Разбор заданий ОГЭ повышенного и высокого уровней сложности
опыты и эксперименты по информатике и икт (9 класс)

Авдеева Татьяна Юрьевна

Разбор заданий повышенного уровня (№5,6.10,14.15.16,18) и заданиями высокого уровня (№19,20).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_sektsiya.docx739.84 КБ

Предварительный просмотр:

Решение заданий ОГЭ повышенного и высокого уровней.

Заданиями повышенного уровня являются задания под номерами: 5,6.10,14.15.16,18 и заданиями высокого уровня 19 и 20.

Разберем задание №5.

Задание 5

Дан фрагмент электронной таблицы:

 https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=720

A

B

C

D

1

3

4

2

5

2

=А1*3

=В1-1

=D1-2

 

Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке А2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?

 

1) =D1*2

2) =D1-C1

3) =В1-А1

4) =В1/С1

Решение:

  1. Вычисляем значения в диапазоне А2:D2;
  2. А2=?;    B2=9;    C2=3;   D2=3.
  3. Рассмотрим диаграмму. Диаграмма построена по значениям диапазона А2:D2. По диаграмме видно, что три части одинаковые и они равны одной части. Делаем вывод. что ячейка А2=3;
  4. Вычисляем значения форму и получаем, что формула: =D1-C1 соответствует значению 3.

Ответ 2.

Задание 5 

Дан фрагмент электронной таблицы:

 https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=4142

A

B

C

D

1

3

6

5

2

=A1+2

=С1–2

(B1+D1)/2

=D1+3

 

Какое из перечисленных ниже чисел должно быть записано в ячейке A1, чтобы построенная после выполнения вычислений круговая диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?

 

1) 0

2) 2

3) 6

4) 4

Решение:

  1. Вычисляем значения в диапазоне А2:D2;
  2. А2=?;    B2=4;    C2=4;   D2=8.
  3. Рассмотрим диаграмму. Диаграмма построена по значениям диапазона А2:D2. По диаграмме видно, что она попарно симметрична. Делаем вывод. что ячейка А2=8;
  4. Вычисляем значения в ячейке А2, =x+2=8; x=6/

Ответ 3.

Задание 5 

Дан фрагмент электронной таблицы.

 https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=7757

A

B

1

3

=A2–A1

2

12

=B1–B3

3

4

=A2/A4

4

2

=A3+A4

 

После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек B1:B4. Укажите адрес ячейки, соответствующий выделенной области на диаграмме.

 

1) B1

2) B2

3) B3

4) B4

Задание 6.

1. Задание 6 

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

 

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

 

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

Конец

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

 

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 2 раз

Команда1 Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1) Конец

Сместиться на (−6, −4)

 

После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1?

 

1) Сместиться на (−2, −1)

2) Сместиться на (1, 1)

3) Сместиться на (−4, −2)

4) Сместиться на (2, 1)

Решение

Составим и решим два уравнения:

2*(x+3+2)-6=0

2x+6+4-6=0

2x=-4

x=-2;

2*(y+2+1)-4=0

2y+4+2-4=0

2y=-2

y=-1;

команду - (-2,-1). Ответ: 1

2. Задание 6 

Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует две команды: Вперёд n (где n — целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения; Направо m (где m — целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. Запись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.

 

Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм: 

Повтори 9 [Вперёд 50 Направо 60]. Какая фигура появится на экране?

 

1) правильный шестиугольник

2) правильный треугольник

3) незамкнутая ломаная линия

4) правильный девятиугольник

Решение.

Выполняя алгоритм, Черепашка оставляет след в виде одинаковых отрезков, расположенных под углом 180° − 60° = 120° друг к другу. Такой угол составляют между собой стороны правильного шестиугольника. Поэтому за первые шесть шагов алгоритма Черепашка нарисует правильный шестиугольник, а за следующие три шага пройдет по трём его сторонам ещё раз. Следовательно, оставленный Черепашкой след представляет собой правильный шестиугольник.

 

Примечание:

Сумма внутренних углов выпуклого n-угольника равна 180°(n − 2), поэтому угол между его сторонами может быть найден по формуле 180°(1 − 2/n).

Записать:

120о – правильный шестиугольник

90о – прямоугольник

60о – правильный треугольник

3. Задание 6 

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 3 paз

Сместиться на (−2, −1) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2,1) Конец

 

На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?

 

1) Сместиться на (−9, −6)

2) Сместиться на (6, 9)

3) Сместиться на (−6, −9)

4) Сместиться на (9, 6)

Решение:  X смещается в точку 3(-2+3+2)=9. У смещается в точку 3(-1+2+1)=6.

Ответ: 4

4. Задание 6

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 7 paз

Сместиться на (−1, 2) Сместиться на (−2, 2) Сместиться на (4, −4) Конец

 

Каковы координаты точки, с которой Чертёжник начинал движение, если в конце он оказался в точке с координатами (0, 0)?

 

1) (7, 0)

2) (−7, 0)

3) (0, −7)

4) (0, 7)

Решение:  После выполнения алгоритма Чертежник будет в точке

X смещается в точку 7(-1-2+4)=7. У смещается в точку 7(2+2-4)=0. (7,0), чтобы вернуться в начало движения нужно (-7,0). Ответ: 2

5. Задание 6

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 5 paз

Сместиться на (0, 1) Сместиться на (−2, 3) Сместиться на (4, −5) Конец

 

Координаты точки, с которой Чертёжник начинал движение, (3, 1). Каковы координаты точки, в которой он оказался?

 

1) (15, −6)

2) (14, −5)

3) (13, −4)

4) (12, −3)

Решение:  После выполнения алгоритма Чертежник будет в точке

X смещается в точку 5(0-2+4)=10+3=13.

У смещается в точку 5(1+3-5)=-5+1=-4.

Чертежник оказался в точке  (13,-4). Ответ: 3

29. Задание 6 № 567

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

 

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

 

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

Конец

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

 

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Сместиться на (−5, 2) Повтори 5 раз

Сместиться на (2, 0) Сместиться на (−3, −3) Сместиться на (−1, 0) конец

 

На какую команду можно заменить этот алгоритм?

 

1) Сместиться на (−10, −15)

2) Сместиться на (15, 13)

3) Сместиться на (10, 15)

4) Сместиться на (−15, −13)

32. Задание 6 № 627

Исполнитель Муравей перемещается по полю, разделённому на клетки. Размер поля 8x8, строки нумеруются числами, столбцы обозначаются буквами. Муравей может выполнять команды движения:

 

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

 (где N — целое число от 1 до 7), перемещающие исполнителя на N клеток вверх, вниз, вправо или влево соответственно.

      Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

Конец

 

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз. Если на пути Муравья встречается кубик, то он перемещает его по ходу движения. Пусть, например, кубик находится в клетке Е4. Если Муравей выполнит команды вправо 2 вниз 2, то сам окажется в клетке ЕЗ, а кубик в клетке Е2.

 

8

7

6

5

X

4

3

2

1

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 

Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:

 

Повтори 2 раз

Вправо 2 вниз 1 влево 2

Конец

 

В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма?

 

1) Д2

2) Е2

3) Е1

4) ГЗ

8. Задание 6 

Исполнитель Муравей перемещается по полю, разделённому на клетки. Размер поля 8x8, строки нумеруются числами, столбцы обозначаются буквами. Муравей может выполнять команды движения:

 

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

 (где N — целое число от 1 до 7), перемещающие исполнителя на N клеток вверх, вниз, вправо или влево соответственно.https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=2965

 Запись

 Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

Конец

 

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз. Если на пути Муравья встречается кубик с буквой, то он перемещает его по ходу движения. Пусть, например, кубик с буквой О находится в клетке Е6. Если Муравей выполнит команды вправо 2 вверх 2, то сам окажется в клетке Е7, а кубик с буквой О в клетке Е8.

 

Пусть Муравей и кубики расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:

      Вниз 4

Повтори 3 раз

Вправо 1 вверх 1 влево 1

Конец

 Какое слово будет написано в 6 строке после выполнения этого алгоритма?

 

1) КОМ

2) ЛОМ

3) ДОМ

4) ТОМ

Решение. В результате работы алгоритма Муравей передвинет четыре кубика(КЛДТ) на три клетки вверх, в результате получится слово ДОМ.

Ответ. 3

39. Задание 6 № 802

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y), в точку с координатами (x+a, y+b). Если числа a, bположительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные — уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (1, 3), то команда Сместиться на (0, –3) переместит Чертёжника в точку (1, 0).

 

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 Команда3

Конец

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.

 

Сместиться на (3, 2)

Повтори 3 раз

Сместиться на (1, –1) Сместиться на (2, –3) Сместиться на (4, 0)

Конец

Какая из приведённых ниже команд перемещает в Чертёжника в ту же точку, что и данный алгоритм?

 

1) Сместиться на (–21, 12)

2) Сместиться на (21, –12)

3) Сместиться на (–24, 10)

4) Сместиться на (24, –10)

43. Задание 6 № 885

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y), в точку с координатами (x+a, y+b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные — уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (1, 1), то команда Сместиться на (–2, 4) переместит его в точку (–1, 5).

 

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 Команда3

Конец

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Сместиться на (–3, 1)

Повтори 2 раз

Сместиться на (1, 1) Сместиться на (−3, 2) Сместиться на (0, −4)

Конец

Какую единственную команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?

 

1) Сместиться на (–7,–1)

2) Сместиться на (7, 1)

3) Сместиться на (–4,–2)

4) Сместиться на (4, 2)

47. Задание 6 № 1017

Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует две команды: Вперёд n (где n — целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения; Направо m (где m — целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. Запись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.

При выполнении какого из перечисленных ниже алгоритмов на экране появился правильный треугольник?

 

1) Повтори 3 [Вперёд 50 Направо 20 Направо 25]

2) Повтори 3 [Вперёд 50 Направо 100 Направо 20]

3) Повтори 6 [Вперёд 50 Направо 10 Направо 20]

4) Повтори 6 [Вперёд 50 Направо 20 Направо 40]

Задание 10

15. Задание 10 № 290

В таблице Dat хранятся данные о количестве сделанных заданий учениками (Dat[1] заданий сделал первый ученик, Dat[2] — второй и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.

 

Паскаль

Var k, m, n: integer;

Dat: array[1...10] of integer;

Begin

Dat[1] := 7;

Dat[2] := 9;

Dat[3] := 10;

Dat[4] := 5;

Dat[5] := 6;

Dat[6] := 7;

Dat[7] := 9;

Dat[8] := 8;

Dat[9] := 6;

Dat[10] := 9;

m := 10; n: = 0;

for k := 1 to 10 do

if Dat[k] < m then

begin

m := Dat[k];

n := k

end;

writeln(n);

End.

k

m

n

Dat[k]

Dat[k] < m

10

0

1

7

1

7

Да

2

9

Нет

3

10

Нет

4

5

4

5

Да

5

6

Нет

6

7

Нет

7

9

Нет

8

8

Нет

9

6

Нет

10

9

Нет

Ответ: 4


4. Задание 10 № 70

В таблице Dat хранятся данные измерений среднесуточной температуры за 10 дней в градусах (Dat[1] — данные за первый день, Dat[2] — за второй и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.

 

Алгоритмический язык

Бейсик

Паскаль

алг

нач

целтаб Dat[1:10]

цел к, m

Dat[1] := 12

Dat[2] := 15

Dat[3] := 17

Dat[4] := 15

Dat[5] := 14

Dat[6] := 12

Dat[7] := 10

Dat[8] := 13

Dat[9] := 14

Dat[10] := 15

m := 0

нц для к от 1 до 10

если Dat[к] > 12 то

m : = m + 1

все

КЦ

вывод m

КОН

DIM Dat(10) AS INTEGER

DIM k,m AS INTEGER

Dat(1) = 12: Dat(2) = 15

Dat(3) = 17: Dat(4) = 15

Dat(5) = 14: Dat(6) = 12

Dat(7) = 10: Dat(8) = 13

Dat(9) = 14: Dat(10) = 15

m = 0

FOR k := 1 TO 10

IF Dat(k) > 12 THEN

m = m + 1

ENDIF

NEXT k

PRINT m

Var k, m: integer;

Dat: array[1..10] of integer;

Begin

Dat[1] := 12; Dat[2] := 15;

Dat[3] := 17; Dat[4] := 15;

Dat[5] := 14; Dat[6] := 12;

Dat[7] := 10; Dat[8] := 13;

Dat[9] := 14; Dat[10] := 15;

m := 0;

for k := 1 to 10 do

if Dat[k] > 12 then

begin

m := m + 1

end;

writeln(m);

End.

Задание 15.

6. Задание 15 № 115

Файл размером 80 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 2048 бит в секунду. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 768 бит в секунду. В ответе укажите одно число — размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.

Задание 16

7. Задание 16 № 136

Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то удаляется первый символ цепочки, а если чётна, то в начало цепочки добавляется символ Г. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.

Например, если исходной была цепочка РУКА, то результатом работы алгоритма будет цепочка ДСФЛБ, а если исходной была цепочка СОН, то результатом работы алгоритма будет цепочка ПО.

Дана цепочка символов РОГ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.

Задания Высокого уровня.(19)

2. Задание 19 № 39

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:

 

A

B

C

D

1

округ

фамилия

предмет

балл

2

C

Ученик 1

обществознание

246

3

В

Ученик 2

немецкий язык

530

4

Ю

Ученик 3

русский язык

576

5

СВ

Ученик 4

обществознание

304

 

В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.

 

Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

1. Сколько учеников в Северо-Восточном округе (СВ) выбрали в качестве любимого предмета математику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.

2. Каков средний тестовый балл у учеников Южного округа (Ю)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

Решение через фильтры:

  1. Выделить заголовок таблицы: Данные/фильтр. Профильтровать по (СВ);Профильтровать по (математика); Подсчитать количество оставшихся строк (17).
  2. Профильтровать по (Ю); Скопировать оставшиеся ячейки под таблицу. Выделить ячейки и подсчитать СРЗНАЧ данных ячеек  (525,70).

Решение через формулы:

1. Запишем в ячейку Е2 следующую формулу =ЕСЛИ(A2="СВ";C2;0) и скопируем ее в диапазон Е3:Е1001. В таком случае, в ячейку столбца Е будет записываться название предмета, если ученик из Северо-Восточного округа и «0», если это не так. Применив операцию =ЕСЛИ(Е2="математика";1;0), получим столбец(F) с единицами и нулями. Далее, используем операцию =СУММ(F2:F1001). Получим количество учеников, которые считают своим любимым предметом математику. Таких учеников 17.

2. Для ответа на второй вопрос используем операцию «ЕСЛИ». Запишем в ячейку G2 следующее выражение: =ЕСЛИ(A2="Ю";D2;””), в результате применения данной операции к диапазону ячеек G2:G1001, получим столбец, в котором записаны баллы только учеников Южного округа. Перейти в ячейку H3 и применить формулу: СРЗНАЧ(G2:G1001).

 

Ответ: 1) 17; 2) 525,70.

Задание 20.

Выполните задание.

https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=723https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=724

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её левого конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно выше горизонтальной стены и правее вертикальной стены. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к олимпиаде. Чтение (задания базового, повышенного и высокого уровней).

Задания по чтению могут быть использованы как уч-ся на ступени средней школы (задания базового уровня), так и старшеклассниками, в том числе в рамках подготовки ГИА И ЕГЭ....

Программа элективного курса в 10 классе "Методы и способы решения заданий ЕГЭ по математике высокого уровня сложности"

Формальная цель данного элективного курса - подготовить  учащихся средней школы к сдаче ЕГЭ  и продолжению  образования в вузах, где дисциплины математического цикла относятся к числу в...

Методика решения заданий ЕГЭ по информатике высокого уровня сложности (В15)

Разбор заданий В15. Системы логических уравнений....

Тема самообразования: «Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».

Цели и задачиЦель: создание системы работы учителя для повышения качества подготовки учащихся по русскому языку к сдаче ОГЭ и ЕГЭЗадачи:1) сформировать представление о формате и структуре ЕГЭ, об...

Решение заданий ЕГЭ по физике высокого уровня сложности

Решение заданий ЕГЭ по физике высокого уровня требует от обучающихся множества навыков...