Социальная адаптация и профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики
статья (информатика и икт) по теме

Сегодня выпускники коррекционных школ вынуждены конкурировать со школьниками из общеобразовательных школ при поступлении в средние учебные заведения,........

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Я В МИР УДИВИТЕЛЬНЫМ ЭТОТ ПРИШЕЛ»

(Образование детей с ограниченными возможностями здоровья) Материалы научно-практической конференции Санкт-Петербург, 27-28 февраля 2013 года

Под редакцией Н.Н. Яковлевой, И.В. Андреевой,

Ю.С. Галлямовой

Санкт-Петербург 2013


Социальная адаптация и профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики

Л. И. Величко, И. С.Сучкова,

ГБС(К)ОУ школа № 59 Приморского района, Санкт-Петербург

Сегодняшние выпускники коррекционных школ вынуждены конкурировать со школьниками из общеобразовательных школ при поступлении в средние учебные заведения, они должны уметь быстро адаптироваться к динамично изменяющемся социально- экономическим условиям, обладать высокой мотивацией к высокопроизводительному труду, и это существенно усложняет задачу их образования. Изучение предмета информатики поможет нашим детям выйти в самостоятельную жизнь конкурентоспособными.

Дети с ОВЗ в коррекционных классах и школах VII вида не могут самостоятельно достичь высокого уровня развития критического мышления, творческой и общественной инициативы, самоорганизации. В связи с этим один из ключевых ориентиров на уроках информатики - научить учащегося не только организовать личное информационное пространство, но и предложить впоследствии востребованные на рынке труда знания. Кроме того, необходимо через весь курс информатики красной нитью провести профориентационную работу, чтобы мотивировать учащихся на изучение отдельных тем, рассказывая им о возможностях применения тех или иных знаний в их дальнейшей жизни.

С 2011 года школа приступила к опытно-экспериментальной работе по теме «Социальная адаптация и профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», рассчитанной до 2015 года. Как показывают многолетние мониторинги трудоустройства выпускников, только небольшой их процент поступают в 10-й класс, остальные - в техникумы и училища.

На I этапе ОЭР, диагностическом, был проведен анализ значимости проблем профессиональной ориентации и социализации учащихся, выявлен спектр специфических для нашей школы проблем в этой области. Применительно к предмету «Информатика и ИКТ» проведено анкетирование учащихся 7-9 классов, которое показало следующее.

  • Учащиеся 7 классов, приступающие к изучению предмета, имеют завышенную самооценку своих знаний в этой области.
  •  Большинство учеников используют Интернет и компьютер в качестве средства общения и как игровой инструмент, эта тенденция сохраняется последние три года и согласуется с данными других подобных исследований.
  • У Большинство используют ресурсы сети при подготовке творческих работ и докладов (их задают немного), но не при подготовке текущих заданий.
  • ^ Редко кто обращается за помощью к родителям, иногда сами консультируют старших (это было всегда, у ребят больше времени и интереса, шире круг общения).
  • •/ Мало кто из учащихся знает об обучающих программах и образовательных ресурсах Интернета, и мало кто их использует.

На II этапе ОЭР происходит выработка технологий ведения работы по социальной адаптации и профориентации учащихся. И это полностью соответствует основным стратегиям развития системы образования, так как образовательные стандарты предписывают готовить к выпуску из школы учеников, «осознанно выполняющих правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

ориентирующихся в мире профессий, понимающих значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».

На уроках информатики для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья нами адаптировано большинство современных образовательных технологий:

  • технология модульного обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • развивающее обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • игровые технологии;
  • система инновационной оценки «портфолио»;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • проекты в обучении.

На уроках информатики также продумано введение профилактической работы и предпрофильной подготовки посредством следующих организационных форм:

  • внеклассная работа;
  •  фрагменты уроков;
  • воспитательные аспекты урока;
  • система классных часов по ЗОЖ;
  • проектная деятельность учащихся.

Внеклассная работа по предмету с учащимися с ограниченными возможностями здоровья предполагает большую дополнительную нагрузку учителя по сопровождению самостоятельной работы. В прошлом учебном году учащиеся нашей школы стали победителями и призерами Всероссийского конкурса КИТ, городского конкурса среди коррекционных школ «Будем здоровыми, красивыми, успешными!» (номинации: рисунок, презентация), городского конкурса среди коррекционных школ «Эврика», районного конкурса «Компьюша» и др.

Фрагменты уроков, которые подготовлены для учащихся, знакомят не только с особенностями отдельных профессий, но и с требованиями к ним. Главное при этом - воспитательный аспект урока. Необходимо сформировать у учащихся уважительное отношение к труду, научить детей сопоставлять требования к профессии и собственные физические и психологические особенности. Именно поэтому изучение различных профессий происходит не толькб на интегрированных уроках по различным предметам, но и с прошлого учебного года в учебный план школы введен новый курс в выпускных классах «Предпрофильная подготовка» в объеме 1 часа в неделю.

Учитывая модульное изучение тем по Информатике, были определены темы фрагментов уроков предпрофессиональной направленности по каждому разделу и распределены по тематическому планированию.

Социальная адаптация учащихся предполагает большую работу педагогического коллектива по формированию у них базовых знаний о здоровом образе жизни, профилактику социальных значимых болезней, о влиянии здоровья и вредных привычек на дальнейший профессиональный выбор. Для этого в рамках школьной программы «Здоровье в школе» разработана система классных часов по ЗОЖ, практически по каждой теме подготовлены презентации. Большую роль в этом направлении деятельности играют учителя информатики, которые в рамках проектной деятельности могут предложить учащимся создавать презентации по темам здоровьесбережения.


В результате комплексного подхода к социальной адаптации и профориентации за два последних года увеличился процент выпускников, сознательно выбравших специальности, связанные со знаниями, приобретенными на уроках информатики:

в 2010/2011 учебном году 6 учащихся, т.е. 23% от численности выпускников, поступили на специальности «Компьютерная техника и ПК», «Оператор ЭВМ», «Секретарь».

• в 2011/2012 учебном году 14 учащихся, г.е. 34% от численности выпускников, поступили на специальности «Компьютерная техника и ПК», «Оператор ЭВМ», «Секретарь», «Фотограф».

Цель нашей работы - это подготовка воспитанников к жизни в нашем новом информационном мире, в котором ежегодно растет применение информационных технологий. И только от нас, педагогов коррекционных учреждений, зависит, насколько комфортно и успешно будет нашим выпускникам в современном обществе.

Список литературы

  1. Бойцова O.K., Гусева Н.А. Риск возникновения интернет-зависимости у учащихся специальных (коррекционных) школ VII вида // Тезисы конференции «Ребенок: интеллект, личность, развитие — междисциплинарные исследования», 19-20 апреля 2011, СПб, ИСПиП. 2011г.
  2. ФГОС. Средняя школа. 5-9 классы, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, сайт «Учительской газеты». URL http://www.ug.ru/new standards/4

Научное издание

«Я В МИР УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭТОТ ПРИШЕЛ»

(Образование детей с ограниченными возможностями здоровья)

Материалы научно-практической конференции Санкт-Петербург, 27-2.8 февраля 2013 года

Под редакцией

II.Н. Яковлевой, И.В. Андреевой,

Ю.С. Галлямовой

Редактор Л.Г. Щекина

Отпечатано с готового оригинал-макета заказчика

Подписано в печать 25.10.10 Формат бумаги 60x84/8. Бумага офсетная Объем 34,25 п. л. Тираж 160 экз. Заказ № 55

191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11 Типография Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ

По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы реб...

Индивидуальный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела

Основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду, является профессионально - трудовое обучение в коррекционной школе....

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Сегодня более актуальным является понимание труда, как сферы деятельности, которая снимает ограничения на доступную и целесообразную деятельность для каждого индивида, именно в таком контексте необход...

Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....

Методические рекомендации "ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ "

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становитс...