов;

 создавать web-страницы с помощью редактора Блокнот, создавать web-сайты с помощью web-редактора;

 организовывать web-сайты, используя табличный способ представления информации;

 использовать средства ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.

9 класс

1.Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15часов)

Пиксель. Растр. Разрешающая способность. Глубина цвета. Графические режимы монитора. Видеопамять. Графические объекты. Графические редакторы. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные инструменты для создания и обработки графических изображений. Интерфейс и основные инструменты для создания анимации. Интенсивность звука. Частота звука. Громкость звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора. Основные команды обработки звука. Технические средства и способы обработки цифровых фото и видео. Методы сжатия видеоинформации. Обзор программ, позволяющих выполнять захват, печать и редактирование цифровых фото и видео.

Практические работы:

 Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».

 Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

 Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

 Практическая работа № 4 «Анимация»

 Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации»

 Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

 Контрольная работа № 1 «Кодирование и обработка графической информации»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

 формы представления графической информации;

 характеристики растрового и векторного изображения;

 характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов;

 как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB;

 способы получения и редактирования цифровых фотографий: этапы создания цифрового видеофильма.

Уметь:

 редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах;

 выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа;

 проводить оценку качества оцифрованного звука;

 проводить захват и редактирование цифрового фото и видео.

2.Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов)

Кодировки знаков. Принцип кодирования текстовой информации. Текстовый редактор. Текстовый процессор. Способы создания текстовых документов. Параметры страницы. Вставка колонтитулов и номеров страниц. Буфер обмена. Редактирование текстовой информации. Специальные символы. Редактор формул. Операции поиска и замены. Проверка правописания. Автозамена частых опечаток. Сохранение исправлений. Форматирование символов. Абзац. Форматирование абзацев. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Форматирование заголовков. Способы создания таблиц. Редактирование и форматирование таблиц. Гипертекст. Гиперссылки. Закладки. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода. Назначение и использование сканера.

Практические работы:

 Практическая работа № 7  «Кодирование текстовой информации».

 Практическая работа № 8  «Вставка в документ формул».

 Практическая работа № 9  «Форматирование символов и абзацев».

 Практическая работа № 10  «Создание и форматирование списков».

 Практическая работа № 11 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

 Практическая работа № 12 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

 Практическая работа № 13 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

 Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка текстовой информации»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

 различные кодировки знаков, принцип кодирования текстовой информации;

 различные способы создания документа, установку параметров страницы;

 что такое буфер обмена, редактирование, специальные символы, редактор формул;

 как выполняются операции поиска и замены, проверки правописания, автозамены частых опечаток, сохранения исправлений;

 параметры форматирования символов;

 что такое абзац, основные параметры абзаца;

 понятия нумерованных, маркированных, многоуровневых списков;

 как задаются параметры форматирования заголовков;

 различные способы создания таблиц, методы их редактирования и форматирования;

 понятия гипертекста, гиперссылки, закладки;

 о различных возможностях компьютерных словарей и систем компьютерного перевода;

 назначение и использование сканера, его основные возможности.

Уметь:

 переключать кодировку символов в текстовом редакторе;

 устанавливать различные параметры страницы;

 вставлять в текст специальные символы, буквицу, математические формулы, копировать, перемещать и удалять фрагменты текста;

 сохранять текст в различных форматах, печатать документ;

 использовать различные параметры форматирования символов;

 форматировать абзацы;

 создавать нумерованные и маркированные списки;

 использовать стили форматирования, устанавливать вид оглавления документа;

 создавать и заполнять таблицы;

 создавать простейший гипертекстовый документ;

 переводить англоязычные термины;

 сканировать бумажные документы и преобразовывать их в компьютерные текстовые документы с помощью систем оптического распознавания.

3.Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)

Системы счисления и их назначение. Свернутая и развернутая форма записи числа. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление) для двоичных чисел. Различные форматы хранения чисел в компьютере. Электронная таблица. Ячейка. Адрес ячейки. Диапазон ячеек. Лист. Книга. Форматирование ячеек. Правила ввода в электронную таблицу основных типов данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Алгоритм суммирования значений диапазона ячеек. Функции для нахождения степени и квадратного корня. Диаграммы. Типы диаграмм. Способы задания исходных данных. Область диаграммы. Легенда.

Практические работы:

 Практическая работа № 14  «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

 Практическая работа № 15  «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

 Практическая работа № 16  «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

 Практическая работа № 17 «Построение диаграмм различных типов».

 Практическая работа № 18  «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

 Контрольная работа № 3 «Кодирование и обработка числовой информации»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

 что такое системы счисления, какие они бывают, свернутая и развернутая форма записи числа, назначение систем счисления;

 алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот;

 таблицы сложения, вычитания и умножения двоичных чисел, алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной и десятичной системах счисления;

 о различных форматах хранения чисел в компьютере;

 что такое электронная таблица, понятие ячейки, адреса, диапазона, листа, книги;

 правила ввода в электронную таблицу трех основных типов данных;

 что такое относительные, абсолютные и смешанные ссылки;

 алгоритм суммирования значений диапазона ячеек, функции для нахождения степени и квадратного корня;

 различные типы диаграмм, способы задания исходных данных, понятия области диаграммы, области построения диаграммы, легенды.

Уметь:

 записывать числа в свернутой и развернутой формах в десятичной и двоичной системах счисления;

 выполнять перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот;

 выполнять основные арифметические действия для двоичных чисел;

 переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную;

 определять адрес ячейки и диапазона, проводить простейшее форматирование ячеек (ставить рамки, использовать заливку, изменять высоту строк, толщину столбцов, удалять и вставлять строки и столбцы);

 записывать математические выражения по правилам электронной таблицы;

 вводить формулы с различными видами ссылок;

 заполнять таблицы значениями функции;

 выбирать типы диаграмм, задавать основные параметры, строить простейшие диаграммы.

4.ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (20 часов)

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Обзор языков программирования. Язык программирования Basic256, назначение элементов интерфейса. Проект, форма, объекты, свойства и методы. Этапы разработки проекта. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Оператор присваивания. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Линейный алгоритм. Функции ввода и вывода данных, кодовые значения, определяющие вид окна сообщений. Ветвление: полное и неполное. Алгоритмическая структура «выбор» и ее реализация на Basic256. Графические методы.

Практические работы:

 Практическая работа № 19 «Знакомство с системами объектно-ориентированного программирования»

 Практическая работа № 20 «Проект «Переменные»»

 Практическая работа № 21 «Проект «Строковый калькулятор»»

 Практическая работа № 22 «Проект «Даты и время»»

 Практическая работа № 23 «Проект «Калькулятор»»

 Практическая работа № 24 «Проект «Сравнение кодов символов»»

 Практическая работа № 25 «Проект «Отметка»»

 Практическая работа № 26 «Проект «Коды символов»»

 Практическая работа № 27 «Проект «Слово-перевертыш»»

 Практическая работа № 28 «Проект «Графический редактор»»

 Контрольная работа № 4 «Основы алгоритмизации и программирования»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

 понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов;

 понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы;

 процесс исполнения алгоритма компьютером;

 понятия транслятора, компилятора;

 классификацию и названия языков программирования;

 особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования;

 основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры;

 этапы разработки и способ загрузки проектов;

 понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных;

 основные алгоритмические структуры;

 структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных;

 правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур.

Уметь:

 обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта;

 представлять алгоритм в виде блок-схемы;

 изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры;

 применять оператор присваивания;

 описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран;

 выполнять арифметические операции над переменными;

 организовать диалоговые окна сообщений;

 применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов;

 создавать простые графические редакторы;

 определять результат программы по ее описанию.

5.МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ (10 часов)

Моделирование как метод познания. Модели материальные и информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. План проведения поэтапного моделирования. Компьютерный эксперимент. Компьютерные модели из различных предметных областей. Информационные модели систем управления. Обратная связь.

Практические работы:

 Практическая работа № 29 «Бросание мячика в площадку»

 Практическая работа № 30 «Проект «Графическое решение уравнений»»

 Практическая работа № 31 «Проект «Распознавание удобрений»»

 Практическая работа № 32 «Проект «Модели систем управления»»

  Контрольная работа № 5 «Моделирование и формализация»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

 понятия моделирования, формализации, визуализации;

 основные этапы моделирования;

 принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними.

Уметь:

 приводить примеры моделирования в различных областях деятельности;

 создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;

 строить информационные модели систем управления;

 приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях.

6.ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА (3 часа)

Информационное общество. Информатизация и компьютеризация. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации

что такое информационная культура

перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Уметь:

приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни

приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий

7.ПОВТОРЕНИЕ (3 часа)

Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

 виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

 единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

 основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

 программный принцип работы компьютера;

 назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

 выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

 оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

 оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

 создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8 класс

Раздел,

тема урока

Тип

урока

Элементы обязательного минимума

Результат обучения

Формы контроля

Домашнее задание

Планируемая дата

Фактическая дата

РАЗДЕЛ I.  Информация и информационные процессы (9 ч)

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.

Урок изучения нового материала

Инструктаж по технике безопасности. Информационные процессы в живой и неживой природе. Получение, передача и использование информации.

Знать чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатики,  иметь представление об информации, знать виды

информации,

примеры

источников и

приемников

информации.

Уметь приводить примеры различной информации, приводить характеристику свойств информации на примерах.

Опорный конспект, беседа по вопросам.

§ 1.1.1. – 1.1.2.

Стр. 8-12

6.09

2

Информация в обществе и технике.

Комбинированный урок.

Устройства, управляемые человеком.

Устройства, управляемые другими устройствами.

Знать способы восприятия информации человеком.

Уметь приводить примеры протекания информационных процессов в обществе и в технических системах.

Фронтальный опрос

§ 1.1.3 – 1.1.4

Стр. 12-18

13.09

3

Первое знакомство с работой на ПК

Урок - практикум

Клавиатура ПК

Знать клавиатуру ПК

Уметь пользоваться клавиатурой ПК

Практическая работа на ПК

Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Стр. 126-129.

20.09

4

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

Урок изучения нового материала

Знаки (иконические знаки, символы), сигналы. знаковые системы. естественные языки.

формальные языки.

двоичная знаковая система. алфавит. Кодирование. Длина кода. Код.

Знать о знаковых системах как способе кодирования информации, знать многообразие кодов, которые окружают человека.

Уметь приводить примеры знаковых систем; осознавать роль двоичной знаковой системы; определять длину кода.

Тест: «Информация»

§ 1.2.1,

1.2.2,

1.2.3.

Стр. 18-25

27.09

5

Количество информации.

Комбинированный урок

Количество информации, единицы измерения информации.

Знать единицы измерения информации и соотношения между ними.

Фронтальный опрос

§ 1.3.1

Стр. 26-28

4.10

6

Определение количества информации.

Урок изучения нового материала

Определение количества информационных сообщений и количества информации.

Знать формулу расчета количества информации.

Уметь применять формулу расчета количества информации при решении задач.

Решение задач

§ 1.3.2.

Стр. 28-30

11.10

7

Алфавитный подход к определению количества информации.

Комбинированный урок.

Алфавит. Мощность алфавита.

Знать суть алфавитного подхода.

Уметь вычислять информационную емкость одного знака алфавита, информационный объем сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита.

Работа на ПК

Практическая работа №2:  «Перевод единиц измерения количества информации»

§ 1.3.3.

Стр. 30-32

18.10

8

Решение задач по теме  «Количество информации».

Урок повторения и закрепления

Измерение количества информации (алфавитный подход)

Уметь переводить одни единицы измерения информации в другие, вычислять информационный объем текста, сравнивать информационный объём текста и носителя информации.

Решение задач

Стр.

32 №1.8-1.10

25.10

9

Контрольная работа № 1 «Количество информации».

Урок контроля и оценивания знаний

Информация и её свойства. Измерение количества информации.

Знать основные понятия темы.

Уметь применять полученные знания по теме при решении практических задач.

Контрольная работа

Повторить глава 1 стр.8-32

7.11

РАЗДЕЛ II. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 ч)

10

Устройство компьютера.

Комбинированный урок

Компьютер – универсальное устройство обработки информации.  Процессор. Устройства ввода и вывода информации. Память компьютера. Носители информации.

Знать устройства, входящие в состав компьютера, и их функции; знать основные характеристики процессора, влияющие на его производительность.

Уметь различать устройства ввода и вывода; определять и сравнивать информационный объем различных носителей информации.

Беседа по вопросам.

Практическая работа № 3:  «Определение разрешающей способности мыши».

§ 2.1-2.2

Стр.33-50.

Стр. 134 - 137

15.11

11

Файлы и файловая система.

Комбинированный урок

Файл, имя файла, расширение, папка. Таблица размещения файлов, форматирование (быстрое, полное), файловая система (одноуровневая, многоуровневая), путь к файлу, полное имя файла. Копирование, перемещение, удаление, переименование, архивация, дефрагментация.

Знать правила составления имен файлов; виды файловых систем.

Уметь определять тип файла по расширению; уметь выполнять основные операции над файлами.

Тест: «Устройство компьютера».

Практическая работа №4:  «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 5  «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

§ 2.3

Стр. 50-58

Стр. 133 – 134, 130 - 132

22.11

12

Программное обеспечение компьютера.

Урок изучения нового материала

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладная программа. Система программирования.

Знать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера; функции операционных систем; назначение различных прикладных программ.

Беседа по вопросам

§ 2.4

Стр. 58-62

29.11

13

Графический интерфейс операционных систем

Комбинированный урок

Интерфейс. Графический интерфейс. Управляющие элементы. Информационное пространство. Значок. Ярлык.

Знать основные элементы управления графическим интерфейсом компьютера.

Уметь управлять операционной системой посредством графического интерфейса.

Тест: «Файлы. Программное обеспечение компьютера».

Практическая работа № 6  «Установка даты и времени».

§ 2.5-2.6

Стр. 63-69

Стр. 137

6.12

14

Компьютерные вирусы  и антивирусные программы.

Комбинированный урок

Вирусы, виды вирусов. Антивирусные программы.  Профилактика. Проверка носителя.

Знать что такое вирус; возможность заражения компьютера вирусами; меры профилактики – защиты от вирусов.

Уметь пользоваться антивирусными программами для проверки носителя информации.

Фронтальный опрос.

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

§ 2.7

Стр. 69-72

Стр. 140

13.12

15

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

Урок изучения нового материала

Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.

Знать правовые нормы, действующие на рынке программного обеспечения.

Тест: «Компьютерные вирусы  и антивирусные программы.

»

§ 2.8.

Стр. 72-78

20.12

16

Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

Урок контроля и оценивания знаний

Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Компьютерные вирусы  и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

Знать основные понятия темы.

Уметь применять полученные знания по теме при решении практических задач.

Контрольная работа

Повторить глава 2 стр.33-79

27.12

РАЗДЕЛ III. Коммуникационные технологии  ( 16 ч.)

17

Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.

Урок изучения нового материала

Инструктаж по технике безопасности. Передача информации, источник, приемник, информационный канал, пропускная способность канала.

Знать основную характеристику канала передачи информации – пропускную способность.

Беседа по вопросам

§ 3.1.

Стр. 80-81

10.01

18

Локальные компьютерные сети.

Комбинированный урок

Локальные компьютерные сети, топология сети. Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей.

Знать назначение локальной сети, различные топологии сети и их отличия.

Работа на ПК

Практическая работа №8:  «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.»

§ 3.2

Стр. 81-84

Стр. 143-144

17.01

19

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Комбинированный урок

Состав Интернета. Подключение к Интернету. Адресация в Интернете.

Знать принцип адресации компьютеров в Интернете (IP-адрес, доменное имя), некоторые имена доменов верхнего уровня.

Уметь подключать компьютер к Интернету.

Работа на ПК

Практическая работа № 9  «Подключение к Интернету».

§ 3.3

Стр. 84-94

Стр. 144-148

24.01

20

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Комбинированный урок

Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

Знать каким образом производится доставка данных по указанному Интернет-адресу.

Работа на ПК

Практическая работа № 10  «География Интернета».

§ 3.3

Стр. 84-94

Стр. 149-151

31.01

21

Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина.

Комбинированный урок

Всемирная паутина, технология Word Wide Web, браузер, гиперссылка.

Знать назначение технологии WWW и способы доступа к Web-ресурсам сети Интернет

Работа на ПК

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

§ 3.4

Стр. 94-97

Стр. 151-154

7.02

22

Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта.

Комбинированный урок

Электронная почта. Адрес электронной почты.

Знать функции электронной почты.

Уметь работать с почтовым ящиком.

Работа на ПК.

Практическая работа № 12  «Работа с электронной Web-почтой».

§ 3.4

Стр. 98-100

Стр. 155-158

14.02

23

Файловые архивы.

Комбинированный урок

Серверы файловых архивов. Менеджеры загрузки файлов. Адрес файла на сервере файлового архива.

Знать об информационных ресурсах, предоставляемых сетью Интернет.

Уметь загружать файлы из Интернета.

Работа на ПК.

Практическая работа № 13  «Загрузка файлов из Интернета».

§ 3.4

Стр. 100-102

Стр. 158-161

21.02

24

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

Урок изучения нового материала

Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

Знать какие формы общения в реальном времени существуют в Интернете; какие данные можно передавать из Интернета в сеть мобильной связи и обратно.

Тест: «Глобальная компьютерная сеть Интернет.

»

§ 3.4

Стр. 102-106

28.02

25

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Комбинированный урок

Поисковая система, ключевые слова, Интернет- магазин. Электронная коммерция в Интернете.

Знать об услугах, предоставляемых сетью Интернет

Уметь отыскивать нужную Информацию в сети Интернет.

Работа на ПК.

Практическая работа № 14  «Поиск информации в Интернете».

§ 3.5

Стр. 107–112

Стр. 161-165

14.03

26

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

Урок изучения нового материала

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

Знать в чем преимущество Web-страниц перед обычными текстовыми документами; логическую структуру Web-страницы.

Фронтальный опрос

§ 3.7

Стр. 113 -116

21.03

27

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

Комбинированный урок

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

Уметь оформлять  Web-страницу, размещая на ней изображение; объединять Web – страницы в web – сайты.

Работа на ПК

§ 3.7

Стр. 117-119

4.04

28

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Урок- практикум

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Уметь представить информацию на Web-страницах в виде списка; располагать на Web-страницах различные управляющие элементы.

Фронтальный опрос

§ 3.7

Стр. 119-123

11.04

29-32

Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.

Урок- практикум

HTML – практикум.

Уметь самостоятельно разрабатывать web – сайты с использованием языка разметки гипертекста HTML

Работа на ПК.

Практическая работа № 15  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Стр. 165-172

18.04

РАЗДЕЛ IV.Повторение  ( 3 ч.)

33

Повторение по  теме: «Информация. Устройство компьютера. Коммуникационные технологии»

Комбинированный урок

Базовые понятия (Стандарт)

Знать базовый компонент (Стандарт)

Фронтальный опрос

Повторить определения

25.04

34

Итоговая контрольная работа.

Урок контроля и оценивания знаний

Базовые понятия (Стандарт)

Знать базовый компонент (Стандарт)

Контрольная работа

Тест на листочках

16.05

35

Урок обобщения знаний по теме: «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

Комбинированный урок

Анализ результатов итоговой контрольной работы. Коррекция знаний

Знать базовый компонент (Стандарт)

Фронтальный опрос

23.05

9 класс

Раздел,

тема урока

Тип

урока

Элементы обязательного минимума

Результат обучения

Формы контроля

Домашнее задание

Планируемая дата

Фактическая дата

РАЗДЕЛ I.  Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 ч)

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Пространственная дискретизация.

Урок изучения нового материала

Инструктаж по технике безопасности. Введение: структура курса. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Дискретная и аналоговая формы представления информации. Пиксель. Разрешающая способность.

Знать чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатики,  принцип дискретного (цифрового) представления графической информации.

Уметь выполнять правила поведения в компьютерном классе; вычислять информационный объем растрового изображения.

Фронтальный опрос

§ 1.1.1.

Стр. 10-13

3.09

2

Растровые изображения на экране монитора

Урок изучения нового материала

Графические режимы экрана монитора.  Пространственное разрешение.

Знать параметры графического режима экрана монитора.

Уметь устанавливать графический режим монитора.

Работа на ПК. Практическая работа №1.1. «Кодирование графической информации»

§ 1.1.2.

Стр. 14-15; стр 175-177

7.09

3

Параметры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB

Комбинированный урок

Системы цветопередачи RGB, CMYK, HSB

Знать принцип формирования оттенков цвета на экране монитора и хранения цвета в двоичном виде

Решение задач

§ 1.1.2.

Стр. 15-21

10.09

4

Растровая графика

Комбинированный урок

Растровая графика. Графические примитивы

Знать отличительные особенности растровой графики

Работа на ПК. Практическая работа №1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

§ 1.2.1.

Стр. 21-24; стр 177-179

14.09

5

Векторная графика

Комбинированный урок

Векторная графика. Графические примитивы.

Знать отличительные особенности векторной графики

Работа на ПК. Практическая работа №1.3. «Создание рисунков в векторном и графическом редакторе»

§ 1.2.2.

Стр. 24-27; стр 179-183

17.09

6

Интерфейс и основные возможности графических редакторов

Урок изучения нового материала

Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов.

Знать отличительные особенности разных видов графики.

Уметь работать с рисунками в графических редакторах.

Фронтальный опрос

§ 1.3.

Стр. 28-31

21.09

7

Рисование графических примитивов в растровых графических редакторах.

Урок- практикум

Рисование графических примитивов в растровых графических редакторах.

Уметь создавать изображения графических примитивов, рисунки, чертежи.

Решение задач на ПК

§ 1.3.1

Стр. 28-31

24.09

8

Инструменты рисования растровых графических редакторов

Урок-практикум

Редактирование изображений и рисунков. Инструменты рисования растровых графических редакторов.

Уметь создавать изображения с использованием графической панели.

Фронтальный опрос. Решение задач на ПК.

§ 1.3.2

Стр. 31-32

28.09

9

Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Урок-практикум

Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Уметь создавать изображения с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного)

Работа на ПК

§ 1.3.3

Стр. 32-34

1.10

10

Редактирование изображений и рисунков

Урок-практикум

Редактирование изображений и рисунков

Уметь создавать изображения с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного)

Работа на ПК

§ 1.3.4.

Стр. 35-37

5.10

11

Растровая и векторная анимация

Комбинированный урок

Растровая и векторная анимация. Gif- анимация и Flash-анимация

Знать возможность создания анимации при помощи компьютера.

Работа на ПК

Практическая работа №1.4. «Анимация»

§ 1.4.

Стр. 37-40; стр 183-188

8.10

12

Кодирование и обработка звуковой информации

Комбинированный урок

Звуковая информация. Временная дискретизация. Пространственная дискретизация. Глубина кодирования звука.

Знать характеристики, влияющие на качество оцифрованного звука.

Работа на ПК

Практическая работа №1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации»

§ 1.5.

Стр. 40-44; стр 188-191

12.10

13-14

Цифровое фото и видео

Урок-практикум

Цифровая фотография. Цифровое фото и видео.

Уметь записывать изображение и звук с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов, микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов), осуществлять монтаж информационного объекта.

Работа на ПК

Практическая работа №1.6. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

Практическая работа №1.7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»

§ 1.6.

Стр. 45-48; стр 191-195

15.10

19.10

15

Контрольная работа №1: «Обработка графической информации»

Урок контроля знаний

Кодирование графической информации. Пространственная и временная дискретизация. Дискретная и аналоговые формы представления информации. Пиксель. Разрешающая способность. Глубина кодирования звука.

Знать основные понятия темы.

Уметь применять полученные знания по теме при решении практических задач.

Контрольная работа.

Глава 1 (повторить)- стр 10-48

22.10

РАЗДЕЛ II. Кодирование и обработка текстовой информации  (9 ч)

16

Кодирование текстовой информации

Урок изучения нового материала

Текстовая информация. Кодовая таблица.

Знать принцип кодирования текстовой информации. Осознавать проблемы, связанные с кодировкой символов русского алфавита, пути их решения.

Решение задач. Практическая работа №2.1. «Кодирование текстовой информации»

§ 2.1.

Стр. 49-52; стр 196-199

26.10

17

Ввод и редактирование документа

Комбинированный урок

Ввод, редактирование текса. Исправление ошибок.

Уметь исправлять ошибки  в тексте, используя приемы редактирования и режим автоматической проверки орфографии.

Работа на ПК

§ 2.2.

Стр. 52-59

5.11

18

Сохранение и печать документов

Урок-  практикум

Сохранение и печать документов

Уметь сохранять и распечатывать документы

Фронтальный опрос

§ 2.4.

Стр. 59-61

9.11

19

Форматирование документа

Урок-практикум

Шрифт (параметры символа)

Уметь применять на практике приемы форматирования символов

Работа на ПК Практическая работа №2.2. «Вставка в документ формул»

§ 2.5.1.

Стр.61-63, 199-201

12.11

20

Форматирование абзацев

Урок-практикум

Абзац. Параметры абзаца (выравнивание, красная строка, интервалы)

Знать основные параметры абзаца.

Уметь изменять основные параметры абзаца.

Работа на ПК Практическая работа №2.3. «Форматирование символов и абацев»

§ 2.5.2.

Стр.63-65, 201-203

16.11

21

Нумерованные и маркированные списки

Урок-практикум

Включение в текстовый документ списков. Форматирование списков.

Знать возможности структурирования текста при помощи списков.

Уметь оформлять текст списком.

Работа на ПК Практическая работа №2.4. «Создание и форматирование списков»

 § 2.5.3.

Стр.66-67, 204-207

19.11

22

Таблицы

Урок-практикум

Таблица, строка, столбец, ячейка

Уметь создавать и заполнять таблицы

Работа на ПК Практическая работа №2.5. «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными»

§ 2.6.

Стр.67-69, 207-211

23.11

23

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Комбинированный урок

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Знать о возможностях компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность), приемы создания текстовых документов с  использованием вспомогательных программ – словарей и подготовка документов к печати с использованием периферийного оборудования;  приемы создания текстовых документов с использованием периферийного оборудования (сканер) и программных средств для распознавания полученного изображения;  с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате.

Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода.

Работа на ПК Практическая работа №2.6. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»

Практическая работа №2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

§ 2.7, 2.8.

Стр.70-74, 211-213

26.11

24

Контрольная работа №2: «Кодирование и обработка текстовой  информации»

Урок контроля знаний

Кодирование текстовой информации. Ввод, редактирование текса. Исправление ошибок.

Знать основные понятия темы.

Уметь применять полученные знания по теме при решении практических задач.

Контрольная работа.

Глава 2 (повторить)- стр 49-75

30.11

РАЗДЕЛ III. Кодирование и обработка числовой информации  (10 ч)

25

Кодирование числовой информации

Урок изучения нового материала

Кодирование числовой информации

Знать способы кодирования числовой информации

Фронтальный опрос

Конспект

3.12

26

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Урок изучения нового материала

Система счисления, непозиционные и позиционные системы счисления, основание системы, разряд, развернутая форма записи числа.

Уметь приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, объяснять отличия, называть основные позиционные системы счисления.

Решение задач.

Практическая работа №3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

§ 3.1.1.

Стр.75-80, 214-215

7.12

27

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Урок изучения нового материала

Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах  счисления.

Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую; выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления.

Решение зада

§ 3.1.2.

Стр.80-82, 214-216

10.12

28

Двоичное кодирование чисел в компьютере

Комбинированный урок

Двоичное кодирование чисел в компьютере

Знать как хранятся числа в памяти компьютера

Фронтальный опрос

§ 3.1.2.

Стр.82-84

14.12

29

Электронные таблицы

Комбинированный урок

Электронные таблицы, столбец, строка, ячейка

Знать назначение электронных таблиц.

Уметь заполнять и форматировать таблицы данных, выполнять несложные вычисления в среде электронных таблиц.

Работа на ПК

§ 3.2.1.

Стр.84-87

17.12

30

Основные типы и форматы данных

Комбинированный урок

Типы данных: числа, текст, формулы

Знать основные типы данных.

Уметь различать основные типы данных.

Фронтальный опрос

§ 3.2.2.

Стр.87-89

21.12

31

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Комбинированный урок

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Знать основные виды адресации;

Уметь применять основные виды адресации при решении задач

Работа на ПК.

Практическая работа №3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

§ 3.2.3.

Стр.89-91; 216-218

24.12

32

Встроенные функции

Комбинированный урок

Диапазон ячеек, встроенная функция, категория функций, аргументы функции, мастер функций.

Знать о возможностях вычисления при помощи встроенных функций;

Уметь выполнять вычисления при помощи встроенных функций, использовать для ввода Мастер функций.

Работа на ПК.

Практическая работа №3.3. «Значение таблиц значений функций в электронных таблицах»

§ 3.2.4.

Стр.91-93; 218-220

11.01

33

Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах

Урок-практикум

Диаграмма, тип диаграммы (гистограмма, график, круговая и др). Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Знать назначение диаграмм как средства визуализации числовых данных, виды диаграмм; назначение базы данных.

Уметь строить диаграммы различных видов при помощи Мастера диаграмм; сортировать данные в электронных таблицах.

Работа на ПК.

Практическая работа №3.4. «Построение диаграмм различных типов»

Практическая работа №3.5. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

§ 3.3.

Стр.93-97; 220-228

§ 3.4.

Стр.97-104; 228-232

14.01

34

Контрольная работа №3: «Кодирование и обработка числовой  информации»

Урок контроля знаний

Кодирование числовой информации. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Знать основные понятия темы.

Уметь применять полученные знания по теме при решении практических задач.

Контрольная работа.

Глава 3 (повторить)- стр 75-105

18.01

РАЗДЕЛ IV. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 ч)

35

Алгоритм и его формальное исполнение

Урок изучения нового материала

Алгоритм и его формальное исполнение

Знать определение алгоритма;

Уметь приводить примеры алгоритмов.

Фронтальный опрос

§ 4.1.1.

Стр.105-108

21.01

36

Свойства алгоритма и его исполнители

Урок изучения нового материала

Алгоритм, его свойства, примеры алгоритмов.

Знать определение алгоритма и  его свойства.

Тест: «Алгоритм»

§ 4.1.1.

Стр.105-108

25.01

37

Блок-схемы алгоритмов

Комбинированный урок

Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок- схемы.

Знать основные свойства алгоритмов и основные формы представления алгоритма

Фронтальный опрос

§ 4.1.2.

Стр.108-109

28.01

38-39

Выполнение алгоритмов компьютером

Комбинированный урок

Формы записи алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Понятия программы и программирования.

Знать понятия программы и программного обеспечения, отличие программы от алгоритма.

Уметь классифицировать программы.

Составление блок- схем.

§ 4.1.3.

Стр.109-112

1.02

4.02

40-41

Линейный алгоритм

Комбинированный урок

Линейный алгоритм. Оператор присваивания, ввода-вывода.

Знать  конструкцию линейного алгоритма

Уметь приводить примеры линейного алгоритма и записывать линейный алгоритм на языке Паскаль.

Решение задач

Практическая работа №4.2. «Переменные»

§ 4.2.1.

Стр.113

8.02

11.02

42-43

Алгоритмическая структура «ветвление»

Комбинированный урок

Условие. Оператор условного перехода.

Знать конструкцию «ветвление».

Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением, записывать условный оператор на языке Паскаль.

Составление программ.

Практическая работа №4.3. «Калькулятор»

§ 4.2.2.

Стр.114-115

15.02

18.02

44-45

Алгоритмическая структура «выбор»

Комбинированный урок

Условие. Разветвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма.

Знать правила записи разветвленных алгоритмов;

Уметь составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами; реализовывать условные и безусловные переходы.

Составление блок-схем

§ 4.2.3.

Стр.115-117

22.02

25.02

46-47

Алгоритмическая структура «цикл»

Комбинированный урок

Цикл. Способы записи цикла. Цикл с пред – и пост- условием.

Знать понятие цикла, его разновидности.

Уметь составлять и выполнять циклические алгоритмы.

Составление программ.

§ 4.2.4.

Стр.117-119

1.03

4.03

48-49

Переменные: тип, имя, значение.

Комбинированный урок

Переменные: тип, имя, значение. Имя переменной. Тип переменной. Объявление переменной.

Знать основные типы переменной.

Уметь объявлять переменные и присваивать им значение.

Решение задач

§ 4.3.

Стр.119-122

8.03

11.03

50

Арифметические, строковые и логические выражения

Урок изучения нового материала

Арифметические, строковые и логические выражения

Знать правила построения арифметических выражений, приоритет операций;

Уметь записывать арифметические выражения на языке программирования и на алгоритмическом языке.

Решение задач.

Практическая работа №4.4. «Строковый калькулятор»

Практическая работа №4.5. Проект «Даты и время»

§ 4.4.

Стр.123-124

15.03

51

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Комбинированный урок

Функции в языке Паскаль. Функции преобразования типов данных. Математические функции.

Знать назначение встроенных функций;

Уметь определять тип аргументов и возвращаемого значения; вызывать функцию.

Составление блок-схем и программ

§ 4.5.

Стр.124-12

18.03

52

Основы объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Комбинированный урок

Основы объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Уметь составлять алгоритмы, содержащие ветвление и цикл.

Составление блок-схем и программ.

Практическая работа №4.8. «Коды символов»

Практическая работа №4.9. «Слово-перевертыш»

§ 4.6.

Стр.128-132

22.03

53

Графические возможности объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Комбинированный урок

Графические возможности объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Область рисования. Перо. Кисть. Графические методы.

Уметь выводить графические примитивы в область рисования; определять аргументы для вычерчивания графических примитивов.

Составление блок-схем и программ.

Практическая работа №4.10. «Графический редактор»

§ 4.6.

Стр.128-132

5.04

54

Контрольная работа №4: «Основы алгоритмизации и программирования»

Урок контроля знаний

Основы объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Знать основные понятия темы.

Уметь применять полученные знания по теме при решении практических задач.

Контрольная работа.

Глава 4 (повторить)- стр 105-138

8.04

РАЗДЕЛ  V. Моделирование и формализация (10 ч)

55

Окружающий мир как иерархическая система

Урок изучения нового материала

Окружающий мир как иерархическая система

Знать о моделировании как методе познания окружающего мира.

Уметь приводить примеры использования моделей окружающего мира.

Фронтальный опрос

§ 5.1.

Стр.138-142

12.04

56

Моделирование, формализация, визуализация

Урок изучения нового материала

Моделирование, формализация, визуализация

Знать о процессе формализации и визуализации моделей

Решение задач

§ 5.2.1.

Стр.142-145

15.04

57

Моделирование как метод познания

Урок изучения нового материала

Моделирование как метод познания. Существенные признаки модели.

Знать о моделировании как методе познания.

Уметь приводить примеры использования моделей окружающего мира.

Ответы на вопросы

§ 5.2.2.

Стр.142-145

19.04

58

Моделирование и информационные модели.

Урок изучения нового материала

Информационная модель, табличная модель, иерархическая модель, сетевая модель.

Уметь приводить примеры различных информационных моделей в жизни и в учебной деятельности.

Фронтальный опрос

§ 5.2.2.

Стр.145-148

22.04

59

Формализация и визуализация моделей

Урок изучения нового материала

Формализация и визуализация моделей

Знать о процессе формализации и визуализации моделей.

Решение задач

§ 5.2.2.

Стр.148-152

26.04

60

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей

Комбинированный урок

Постановка задачи,  формальная модель, компьютерная модель, компьютерный эксперимент, анализ результатов.

Знать последовательность разработки и исследования моделей на компьютере.

Уметь строить формальную и компьютерную модель для исследования несложных математических и физических моделей.

Работа на ПК.

Практическая работа №5.1. «Проект «Бросание мячика в площадку»»

§ 5.3.

Стр.152-154

§ 5.4.

Стр.154-156;  273-279

29.04

61

Приближенное решение уравнений

Урок - практикум

Математическая модель

Уметь используя формальную и компьютерную модель проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты

Работа на ПК.

Практическая работа №5.2. «Проект «Графическое решение уравнений»»

§ 5.5.

Стр.157;  279-283

3.05

62

Экспертные системы распознавания химических веществ

Урок - практикум

Экспертные системы распознавания химических веществ

Уметь используя формальную и компьютерную модель проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты

Работа на ПК.

Практическая работа №5.3. «Проект «Распознавание удобрений»»

§ 5.6.

Стр.157- 161

6.05

63

Информационные модели управления объектами

Урок - практикум

Информационные модели управления объектами

Уметь используя формальную и компьютерную модель проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты

Работа на ПК.

Практическая работа №5.4. «Проект «Модели систем управления»»

§ 5.7.

Стр.161- 163

10.05

64

Контрольная работа №4: «Моделирование и формализация»

Урок контроля знаний

Постановка задачи,  формальная модель, компьютерная модель, компьютерный эксперимент, анализ результатов.

Знать основные понятия темы.

Уметь применять полученные знания по теме при решении практических задач.

Контрольная работа.

Глава  5 (повторить)- стр 138-164

13.05

РАЗДЕЛ VI. Информатизация общества (4 ч)

65

Информационное общество

Урок изучения нового материала

Информационное общество, образовательные информационные ресурсы

Знать признаки информационного общества

Фронтальный опрос

§ 6.1.

Стр.164- 169

17.05

66

Информационная культура

Урок изучения нового материала

Информационное общество, информационные технологии, коммуникативная культура, информационная культура.

Знать основные компоненты информационной культуры.

Фронтальный опрос

§ 6.2.

Стр.169- 171

20.05

67

Правовая защита информации

Урок изучения нового материала

Правовая охрана информационных ресурсов. Установка лицензионной, условной бесплатной и свободно распространяемой программы.

Знать нормативные документы по обеспечению правовой охраны информационных ресурсов.

Уметь устанавливать программное обеспечение.

Фронтальный опрос

Конспект

24.05

68

Перспективы развития информационных и коммуникативных технологий.

Урок изучения нового материала

Перспективы развития информационных и коммуникативных технологий (ИКТ)

Знать перспективы развития информационных и коммуникативных технологий (ИКТ)

Фронтальный опрос

§ 6.3.

Стр.171- 173

24.05

69-70

Резерв

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплект:

  1. Угринович Н.Д. Информатика-8.  Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2006.
  2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор.  знаний, 2006.
  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  2. Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  3. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007
  5. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.

Программное обеспечение:

  1. Стандартный базовый пакет программного обеспечения (Первая помощь 1.0, 2.0).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...