Методика решения заданий ЕГЭ по информатике высокого уровня сложности (В15)
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) на тему

Разбор заданий В15. Системы логических уравнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon В1554.99 КБ

Подписи к слайдам:

Пример задания:
Сколько различных решений имеет логическое уравнение
(x
1


x
2
) 
(
x
2

x
3
) 
(
x
3

x
4
)= 1

1

у
2
) 
(
у
2

у
3
) 
(
у
3

у
4
) = 1
(
y
1



x
1
) 
(

y
2



x
2
) 
(

y
3



x
3
) 
(

y
4



x
4
) = 1
где
x
1
,
x
2
, …,
x
4

и
y
1
,
y
2
, …,
y
4
– логические переменные? В ответе не нужно перечислять все различные наборы значений переменных, при которых выполнено данное равенство. В качестве ответа нужно указать количество таких наборов.
Решение:
видим, что первые два уравнения независимы друг от друга (в первое входят только
x
1
,
x
2
, …,
x
4
, а во второе – только
y
1
,
y
2
, …,
y
4
)
третье уравнение связывает первые два, поэтому можно поступить так:
найти решения первого уравнения
найти решения второго уравнения
найти множество решений первых двух уравнений
из множества решений первых двух уравнений выкинуть те, которые не удовлетворяют последнему уравнению
найдем решения первого уравнения; каждая из логических переменных
x
1
,
x
2
, …,
x
4
может принимать только два значения: «ложь» (0) и «истина» (1), поэтому решение первого уравнения можно записать как битовую цепочку длиной 4 бита: например, 0011 означает, что
x
1
 
=

x
2
 

0 и
x
3
 
=

x
4
 

1
вспомним, что импликация
x
1

x
2
ложна только для
x
1

=

1

и

x
2

=

0
, поэтому битовая цепочка, представляющая собой решение первого уравнения, не должна содержать сочетания
«
10
»
; это дает такие решения (других нет!):
(x
1
,
x
2
,
x
3
,
x
4
) =

0000
0001 0011 0111 1111
видим, что второе уравнение полностью совпадает по форме с первым, поэтому все его решения:
(y
1
,
y
2
,
y
3
,
y
4
) =

0000
0001 0011 0111 1111
поскольку первые два уравнения независимы друг от друга, система из первых двух уравнений имеет 5·5=25 решений: каждому решению первого соответствует 5 разных комбинаций переменных
y
1
,
y
2
, …,
y
4
, которые решают второе, и наоборот, каждому решению второго соответствует 5 разных комбинаций переменных
x
1
,
x
2
, …,
x
4
, которые решают первое:
(y
1
,
y
2
,
y
3
,
y
4
) =

0000
0001 0011

0111 1111
(x
1
,
x
2
,
x
3
,
x
4
) =

0000
0000 0000

0000 0000

0001
0001 0001 0001 0001
0011 0011 0011 0011 0011
0111 0111 0111 0111 0111
1111

1111

1111

1111

1111
теперь проверим, какие ограничения накладывает третье уравнение; вспомнив формулу, которая представляет импликацию через операции «НЕ» и «ИЛИ»
(
В15. Методика решения.
Жулина Н. С. учитель информатики и ИКТ
2012
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дмитриевогорская средняя общеобразовательная школа»
Источники
http://ege.yandex.ru/informatics/5
88Сколько
различных решений имеет система уравнений?
(x
1


x
2
)

(
x
2


x
3
)

(
x
3


x
4
) = 1

1


у
2
)

(
у
2


у
3
)

(
у
3


у
4
) = 1
(

y
1



x
1
)

(

y
2



x
2
)

(

y
3



x
3
)

(

y
4



x
4
) = 1
где
x
1
,
x
2
,…,
x
4,
у
1

2
,…,у
4
– логические переменные? В ответе не нужно перечислять все различные наборы значений переменных, при которых выполнено данное равенство. В качестве ответа нужно указать количество таких наборов.
89Сколько
различных решений имеет система уравнений?
(x
1


x
2
)

(
x
2


x
3
)

(
x
3


x
4
) = 1

1


у
2
)

(
у
2


у
3
)

(
у
3


у
4
) = 1
(

y
1



x
1
)

(

x
2



y
2
)

(

y
3



x
3
)

(

x
4



y
4
) = 1
где
x
1
,
x
2
,…,
x
4,
у
1

2
,…,у
4
– логические переменные? В ответе не нужно перечислять все различные наборы значений переменных, при которых выполнено данное равенство. В качестве ответа нужно указать количество таких наборов.
90Сколько
различных решений имеет система уравнений?
(x
1


x
2
)

(
x
2


x
3
)

(
x
3


x
4
) = 1

1


у
2
)

(
у
2


у
3
)

(
у
3


у
4
) = 1
(

y
1



x
1
)

(

x
2



y
2
) = 1
где
x
1
,
x
2
,…,
x
4,
у
1

2
,…,у
4
– логические переменные? В ответе не нужно перечислять все различные наборы значений переменных, при которых выполнено данное равенство. В качестве ответа нужно указать количество таких наборов.
91Сколько
различных решений имеет система уравнений?
(x
1


x
2
)

(
x
2


x
3
)

(
x
3


x
4
) = 1

1


у
2
)

(
у
2


у
3
)

(
у
3


у
4
) = 1
(

y
1



x
1
)

(

y
2



x
2
) = 1
где
x
1
,
x
2
,…,
x
4,
у
1

2
,…,у
4
– логические переменные? В ответе не нужно перечислять все различные наборы значений переменных, при которых выполнено данное равенство. В качестве ответа нужно указать количество таких наборов.
), можно переписать третье уравнение в виде
(
y
1



x
1
) 
(
y
2



x
2
) 
(
y
3



x
3
) 
(
y
4



x
4
) = 1
импликация
y
1

x
1
ложна только для
y
1

=

1

и

x
1

=

0
, следовательно, такая комбинация запрещена, потому что нарушает третье уравнение; таким образом, набору с
y
1

=

1
:
(y
1
,
y
2
,
y
3
,
y
4
) =

1111
соответствует, с учетом третьего уравнения, только одно решение первого, в котором
x
1

=

1
(y
1
,
y
2
,
y
3
,
y
4
) =

1111
поэтому множество решений «редеет»:
(y
1
,
y
2
,
y
3
,
y
4
) =

0000
0001 0011

0111 1111
(x
1
,
x
2
,
x
3
,
x
4
) =

0000
0000 0000

0000

0001
0001 0001 0001
0011 0011 0011 0011
0111 0111 0111 0111
1111

1111

1111

1111

1111
аналогично двигаемся дальше по третьему уравнению; второй сомножитель равен 0, если импликация
y
2

x
2
ложна, то есть только для
y
2

=

1

и

x
2

=

0
, это
«
прореживает
»
предпоследний столбец:
(y
1
,
y
2
,
y
3
,
y
4
) =

0000
0001 0011

0111 1111
(x
1
,
x
2
,
x
3
,
x
4
) =

0000
0000 0000



0001
0001 0001
0011 0011 0011
0111 0111 0111 0111
1111

1111

1111

1111

1111
аналогично проверяем еще два ограничения, отбрасывая все решения, для которых
y
3

=

1

и

x
3

=

0
, а также все решения, для которых
y
4

=

1

и

x
4

=

0
:
(y
1
,
y
2
,
y
3
,
y
4
) =

0000
0001 0011

0111 1111
(x
1
,
x
2
,
x
3
,
x
4
) =

0000


0001
0001
0011 0011 0011
0111 0111 0111 0111
1111

1111

1111

1111

1111
итак, остается одно решение при
(y
1
,
y
2
,
y
3
,
y
4
)=1111
, два решения при
(y
1
,
y
2
,
y
3
,
y
4
)=0111
, три решения при
(y
1
,
y
2
,
y
3
,
y
4
)=0011
, четыре решения при
(y
1
,
y
2
,
y
3
,
y
4
)=0001
и 5 решений при
(y
1
,
y
2
,
y
3
,
y
4
)=0000
всего решений 1+2+3+4+5=15.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса в 10 классе "Методы и способы решения заданий ЕГЭ по математике высокого уровня сложности"

Формальная цель данного элективного курса - подготовить  учащихся средней школы к сдаче ЕГЭ  и продолжению  образования в вузах, где дисциплины математического цикла относятся к числу в...

Формирование навыков и умений при работе с аутентичными текстами(задания повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности) в процессе обучения английскому языку

Это статья- презентация для педсовета по обучению учащихся начальной школы английскому языку с использованием аутентичных текстов- ресурсов....

Подготовка к ЕГЭ • выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на вывод формул соединений – это задания С5 из 3 части экзаменационной работы ЕГЭ.

                       Подготовка к ЕГЭ выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на выво...

Методика решения задач по геометрии высокого уровня сложности (ЕГЭ профильный уровень. Задание 16)

Данный материал для учителей математики и учеников 10-11 классов. Преназначен для подготовки к ЕГЭ по математике....

Разбор заданий ОГЭ повышенного и высокого уровней сложности

Разбор заданий повышенного уровня (№5,6.10,14.15.16,18) и заданиями высокого уровня (№19,20)....

Решение заданий ЕГЭ по физике высокого уровня сложности

Решение заданий ЕГЭ по физике высокого уровня требует от обучающихся множества навыков...

Решение заданий №9, №12, №16 повышенного уровня сложности по химии

Информация о  нововведениях  заданий №9, 12, 16 по химии и их разбор на примерах из открытого банка заданий ФИПИ и других источниках....