Публичное представление собственного педагогического опыта
статья по информатике и икт по теме

Уваров Сергей Александрович

 Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_opjita.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта
учителя физики и  информатики первой квалификационной категории

МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»  

Ардатовского муниципального района

Республики Мордовия

Уварова Сергея Александровича

Тема инновационного педагогического опыта:

«Метод проектов как средство осуществления межпредметных связей
в процессе обучения физике и информатике».

Все науки настолько связаны
между собою, что легче изучать
их все сразу, нежели какую-либо
одну из них в отдельности от
всех  прочих.

(Рене Декарт)

Тема, над которой работаю последнее время, заинтересовала меня сразу с нескольких сторон.

Актуальность и перспективность опыта:

В третьем тысячелетии мы вступили в эпоху, которая называется “информационной эпохой”. Это означает то, что теперь самым важным продуктом считается информация, с которой мы должны научиться работать: искать, обрабатывать, хранить.

Поэтому школьное образование ставит такую проблему – подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в информационной высокоразвитой среде, получить образование с использованием современных информационных технологий обучения.

Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать у выпускников присущие им качества (этические, интеллектуальные и другие), они являются лишь вспомогательными средствами  решения мировоззренческих задач, а найти эти решения учащийся может лишь с помощью грамотного, творчески работающего учителя.

Задачей учителя на своих уроках является формирование у учащихся информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер.

Как отмечается в Концепции модернизации российского образования: "Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей", «.. .школа должна формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также обобщенные способы учебной деятельности, обобщенные способы познания...». В связи с этим разрабатываются новые концепции образования, к примеру, «Школа - 2000», «Школа - 2100», в которых ведущим принципом является целостное восприятие мира, согласно которому, основным в содержании обучения является не набор и даже не система отдельных знаний ученика, а обобщенное, целостное представление о мире.

Решению этой главной задачи способствует использование межпредметных связей на уроках. Ведь молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентно-способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным,  коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные  и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя  метод проектов как средство осуществления межпредметных связей в процессе обучения физике и информатике. Чтобы  наполнить образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Практическая значимость  данной темы заключается в том, чтобы     научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

Своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов:

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключается в том, что современное образование предусматривает значительное расширение роли физики, информатики и информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля учащихся, ростом их технической и технологической грамотности. Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации, а система физических воззрений – их лучше осмыслить и понять.

Информатика, как школьный предмет, обладает колоссальным межпредметным потенциалом, она способна осуществить связь знаний, получаемых учениками на уроках физики, химии, биологии, математики и других.

При этом важно руководствоваться следующим исходным принципом: не готовить ребят к определённой профессии, а прежде всего развивать у них способности к деятельности в той сфере, которая наиболее близка их характеру, психическому складу, природным задаткам и интересам, мотивировать учащихся на творческую и познавательную деятельность.

Наличие теоретической базы опыта:

Заметим, что проблема межпредметных связей в обучении имеет давнюю историю. Еще великий французский просветитель Ж.Ж. Руссо в своей работе «Исповедь» писал: «Когда имеешь настоящую склонность к наукам, первое, что чувствуешь, предаваясь им, это их связь между собой, в силу которой они взаимно притягиваются, помогая друг другу так, что ни одна не может обойтись без другой. Хотя ум человеческий не может охватить их все и необходимо всегда предпочесть одну как основную, но если не имеешь некоторого представления о других, часто пребываешь во мраке даже в своей...»

Впервые психологически обосновать взаимосвязь учебных дисциплин попытался И.Ф. Гербарт. Ученый отмечал, что область «умственной сферы» проявляется в способности воспроизвести ранее усвоенные знания в связи с теми, которые усваиваются в данный момент.

Наиболее полное обоснование межпредметных связей в классической педагогике дал К.Д. Ушинский. Опираясь на психологические основы различных ассоциативных связей (по противоположности, сходству, времени, месту и т.п.), ученый выделил дидактическую значимость таких связей. Аналитико-синтетический метод обучения письму и чтению по К.Д. Ушинскому является одним из наиболее удачных случаев интеграции предметов. Сущность этого метода состоит в приспособлении и объединении в единое целое отдельных элементов двух видов речевой деятельности — письмо и чтение - для быстрого и прочного достижения одной цели: формирования у детей способности к дистанционному общению с помощью текста. Путь слияния - однонаправленность всех исполнительских действий на интуитивное, практическое постижение ребенком приемов соотнесения устной и письменной речи.

На современном этапе стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными, поэтому в своей работе активно использую   такое направление технологии личностно-ориентированного обучения, как проектная деятельность и межпредметные связи.  

Метод проектов - совокупность  учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов. Данная педагогическая технология  включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Цели проектного обучения:

  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
  • развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи.

Ведущая педагогическая идея:

Сегодня учебная программа построена так, что преподается, как правило, только «свой» предмет. Необходимо строить весь образовательный процесс так, чтобы на уроке, в каждом задании учащиеся использовали знания различных научных областей.

Широкое распространение информационных технологий создало ряд проблем, в частности, проблему информационной перегруженности учащихся, необходимости ориентироваться в избыточном количестве информации. Ребенок не успевает... Как же быть, как помочь ребёнку сориентироваться в огромном потоке информации, не захлебнуться в нем, а научиться плавать?

Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Таким образом, формируются потребности к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Оптимальность и эффективность средств:  

В своей деятельности использую методы и приемы обучения, средства, которые способствуют активизации мыслительной деятельности школьников. Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:

  • технологии личностно-ориентированного обучения, так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. Считаю, что образование – это не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика;
  • технологии развивающего обучения. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, влияние окружающей среды и условий.
  • технологии уровневой дифференциации обучения. Свои уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую разноуровневые задания. Ведь учебная деятельность немыслима без учёта особенностей каждого ребёнка, которые, в конечном счёте, определяют его личность;
  • педагогическим мастерским, где ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету, где царит атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества и общения;
  • проектному обучению, которое способствует развитию интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением; формирует  навыки работы с различной литературой, повышает самостоятельность в исследовательской деятельности, развивает аналитическое, ассоциативное и логическое мышление, устную речь; 

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых):

С некоторых пор в нашей школе учащиеся работают над своими творческими проектами и научно-исследовательскими работами в рамках школьного научного общества «Созвездие».

Проекты в информатике и физике могут выступать в роли интегрирующих факторов. Использование компьютеров и элементов информатики в других дисциплинах, изучаемых в школе, может продемонстрировать ученику необходимость и целесообразность применения компьютера в повседневной жизни, как инструмент для добывания и использования информации. Межпредметные связи, метод проектов и использование ИКТ позволяют не только углубленно изучать материал по каждому из предметов, но и формировать общеучебные умения, системы научных знаний, мировоззренческие убеждения.

В рамках методической недели математики, физики и информатики учащиеся школы выступают с межпредметными проектными и исследовательскими работами: Н. Завгороднев « О трении силы замолвите слово», К. Шкуркина «Исследование физических моделей», Е. Баринова «Пыль в нашей жизни», в которых учащимися были раскрыты связи между науками гуманитарного и естественно-математического цикла.

Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на предметных олимпиадах, становятся победителями и лауреатами различных конкурсов, выступают на научно-практической конференции «Шаг в будущее».

В 2011 году ЕГЭ по физике сдавали 4 выпускника школы, средний балл по их результатам- 66.

В 2012 году ЕГЭ по физике сдавали два выпускника: 59 и 59 баллов.

В 2013 году также ЕГЭ по физике сдавали двое выпускников школы: 92 балла и 55 баллов, то есть средний балл – 73,5.

В 2013 году ГИА по информатике и ИКТ сдавали двое выпускников девятых классов с результатами: 72 и 77 баллов, то есть средний балл – 74,5.

Результаты участия обучающихся во  Всероссийской предметной олимпиаде.

Муниципальный уровень:

2009 г. Водясов М, информатика 10 класс, 1 место

2010 г. Водясов М, информатика 11 класс, 1 место

2010 г. Корнилов Д, информатика 10 класс, 1 место

       2010 г. Корнилов Д, физика 10 класс , призёр

Республиканский уровень:

2013 г. Грицай И., 6 класс, победитель открытой республиканской олимпиады по информатике.

Российский уровень:

Участие- 4

Водясов М. информатика,

Корнилов Д. информатика и физика,

Завгороднев Н. информатика и физика.

дистанционная олимпиада по физике и информатике (http://olymp.ifmo.ru).

       Завгороднев Н. Всероссийский молодёжный чемпионат по физике .

Возможность тиражирования:

В целях обмена опытом провожу открытые уроки, выступаю на семинарах, заседаниях методических объединений учителей школы и района, являюсь руководителем районного методического объединения учителей информатики

Кроме этого некоторые методические разработки мною размещены на школьном и личном сайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

"Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта:- актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая зна...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное прил...

Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Хертек Сергека Борисовича

Публичное представление собственного  педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Респу...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...