Публичное представление собственного педагогического опыта
учебно-методическое пособие на тему
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МБОУ «Зубово-Полянская основная общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия
Табачковой Валентины Ефремовны
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики».
Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Толстой
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Развитие творческих способностей школьников – одна из главных образовательных задач современной школы. Школа должна готовить учащихся к творческому труду, формировать у них потребность работать инициативно, развивать их творческие возможности, познавательную самостоятельность, т. е. формировать каждого школьника как самостоятельную творческую личность.
Задача современного образования - формирование личности, способной самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и обновлять свои знания путём самообразования, творчески применять их в действительности. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Традиционно математика с ее проблемным способом изучения считается учебной дисциплиной, формирующей и развивающей творческие способности учащихся. Уроки алгебры и геометрии учат логическому осмыслению упражнений, умению найти несколько решений и выбрать из них кратчайшее правильное решение, умению решать проблемы.
Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и другие задания, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Основной принцип формирования творческой личности – работа со всеми, все должны быть в равных условиях. Следующий чрезвычайно важный принцип – это глубокое взаимодоверие между учителем и учеником, построенное на подлинном, живом интересе друг к другу и истинном уважении. В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебных занятий: коллективные, групповые, индивидуальные, парные.
Важное место в организации обучения занимает исследовательская работа. Обучение исследованию начинаю через лабораторные работы , наблюдения, анализ результатов. Новина опыта состоит в применении современных образовательных технологий (связь математики с другими предметами из учебного плана, использование ИКТ для развития творческих способностей, формирование правильной аналитической деятельности, проблемное обучение, проектно-исследовательская работа, здоровьесберегающие методики).
Наличие теоретической базы опыта
Учебно-воспитательный процесс строится на основе следующих психолого-педагогических теорий: 1) Теория поэтапного формирования умственных действий - П.Я. Гальперин, 2) Теория развития познавательного интереса - Г.И. Щукина, 3) Теория содержательного обобщения - В.В. Давыдов, 4) Теория развивающего обучения - В.В Давыдов, Д.Б. Эльконин, 5) Теория оптимизации обучения - Ю.К. Бабанский, 6) Теория активизации учебной деятельности школьников - Т.И. Шамова.
Проблемам развития творческих способностей учащихся посвящены следующие труды: 1) А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», 2)Н.К. Винокурова «Развитие творческих способностей учащихся», 3)И.Я. Лернер «Проблемное обучение», 4)Основные концепции творчества и одарённости» Д.Б.Богоявленской,5)А.Э.Симановский.«Развитие творческого мышления детей» . Ведущая педагогическая идея. «Проблемное обучение на уроках математики» - ведущая идея моей педагогической деятельности. Работая над данной проблемой, я поставила перед собой такие цели: ставить перед детьми проблемные задачи при решении составных заданий, при сравнении выражений, учить использования известные детям закономерности и связи в новых условиях, анализировать упражнения геометрического содержания, которые часто требуют переосмысления приобретенных ранее знаний. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности.
Оптимальность и эффективность средств.
Цели и задачи своей работы реализую в первую очередь через содержание основного учебного материала, изучаемого школьниками по математике. Классная и внеклассная работа, на мой взгляд, должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к математике, но и способствовать развитию креативности, мыслительной деятельности личности - умению выделять главное в проблеме; формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке. Важнейшими математическими операциями являются анализ и синтез.Формированию и развитию данных мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные и схожие свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта Развитию креативности способствует и аналогия. Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, решении текстовых задач. Классификация - следующий прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его - в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Обобщение говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учащихся. Решение задач - головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. Использую в работе метод проектов. Первыми проектами для них становится домашнее задание, которое они готовят для своих одноклассников. С целью развития интереса к предмету использую различную наглядность (таблицы, схемы, картины). Во внеурочной работе использую различные виды деятельности: работа над проектами, создание собственных презентаций. Результативность опыта В результате использования вышеописанных подходов в обучении удается: раскрыть всесторонние способности обучающихся; повысить заинтересованность ребят и увлечённость предметом; научить обучающихся использовать полученные знания в различных ситуациях; повысить качество знаний. Возможность тиражирования Опыт педагогической работы представлен на личном сайте: http://nsportal.ru/tabachkova-valentina-efremovna
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися
Разработаны и проведены открытые уроки (ежегодно в рамках предметной недели русского языка и литературы), внеклассные мероприятия конкурс, подготовлены выступления на школьных педагогических советах, методическом объединении учителей математики, составлены презентации к урокам алгебры и геометрии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-303695-1381512708.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/27/picture-442448-1398617081.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-278804-1416089743.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
"Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/09/picture-13013-1420809792.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта:- актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая зна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-508846-1422897554.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Хертек Сергека Борисовича
Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Респу...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...