Рабочая программа по информатике 7 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (7 класс) по теме

Клименко Ирина Александровна

Цель изучения:

  • Знакомство с базовыми понятиями информационной картине мира, освоение информационных технологий работы системной среде Windows, в среде Paint, в текстовом процессоре Word;

Задачи:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результат;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_7.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Крыловская основная общеобразовательная школа

«Согласовано»                                                   «Утверждена»  

С  педсоветом

Протокол №.1 от 29.08.12        Директор школы                 Бережная О.В.

                                                                                                                                        Приказ  №  83 от 31.08.12

Рабочая программа

по информатике    для  7  класса

 

                                               Составила    Клименко И.А.

                                        2013-2014 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»,  «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ»  и программы Н.В. Макаровой «Информатика. Базовый курс (7-9 классы общеобразовательных учреждений)».

   Место предмета «Информатика» в учебном плане МБОУ Крыловской оош определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, как предмет по выбору школы в 7 классе   – 35 часов.

 Поэтому изучение информатики  в 7 классе проводится по учебнику     Н.В. Макаровой  Информатика 8-9 класс. ( Питер, 2009-2010), материал учебника полностью соответствует требованиям Государственного стандарта Министерства  образования и науки РФ.

 Цель:

  • Знакомство с базовыми понятиями информационной картине мира, освоение информационных технологий работы  системной среде Windows, в среде Paint, в текстовом процессоре Word.

Задачи:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Содержание обучения

Раздел 1. Информация. Информационные процессы

Тема 1.1. Понятие информации. Представление информации

Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды органолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение основных свойств информации: полезности, понятности, актуальности, полноты, достоверности — на примерах. Форма и язык представления информации. Назначение кода и кодирования информации. Понятие бита. Основные единицы измерения объема информации.

Учащиеся должны знать:

  • понятие информации и се основные свойства;
  • виды органолептической информации;
  • основные формы представления информации;
  • назначение языка, кода и кодирования информации;
  • основные единицы измерения объема информации.

Учащиеся должны уметь:

  • определять объем информации любого текста;
  • кодировать текст каким-либо способом.

Тема 1.2. Информационная деятельность человека

Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств формируется при рассмотрении всевозможных примеров. Основные виды работ с информацией: сбор информации, обработка информации, передача информации, хранение информации, поиск информации, защита информации. Понятие о датчике. Входная и выходная информация. Представление об источнике, получателе, кодирующем и декодирующем устройстве, схеме передачи информации. Носитель информации. Способы защиты информации.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды информационной деятельности человека;
  • роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией;
  • основные составляющие схемы передачи информации;
  • назначение носителей информации;
  • основные средства защиты информации.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информационной деятельности человека;
  • приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией;
  • приводить примеры носителей информации;
  • приводить примеры способов защиты информации;
  • шифровать фразы с помощью своего ключа.

Тема 1.3. Информационные процессы

Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе. Информационные процессы в живой природе. Информационные процессы в технике. Информационные технологии. Персональный компьютер как основное техническое средство информационных технологий.

Учащиеся должны знать:

  • понятие информационного процесса;
  • понятие информационных технологий и основные этапы их развития;
  • роль технических средств в информационных процессах.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;
  • приводить примеры технических устройств, используемых в информационных технологиях.

Тема 1.4. Информационные основы процессов управления

Понятие объекта управления. Управляющее воздействие и обратная связь. Замкнутая схема управления. Разомкнутая схема управления. Примеры систем автоматического управления, неавтоматического управления, автоматизированных систем управления.

Учащиеся должны знать:

  • понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи;
  • структуру замкнутой и разомкнутой системы управления.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект управления и управляющее воздействие;
  • указывать наличие или отсутствие обратной связи;
  • приводить примеры систем управления разного типа.

Раздел 2. Информационная картина мира

Тема 2.1. Представление об объектах окружающего мира

Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Все перечисленные понятия формируются в процессе рассмотрения предметов окружающего мира. Представление сведений об объектах в виде таблицы.

Учащиеся должны знать:

  • понятие объекта и его свойств;
  • понятие параметра и его значений;
  • понятие действия объекта;
  • представление о среде существования объекта.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ;
  • называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;
  • перечислять действия, характеризующие объект;
  • определять среду обитания объекта;
  • представлять сведения об объекте в виде таблицы.

Тема 2.2. Информационная модель объекта

Понятие модели. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таблицы, названиями граф которой являются: имя объекта, имена параметров, значения параметров, действия, среда. Примеры информационных моделей объектов.

Учащиеся должны знать:

  • понятие модели объекта;
  • понятие информационной модели;
  • почему до создания модели важно определить цель;
  • что одной из форм представления информационной модели служит таблица.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры материальных моделей;
  • приводить примеры нематериальных моделей;
  • формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;
  • выделять соответствующие цели характеристики объекта;
  • представлять информационную модель объекта в виде таблицы.

Тема 2.3. Представление о системе объектов

Понятие отношений между объектами. Пространственные отношения. Временные отношения. Отношения части и целого. Отношения формы и содержания. Математические отношения. Общественные отношения. Понятие связи между объектами. Примеры на различные виды связей.

Понятие о системе. Элемент системы. Роль цели при определении системы. Связи и отношения между элементами системы. Среда существования системы. Понятие целостности системы.

Описание системы как единого объекта. Информационная модель элементов системы. Описание связей и отношений между элементами системы. Описание взаимодействия элементов системы. Примеры информационных моделей систем.

Учащиеся должны знать:

  • понятие системы объектов;
  • значимость и роль цели при изучении системы;
  • виды отношений между объектами;
  • виды связей между объектами;
  • понятие целостности системы;
  • типовую структуру информационной модели системы.

Учащиеся должны уметь:

  • формулировать цель, для которой объект следует рассматривать как систему;
  • приводить примеры систем;
  • приводить примеры отношений и связей между объектами;
  • определять вид отношений и связей между объектами в конкретной системе;
  • разрабатывать информационную модель системы в соответствии с заданной целью.

Тема 2.4. Основы классификации (объектов)

Понятие класса объектов. Назначение классификации. Понятие и роль признака классификации. Свойство наследования. Примеры классификации различных объектов. Классификация компьютерных документов.

Учащиеся должны знать:

  • понятие класса;
  • назначение классификации объектов;
  • понятие свойства наследования;
  • основные классы документов, создаваемых на компьютере.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры классификации всевозможных объектов, выделяя на каждом уровне признак классификации;
  • отображать классификацию в виде иерархической схемы;
  • определять, в чем проявляется само свойство наследования.

Тема 2.5. Классификация моделей

Виды классификации моделей. Классификация моделей по способу представления: материальные и абстрактные. Классификация абстрактных моделей по возможности их реализации в компьютере: мысленные, вербальные, информационные. Классификация информационных моделей по степени формализации и по форме представления. Инструменты моделирования как признак классификации информационных моделей.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды классификации моделей;
  • основные признаки классификации моделей;
  • характеристику каждого класса моделей.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу;
  • приводить примеры моделей из жизни.

Тема 2.6. Основные этапы моделирования

Место моделирования в деятельности человека. Прототип — моделирование — принятие решения. Этапы постановки задачи: описание задачи, цель моделирования, формализация задачи. Основные типы задач для моделирования. Рекомендации по формализации задачи. Этапы разработки модели: информационная модель, компьютерная модель.

Этап компьютерного эксперимента: план, тестирование, проведение исследования. Анализ результатов моделирования. Схема этапов моделирования

Учащиеся должны знать:

  • назначение моделирования;
  • основные типы задач моделирования;
  • основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.

Учащиеся должны уметь:

  • разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;
  • задавать цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на этапе постановки задачи;
  • создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную модель на этапе разработки модели.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • контрольная работа;
  • практикум.

        Компьютерный практикум:

  • клавиатурный тренажер;
  • работа с программами и файлами;
  • работа с главным меню;
  • работа с информацией.

Практические работы:

1. Практическая работа

  • Создавать информационную модель и  преобразовывать ее в компьютерную модель на  этапе разработки модели

Зачеты:

1. Понятие об информации. Представление информации.

Информационная деятельность человека. Информационные процессы.

2. Представление об объектах окружающего мира.

Информационная модель объекта.

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

1

Информационные основы процессов управления

9

2

Представление об объектах окружающего мира.

Информационная модель объекта. Представление о системе объектов

9

3

Основы классификации объектов. Классификация моделей. Основные этапы моделирования

15

4

                                                                                            Итого:

33

Литература.

  1. Н.В. Макаровой «Программа по информатике и ИКТ»(системно-информационная концепция).-СПб.:Лидер, 2009
  2. Учебник:Н.В.Макарова Информатика 7-9 класс.Базовый уровень.-Спб.: Питер,2009-2010.
  3. Задачник по моделированию: Н.В.Макарова Информатика 7-9 класс.Базовый уровень.-Спб.: Питер,2009.

№ п/п

урока

   Тема урока

  Тип урока

 Кол-во

 часов

Элементы  содержания  урока

Требования

к  уровню подготовки

Дата

По плану

факт

Оборудование

Информационная картина мира

Понятие об информации. Представление информации.

Информационная деятельность человека. Информационные процессы.

                                                                                          Информационные основы процессов управления (9 ч).

1

Что такое информация. Восприятие информации. Свойства информации.

Изучение нового материала.

1

Ознакомить с терминами «информация», код , кодирование, единицами измерения информации видами информации, восприятие человеком информации, свойства информации

Знать определение понятий: информация,  код , кодирование, Единицы измерения информации , виды информации, восприятие человеком информации, свойства информации, формами представления  информации, кодирование текстовой , числовой, графической и звуковой информации.

Презентация к уроку

2

Представление информации.

Изучение нового материала. Практическая работа  

1

 Ознакомить с формами представления  информации, кодирование текстовой , числовой, графической и звуковой информации.

Знать определение понятий:  входная и выходная информация.. Уметь приводить примеры входной  и выходной информация    из жизни.

Презентация к уроку

3

Сбор и обработка информации.

Изучение нового материала.

1

Основные виды информационной деятельности человека. Роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией.

Определять информационный объем любого текста. Кодировать текст с помощью какого-либо способа. Приводить примеры информационной деятельности человека.

Раздаточный материал(карточки)

4

Передача и хранение информации.

Изучение нового материала.

1

Основные виды информационной деятельности человека. Основные составляющие схемы передачи информации.

Приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией. Приводить примеры носителей информации.

5

Поиск и защита информации.

Изучение нового материала.

1

Основные средства защиты информации. Понятие информационного процесса. Понятие информационной технологии и основные этапы ее развития

Приводить примеры носителей информации. Приводить примеры способов защиты информации. Шифровать фразы с помощью своего ключа.

6

7

Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе, в живой природе и технике.

Изучение нового материала.

2

Роль технических средств в информационных процессах. Понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи.

Приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике. Приводить примеры технических устройств, используемых в информационной технологии

Презентация к уроку

8

9

Информационные технологии и персональный компьютер.

Зачет 1.

Закрепление изученного материала. Тестирование.

2

Роль технических средств в информационных процессах. Понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи

Знать основные этапы

обработки информации компьютером. Каково назначение клавиатуры  и монитора.

Уметь применить  полученные знания в контрольной  работе

Презентация к у року, тест на закрепление материала

10

Что такое объект. Свойства и параметры объекта.

Изучение нового материала  Практическая работа  

1

Понятие объекта и его свойств. Понятие параметра и его значений.

Выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ. Называть параметры, характеризующие объект,   и указывать их возможные  значения.

Презентация к уроку, компьютер

11

Действие как характеристика объекта.

Изучение нового материала  Практическая работа  

1

Понятие  действия объекта.

Называть параметры, характеризующие объект,   и указывать их возможные  значения. Перечислять действия, характеризующие объект.

Компьютер, раздаточный материал

12

Среда существования объекта.

Изучение нового материала  Практическая работа  

1

Представление о среде существования объекта. Понятие модели объекта.

Определять среду обитания объекта. Представлять сведения об объекте в виде таблицы.

Компьютер, раздаточный материал

13

Понятие модели. Информационная модель объекта.

Изучение нового материала

1

Понятие информационной модели. Почему при создании модели важно вначале определить цель. Одной из форм представления информационной модели служит таблица.

Приводить примеры материальных моделей. Приводить примеры нематериальных моделей. Формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель. Выделять соответствующие цели характеристики объекта.

Презентация к уроку, Компьютер, раздаточный материал

14

Примеры информационных моделей объектов.

Изучение нового материала  Практическая работа  

1

Понятие системы объектов. Значимость и роль цели при изучении системы

Представлять информационную модель объекта в виде таблицы.

15

Отношения объектов.

Изучение нового материала

1

. Виды отношений между объектами.

Формулировать цель,  при которой объект следует рассматривать как систему. Приводить примеры систем.

16

Связи объектов. Понятие о системе.

Изучение нового материала

1

Виды связей между объектами. Понятие целостности системы.

Приводить примеры отношений и связей между объектами. Определять вид отношений и связей между объектами в конкретной системе.

Презентация к уроку

17

18

Информационная модель системы.

Зачет 2.

Закрепление изученного материала. Тестирование.

1

Типовая структура информационной модели системы.

Разрабатывать информационную модель системы в соответствии с заданной целью.

Компьютер, раздаточный материал, презентация к уроку

19

Объект как система. Связи и отношения между элементами системы.

Изучение нового материала

1

20

Взаимодействие элементов системы.

1

21

Классы и классификация. Основание классификации. Наследование свойств.

Изучение нового материала  

1

Понятие класса. Назначение классификации объектов. Понятие свойства наследования.

Приводить примеры классификации всевозможных объектов, выделяя на каждом уровне основание классификации. Отображать классификацию в виде иерархической схемы.

Презентация к уроку

22

Примеры классификации различных объектов.

Изучение нового материала    Практическая работа  

1

Понятие класса. Назначение классификации объектов. Понятие свойства наследования.

Компьютер, раздаточный материал, презентация к уроку

23

Классификация компьютерных документов.

Изучение нового материала    Практическая работа  

1

Основные классы документов, создаваемых на компьютере.

Компьютер, раздаточный материал, презентация к уроку

24

Виды классификации моделей.

Изучение нового материала  

1

Основные виды классификации моделей.

Определять в чем проявляется свойство наследования.

Компьютер, раздаточный материал, презентация к уроку

25

Классификация моделей по способу представления.

Изучение нового материала    Практическая работа  

1

Основные признаки (основания) классификации моделей. Характеристику каждого класса моделей.

Приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу. Приводить примеры моделей из школьной жизни.

26

Инструменты моделирования.

Изучение нового материала    Практическая работа  

1

Основные признаки (основания) классификации моделей. Характеристику каждого класса моделей.

Презентация к уроку

27

28

Место моделирования в деятельности человека.

Изучение нового материала  

2

Назначение моделирования. Основные типы задач моделирования.

Приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу. Приводить примеры моделей из школьной жизни.

29

Постановка задачи.

Изучение нового материала   Практическая работа

 

1

Основные этапы моделирования и  последовательность их выполнения.

Разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи. Задавать цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на  этапе постановки задачи.

Раздаточный материал

30

31

32

Разработка модели (ЛогоМиры).

 Практическая работа    

3

Основные этапы моделирования и  последовательность их выполнения.

Разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи. Задавать цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на  этапе постановки задачи.

Компьютер, раздаточный материал, презентация к уроку

33

34

Компьютерный эксперимент (ЛогоМиры).

 Практическая работа  

2

Основные этапы моделирования и  последовательность их выполнения.

Создавать информационную модель и  преобразовывать ее в компьютерную модель на  этапе разработки модели.

35

Обобщающий урок по теме «Основные этапы моделирования»

1

Основные этапы моделирования и  последовательность их выполнения.

Создавать информационную модель и  преобразовывать ее в компьютерную модель на  этапе разработки модели.

Компьютер, раздаточный материал, презентация к уроку,  Тест на закрепление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...